27 марта 2010
Обновлено 17.05.2023

В бой идут одни старики. Starcraft 2: Wings of Liberty

В бой идут одни старики. Starcraft 2: Wings of Liberty - изображение обложка

ЧТО? Сиквел главной онлайн-стратегии всех времен и народов.

ГДЕ? Battle.net.

Warcraft 3 , как известно, отличался от Warcraft 2 примерно так же, как карнавал в Рио-де-Жанейро от военного парада в Москве. Это был драматический, колоссальный шаг вперед, Blizzard фактически придумали жанр RTS заново: с героями, опытом и прокачкой.

Если вы ждете от StarCraft 2 чего-то подобного, то спешим разочаровать: судя по бета-версии, сиквел честно следует канонам. Брутальные терраны, мерзкие зерги и интеллигентные протоссы вновь бьются за мир во всем мире, не щадя патронов и когтей. При первом выходе на дело трудно сдержать ностальгические слезы: рабочие деловито ковыряют минералы, над залежами газа клубится зеленоватый дымок, снуют плечистые «мариносы». Пока конкуренты обкатывают рискованные идеи (см., например, Warhammer 40 000: Dawn of War 2 , Supreme Commander 2 и грядущий C &C 4), Blizzard смастерили, пожалуй, самую старомодную и консервативную RTS нашего времени.

Агрессивные потомки

Освоить азы легко. Добыл, построил, «родил», напал — после Dune 2 формула не изменилась. Прелесть игры — в обилии нюансов, благодаря которым война становится похожа на головоломку. Здоровяки-мародеры отпугивают тяжелую технику, но не выдерживают ближнего боя. Рэйвен не несет обычного вооружения, но может поставить стационарную турель или выпустить защитного дрона. Викинг по щелчку превращается из шагающего робота в самолет и обратно… А ведь еще есть обширная коллекция апгрейдов и активируемых вручную умений! Одним словом, настоящий простор для создания и тестирования разнообразных тактик.

Следующее достоинство StarCraft 2 тоже перешло по наследству. «Фракции» существенно разнятся, но при этом среди них нет явных фаворитов и аутсайдеров. Начинающий игрок наверняка выберет терран. Наши далекие потомки используют примерно те же рода войск, что и современная армия. По горам, по долам безвестных планет маршируют мрачные мужики с автоматами (у каждого за спиной криминальное прошлое), с безопасного расстояния их прикрывают снайперы и гранатометчики, в облаках пыли проносятся багги, вышагивают куроподобные танки-трансформеры… С адским ревом крейсеры летят утюжить укрепления врага. Потом артобстрел и, наконец, штурм — даже через тысячу лет без пехоты не обойтись.

Сила интеллекта

Наши симпатии — на стороне протоссов. Футуристические эльфы предпочитают хитрость грубой силе, хотя в их рядах хватает действительно умелых воинов. Вооруженные двумя светящимися мечами зилоты неподражаемы. Стычка с авангардом терран перерастает в красочный танец с саблями. Льются фонтаны крови, во все стороны летят отрубленные конечности. StarCraft 2 — на удивление жестокая игра, которая благодаря своим брутальным фаталити местами умудряется напоминать Warhammer 40 000: Dawn of War.

Продвинутые юниты внушают уважение. Отряд сверкающих позолотой роботов расправляется с толпой зергов — привет «Звездному десанту» Верховена. Чуть позже на сцене появляются колоссы — боевые машины на тонюсеньких паучьих ножках, без которых нынче не обходится ни одна научно-фантастическая стратегия. Лазерные лучи выжигают целые участки земли, но оставлять такого монстра без присмотра не советуем — слишком дорого он обходится. Если финансы позволяют, стоит вызвать материнский корабль. Разработчики пока не определились, какими талантами наделить флагман межзвездного флота, но, думается, никто не уйдет обиженным.

Протоссы всегда были самой высокотехнологичной расой, и в сиквеле эта ситуация не изменилась: их воины-невидимки проникают в тыл и устраивают там ночь длинных ножей. Если ваша база не оснащена детекторами, то успешный рейд таких скаутов заставит пересмотреть всю тактику. Два тамплиера способны слиться в единое сверхсущество, почти на 100% состоящее из чистой энергии. Несколько таких красавцев легко выкашивают армию, а если дела складываются не совсем удачно, всегда можно отступить и восстановиться. Кстати, щитами пользуются все бойцы протоссов.

Теория улья

У зергов свои фокусы — эта раса наиболее сложна для восприятия человеком, пропустившим оригинал. Их база представляет собой живой, пульсирующий организм, построенный на фундаменте из слизи. Центральное здание регулярно исторгает из своего нутра личинки (не больше трех за раз), которые впоследствии мутируют в юнитов и строения.

Ускорить процесс может королева — она разучилась летать, зато исправно кладет яйца. Кем станут ее дети, когда подрастут? Кто-то будет всю жизнь таскать руду, а кто-то дослужится до ультралиска — огромного чудовища с четырьмя смертоносными бивнями. В стане зергов полно знакомых морд. Кроме ультралисков, во славу роя сражаются зерлинги, гидралиски, муталиски. Специально хочется отметить инфестора — мало того что он умеет передвигаться под землей, так еще и стреляет зараженными терранами! Отдельная радость — тоннель, с помощью которого можно мгновенно перебросить отряд в противоположный конец карты. Идея не оригинальна, но в стилистику игры вписалась прекрасно.

Глупо называть StarCraft 2 ремейком. Чем выше гора трупов за спиной, тем больше отличий бросается в глаза. Это скорее удачный пример бережного отношения к традициям. Одни юниты исчезли (особенно жаль огнеметчиков), другие заметно изменились, появились интересные новички. Опыт, полученный в StarCraft, безусловно, пригодится, но не рассчитывайте, что старые уловки позволят обойтись малой кровью.

Лестница в небо

Борьба с AI (в бета-версии уровень сложности намертво закреплен на отметке Very Easy) быстро приедается. Skirmish — как боксерская груша — нужен для отработки навыков. Настоящая игра начинается после выхода в онлайн. По итогам серии отборочных матчей система оценит мастерство и выдаст билет в одну из пяти основных лиг (медную, бронзовую, серебряную, золотую или платиновую; в будущем не исключено появление профессиональной лиги), где соревнуются игроки приблизительно одинакового уровня.

В рамках лиги существует некоторое количество дивизионов по сто человек. Победа приносит очки, и мы поднимаемся вверх по карьерной лестнице. Проигрыш, наоборот, опускает на несколько ступеней. Если дела совсем плохи — придется перейти в более низкую лигу. А тех, кто сумеет пробиться на пьедестал, ждет повышение.

Путь на Battle.net-олимп долог и тернист. Если стратегия для вас — это неспешные медитации с чашкой чая в руке, лучше обойти StarCraft 2 стороной. Тут на счету каждая секунда, бойцы обмениваются ударами, необходимость разрываться между экономикой и войной требует постоянного напряжения. Какой уж тут чай — только клавиатуру зальете.

Не нравится безумный «микроменеджмент», заставляющий щелкать мышью со скоростью пулемета? В киберспорте без него никак. Устали от раша? Учитесь противодействовать ранним атакам. Кстати, для рашеров приготовлен неприятный сюрприз — в ключевых точках карты навалены горы камней и мусора, на уничтожение которых уходит уйма времени. Карты сделаны с умом и вниманием. Авторы не стали отказываться от симметрии, но знание особенностей дарит явные преимущества. Узкие проходы, перепады высот, кусты, скрывающие маневры, смотровые башни (достаточно поставить рядом солдата, и «туман войны» рассеется) — все это нужно использовать себе во благо. Разведка невероятно важна. Узнав, что именно замышляет враг, нетрудно заранее подготовить достойный ответ. StarCraft 2 не поощряет тактику черепахи. Стационарные укрепления слабы, а полностью отгородиться не получится — колоссы и прыгающие юниты преодолеют препятствия, а авиация и вовсе может напасть с любой стороны.

Поражение — не повод биться головой о стол. Неотъемлемую часть игры составляет разбор собственных ошибок. Финальная статистика позволяет в общих чертах прикинуть причины провала, а все реплеи записываются автоматически.

* * *

Это, конечно, только начало. Та игра, за которой мы провели почти месяц, явно будет иметь мало общего с конечным продуктом, который (кажется) все-таки поступит в продажу в этом году. Blizzard не раз пересмотрят баланс, что-то добавят, что-то уберут, однако даже сегодня игра выглядит поразительно цельной и сбалансированной.

Бета-версия также показала, что Blizzard заняты в первую очередь созданием мощного киберспортивного снаряда, а не развлечения для скучающих RTS-энтузиастов. Здесь нет места для долгих раздумий и бессмысленных экспериментов. Чтобы выковать победу, необходима скорость, точность, четкое понимание смысла собственных действий. Идеологически StarCraft 2 близок к шахматам. У новичка, который пытается придумать что-то прямо по ходу игры, попросту нет шансов против того, кто полагается на проверенные тактические схемы.

Все инновации в области сторителлинга и эксперименты с трехмерным перемещением по кораблю — это удел однопользовательской кампании. Безусловно, на нее любопытно будет взглянуть, но все мы понимаем, что StarCraft 2 создается ради истошного вопля «Победа!» в пять утра, ради взятия призового места, ради удовольствия от изобретения собственной тактики. В общем, ради всего того, за что мы так любим «Старкрафт».

[[BREAK]] Тактические приемы

Чтобы встретить игру во всеоружии и не стать мальчиком для битья, возьмите на заметку несколько проверенных тактических приемов

Раш

Неотъемлемой частью StarCraft был и остается раш — стремительная атака, предпринимаемая в первые минуты матча. В сиквеле королями раша стали протоссы. Схема незатейлива: строим двух рабочих, пилон и два гейта. Центральное здание аккумулирует энергию, с помощью которой можно в полтора раза увеличить производительность. Ускоряем обе казармы и немедленно приступаем к тренировке зилотов. «Родив» пятерых, отправляем ударную группу, возводим еще пару пилонов и продолжаем штамповать бойцов.

Блокирование

На любую тактику найдется достойный ответ. В StarCraft 2 терраны часто вынуждены играть «от обороны», что не так уж и плохо. Как правило, в стартовую локацию ведет лишь узкий проход. Чтобы не стать жертвой рашера, достаточно заблокировать его, построив рядом казарму и склад (из склада получаются замечательные ворота, ведь его можно в любой момент опустить под землю, а потом вновь поднять). Теперь дрессируем солдат и ждем гостей. Пока глупые зерлинги и зилоты пытаются проковырять дырку в стене, пехотинцы сдают нормативы по стрельбе.

Запасная база

В арсенале терран хватает экзотики. На некоторых картах имеются закрытые с обеих сторон регионы с минералами. Зачем долбить каменные баррикады? Ведь лучше погрузить рабочих в командный центр и перелететь через преграду! Если поблизости есть башня, мы получим идеальное убежище — соперник даже не догадается о его существовании, и при этом все подступы видны как на ладони.

Данный прием хорош на начальных этапах игры. Самолеты и продвинутые юниты легко засекут расширение, но пока их нет — база в относительной безопасности.

Спам

Так на сленге RTS-игроков называются огромные армии, состоящие из одинаковых юнитов. Удивлены, что в StarCraft 2 нашлось место для столь примитивной тактики? Не спешите с выводами. Чтобы наплодить клонов, придется поднять экономику и проявить недюжинные способности управленца. Спам — отдушина зергов. Если не хочется рисковать, вкладывая все средства в раш зерлингами, сконцентрируйтесь на тараканах, плюющихся ядовитой зеленой дрянью. Их сила в скорости и регенерации. Стоит вывести раненых тварей из боя, и они снова в порядке (недорогой апгрейд позволяет дополнительно укорить процесс выздоровления).

Террано-зерго-протосский разговорник

StarCraft 2 не прощает расслабленной игры. Нет ничего хуже, если соперник или союзник пытается вести светскую беседу посредством текстового чата, но впадать в другую крайность, полностью игнорируя общение, тоже неправильно. Когда каждая секунда на счету, приходится быть изобретательным, выражая мысли и эмоции в двух-трех буквах.

gl — сокращение от «Good luck!» («Удачи!»). Что-то вроде виртуального рукопожатия, которым обмениваются боксеры перед боем. Вы говорите, что уважаете своего соперника и будете играть честно.

gg — сокращение от «Good game!» («Хорошая игра!»). Проявление вежливости по завершении матча. Вас победили, но вы благодарны оппоненту за полученный опыт.

gw — сокращение от «Good work!» («Хорошая работа!»). Весьма уместный комментарий после того, как вы на пару с союзником раскатали вражескую базу.

ffs — сокращение от «For fuck’s sake!» («Что за хрень?»). Противнику удалось вас удивить. Плохой знак.

gf — сокращение от «Get fucked!» («Меня имеют!»). Следующая стадия удивления. Обычно наступает, когда половина базы уничтожена и просить о помощи уже бессмысленно.

omw — сокращение от «On my way!» («Иду на помощь!»). Похоже, напарник решил не бросать вас в беде. Всегда приятно знать, что подмога уже в пути.

ty — сокращение от «Thank you!» («Спасибо!»). Смахнув пот со лба, не забудьте воздать должное своему спасителю. Казалось бы, мелочь, а человеку приятно.

Корейский синдром

Анонс самой ожидаемой стратегии последних лет состоялся в Сеуле — столице Южной Кореи. Непосвященному человеку такой шаг может показаться странным, но на самом деле здесь нет ничего необычного. StarCraft в Корее — больше, чем просто игра. Это национальный вид спорта, объект поклонения и вообще важнейшая составляющая жизни. При населении в 50 млн человек в стране продано свыше 4,5 млн копий игры, то есть у каждого десятого корейца, включая женщин и седовласых старцев, в шкафу лежит коробка с соответствующим логотипом.

В Корее существуют два телевизионных канала, которые специализируются на трансляции матчей, а поболеть на «стадион» (многие громкие соревнования проходят в развлекательном комплексе COEX Mall) приходят десятки тысяч фанатов. Популярность приносит хорошие деньги как организаторам, так и киберспортсменам, многие из которых стали состоятельными людьми. Например, ежегодный доход «Императора терран» Лим Е Хвана уже перевалил за $300 000.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь