15 марта 2010
Обновлено 17.05.2023

Super Monkey Ball Step & Roll

Super Monkey Ball Step & Roll - изображение обложка

Поглядев на скриншоты и прочитав название игры, можно подумать, что Super Monkey Ball относится к категории безликих Wii-безделушек, которые пачками выходят в WiiWare. Но вообще-то это старинная серия аркадных головоломок с почти десятилетней историей. Игровые автоматы Monkey Ball появились в японских аркадах в 2001 году и имели оглушительный успех. Чуть позже SEGA выпустила на GameCube улучшенную версию. Через год последовал сиквел, а потом — версии для всех платформ, до каких получилось дотянуться: Game Boy Advance, N-Gage, Xbox, PS2, PSP, DS. Сейчас в Super Monkey Ball можно поиграть даже на iPhone. В России о ней, впрочем, мало кто слышал: GameCube и Game Boy Advance в то время считались уделом гиков и половых извращенцев, оригинального автомата, естественно, к нам никто не завозил, а PS2 (куда серия добралась только в 2005 году) покупали ради Metal Gear Solid 3 и God of War , но никак не ради мартышки в прозрачном шаре.

Ну а сегодня, в 2010-м, этой игрой уже вряд ли кого удивишь. Обезьянка, балансирующая в пластмассовой сфере, — это только на словах смешно и увлекательно, а на деле что Step & Roll, что большинство ее предшественниц — занудные и неизобретательные головоломки.

Мартышкин труд

Суть Super Monkey Ball проста: нужно докатить шарик до портала, который ведет на следующий уровень, не угодив ни в одну из множества ловушек. Вся прелесть Step & Roll — в управлении: угол наклона плоскости, по которой катится мартышка, можно менять движениями вимоута, причем частенько нужно действовать с ювелирной точностью. Вы будете падать в пропасти, пролетать мимо бананов, чуть ли не бить в панике стекла и мебель, пытаясь наконец заставить шарик катиться туда, куда нужно. Ситуация усугубляется еще и тем, что каждый уровень нужно пройти за определенное время.

Эмоция, которую чаще всего испытывает средний игрок в Super Monkey Ball, — раздражение. Мартышки дьявольски быстрые, уровни на первый взгляд — довольно просторные: впервые взяв геймпад в руки, хочется, как в «Сонике», разогнаться до первой космической и вихрем пронестись по локации, но не тут-то было. Через пять метров вы обязательно наткнетесь на узкий мостик и сверзитесь в пропасть. И так (как говорилось в старом анекдоте) восемь раз. А мерзкие обезьяны в это время будут корчить вам рожи, так что спустя двадцать минут после начала игры вы их просто возненавидите.

Трагедия Step & Roll в том, что осваивать ее интереснее, чем собственно играть. Пока пользователь желторот и неопытен, игра способна бросить ему вызов: он будет, шипя и потея, перекатывать шар через опасные места, опытным путем вырабатывать стратегию прохождения сложных поворотов и искренне радоваться каждому пройденному уровню. Но стоит привыкнуть к управлению — и Super Monkey Ball внезапно превращается в удивительно скучную игру. Во многом это происходит из-за бездарного дизайна уровней. Обезьянка путешествует по нескольким мирам, среди которых — извергающиеся вулканы, мельницы, заснеженные поля и черт знает что еще. Но разница между ними чисто внешняя, а препятствия везде практически одни и те же. Когда доходишь до уровня, действие которого происходит под водой, замирает сердце: кажется, вот-вот что-то наконец изменится, но нет — шар с мартышкой так же бодро катится по морскому дну, как и по твердой земле.

По шарам

Нетрудно догадаться, где создатели Monkey Ball подсмотрели идею для своей игры: пластиковый прогулочный шар для грызунов продается в каждом втором зоомагазине. Ниже — несколько фактов об этом удивительном и смертельно опасном изобретении

Основное предназначение шара — уберечь животное от опасностей, которые подстерегают его на каждом шагу: хомячка-первооткрывателя может пришибить дверью, он может провалиться в любую щель или столкнуться с гибельной тапкой полусонного дедушки.

Однако, согласно мнению многих экспертов по хомячкам, шар представляет не меньшую опасность для животного, чем агрессивная окружающая среда. Так, считается, что в шаре грызуны теряют ориентацию в пространстве из-за слабого от природы зрения.

Кроме того, животное ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра: хомячку грозит перегрев и недостаток кислорода после первых же пятнадцати минут прогулки. И даже если в вашей модели шара предусмотрены вентиляционные отверстия — не спешите радоваться: находясь в шаре, грызун может развить неслабую скорость (гораздо большую, чем способен развивать в нормальных условиях), из-за чего может потерять равновесие и угодить лапкой в одну из воздухопроводящих щелей. Как следствие — переломы и потенциальный летальный исход.

Особенно драматический эффект случается, если шар с животным внутри попадает в руки детям. Например, вот какой рассказ мы нашли на одном из западных форумов: « В детстве у нас был хомяк и прогулочный шар для него. Мы с братом забирались по утрам, еще до школы, на крышу, и катали его из стороны в сторону. Однажды он так разогнался, что упал с крыши и угодил в колодец. Когда отец проснулся и выловил шар, хомяка в нем уже не было… »

Самая разрекламированная особенность игры — возможность управлять обезьянами при помощи Wii Balance Board — тоже работает как-то странно: игра внезапно становится в несколько раз сложнее, гибнуть приходится в два раза чаще, а таймер тикает все так же неумолимо.

Удивительно, но самое хорошее, что есть в Step & Roll, никак не связано с шарами и скрывается под невзрачной вывеской Mini-games в главном меню. Мини-игры у разработчиков получились гораздо ярче, чем основная кампания. В одной из них, например, две обезьянки стоят на небольшой платформе спиной друг к другу и пытаются сбросить соперника вниз, толкаясь, извините, задницами. Есть гонки на воздушных шарах, сбор монет на раскачивающейся лиане (второй конец которой привязан к Луне) и даже драки между бешено вращающимися мартышками. Что примечательно, в некоторые мини-игры можно играть вчетвером, в то время как основную кампанию можно пройти только с одним напарником. Хотя и от этого проку мало: два шара на поле только мешают друг другу.

* * *

Как мы знаем по фильму «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» (который, к слову, вышел примерно в одно время с оригинальной Monkey Ball), обезьян любят все. В 2010 году этот тезис, похоже, окончательно утратил актуальность, и одних лишь смешных мартышек для создания качественной видеоигры уже недостаточно. Возможно, в следующий раз SEGA следует обратиться к более свежим трендам: например, поместить в пластиковые шары зомби. Или пушистых котят с грустными глазами. Их ведь тоже все любят.


Формула игры: 90% Monkey Ball + 10% Wii Balance Board

Геймплей: 4

Графика: 6

Звук и музыка: 6

Управление: 7

Сюжет:

Стабильность: 8

Оригинальность: 5

Оценка: 5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь