18 декабря 2009Игры в разработке
Обновлено 17.05.2023

Метро 2033

Метро 2033 - изображение обложка

Ситуация с « Метро 2033 » очень схожа с той, что сложилась вокруг Red Orchestra: Heroes of Stalingrad. Идеологические подробности мы подробно расписали в двух прошлых превью, но насколько это все интересно, до сих пор было неясно. У Red Orchestra был солидный кредит доверия (потому что первая часть была отличной), а вот то, что «Метро 2033» — приличный шутер, оказалось чуть ли не главным сюрпризом «ИгроМира».

Будьте взаимно вежливы

Максимально емко «Метро 2033» характеризует фраза, которую Линар Феткулов обронил после того, как мы провели наедине с игрой два часа: «Чистый S.T.A.L.K.E.R. на рельсах». Во-первых, потому что это рельсовый шутер, по механике напоминающий любую Call of Duty. Во-вторых, потому что тут действительно есть рельсы. И шпалы: большая часть игры проходит в том самом метро.

Впрочем, тот кусочек, что нам удалось попробовать, начинался как раз с вылазки на воздух, где на героев напали крылатые твари — демоны. После небольшой бойни экран потухает, появляется надпись: «Несколько дней назад», а дальше — большой флэшбек.

Судя по тому, что мы успели увидеть в демо, игра довольно строго следует событиям книги. После техногенной катастрофы остатки населения Москвы живут на станциях метро. Люди уже привыкли сражаться с мутантами (и друг с другом), но неожиданно появилась новая опасность. Монстры-псионики, загадочные Черные, разрушают разум выживших. Житель станции «ВДНХ», юноша Артем, отправляется в путешествие, чтобы спасти родную станцию от массовой суицидальной депрессии.

Прямо как в книге: Артем беседует с товарищами на «ВДНХ», переживает нападение мутантов и следует на юг по туннелю на ручной дрезине. Дальше загадочный тип просит сопроводить его до места, скрытого за аномалиями (у Артема к ним иммунитет), а потом берет с собой на поверхность. Важная деталь — на улице без противогаза делать нечего, воздух заражен!

Ничего, казалось бы, особенного, у нас на таком материале принято делать какой-нибудь « Параграф 78 », но в 4A Games каждую секунду игры насытили интересными микрособытиями. Артем сидит в темной комнатушке, обсуждает с друзьями бытовые вопросы, а тут из вентиляции начинают выпрыгивать какие-то твари. Или уже через несколько минут мы неожиданно встречаем бандитов в ржавых, казалось бы безлюдных, подземных конструкциях. Или вот мы едем в туннеле, а нас нагоняют монстры. Артем падает с дрезины, отстреливается и ползет до рельсового тупика, а там…

« А там уже спешили, расчехляли какой-то внушительный агрегат на своем посту. Был это огнемет объемного пламени, собранный, наверное, местными умельцами из найденных частей, полукустарный, но невероятно мощный. <…> Ревущее оранжевое пламя заполнило туннель на десятки метров вперед, и жгло, жгло…»

Трудно поверить, но в некоторых моментах 4A Games работают с идеями Дмитрия Глуховского куда лучше него самого! Там, где у автора был скупой описательный абзац, у игры — какие-то импровизированные кухни, бары в бывших помещениях для персонала метрополитена, бараки, где женщины-сплетницы бесстыдно обсуждают своих мужчин. В книге кое-что из этого это, конечно, было, но 4A пришлось дофантазировать еще множество вещей самостоятельно, и разработчикам удалось воплотить новые образы в мельчайших подробностях. Достаточно попасть в уголок к местному оружейному барону — и вы гарантированно залипните у прилавка минут на пять, разглядывая аккуратно разложенные стволы, патроны, какие-то схемы, рисунки и бог знает что еще.

Подземка великолепна. Каждый элемент жилья выживших, каждая заклепка на гермоворотах — все старательно, вдумчиво прорисовано. Отдельного упоминания заслуживает вскользь упомянутый в книге загон со свиньями. До чего же они омерзительны (это, если что, похвала разработчикам)! Холеные, осоловевшие боровы, похрюкивая, валяются в грязи, явно не сожалея об апокалипсисе. Они в центре внимания всей станции — без них нечего будет есть…

Поезд дальше не идет

Когда демоверсия заканчивается, с удивлением обнаруживаешь, что претензий к «Метро 2033» накопилось совсем немного. Первое, что бросается в глаза, — в игре какая-то беда с оружием. Пока радует только пистолет: с замедлением реагирует на резкие повороты героя, грохочет как надо, хорошо анимирован — в общем, чувствуется, что действительно держишь в руках опасное оружие. А вот с автоматами проблемы. Сделаны они на уровне какого-нибудь Postal 2 , ощущения — словно стреляешь из пластиковой игрушки. Авторы, впрочем, заверили, что оружие они доводят до ума, а пистолет — как раз одна из последних работ.

Вторая неприятность — не совсем понятно, насколько в «Метро 2033» интересно сражаться с людьми. В демке мы увидели только перестрелки в шахте, там схватка с бандитами не очень-то затягивала — AI сбоит, да и территории тесноваты. Как нам сообщили в 4A, стычки между выжившими будут и на поверхности, но искусственный интеллект останется прежним. Разница только в том, что на свежем воздухе враги будут занимать позиции подальше от героя.

Впрочем, все эти претензии могут испариться к релизу, а вот в чем «Метро 2033» действительно дает сбой, так это в устройстве уровней. К постановке у нас вопрос нет, но геймдизайнеры, похоже, еще не совсем понимают, как именно надо расставлять врагов, в какой последовательности бросать их на героя и как акцентировать внимание на противниках, чтобы это было интересно. В игре можно бежать по туннелю и внезапно умереть от случайного выстрела, последовавшего непонятно откуда. Но даже при всех этих недочетах стрелять в «Метро 2033» интереснее, чем в любом отечественном шутере.

* * *

«Метро 2033» — доходчивый ответ на вопрос, что было бы со «Сталкером», если бы он не начал вдруг трескаться от груды амбиций и появился бы на свет насыщенным постановочным экшеном. GSC только с третьей попытки смогли грамотно настроить свой мир, AI и квесты. У игры 4A вместо всего этого — цепкая постапокалиптическая постановка. Осталось только довести до нормы кое-какие привычные шутерные показатели. Тут мы, конечно, очень надеемся на западного издателя THQ. Если у «Метро 2033» все получится, компания станет монополистом в жанре «славянский шутер про радиацию».


Будем ждать? S.T.A.L.K.E.R. в придуманной Дмитрием Глуховским вселенной, у которого вырезали все RPG-амбиции и добавили компетентного линейного шутера.

Процент готовности : 80%

[[BREAK]] Дорогая моя столица

Не секрет, что одна из главных особенностей книги — постоянное чувство чего-то знакомого, близкого. Читатель вместе с Артемом обдумывает, как быстрее попасть с «ВДНХ» на «Сухаревскую»; вспоминает, как душно бывает в метро и как неуютно светят лампы; заново переживает момент, когда он сам впервые увидел скульптуры партизан на станции «Белорусская». Естественно, игра буквально напичкана узнаваемыми местами и знакомыми ситуациями. Чтобы передать то, как трепетно 4A Games обращаются с исходным материалом, мы покажем вам несколько станций из игры. Сравните их с реальными образцами.

Санитары подземелий

Некоторых монстров 4A Games тщательно скопировали из книги. Приведенные ниже скриншоты вполне могли бы стать отличными иллюстрациями для оригинального романа

Черный

«…зажигают прожектор — и странные, бредовые черные силуэты становятся видны в его луче. Нагие, с черной лоснящейся кожей, с огромными глазами и провалами ртов… Мерно шагающие вперед, на укрепления, на людей, на смерть, в полный рост, не сгибаясь, все ближе и ближе… Три… Пять… Восемь тварей… И самый ближний вдруг задирает голову и испускает прежний заупокойный вой…»

Библиотекарь

«…а за спиной у него, наполовину сливаясь с мраком, пряталась серая сгорбленная фигура. Длинная, поросшая жесткой серебристой шерстью костлявая рука — не лапа, а именно рука, но с мощными загнутыми когтями, — задумчиво перекатывала оброненный и лежащий в полуметре от Данилы фонарь. Вторая была погружена в его распоротый живот…»

Демон

«Фары грузовика вспыхнули и погасли несколько раз, и Артем собрался выходить, но не успел: сверху стремительно спикировали одна за другой две огромные черные тени. Первая схватила когтями за крышу и попыталась поднять вверх, но такая ноша была ей не по силам. Приподняв кузов машины на полметра от земли, чудище оторвало обе трубы, недовольно крикнуло и бросило их вниз. Вторая тварь с визгом ударила автомобиль сбоку, рассчитывая перевернуть его…»

Из того, что было

Легким движением руки проржавевший вагон метро превращается… в элегантную винтовку!

1 — Ствол

Подходит любая трубка от гидросистемы вагона; баллон взят от воздушной системы того же вагона; оттуда же манометр, показывающий уровень давления. «Тихарь», как мы знаем, нужно постоянно «подкачивать».

2 — Боеприпасы

Пятнадцатимиллиметровые шарики от подшипников все того же вагона. Если накачать насос до предела, этим шариком можно будет убить врага с одного выстрела. Главное — целиться в не защищенные броней части тела.

3 — Приклад

Приклад с системой гашения отдачи. Сделан по типу автомобильного амортизатора из подручных деталей (поршней и пружин от вагонов и автомобилей). Рукоять, очевидно, позаимствована у сталкерского «винтореза».

4 — Система подкачки

Насос высокого давления — технически самая сложная часть. Сборный элемент: тут и детали автомобилей и вагонов, и кто знает что еще. Ручка — любая железка, обмотанная изолентой.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь