27 марта 2010
Обновлено 17.05.2023

Global Agenda

Global Agenda - изображение обложка

Для многих онлайновые игры сродни второй работе. Чтобы не отставать от рейдовых гильдий, приходится день ото дня добывать вещи, реагенты, повышать репутацию, выполнять, как зомби, ежедневные квесты. Столько всего нужно сделать, что про удовольствие думать некогда, главное — чтоб гардероб не устарел и рейтинг на арене не упал. Разработчики нового онлайнового шутера Global Agenda обещают, что в их игре пахать не придется.

Где TF2 встречается с WoW

Если вы играли в Team Fortress 2 , то в Global Agenda ощутите острое дежавю. High-Rez Studios изменила графический стиль и игровой сеттинг (теперь шпионские страсти кипят в недалеком будущем), но геймплей и классы сохранились почти без изменений. Есть здесь и здоровяк Assault с шестиствольным миниганом, и шпион со снайперским ружьем наперевес (да, тут небольшое отличие: в TF2 шпион и снайпер — разные классы), и медик, бегающий хвостиком за товарищами и пытающийся поймать раненых в прицел и подлатать их своей лечащей пушкой.

А экзотический Robotics — это, по сути, тот же инженер, который хоть и сменил имя, но не избавился от привычки усеивать карты турелями. Остальных героев из TF2 не хватает, но у разработчиков еще уйма времени, чтобы скопировать и их. А теперь внимание, вопрос на миллион: зачем покупать GA, если есть TF2? «Все просто, — отвечают разработчики. — TF2 — обычный шутер, а GA — шутер с претензией на ММОRPG».

Ни в одном шутере вам не дадут выбрать внешность героя. А здесь такая возможность имеется. Пусть выбор ограничен дюжиной готовых физиономий, из которых симпатию вызывает пара-тройка, пусть, водрузив на голову бойца шлем, вы забудете, какого цвета у него брови, — но вот оно, первое отличие.

Дальше, в GA есть город! Обежать Dome City можно за пять минут, но разработчики и не пытались создать мегаполис с морем развлечений. Это скорее маленькое лобби, в котором можно коротать время в промежутках между миссиями. Чтобы Dome City не превратился в муравейник, GA автоматически создает копии города, распределяя между ними игроков — количество инстансов может доходить до сотни. Первое, что стоит сделать зеленому агенту, — записаться на боевое задание. Это не труднее, чем встать в очередь на поле сражений в WoW: пара кликов мышкой в меню — и на экране загорится предложение отправиться на передовую. Открытого мира в GA нет, перемещение между картами происходит как в CrimeCraft — через меню интерфейса.

Индустриальные войны

Все PvE-миссии разделены на уровни безопасности (сложности) — от низкой (Low Security) до экстремальной (Extreme Security). Отправлять новичка в самое пекло — все равно что выставлять курсанта с рогаткой против танкового батальона, поэтому в начале игры доступны только два первых уровня. Разница между ними заметная. Если LowSec-карту группа из четырех агентов пробежит за десять минут с закрытыми глазами, то уже на Medium придется глядеть в оба.

Тут рядовым андроидам на помощь приходят элитные солдаты, по карте ползают роботы-сканеры, орущие «Аларм!», на вашем пути разбросаны раздавливающие в блин ловушки, а босс в конце может положить весь отряд разом. Убийство этого босса и есть главная цель каждой миссии. Если команде удастся добраться до него вовремя и с минимумом смертей, игра наградит дополнительным опытом. Наказаний за смерть нет; как максимум — придется бежать от ближайшего чекпойнта, пытаясь догнать товарищей.

Локации хотя и не повторяются, но все, на что хватило дизайнерских талантов разработчиков, — это индустриальный комплекс, где с каждой ходкой меняется расположение монстров, укрытий и деталей интерьера. Случайная генерация инстансов, по идее, должна разнообразить геймплей, но ощущение, что здесь мы уже были, этот ковш с лавой видели, за тем ящиком прятались полчаса назад, не покидает. А выбора нет. Прохождение одних и тех же PvE-миссий — самый быстрый способ прокачать персонажа, заработать денег и добыть реагенты для крафта.

О том, что с андроида выпал кусок металла или еще какая-то полезность, просто сообщается в чате. Добытый металлолом и чертежи (они падают с элитных врагов) нужно тащить к NPC, который поможет собрать из них имплантат. Можно вживлять до десяти таких чипов в своего персонажа, улучшив защиту или урон на 10-30%. Но хотя сбор и переработка мусора дают бонусы, в целом система крафта здесь так же уместна, как седло на жирафе. Учитывая практически полное отсутствие экономики в игре, непонятно, зачем крафт вообще нужен в таком виде.

Нарекание вызывает и дерево талантов, которое в High-Rez Studios скромно позаимствовали из World of Warcraft. Хорошо, конечно, что нам дают выбор, в каком направлении развивать героя. Но ветки всех классов навевают смертную тоску — каждая ячейка или повышает урон какого-то навыка, или поднимает защиту, или дает другой скучный бонус.

Содрали под копирку

Так ли уж классы Global Agenda отличаются от классов Team Fortress 2?

Assault (Global Agenda)

Тяжело бронированный здоровяк с устрашающей пушкой, способный за минуту нашпиговать вражескую пехоту свинцом. У него самый большой запас здоровья и врожденная любовь к взрывчатым веществам. Хорошо лупит по одиночным целям, еще лучше — по площади. Единственный класс, чья роль от миссии к миссии неизменна: превратить в дымящийся кратер любую точку на карте, где был замечен враг.

Heavy (Team Fortress 2)

Гора мышц и большая пушка — так можно описать тяжеловеса. У него самый большой урон и запас выносливости среди всех героев TF2, но это компенсируется медлительностью. Лысый бугай едва поспевает за товарищами, а когда запускает вертушку, то вообще передвигается со скоростью черепахи. Это делает тяжеловеса легкой мишенью для врагов, поэтому даже в сортир он ходит под присмотром медика.

Recon (Global Agenda)

Лучшие друзья разведчика — скорость и скрытность. Наглухо застегнутый в камуфлированный костюм, он может пробираться в тыл врага и быстро вырезать вражеских медиков или уничтожать поливающие огнем турели. Ему нет равных в ближнем бою, но в центре мясорубки разведчик умирает очень быстро, поэтому действовать всегда должен осторожно, выбирая отбившихся от стада овечек.

Spy (Team Fortress 2)

Костюм-тройка, галстук, туфли от «Гуччи» — шпион тот еще стиляга. И стиля он придерживается не только в одежде, но и в способах убийства. Шпион может стать совершенно невидимым, зайти за спину ничего не подозревающему бедолаге и всадить в него нож по самую рукоять. Но фирменный номер — прикинуться героем другого класса, внедриться в стан противника, выждать момент, и…

Robotics (Global Agenda)

Робототехник не любит носиться по карте — он намного эффективнее, когда нужно удержать захваченную точку. В этом деле ему помогают механические гаджеты, которые робототехник может быстро строить на поле брани. Его турели бьют больно и без промаха — они куда опаснее, чем их создатель. Поэтому враги, как правило, сразу переключают огонь на отстроенную пушку, а робототехник носится вокруг нее кругами, занимаясь починкой.

Engineer (Team Fortress 2)

Возможно, инженер не лучший стрелок и не раскидает голыми руками толпу головорезов, но его игрушки могут кардинально изменить ход боя. Группе срочно нужны патроны и лечение? Инженер строит чудо-автомат. Нужно прикрыть отряд огнем? Трудяга быстро собирает боевую турель. Требуется перебросить товарищей на другой конец карты? Телепорт к вашим услугам. Одиннадцать ученых степеней и десять лет на нефтяных вышках не прошли даром.

Medic (Global Agenda)

Надежда и опора любой команды, медик хвостиком бегает за своими товарищами, поливая их из специальной лечащей пушки и восстанавливая здоровье. Хороший медик должен оставаться незаметным, всегда быть рядом и латать дыры в шкурах товарищей быстрее, чем появляются новые, — проще сказать, чем сделать. Распространенное заблуждение, что одинокий медик не представляет опасности: ослабления и яды выносят врагов не хуже пуль.

Medic (Team Fortress 2)

Брат-близнец медика из GA — только вместо ядов и ослаблений этот доктор предпочитает отбиваться от врагов бензопилой. Здоровье медика восполняется само по себе, и чем дольше он остается вне боя — тем быстрее заживают раны. Коронный прием доктора — способность сделать одного из союзников неуязвимым или дать его атакам 100-процентный критический урон. Неудивительно, что каждый солдат в TF2 мечтает о персональном медике.

Легко освоить — трудно достичь успеха

Если бы GA ограничивалась беготней по заводским коридорам и пальбой по глупым роботам, мы с чистой совестью поставили бы ей три-четыре балла и забыли. Но, как и в любом онлайновом шутере, здесь самое интересное — это PvP, и именно бои против других игроков могут привить вам любовь к игре.

В то время как в PvE-группу можно набрать только четыре человека, в PvP-схватках с обеих сторон участвуют по десять бойцов. Перебить всех противников здесь надо не всегда. Каждая карта ставит свою задачу, и только действуя сплоченно, можно чего-то добиться. Многие сценарии до боли знакомы: захват точек с накоплением ресурсов, захват точек с накоплением очков, захват точек с целью прорваться на базу противника. Но есть и более экзотические режимы. Например, миссия, где вам нужно сопровождать бронированную вагонетку, медленно ползущую по рельсам (снова привет TF2), или карта, где можно оседлать боевого робота.

Хотя в GA нет точечных попаданий (забудьте про хедшоты) и ассортимент стволов невелик (всего по два оружия и шесть умений на каждый класс), это одна из тех игр, про которые говорят: «Easy to learn, difficult to master». Медик, который стреляет из своей жалкой пушки, когда товарищи кругом мрут как мухи, — жалкое зрелище. Но если вы не спускаете глаз с индикаторов здоровья, можете в жуткой мясорубке точным движением выделить бойца и подлечить ему раны, активно используете укрытия, знаете, когда какие умения включить, — любое агентство откроет вам свои двери.

GA сильно отличается от TF2 еще и тем, что у каждого агента есть реактивный ранец. Он не только ускоряет перемещение, но также позволяет на несколько секунд оторваться от земли. Такое простое, казалось бы, дополнение открывает море тактических возможностей: можно устраивать засады на крышах, пикировать в тыл вражеской группы, быстро уходить от преследования и т.д. Нужно только учитывать, что ранец быстро сжигает энергию, которая также тратится на другие способности: замечтаетесь и пробудете в воздухе слишком долго — рискуете оказаться легкой добычей для вражеского штурмовика.

Если бегать по PvE-миссиям и воевать на PvP-аренах — это все, что вам нужно, об абонентской плате можно не волноваться. Исправно вносить денежки в копилку Hi-Rez придется, только если вы желаете принять участие в режиме Conquest и помочь родному клану заткнуть всех за пояс.

Покорители хексов

Режим Conquest (или AvA — Agency vs. Agency) — главный козырь GA. Разработчики верно сообразили, что истребление андроидов всем быстро наскучит, за перестрелки на маленьких картах немногие будут выкладывать тринадцать долларов в месяц, а вот противостояние кланов, раздел территорий и борьба за ресурсы — это совсем другое дело. EVE Online наглядно продемонстрировала, что если в искусственный аквариум бросить корм и запустить туда пираний, то они могут грызться годами, доказывая друг другу, кто здесь хозяин.

Концепция Conquest проста. Есть мир, разделенный на полторы сотни шестиугольников (хексов), — все это отдельные локации, которые можно захватывать. Каждый день часть земель выставляется на торги, и агентству, которое предложит наибольшую цену, присваивается статус владельца. Купить теплое местечко — полдела, его еще нужно отстоять. В GA полно желающих прибрать к рукам все, что плохо лежит.

Агентство, которое решит атаковать чужой хекс, должно сначала выкупить такое право на аукционе, затем приобрести и оснастить транспортный корабль. Грузоподъемность шаттла ограничена, и командирам придется решать, что важнее — взять тяжелую технику или запасные маяки для возрождения бойцов. Такие сборы могут обойтись в копеечку, и не факт, что удастся отбить хекс: владельцы сразу получают сообщение, что кто-то собрался посягнуть на их территорию, и могут выделить для защиты десять своих лучших солдат.

Самые жаркие бои проходят за хексы с базами и редкими ресурсами. Последние дают возможность строить продвинутую технику (процесс похож на отстройку юнитов в какой-нибудь стратегии), которая выносит пехоту только в путь, а база покрывает защитным экраном соседние локации, затрудняя врагам захват точек. Как и ожидалось, лакомые куски быстро поделили между собой крупнейшие агентства, включая игроков из альянса Goonswarm, которые год назад подмяли под себя половину «нулей» в EVE Online. Но ограничение «десять на десять» распространяется и на Conquest, поэтому даже мелкие конторы могут доставить акулам онлайна много неприятностей.

* * *

Если закрыть глаза на криво пришитые элементы MMORPG, можно сказать, что GA вполне удалась. На момент релиза в ней практически не было багов, что в нашем жанре встречается крайне редко. Как ни странно, главная проблема игры не в качестве, а в количестве. Здесь всего мало: классов, карт, умений, занятий для игроков. Ее не сравнить с World of Warcraft или EverQuest 2, где даже спустя много лет открываешь для себя что-то новое: в GA все сценарии можно просмотреть за пару дней. Похоже, разработчики это и сами прекрасно понимают, так как сразу после релиза объявили о продлении бесплатного месяца и сообщили о скором выходе патча с кучей нового контента, доработанным крафтом и системой AvA. Если их энтузиазм после этого не угаснет, GA ждет долгое будущее.


Геймплей: 7

Графика: 7

Звук и музыка: 6

Интерфейс и управление: 7

Дождались? К Team Fortress 2 пришили MMO-элементы и прокрутили время действия на полтора века вперед — получился хороший, хотя и не выдающийся футуристический онлайновый шутер.

Рейтинг «Мании»: 7,0

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь