22 ноября 2009
Обновлено 17.05.2023

Его «Аватар». Интервью с Джеймсом Кэмероном

Его «Аватар». Интервью с Джеймсом Кэмероном - изображение обложка

Совсем скоро на экраны выходит стереоскопический фильм Джеймса Кэмерона, работы над которым ведутся вот уже 14 лет, — там есть синие хвостатые гуманоиды, инвалид-морпех, светящиеся джунгли, потрясающий воздушный бой… Впрочем, вы, наверное, побежали заказывать билет уже на словах «фильм Джеймса Кэмерона». Именно с ним мы сегодня и побеседуем

С каждым новым бездарным сиквелом « Терминатора » и неудачным фильмом с участием Чужих мы все острее ощущаем, как современному кинематографу не хватает Джеймса Кэмерона. Мало того что Кэмерон молчит вот уже 12 лет, так перед уходом он еще и снял « Правдивую ложь » и « Титаник », в которых нет ни одного пришельца или человекоподобного робота! А получив режиссерский «Оскар» за «Титаника», Кэмерон так увлекся глубоководными экспедициями, что снимал только документальные фильмы о затонувших крейсерах и обитателях мирового океана, опять-таки отличающиеся преступным отсутствием киборгов и ксеноморфов.

И вот, наконец, 17 декабря на экраны, в том числе и российские, выходит « Аватар ». И как-то даже не верится, что Кэмерон все-таки снял новый фильм, действие которого разворачивается в далеком будущем на чужой планете и который минимум на половину состоит из грандиозного дефматча с использованием футуристических вертолетов, экзоскелетов и летающих инопланетных крокодилов.

Боевая экология

Кэмерон — первый (и, вполне возможно, последний) режиссер, который понял, что умело сделанный блокбастер может не только развлечь, но и заставить зрителей задуматься над серьезнейшими философскими вопросами. « Чужие » — не просто боевик о пришельцах и космических десантниках, а достаточно трагическая история о том, как представители двух принципиально различных цивилизаций неспособны понять друг друга, но зато вполне способны убить.

Первый «Терминатор» — один из лучших фильмов о путешествиях во времени, и Кайл Риз — самый лучший обреченный путешественник. Второй «Терминатор» — вовсе не о роботах-убийцах, а о том, как трудно быть человеком (идея предельно лаконично выражена в не вошедшей в прокатную версию фильма сцене, где Сара Коннор хочет разбить чип Т-800 молотком, а Джон закрывает чип рукой).

Многие персонажи и элементы «Аватара» архетипично кэмероновские. Парализованный морской пехотинец Джейк Салли (Сэм Уортингтон) — настоящий кэмероновский герой, человек будущего, прикованный к инвалидной коляске. Джейка вербует классическая кэмероновская Корпорация (главным представителем которой, судя по последнему трейлеру, является Джованни Рибизи, до жути похожий на Картера Берка из «Чужих»).

Корпорация намеревается разобрать на полезные ископаемые планету Пандору, населенную синими трехметровыми хвостатыми гуманоидами на’ви. Пандора для жизни людей непригодна, и в качестве разведчиков используются специально выведенные аватары-на’ви, дистанционно управляемые людьми-добровольцами.

Одним из этих добровольцев становится Джейк, другим — ученая-ботаник Грэйс Августин (крашенная в рыжий цвет Сигурни Уивер). На разведке Джейк близко знакомится с флорой и фауной Пандоры, влюбляется в местную жительницу Нейтири (Зои Салдана) и в конце концов выступает на стороне на’ви против людей…

«Идеи, заложенные в фильм, нашли живейший отклик в моей душе, — говорит Кэмерон, — и, по-моему, эти идеи должны всколыхнуть современное общество. «Аватар» нужен нам. Не то чтобы я думал, что кино обязано быть образовательно-назидательным или пропагандировать какие-то взгляды. Но индустрии развлечений не следует быть пустышкой. Она должна спрашивать зрителя, в каких он отношениях с окружающими, с природой. Наше время — это время дефицита внимания к природе. И поэтому я решил сделать «Аватар».

Недостаток внимания к природе — это один из исследуемых в «Аватаре» вопросов: там светящиеся джунгли Пандоры безжалостно уничтожаются футуристическими бульдозерами.

Что до отношений с окружающими — конечно, в фильме на научно-фантастическом примере показывается, что бывает, когда более развитая цивилизация встречает менее развитую. В худшем случае — геноцид, в лучшем — грандиозная битва, где на стороне дикарей знание местности и туземные ноу-хау, а на стороне вторгшихся завоевателей — передовые военные технологии.

«Последняя битва в «Аватаре» невероятна. Я, по крайней мере, никогда ничего подобного не делал. И она целиком происходит на Пандоре! На земле и в воздухе, там и инопланетная кавалерия, и рукопашный бой… безумие полное! — смеется Джеймс. — Никогда не прикладывал руку к чему-то столь же масштабному. Эта битва — как самостоятельный мини-фильм».

Еще не время

«Мне хотелось создать кино, которое я сам, будучи маленьким, полюбил бы. Историю другой планеты. Затерянного, несуществующего уголка. Страны моего воображения. В итоге сценарий «Аватара» написался сам собой всего за две недели».

Первый восьмидесятистраничный вариант «Аватара» появился в 1995 году, утек в интернет и примерно до 2006 года свободно лежал на всех тематических сайтах. «Но отдельные фрагменты сценария существовали и раньше — светящийся лес, например, или вертолеты с экзоскелетами… В готовый проект все срослось очень быстро. Больше всего мне хотелось показать сложную инопланетную экосистему с интересными формами жизни — причем такими, каких зритель еще не видывал. Хотелось фотореалистичных компьютерных персонажей с человеческой мимикой, чтобы они казались абсолютно реальными! Задача была одновременно интересная и пугающая…»

В 1995 году не существовало компьютерных технологий, способных создать придуманную Кэмероном Пандору на экране. Специалисты по визуальным эффектам просто не сумели бы вытянуть компьютерную графику на требуемый уровень — не важно, сколько денег бы на это потратили. Кэмерон решил ждать, пока спецэффекты не дорастут до планеты его воображения, — и отложил сценарий в сторону до массового появления на экранах горлумов, халков и кинг-конгов.

Наконец, время пришло. Производственный процесс запустили четыре года назад. Он оказался нечеловечески трудным. Кэмерон признался нам, что перед съемочной группой чуть ли не каждый день вставали проблемы, казавшиеся неразрешимыми… и временами он думал, что «Аватар» так и не будет снят. «Нам приходилось останавливаться в разгар съемочного дня, садиться за стол прямо в костюмах посреди декораций и ломать голову, как снимать дальше. Мы на ходу выдумывали новые кинотермины, потому что названий для того, чем мы занимались, просто не существовало».

Кэмерон снимал весь фильм в стереоформате, используя систему цифровых камер собственного изобретения. Он же придумал концепцию виртуальной камеры: если раньше актеров снимали на фоне одноцветного экрана, а потом добавляли в кадр компьютерный задник и спецэффекты, то Кэмерон через виртуальную камеру наблюдал на месте живых актеров и статичного фона цифровых на’ви в цифровых декорациях. И вообще, процесс больше походил на создание игровых роликов на игровом движке, чем на классическую киносъемку.

Наконец, Кэмерон пользовался новой технологией оцифровки мимики актеров (специальными шапочками с закрепленными на них камерами). И актеров для оцифровки он выбирал долго и мучительно… C Сигурни Уивер Кэмерон был знаком еще с «Чужих», а вот Уортингтон поначалу не был известен никому за пределами родной Австралии. «Мы с ним сразу друг другу понравились — даром что акцент у Сэма был просто ужасный! Я быстро понял, что он идеально подходит на роль Джейка, но нам пришлось убеждать в этом всю студию. Сэм много работал с репетитором, избавился от акцента, мы сняли с ним пробу, и эта проба заставила «Двадцатый Век Фокс» согласиться».

Эффект глубины

Вполне возможно, что в плане задействованных технологий «Аватар» выведет мировой кинематограф на новую ступень развития. «Мне кажется, сейчас происходит революция в мире стереокино, — говорит Кэмерон, — и «Аватар» станет частью этой революции. Мой фильм даже в чем-то уникален — это смесь живого кино и компьютерной, за неимением лучшего слова, анимации».

Кэмерон считает, что живое стереокино в Голливуде едва дышит и нынешний стереоскопический ренессанс — заслуга анимационных студий Pixar и DreamWorks. «Не хочу сказать, что стереофильмы хуже стереомультфильмов — просто они выходят редко и у них куда меньшие бюджеты. Настоящего стереофильма-блокбастера еще не было, и «Аватар» станет первым экспериментом такого рода». По словам Кэмерона, постпродакшн «Аватара» занял куда больше времени, чем планировалось: «К примеру, первые 62 дня этого года мы работали по 16 часов в день без перерывов и выходных. Фильм поглощал все мое свободное время».

Снять «Аватара» Кэмерону удалось во многом благодаря глубоководным экспедициям. «Сам процесс работы с роботами-ныряльщиками мало похож на съемки кино. Но и в том, и в другом деле нужно умение собрать талантливую команду и управлять ею невзирая на трудности. Как у режиссера у меня это раньше не очень получалось… После морских экспедиций дела пошли гораздо лучше. Кроме того, съемки в океане приучили меня к железной дисциплине. Не думаю, что я сумел бы снять «Аватара», если бы не вся эта подготовка». Так что можете сколько угодно недолюбливать документальные фильмы « Призраки бездны: «Титаник » и « Экспедиция «Бисмарк» и считать их профанацией кэмероновского таланта, — но без них мы никогда не увидели бы Пандору.

Все как наяву

Фильм на шестьдесят процентов состоит из компьютерной анимации — на оцифровку лишь одного кадра у съемочной группы уходило до ста часов. Разработчики James Cameron’s Avatar: The Game совершенно точно не тратили столько времени на каждый кадр, но у них тоже получилось зрелищно. Представьте, как заиграют эти джунгли и эти водопады, когда вы наденете 3D-очки!

* * *

«Двадцатый Век Фокс» ждет от «Аватара» астрономических кассовых сборов (бюджет у фильма — более $300 млн; если он будет успешным в коммерческом плане, Кэмерон снимет трилогию), простой зритель — зрелища, способного затмить собой «Титаник», «Чужих» и обоих «Терминаторов», вместе взятых. Зритель-игрок помнит еще и про разрабатываемую Ubisoft одноименную игру, стереорежим в которой, впрочем, требует 120-герцевого телевизора или монитора и, следовательно, будет доступен лишь немногим избранным.

Сам Кэмерон счастлив, что в современном Голливуде ему удалось снять за такие деньги кино, которое не основано на книге, комиксе или другом фильме. А лично нам нравится это почти уже забытое ощущение: мы стоим на пороге кинособытия. Не важно, насколько успешным окажется «Аватар», как на него среагируют зрители и критики, — главное, что после кинематограф уже никогда не будет прежним.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь