29 января 2010
Обновлено 17.05.2023

Runaway: A Twist of Fate

Runaway: A Twist of Fate - изображение обложка

Серия Runaway зародилась в 2002 году, в трудные для квестов времена, когда жанр отчаянно нуждался в новых героях: одних уже не было, другие еще не появились на свет, а третьи готовились к тому, чтобы через пару лет превратиться в печальных пошлых клоунов (см. новые Leisure Suit Larry ).

У молодых испанцев из Pendulo Studios не было ни опыта, ни денег (после выпуска первой части они на какое-то время даже закрылись), ни многолетнего опыта. Наверное, именно из-за этого Runaway: A Road Adventure получилась очень неровным произведением: у пазлов были проблемы с логикой, а у сценария — аритмия. Местами сюжет откровенно провисал, местами вгонял в ступор банальными или надуманными ситуациями. Но здесь было главное: герои, харизма и энергия которых могла питать несколько подстанций в замерзшем Петербурге, и дух классического двухмерного приключения, яркого и немного сумасбродного.

Именно испанцы дерзнули подхватить выпавшее из рук LucasArts знамя и понесли его дальше, пусть и с видимым трудом. За это им можно было простить многое, в том числе и полное повторение собственных ошибок, случившееся спустя пять лет в Runaway 2: The Dream of the Turtle.

Сегодня общая ситуация в жанре изменилась: в год, когда на сцену триумфально вернулся Гайбраш Трипвуд, его нареченный младший брат Брайан Баско просто не мог позволить себе ударить в грязь лицом. И потому из Twist of Fate получилась, пожалуй, идеальная Runaway, в которой поразительно живучие Pendulo Studios, наконец, провели полноценную работу над ошибками.

Жизнь после смерти

Брайан Баско брал от жизни все, а потом громко требовал добавки. В первых двух частях Runaway подающий надежды студент-физик успел следующее: сбить на машине роскошную стриптизершу Джину, влюбиться в нее, встретиться с бандой трансвеститов, обвести вокруг носа итальянскую мафию, сбежать в тропический рай вместе с любимой и чемоданом наличных, попасть в авиакатастрофу, потерять Джину в каком-то озере, очутиться в джунглях в компании лемура-алкоголика, влипнуть в запутанную историю с участием военных, мафии и инопланетян… Логика подсказывает, что такой образ жизни рано или поздно доводит либо до могилы, либо до психбольницы. Но Брайан и в этом случае не стал размениваться по мелочам: до могилы его довели уже в психбольнице.

В отличие от первой серии, Runaway 2 закончилась туманным образом и оставила многочисленные вопросы без ответов. Правда оказалась шокирующей: Брайан Баско был обвинен в убийстве высокопоставленного военного, отправлен в специализированную клинику для людей с «особыми нуждами», где и погиб при попытке совершить побег. Поэтому третья часть Runaway начинается демонстрацией надгробной плиты с выбитым на ней ФИО Брайана и датой его смерти. И тут же второе потрясение: впервые в истории серии мы управляем Джиной, специально приехавшей на похороны Баско. Шок, слезы, несколько впечатлительных девиц пачкают надгробие своей помадой. Авторам этого мало: после того, как гроб засыпали землей, Джина получает SMS прямо из могилы. Девицы теряют сознание, а подруга Баско, взяв себя в руки, начинает осваивать профессию гробокопательницы…

Так был ли труп? И чей? Сюжет в третьей части сначала ставит вопросы, а потом постепенно дает на них ответы, возвращая игроков в прошлое. Едва ли не половина игры проходит во флэшбеках, действие постоянно переключается между героями и временными отрезками: в настоящем мы управляем Джиной и ищем доказательства невиновности Брайана в убийстве, в прошлом играем за самого Баско в доме скорби, организуем побег и находим долгожданные ответы на многие неудобные вопросы.

В какой-то момент движение времени, наконец, нормализуется, но чехарда с героями продолжается практически до финальных титров. Мы даже сможем поуправлять личным доктором Брайана: он общается с местным шерифом и ждет звонка от Джины, на которую, в свою очередь, можно переключиться в любой момент времени.

Такая форма подачи пошла игре на пользу: Twist of Fate проходится на одном дыхании, от провисаний сценария не осталось и следа. Авторы больше не пытаются свалить в одну кучу все и сразу (инопланетяне и военные мелькают где-то на заднем плане), не отвлекаются по мелочам, а потому история выглядит законченной, ясной. Она воспринимается как один из комедийных фильмов Люка Бессона: здесь много экшена, есть убийства и мафия (одного из мафиози, кстати, зовут Васаби), но на первом месте — ирония, юмор и уморительные персонажи.

Последних в Twist of Fate целый взвод. Тут есть помешанный на Элвисе охранник лечебницы: даже о таблетках и больничном режиме он говорит с таким характерным для короля бархатным содроганием в голосе, что слушать его без смеха невозможно. Есть псих, который сидит перед столом для настольного тенниса и воображает, что едет в Калифорнию за рулем своего авто. При попытке пообщаться с ним Брайан резонно замечает, что он не может говорить с человеком, который несется в машине на огромной скорости. Другой пациент, предположительно, страдает синдромом Туретта и готов обложить отборным матом любую предложенную ему тему. Уже после финальных титров он в самых нелестных словах высказывается о том, что думает по поводу самой Runaway, ее авторов, диалогов и музыки.

Ну а киноманам разработчики по ходу игры подмигивают примерно раз двести. Испанцы делали это и в первых двух частях серии (трио трансвеститов из первой части — это, конечно же, отсылка к оскароносному фильму «Приключения Присциллы, королевы пустыни»), но в Twist of Fate уже открыто — и подчас довольно остроумно — корчат рожи кинематографу. В лечебнице один из пациентов, мим, минут десять реального времени разыгрывает зарисовки, в которых мы должны узнать сцены из самых разных фильмов — от старых работ Мэрилин Монро до «Лихорадки субботней ночи» и «Криминального чтива». Потом мы встретим некогда успешного сценариста, а ныне бомжа: он подворовывает чужие идеи, и среди прочего ему можно предложить снять LEGO-ремейк «Гражданина Кейна». Наконец, здесь есть ресторан для актеров, там работает официант, который очень убедительно строит из себя легендарного Граучо, одного из участников комической труппы братьев Маркс.

Знакомые все лица

При создании Runaway: А Twist of Fate авторы явно использовали образы некоторых известных актеров.

Испанская логика

Игровой процесс не изменился. Испанцы верны себе: пазлов в стиле Myst и прочего занудства тут нет. Все строится на диалогах и манипуляциях с предметами, но если вы уже стонете, предчувствуя занудный пиксельхантинг, не спешите — в Twist of Fate авторы существенно облегчили игрокам жизнь. Появилась подсветка активных точек на экране и оригинальная система подсказок, напоминающая работу службы спасения 911. В какой-нибудь другой игре все это мы бы посчитали стремлением слепо следовать моде, но в случае с Runaway такие поправки кажутся оправданными: игрок не вязнет в рутине и жанровых условностях, а целиком концентрируется на захватывающей истории.

Проблем с логикой, характерных для двух предыдущих серий Runaway, тут в разы меньше, хотя, с другой стороны, попадаются какие-то совсем уж неочевидные ситуации — например, трудно догадаться, что ноутбук окажется спрятанным внутрь сапога, который, в свою очередь, лежит на дне колодца. Но даже этому в конечном итоге находится вполне логичное объяснение.

Ну и, конечно, вряд ли стоит лишний раз напоминать, что в пазлах разработчики постоянно шутят, хотя и с переменным успехом. Мы собираем из подручных материалов подтяжки для мима (преподнести их нужно, естественно, в невидимой коробке), общаемся с фанатом телесериала «Санта-Барбара», стрижем ногти и бреем подмышки трупу, натравливаем фаната Чака Берри на фаната Элвиса Пресли и чего еще только не делаем.

* * *

С третьей попытки Pendulo Studios все-таки взяли себя в руки и, похоже, решили, что для них действительно важно в играх. Плюсы (стильная графика, со вкусом подобранная музыка, юмор, харизматичные герои и захватывающая история) выпячены еще больше, а минусы (проблемы с логикой, кондовый пиксельхантинг и провисания сценария) либо исчезли вовсе, либо хорошо замаскированы. В результате — лучшая игра в серии и почетное третье место в общежанровом зачете по итогам ушедшего года. Banana!


Реиграбельностьнет

Классный сюжетда

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8

Графика: 8

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Третья часть игры, которая развлекала нас в то время, пока Сэм, Макс, Гайбраш Трипвуд и прочие были в коме. Оптимистичный квест про наглого студента-физика, на этот раз — с упрощенным пиксельхантингом и почти без проблем с логикой.

Рейтинг «Мании»: 8,0

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь