18 декабря 2009
Обновлено 17.05.2023

Ночь бойца

Ночь бойца - изображение обложка

Жанр: дурацкий русский хоррор

Режиссер: Душан Глигоров

Сценарий: Алексей Колмогоров, Аметхан Магомедов

В главных ролях: Анастасия Пронина, Евгений Цыганов, Нина Русланова, Алексей Панин, Владимир Стеклов, Сергей Чугин

Бюджет: $10 млн

К компьютерным играм как таковым фильм « Ночь бойца » не имеет особого отношения. Это заурядная криминальная история про девочку на роликах (Анастасия Пронина), ее бабушку (Нина Русланова), бойфренда-сисадмина (Сергей Чугин), дурака-охранника (Алексей Панин), отсидевшего 15 лет директора кондитерской фабрики (Владимир Стеклов) и чемодан с двумя миллионами долларов. Необычен разве что сеттинг: вся охота за миллионами происходит в помещениях заброшенной фабрики практически напротив Кремля (соседство обыграно в сюжете), так что в фильме много ленивых панорам Берсеневской набережной и видов московского центра.

Из интересующих нас примет времени показаны компьютерный клуб и усредненный шутер от первого лица с RPG-элементами, в котором главная героиня Лиза увлеченно расстреливает заложников. К играм создатели фильма (как, впрочем, и все остальные кинематографисты) относятся брезгливо-настороженно, как будто это не неотъемлемая часть окружающей действительности, а маргинальное сверхжестокое развлечение для аморальных подростков. Шутеры разрушительно воздействуют на хрупкую подростковую психику: заставляют школьниц кататься на роликах по пустынным кондитерским цехам, палить по лампам из украденного пистолета Макарова и вообще пропагандируют безнаказанность и вседозволенность.

Открывающие титры стилизованы под загрузочный экран и окно генерации персонажей — в расчете на тех самых аморальных подростков, которые в свободное от расстрела заложников время составляют основную аудиторию российских кинотеатров. Зря, кстати: в сентябре «Ночь бойца», появившаяся сейчас на DVD, оказалась на десятом месте в топе кассовых сборов и собрала в прокате порядка двухсот тысяч долларов. Могли бы и не мучиться с приметами времени и стилизацией…

Ближе к середине фильма из люка в полу кондитерского цеха вылезает волосатый гражданин (Евгений Цыганов) и начинает убивать участников криминальной драмы при помощи кирки и бензопилы. Название фильма и пресс-релизы всячески намекают, что перед нами — оживший герой компьютерной игры. На самом деле злодей никак сюжетно не связан с шутером, а в его облике нет ничего кибернетического. Это самое обычное воплощение инфернальных сил, которое трудно принимать всерьез, потому что герои фильма не стесняются называть его Дьяволом (с большой буквы).

«Ночь бойца» могла бы стать здоровым слэшером — если бы режиссер и сценаристы имели хотя бы минимальную предрасположенность к хоррору и не стремились при каждом удобном случае поиздеваться над малознакомым жанром. Вместо приличных убийств нам демонстрируют либо дурные сюрреалистические этюды (стробоскопическое расчленение бензопилой), либо комедийные сценки, убивающие робкие зачатки саспенса. Подававшая надежды сцена удушения превращается в битву пыхтящих пенсионеров, убитые герои оживают, живые немотивированно становятся безмозглыми зомби, и единственной жертвой открытой экранной расправы оказывается ни в чем не повинный «Макбук». Вместо того чтобы охотиться на уцелевших, главный злодей выступает со сцены в традициях детского утренника…

Все проблемы современного российского жанрового кинематографа в «Ночи бойца» налицо. Нормальные криминальные триллеры мы снимать не хотим, потому что скучно, а нормальные фильмы ужасов не можем, потому что получается все равно не страшно. Остается универсальный ярлык черной комедии, для которой в «Ночь бойца» не добрали запоминающихся диалогов и собственно юмора (это далеко не « Изображая жертву » и даже не « Ночной продавец »). Добавьте сюда религиозные претензии (Дьявол напротив храма Христа Спасителя) — и на выходе получится на редкость невразумительное кино. Наверное, следовало бы не издеваться, а поучиться у западных фильмов-прототипов. Не случайно в двух самых запоминающихся сценах «Ночи бойца» без труда опознаются « Крепкий орешек » и финчеровская « Комната страха », а концовка ненавязчиво позаимствована из « Леона ».

Оценка: 2/5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь