29 января 2010
Обновлено 17.05.2023

Dark Fall: Lost Souls

Dark Fall: Lost Souls - изображение обложка

Обычно про такие игры, как Dark Fall: Lost Souls , пишут, что играть в них не рекомендуется беременным женщинам, детям и лицам с неуравновешенной психикой. А также тем, кто не хочет слышать, как виртуозно ругается матом его жена, — добавил бы от себя автор этих строк. «Сейчас же ^%$#@ выключи этот @^&*% ужас!» — любезно попросила супруга после того, как ваш покорный слуга, засевший за новый квест Джонатана Боакса, своими вскриками и подпрыгиваниями на стуле все-таки разбудил дочку в три часа ночи. Узнай об этом Боакс, он, безусловно, расплылся бы в счастливой улыбке: именно ради таких моментов он и делает свои игры…

О Боаксе мы писали не раз: этот хмурый англичанин уже много лет создает point & click квесты, в которых умудряется пугать игроков буквально видом пустой комнаты. Вдохновение для своих игр он черпает в родном графстве Корнуолл, на родине короля Артура, волшебника Мерлина и мистических кельтских легенд. Первый раз Боакс до полусмерти напугал нас в 2001 году, когда вышла его дебютная Dark Fall: The Journal. Там он рассказывал жуткую историю, в центре которой оказался привокзальный отель города Довертон, наполненный призраками и тревожными звуками.

Во второй части, Dark Fall: Lights Out , вышедшей в 2004-м, мы покинули Довертон, чтобы расследовать загадочное исчезновение маяка в местечке с не менее английским названием Тревортон. Ну а свежая Lost Souls, третья и, надеемся, не последняя часть сериала, опять рассказывает новую историю. Но разворачивается она в месте, куда мы меньше всего хотели бы вернуться, по крайней мере без роты священников: в том самом зловещем отеле в городе Довертон.

Я не трус, но я боюсь

Начинается Lost Souls многообещающе. Игрок обнаруживает себя в кромешной темноте, слышит тяжелое, сбивчивое дыхание и тут же получает на мобильный телефон вдохновляющее СМС-сообщение от неизвестного: «Ты не один. Я рядом!» После этих строк я молча положил рядом с собой две упаковки валидола. А потом подумал и достал третью… Вскоре выясняется, что ключевой персонаж триквела — маленькая и, судя по всему, мертвая девочка Эми Хэвен, которая бесследно исчезла некоторое время назад. Мы играем за пожилого инспектора полиции, который ранее занимался этим делом официально, а после увольнения из органов решил докопаться до истины, так сказать, в частном порядке. Поиски привели его к заброшенной железнодорожной станции Довертона и прилегающему к ней отелю.

Боакс умело обыгрывает наши иррациональные страхи перед образом маленькой девочки, которая неожиданно появляется в конце коридора, напевает ангельским голосом какую-нибудь считалку и так звонко, задорно смеется, что вам хочется орать раненой белугой и срочно бежать куда подальше. А Эми и не думает щадить игроков. Периодически она подбрасывает перепуганному инспектору приглашения «поиграть с ней», и игры каждый раз оказываются весьма специфическими. Один раз нам, стоя в длинном коридоре, придется отвернуться спиной к Эми и внимательно вслушиваться в скрип ее шагов. Услышали — вовремя повернулись и обнаружили, что загадочно улыбающаяся Эми оказалась на пару метров ближе. И так несколько раз, пока, наконец, она не подберется вплотную и… Что будет дальше, лучше не рассказывать, но учтите, что только на этот эпизод у автора ушла половина запасов вышеупомянутого валидола.

Эми, кстати, не единственная маленькая девочка в Lost Souls. Периодически мы находим отрывки из мрачной сказки о четырех сестрах, с каждой из которых случилось что-то малоприятное. При этом одной из главных задач инспектора становится поиск… разноцветных глазок этих девочек. Найти их можно в самых разнообразных местах: например, в куче мусора под окровавленной, утыканной ножницами кроватью.

Помимо девочек страху нагоняют разнообразные призраки. Одни могут вдруг перекрыть вам проход в нужную локацию, выставив вперед свою полупрозрачную руку, другие обожают неожиданно мелькнуть какой-нибудь пугающей фигурой в дверном проеме. А третьи предлагают принять деятельное участие в своей судьбе. Они не могут покинуть отель, где когда-то останавливались, потому что их держит в этом мире тяжелый груз прошлого. Чтобы помочь, инспектор, словно герой сериала «Квантовый скачок» или полярник из игры « Анабиоз: Сон разума », переносится в какой-нибудь 1947 год и исправляет там чужие ошибки…

Наконец, помимо сердитой эктоплазмы в Lost Souls есть и вполне осязаемые источники ужаса: какие-то жирные кровавые черви, неумеренно расплодившиеся личинки бабочек, тараканы, а также представители некой демонической расы Shadowkin, выпивающие души.

Тень в мансарде

Конечно, все это вещи — достаточно стандартные приемы, которые можно найти в арсенале каждого второго хоррора. Но действуют они безотказно. Вы прекрасно знаете, что вот сейчас в этом темном проеме наверняка мелькнет что-нибудь страшное, и все равно вздрагиваете, когда это происходит. Боакс по-прежнему идеально работает с освещением (или его отсутствием) и звуком. Кто-то за спиной злобно шипит, кто-то плачет, кто-то шепчет что-то нечеткое герою в ухо, где-то скрипят половицы, свет периодически пропадает. И вот вы уже в полуобморочном состоянии нервно вытаскиваете мобильник, чтобы включить портативный фонарик, и тут же в ужасе отшатываетесь назад, потому что в нечетком свете внезапно появляется неизвестный мужчина. Манекен. Чертов, чертов манекен…

Боакс мастерски использует шаблонные вроде бы приемы и дополняет их собственными задумками. С одной стороны, в Lost Souls полно свойственных для таких классических квестов условностей и откровенно заезженных загадок. Не раз, не два и даже не три игрокам предложат собирать пазл из разорванных частей какой-нибудь газетной заметки или детского рисунка, примечать и запоминать различные цифры, чтобы потом ввести их в кодовый замок, чинить микросхемы и генераторы, прочесывать малоприятные места на предмет спрятанных там ключей. Но есть и действительно нестандартные ситуации и геймплейные решения. О пугающих играх со зловещей 11-летней девочкой мы уже говорили, но вот еще один пример: вы несетесь в автомобиле, за рулем — призрак несчастной женщины, она разъярена и хочет размазать вас обоих об стену, задача — правильно построить разговор, чтобы успокоить ее. Оригинально выглядят и переключения между временными отрезками, когда нам предлагают, например, собрать нужные предметы в прошлом, чтобы применить их уже в настоящем…

* * *

В игровой индустрии инди-хорроры — не то чтобы тот жанр, от которого ждут каких-то прорывов и гениальных идей. Разработчики подобных игр апеллируют к объяснимым человеческим чувствам — боязни неизвестности, клаустрофобии и животному страху перед вовремя мелькнувшей в дверном проеме тенью. Джонатан Боакс верен себе, не стесняется экспериментировать и по-прежнему мастерски доводит игрока до истерики — пока этого вполне хватает. Главное — не забудьте про валидол.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетда

Оригинальностьнет

Легко освоитьнет

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8

Графика: 7

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Путешествия во времени, мертвые девочки, беспокойные призраки и теряющий сознание инспектор в лучшем хоррор-квесте 2009 года. Только для сильных духом.

Рейтинг «Мании»: 7,5

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь