27 марта 2010
Обновлено 17.05.2023

Фобос: 1953

Фобос: 1953 - изображение обложка

Формально « Фобос: 1953 » от Phantomery Interactive — это игра по фильму, который продюсирует Федор Бондарчук. В обычных условиях на этом разговор можно было бы закончить (все ведь помнят, как в России принято делать игры по лицензии — см. бесконечных « Меченосцев », « Бои с тенью » и прочие « Жмурки »), но у интерактивного «Фобос: 1953» с оригиналом мало общего. Разработчики придумали собственный сценарий (который вроде бы предваряет события фильма), отказались использовать сцены из картины и музыку, которую для этого, простите, «молодежного триллера» написал DJ Грув. В получившейся игре без труда узнается фирменный почерк создателей « Сублюструма », лучшего квеста 2008 года по версии «Игромании».

Логика бункера

От фильма в игре осталось, по сути, лишь место действия — заброшенный бункер, в котором происходят странные вещи. Вместо «молодежного триллера» у Phantomery Interactive — психологическая драма про природу страха, вместо визгов придурковатых подростков — секретные эксперименты Министерства госбезопасности СССР в области парапсихологии, вместо современного антуража и мобильных телефонов — 50-е годы прошлого века, пузатые радиолы и тщательно, с любовью воспроизведенный советский колорит.

Мы играем за простого советского инженера: он прибыл в бункер починить и настроить оборудование, но потом что-то пошло не так, произошел взрыв, герой потерял сознание, а когда очнулся, понял, что заперт в бетонном склепе. Выбраться будет непросто: в бункере полно закрытых дверей, вентилей, вышедших из строя систем, заблокированного или замороженного оборудования — и все это нужно открыть, привести в движение, вновь заставить работать. Как в любом классическом панорамном квесте (ближайший ориентир — Myst ), мы перемещаемся между статичными экранами, обшариваем их курсором, ищем активные точки и собираем все, что плохо лежит: ключи, записки, инструменты. Ну и естественно, копаемся в микросхемах, настраиваем приборы, подбираем коды к закрытым сейфам и тайным комнатам.

Многие пазлы мы видели в других квестах — включая правильную расстановку книг согласно цвету корешков, манипуляции со шприцами и пробирками и пр. Но «Фобос: 1953» хорош уже тем, что в отличие от того же Myst все пазлы и задачи здесь предельно логичны. Если вы видите заложенную кирпичом кладку, то ее точно можно пробить пожарным топором; если обнаружили заледеневшие провода — доставайте горелку; если видите сложный прибор, то наверняка где-то рядом есть инструкция. Зачастую для достижения успеха достаточно просто быть внимательным: если тщательно изучать найденные документы и плакаты (а иногда — даже мельчайшие мелочи вроде маркировки на трубах), можно обнаружить исчерпывающие подсказки к самым витиеватым пазлам.

Инженерными проблемами дело не ограничивается. Через какое-то время наш инженер начнет слышать странный голос, вроде бы из радиоточки, который начнет давать какие-то туманные намеки и философствовать на тему природы человеческих страхов. Еще чуть погодя мы будем искать, записывать и воспроизводить голоса мертвых людей — жертв экспериментов советских спецслужб. И все это сопровождается полными адреналина эпизодами, где нужно за отведенное время (в одном месте за минуту, в другом — за час) решить определенную задачу. Не успели — смерть от удушья или отравления неизвестными токсинами. Ближе к финалу начинается концентрированный хоррор: бродя в кромешной тьме коридоров, мы слышим шепот мертвых и натурально подпрыгиваем, когда в свете фонаря вдруг мелькают силуэты призраков. Герой при этом периодически теряет сознание, а перед глазами все плывет.

Ребус с философским подтекстом

Конечно, приемы, мягко говоря, не новые. Но «Фобос: 1953» подкупает не оригинальным геймплеем, а плотной атмосферой. В каком еще хоррор-квесте вы можете включить старенькое радио и послушать стихи Маяковского (текст читает автор), первую радиопостановку «Повести о настоящем человеке» или речь товарища Микояна? Авторы разыгрывают привычные для хоррор-квестов сцены в достоверных исторических декорациях. Phantomery Interactive штудировали реальные исследования о парапсихологии и психотропном оружии, посещали заброшенные ракетные базы и бомбоубежища, общались с диггерами и научными консультантами. Результаты этой работы они аккуратно перенесли в игру: на стеллажах лежат отчеты и приказы, набранные на официальных бланках МГБ, на столе валяется журнал «Радиосвязь» за 1952 год (его, кстати, можно полистать), антикварная открытка с надписью «1917—1953», записи радиотрансляций…

Куда важнее, что история, рассказанная в игре, не ограничивается страшными сказками про секретные эксперименты КГБ. Георгий Белоглазов, лидер Phantomery Interactive и ведущий сценарист, снова, как и в «Сублюструме», старательно напускает туману и до самого финала дразнит игрока какой-то тайной, загадкой. Ближе к концу начинается самое интересное: смещаются временные и пространственные пласты, герой вдруг возвращается туда, где уже был, но видит все по-новому. К этому моменту становится совсем уж непонятно, откуда идет этот загадочный голос — из радиотранслятора или из его собственной головы. На первый план в итоге выходят не секретные эксперименты, а рассуждения о человеческой природе и опасные игры с собственной памятью.

При этом «Фобос:1953» буквально переливается каким-то нездешним, нероссийским качеством исполнения: вылизано и продумано буквально все, но особенно хочется отметить великолепную работу со звуком и музыку, которую для этой игры написала группа Белоглазова Anthesteria. Претензий, которые можно было бы предъявить к «Фобосу», ровно две: мало (игра заметно короче «Сублюструма») и местами слишком хардкорно — нет ни системы подсказок, ни подсветки активных точек, хотя для современных квестов это, кажется, уже стандарт.

* * *

Ко второй игре у Phantomery Interactive появился узнаваемый стиль: длинные, еле освещенные коридоры, мрачные потолки — словно крышки гробов, чьи-то силуэты, мелькающие на стене в слабом свете лампы, помещения, куда невозможно заходить без противогаза, — обитатели знаменитых питерских коммуналок, конечно, видывали и не такое, но и они наверняка пару раз вздрогнут, играя ночью в «Фобос: 1953».

Не решаясь на какие-то кардинальные новации в геймплее, питерские разработчики берут атмосферой, дизайном, дотошностью в проработке окружения, но самое главное — они рассказывают в этих декорациях такие истории, над которыми можно размышлять еще долго после того, как закончатся финальные титры.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетда

Оригинальностьнет

Легко освоитьнет

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 8

Графика: 8

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Камерный квест про секретные эксперименты КГБ и природу и смысл человеческого страха.

Рейтинг «Мании»: 8

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь