27 марта 2010
Обновлено 17.05.2023

MOD’ный приговор. Десять лучших модов 2009 года

MOD’ный приговор. Десять лучших модов 2009 года - изображение обложка

Модифицирование существующих произведений всегда было популярным занятием: древний грек Герострат или Энди Уорхол, подвергший фотографию Мэрилин Монро кислотной цветокоррекции, — все они создавали авторские модификации. Современное мод-движение уже давно выпорхнуло из гнезда и живет собственной, бурной и насыщенной, жизнью. Оригинальная игра — лишь отправная точка большого и сложного проекта. Некоммерческие моды регулярно вырастают из любительского статуса и становятся полноценными участниками рыночных взаимоотношений.

За этими процессами уже не первый год следит редакция портала ModDB.com (предоставляют серверный приют огромному количеству игровых модификаций — от незатейливых до совершенно грандиозных). Ежегодно ModDB называет десятку лучших модов. Мы изучили сотню финалистов и составили свой собственный топ-10. Дело это год от года все более благодарное: в последнее время моды, не хуже флагманских инди-проектов, стали полигоном для испытания новых идей. Словом, моды нынче в моде.

P.S. Все описанные в данном материале моды можно скачать на сайте ModDB, вбив их название в строку поиска.

FIFA Manager 09: Total Reality Mod

Жанр: Симулятор футбола

Оригинальная игра: FIFA Manager 09

Разработчик: crazy_mActep

Любите ли вы футбол так, как любят его создатели мода Total Reality для FIFA Manager 09? Кто бы ни читал эти строки, правильный ответ — «нет». Ведь для того, чтобы так разукрасить нововведениями FIFA Manager, футболом нужно пропитаться насквозь. Наградить продолжительными аплодисментами стоит людей с никами crazy_mActep, REX_1984, MoXoB, FootFan и ADT. А узнав о том, что все они россияне, — добавить криков «молодцы!».

Total Reality в текущей бета-версии — мод-аккуратист: 530 реальных чемпионатов (вместо изначальных 150), 8940 реальных клубов (в оригинале вдвое меньше), более 116 тысяч реальных игроков (в укор «жалким» 30 тысячам в коммерческом боксе). А также сканы настоящих форм и логотипов клубов. Фотографии футболистов, судей, тренеров и отрихтованные в 3D-редакторе модели действительно существующих стадионов. Модификация превращает игру в виртуальное зеркало футбольной Европы, Азии, Южной и Северной Америки сезона-2008/2009.

Со слов авторов, мод раскрывает потенциал менеджера на 300%. И это чистая правда. Серьезно подправлены скрипты, а на ход матча теперь можно глядеть «из глаз тренера». Но главное, усилиями фанатов Manager 09 меняет свой мультимедийный геном — на месте игры появляется футбольная энциклопедия с объемом данных, местами превышающим познания «Википедии».

На горизонте — TotalRealityMod для FIFA Manager 10. Создатели утверждают: выход очередной версии зависит от вас! Каждому неравнодушному к судьбе проекта может быть выслана специальная база для редактирования. Туда, кстати, можно вносить и информацию о личной жизни футболистов: жены, любовницы, дети, автомобили, любимые сорта пива.

Median XL

Жанр: RPG

Оригинальная игра: Diablo 2

Разработчик: BrotherLaz

Median XL — лучшее доказательство того факта, что великое интерактивное произведение можно реанимировать многократно. Это огромный мод, серьезно расширяющий ролевую систему… Diablo 2. Median XL является триумфальным перерождением легендарной «Дьябло» спустя почти 10 лет после выхода оригинала. В первые 30 секунд игры вы не почувствуете разницы: все те же семеро смелых на выбор (из аддона Lord of Destruction ), приветственное «Good day!» от стражника в лагере бродяг. Ну а затем глаза начнут разбегаться, а от наплыва осатаневших монстров станет жарко, как в термах Каракалла.

Старое раскидистое древо развития срублено под корень. Вместо него теперь — строгие столбцы умений: по шесть на класс, по пять умений в каждом столбце. Специализации персонажей несколько перетасованы. Так, волшебница взяла несколько полезных уроков у некроманта и научилась вызывать ледяных элементалей, а паладин обрел способность кидаться файерболами.

Логика боев переосмыслена с нуля — в знакомую, казалось бы, игру приходится учиться играть заново. Во всяком случае, ближе к логову Баала. Новые враги не дадут заскучать в исхоженных вдоль и поперек окрестностях Лут-Голейна и Кураста. Как вам, к примеру, ядовитая лягушка, которая после смерти превращается в не менее опасного принца? Наконец, праздник пришел на улицу толкователей рун: общее количество рунных слов теперь превышает три сотни.

В хит-парад десяти лучших модов минувшего года по версии пользователей ModDB Median XL влетел не только на волне общей ностальгии и моды на ретро. Это действительно качественная, объемнейшая модификация ручной выделки. А главное — лучший способ скоротать долгие месяцы ожидания официальной Diablo 3.

NeoTokyo

Жанр: Шутер

Оригинальная игра: Half-Life 2

Разработчик: Radi-8

В будущем, через 30 лет, Токио станет местом переплетения высоких технологий, коррупции, корпоративных и правительственных интересов. Попытка японской армии совершить государственный переворот провалилась. Правительство создает боевую организацию для собственной защиты, которая вступает в противостояние с армейской группировкой, стремящейся повторной заварушкой установить в стране хунту. В этом неспокойном мире и происходит действие мода NeoTokyo (работает на движке Source ), где нам предлагают присоединиться или к команде заговорщиков, или к защитникам японской Конституции.

NeoTokyo — настоящий долгострой, который обрел известность задолго до появления финальной версии. В позапрошлом году пользователи ModDB.com назвали NeoTokyo вторым самым ожидаемым модом 2008-го. Ожидания полностью оправдались: в конкурсе Mod of the Year 2009 модификация заняла почетное третье место в десятке лучших, а также претендовала на награды в номинациях Best Art Direction и Best Multiplayer.

Признание вполне заслуженное: такого сильного и атмосферного Source-мода мы еще не видели. Здесь есть все — оригинальные уровни, сочетающие новые технологии и традиционную японскую архитектуру, детализованные модели игроков, множество видов оружия, система выбора классов и развития персонажа. Это не просто красивый футуристический макет, а удачная попытка симуляции живого города будущего — задача, которую препарируемая Half-Life 2 реализовывала весьма картонно. Сетевая игра, ради которой мод и создавался, хорошо сбалансирована, и найти оппонентов для онлайн-баталий не составляет труда.

Команда NeoTokyo подходит к делу с завидной тщательностью. Для мода написан отличный саундтрек, что для некоммерческих проектов — редкость. Имеется также собственная версия сервера и даже свой инструментарий для создания уровней.

Star Wars: Galactic Warfare

Жанр: Шутер

Оригинальная игра: Call of Duty: Modern Warfare 2

Разработчик: swm-team

Главный блокбастер прошлого года наряжается в текстуры Star Wars. Практически все податливые к модификации игры рано или поздно аранжируются на мотив «Звездных войн», и для Call of Duty: Modern Warfare 2 это было неизбежно. В данном случае удивляет разве что скорость появления модификации — спустя всего шесть недель после релиза оригинала.

Авторы торопились поспеть к католическому Рождеству, так что на данный момент в активе мода есть всего одна сетевая карта — ближневосточные трущобы умело превращены в Татуин. Да так, что не отличишь. Мод, безусловно, находится в зародышевом статусе Beta 0.4 и входит в нашу десятку некоторым авансом — Call of Duty тут все еще 80%, а «Звездных войн» — 20%.

Что, впрочем, отнюдь не означает, что в это скучно играть. Модификация готова запускаться на четырех выделенных серверах. Повоевать дадут либо за классического белого солдата Империи, либо за бойца повстанцев. Принимая во внимание, что отличия между классами носят скорее эстетический характер, мод можно классифицировать как киберспортивный. Получается эдакий Counter-Strike с лазерными винтовками, благодаря чему поле боя мгновенно превращается в шоу Жана-Мишеля Жарра.

Сырой, в общем-то, продукт приходится по вкусу не только юным падаванам, но и людям, далеким от джордж-лукасовской сказки: Galactic Warfare легко вошла в десятку пользовательского рейтинга ModDB за 2009-й. Временно огорчаются лишь любители художественной резьбы световыми мечами по оппоненту — их, как и уважаемых джедаев, в модификацию пока не завезли.

Third Age — Total War

Жанр: Стратегия

Оригинальная игра: Medieval 2: Total War

Разработчик: TW_King_Kong

Third AgeTotal War , как следует из названия, задуман как полная конвертация Medieval 2: Total War в игру по миру «Властелина Колец». По результатам голосования на ModDB этот мод стал пятым в рейтинге самых ожидаемых модов 2008 года, а недавно оказался в десятке лучших за 2009-й. Third Age — одна из очень немногих модификаций для тактических стратегий, которые пользуются популярностью и признанием среди профессиональных игроков. К тому же это единственный мод для Total War, появившийся в хит-парадах ModDB за последние годы.

Таких масштабных сражений в фэнтези-мире, как в Third Age — Total War, не было не то что в других модификациях — даже в полновесных коммерческих проектах. Отряды из TheBattle for Middle-earth — сельские дружины по сравнению с многотысячными армиями Third Age. При этом солдаты вовсе не похожи на квадратных болванчиков, как это часто бывает в других модах. Каждая из 12 фракций, за которые можно сразиться, уникальна: среди них не только привычные Гондор, Рохан, Мордор, орки, гномы и эльфы, но также армии Руна, Харада и Эриадора.

Для всех сторон конфликта создавались собственные модели и анимации по родам войск. Более того, для каждой из фракций написана своя музыка и подобраны индивидуальные голосовые портреты (!).

Действие игры происходит на обширной карте Средиземья, на которой присутствует больше сотни поселений. Основная их часть взята из книг Толкина, остальные придуманы самими разработчиками. А для полного погружения в мир переработке подвергся не только геймплей, но и меню вместе с графическим интерфейсом Total War. Third Age, без сомнения, стал не только одним из самых удачных стратегических модов прошлого года, но и лучшим за последнее время фанатским сочинением на тему Фродо и Гэндальфа.

Out of Hell

Жанр: Хоррор

Оригинальная игра: Unreal Tournament 2004

Разработчик: Chicken+Ribs_Combo

Out of Hell — колоритнейшая игра ужасов, отмеченная редакцией ModDB за артдирекшен. Маленький городок в свете полной луны, ожившие мертвецы, два простых парня мечтают вырваться из этого кошмара. Автор Out of Hell берет свое за счет режиссуры и маниакального внимания к деталям. Игра готова поспорить за пальму первенства в количестве разбросанного мусора, мясных ошметков и брызг крови на единицу экранной площади. Но в наш список мод попал не за нарочитое желание блеснуть экстерьером. Как раз наоборот, мы отмечаем очень тонкую работу автора на внутреннем, психологическом уровне повествования.

Out of Hell работает на ностальгической волне, ставит на саспенс (а не на мясо), на классических шаркающих медленных зомби имени Джорджа Ромеро. В интервью модмейкер раскрывает секрет Полишинеля: конкретным источником вдохновения для него стала кинолента «Земля мертвых».

Модификация блестяще занимает нишу, освобожденную «убыстренными» мозгоедами Left 4 Dead. Однако стрелять не по-ворошиловски здесь противопоказано — зомби обучены заходить в тыл и постоянно респаунятся. Out of Hell — очень сложная игра, это ее персональный привет девяностым. С перспективой потерять миллион-другой нервных клеток вы выдвигаетесь в сумрак, сжимая в руках спасительную двустволку, тесак или… шоколадный батончик (герою периодически требуется подкреплять растраченные силы). Впереди — более десяти огромных локаций, лес мертвяков и самые натуральные демоны.

Cube Experimental

Жанр: First Person Puzzle

Оригинальная игра: Fallout 3

Разработчик: SureAI Team

Знатоки кино прочтут задумку по скриншотам. Cube Experimental — это интерактивная версия знаменитого к/ф «Куб» итальянца Винченцо Натали. Призер в номинации Best Singleplayer Mod 2009 года, Cube Experimental работает на движке Fallout 3 и ложится стартовым квестом в Pip-Boy: отправиться на поиски загадочного кубического комплекса можно сразу же по выходе из Убежища. Понять, что Куб вступит в жестокую схватку с вашим головным мозгом, поможет надпись на деревянной стене перед входом: «The cube is fuck you!» Не испугались? Разозлились? Тогда вперед.

Структурно Cube Experimental выпадает из вселенной Fallout 3: ни диалогов с мутантами, ни гигантских тараканов, ни аналога BFG наперевес. Только лабиринт из соединенных люками комнат, способных, среди прочего, удивить неожиданной сменой гравитации и самыми бредовыми галлюцинациями. Создатели мода, немцы из команды SureAi, явно наслаждаются ролью психоаналитиков-практиков — от бесконечных брожений между типовыми отсеками действительно начинает кружиться голова. Впрочем, в виртуальном кубе, в отличие от широкоэкранного, все-таки есть некое подобие линейной структуры: узлы головоломки связаны поездками на лифте.

В финале истории, в лучших традициях Portal, игроку позволят заглянуть за кулисы экспериментального полигона: трубы, перегородки, записки и снова трубы. Сознание бьет отбой, и хочется только одного: эвакуации. И вы не поверите — она случается. Самая необычная вариация на тему Fallout 3 завершена, но не спешите выгружать дополнение. Словно в порядке компенсации за несколько часов моратория на стрельбу, авторы сваливают на игрока целый арсенал высокоточных стволов. Теперь можно и пострелять.

MechWarrior: Living Legends

Жанр: Симулятор

Оригинальная игра: Crysis

Разработчик: Wandering Samurai Studios

Триумфатор в номинации Best Multiplayer Mod, MechWarrior: Living Legends — еще один пример осознанной творческой ностальгии. Обмануться невозможно: перед нами MechWarrior образца 89-99 года (до выхода третьей части), бликующий анизотропной фильтрацией и переливающийся спецэффектами движка Crysis.

За внешним сходством, впрочем, следуют продиктованные временем различия. Ставка в игре сделана, как уже ясно, на мультиплеер (до 32 человек). Можно не только управлять гигантскими шагающими роботами, но и, к примеру, захватывать танки, оборонительные установки или вообще положиться на виртуальные руки и ноги (нанокостюм в комплектацию мода, однако, не входит). Мех, как и прежде, весьма капризная машина: может перегреться, сломаться, посадить аккумулятор. Первая же схватка с роботом соперника развеивает все сомнения относительно аркадности модификации: здесь побеждают думающие, и лишь затем — меткие.

Из фирменной песочницы Crysis в Living Legends пересыпали ровно столько песка, чтобы играть было интересно. Свободу передвижения, как и прежде, никто не ограничивает, но «заплывать за буйки» вам не дадут. Настоятельно рекомендуем: наигравшись при свете дня, испытайте свой тактический гений в сражениях после заката солнца. Прибор ночного видения требует дополнительного расхода энергии — игра серьезно снижает в ритме, но пропорционально прибавляет в напряжении.

Мифология конфликта завязана на противоборстве испокон веку враждующих BattleTech-фракций: The Clans и The Inner Sphere. Примерно о том же — проект официальной перезагрузки серии MechWarrior, запланированный к выходу в этом году. Очень интересно узнать, какой же из мехов окажется геймплейно сильнее.

Nameless Mod

Жанр: Шутер

Оригинальная игра: Deus Ex

Разработчик: Off Topic Productions

А вот — настоящая экзотика. Мод на основе классического Deus Ex, живописующий будни обычного интернет-форума: модераторы, админы, спамеры и прочие всем известные персонажи обмениваются тут порциями свинца и лазерными лучами. В Nameless Mod идеи Darwinia живут и эволюционируют. Умельцы из Off Topic Production накачивают юмором Deus Ex — возможно, самую серьезную игру в истории Action/RPG.

После таинственного исчезновения главного Модератора мирный Forum City погружается в пучину хаоса. Главный герой, Трекстон, всегда готовый вступить в диалог (200 000 сочиненных слов) или расчехлить бан-пушку, вступает в неравный бой с силами флуда. По дороге бывшему спецагенту встретится целая галерея типов, написанных углем и желчью, — надоедливых форумных трепачей-сквернословов.

И пусть Deus Ex уже не может выдавать на экран современную картинку, «Безымянный» держит не отпуская. Результат семилетней работы модостроителей начинен смехом, как граната — шрапнелью. Но кроме шуток, игра обладает и весьма увлекательным, нелинейным сюжетом. Тут есть все: коррумпированные структуры, религиозные фанатики, кибертеррористы и даже «мертвые компьютерные программы».

В сухих цифрах игра распадается на 59 уровней (включая три секретные локации), 20 новых видов оружия, бесчисленное количество текстовой информации (электронные письма, книги, газеты), знакомые шпионские гаджеты, возможность биться голыми руками и собственный саундтрек. От осторожного, вкрадчивого игрового процесса Deus Ex не осталось практически ничего: единовременная перестрелка с участием двадцати и более граждан-форумчан в NamelessMod — обычное дело.

Discovery Freelancer

Жанр: Космический симулятор

Оригинальная игра: Freelancer

Разработчик: Igiss

Когда в 2003-м на орбиту вышел космический симулятор Freelancer , его нередко упрекали в слабой реализации заложенного потенциала. И в самом деле — по завершении одиночной кампании неисследованной оставалась всего пара уголков «бескрайней» вселенной. Игре не хватало масштаба. За исправление ситуации немедленно взялись моддеры. По числу игроков на интернет-серверах лидирует мод Discovery Freelancer , последняя версия которого появилась летом прошлого года и который трижды входил в топ-100 по мнению редакторов ModDB.com. А в 2007-м он выиграл в номинации «Лучший мод для игры-симулятора» (впоследствии эта награда не вручалась).

Цель модификации — многократно расширить сюжетные границы Freelancer. Действие происходит примерно через два десятилетия после событий оригинальной кампании, и мир игры за это время спокойнее не стал — войны, альянсы и заговоры преследуют отрезанное от Земли человечество.

Немного статистики: в Discovery стало втрое больше звездных систем, появилось две сотни новых моделей кораблей, множество видов оружия и товаров. Но признание Discovery заслужил скорее не за количество, а за качество нововведений — все они аккуратно вписаны в структуру канонической игры. Атмосфера первоисточника сгустилась, не изменив химического состава. Каждый, кто хоть раз играл в оригинальный Freelancer, попадает в знакомую галактику, живущую по своим законам.

По рассказам создателей, Discovery появился как небольшая модификация для игры по локальной сети, но в последующие годы неоднократно совершенствовался, обновлялся и разжился толпой фанатов. Сейчас над разработкой трудится целая команда из нескольких десятков человек, включая наших соотечественников. На основе Discovery работают несколько крупнейших российских серверов Freelancer.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь