27 марта 2010
Обновлено 17.05.2023

iPad как центр Вселенной... и игровая платформа

iPad как центр Вселенной... и игровая платформа - изображение обложка

Этой весной выходит самое новое и самое игровое устройство компании Apple. Будем ли мы играть на планшетах в ближайшие два-три года?

27 января 2010 года на презентации Apple в Сан-Франциско в руках главного исполнительного директора компании Стива Джобса мир впервые увидел iPad. По версии Джобса, это «волшебное и революционное устройство», выход которого изменит правила игры на рынке мобильных и домашних компьютеров.

По версии многочисленных критиков, это большой iPod Touch — MaxiPod, если хотите. Пока социальные сети зубоскалят по поводу названия (забавный факт: слова iPad и iPod, произнесенные с бостонским акцентом, звучат абсолютно одинаково), одни журналисты рассуждают о перспективах планшетных PC, другие — о возможностях планшетных мобильных устройств, а независимые разработчики судорожно переделывают свои приложения для App Store под большой экран, у нас есть время оглянуться по сторонам и попробовать определить место iPad в мире видеоигр — да и вообще в мире.

Цена вопроса

Джобс на презентации всячески старался подчеркнуть тот факт, что Apple теперь — преимущественно мобильная компания. Стабильные продажи ноутбуков, iPhone и iPod привели к тому, что Apple сейчас — более крупный производитель мобильных устройств, нежели Sony , Samsung или Nokia. И iPad, что ни говори, — устройство мобильное. Но если трезво взглянуть на его тактико-технические характеристики, все оказывается не так просто…

Размер экрана — 9,7 дюйма по диагонали (с разрешением 768х1024 пикселей и соотношением сторон 3:4), размер всего устройства — 24,2 на 19 сантиметров, толщина — 1,3 сантиметра, вес — 730 граммов (дорогая модель с Wi-Fi и 3G). В общем, по размерам это не MP3-плеер, а внушительная книжка в твердой обложке объемом в 1000 страниц. Габариты не слишком игровые — в карман такую штуку не засунешь при всем желании, в толчее метро или стоя в автобусе не поиграешь. Для iPad нужна спокойная обстановка, две (как минимум) свободные руки, а еще лучше стол и специальная подставка.

Следующий момент — цена. Если рассматривать iPad как мобильное игровое устройство, то он соревнуется с Nintendo DSi (10 500 рублей в России, $165 в мире), PSPgo (11 000 рублей или $249) и iPhone 3GS (30 000 рублей или $299), не говоря уже о младших, более дешевых моделях этих платформ.

Если взглянуть на iPad как на полудомашнюю игровую платформу, то среди его конкурентов — Nintendo Wii (15 000 рублей или, пардон, $199), Xbox 360 (9500 рублей или $199) и PlayStation 3 (14 000 рублей или $299).

Самый дешевый вариант iPad (без 3G и с 16 Гб памяти) будет стоить $499 в США, ну а в России, с оглядкой на iPhone 3GS и прочую продукцию Apple, за младшую модель придется отдать никак не 15 000 рублей, а, скорее, около 50 000.

Ради игр такие деньги выкладывать мало кто согласится — лучше сразу купить Xbox 360, PS3, PSPgo и продолжать потреблять продукцию из App Store на стареньком iPhone. Легко поверить, что планшет Apple — отличное устройство для веб-серфинга (на iPhone, при всех его достоинствах, пролистывать веб-страницы мучительно). Еще на iPad будет удобно читать книжки — отдельные журналисты даже рассматривают это как основную функцию устройства, а Apple открывает магазин iBook Store , в котором будут продаваться электронные книги (по 500 рублей за экземпляр), газеты и журналы.

Планшет удобен для просмотра фотографий и видеороликов — собственно, в продаваемых в iBook Store газетах видеоролики будут встроены прямо в виртуальные полосы (а газета The New York Times уже успела продемонстрировать официальный ридер для чтения их мультимедийного издания на iPad). Печатная пресса беспокоится насчет скорой гибели бумажных газет и журналов; на главном технофоруме Силиконовой долины ( ChurchillClub.org ) вовсю идет обсуждение темы «Журналистика после окончания эпохи печати», и в скорой смерти печатных СМИ обвиняют прежде всего iPad и AmazonKindle.

На самом деле, конечно, это не смерть, а перерождение («Игромания», например, хоть сегодня готова выходить в PDF-формате). Не хватает единого устройства, универсального ридера, под который бы форматировалась и затачивалась вся виртуальная пресса. Но рано или поздно это произойдет: в страницы игровых журналов будут встраиваться тысячи скриншотов и ролики из игр, в газетные полосы — подкасты, статьи будут распространяться по подписке, а новости — мгновенно поступать на устройство сразу после публикации. Хотя как устройство для чтения iPad тоже дороговат…

Билл Гейтс, который десять лет назад лично продемонстрировал человечеству первый в мире планшетный PC (см. врезку о предшественниках iPad), высказался об iPad достаточно презрительно: «Я верю в мультитач, верю в устройства для электронного чтения, но мне все еще кажется, что таким устройствам нужны голосовой интерфейс, стилус и физически осязаемая клавиатура, — другими словами, это должен быть нетбук». Как видите, Гейтс тоже счел iPad электронной читалкой — или просто не захотел записывать его в одну категорию с традиционными планшетами.

С другой стороны, на февральской конференции Macworld Conference & Expo старший менеджер по продукции Microsoft Майк Тедеско заявил, что компания «всерьез рассматривает» возможность выпуска пакета Microsoft Office на iPad — это вдобавок к уже объявленному Apple комплекту iWork (в который, помимо прочего, входит текстовый редактор Pages ). Виртуальная клавиатура iPad занимает половину экрана и годится для набора длинных художественных текстов, изображение можно выводить на большой монитор, а к доку подключается полноценная клавиатура. Играть без мышки и на воткнутом в док под углом 80 градусов планшете вы вряд ли согласитесь, а вот как серьезное рабочее устройство iPad в таком виде вполне можно будет использовать.

Горизонтальный Tetris

По возможностям процессора iPad не так уж сильно отличается от iPhone 3GS: 1 ГГц против 600 МГц. Самые важные аппаратные отличия — большой сенсорный экран с поддержкой мультитача и акселерометр, способный улавливать наклон устройства по двум осям.

Первое означает б о льший простор для возни с виртуальными кнопками да и просто для вывода полезной информации и кастомизации интерфейса (в показанном на презентации шутере N.O.V.A. компании Gameloft на экран выводилась мини-карта, а виртуальные кнопки можно было рассредоточить по экрану куда комфортнее, чем на iPhone). Второе — возможность управления серьезными трехмерными играми только с помощью акселерометра (хотя на презентации эта возможность iPad и не была продемонстрирована)… А то на iPhone акселерометр улавливает наклон лишь по одной оси, и поэтому он почти эксклюзивно используется для управления гоночными машинками.

iPad должен быть полностью совместим с библиотекой уже созданных для App Store программ — заново покупать ничего не придется, игры выводятся на больший экран с удвоенным количеством пикселей. Многозадачность в iPad отсутствует, так что на планшете будет невозможно играть в небольшом окошке, одновременно занимаясь браузингом, чтением новостей или еще каким-нибудь полезным делом. Хотя это единственный вариант игры в продукцию из App Store что на iPad, что на стационарном компьютере…

В популярные нынче социальные Facebook-развлечения наподобие « Веселого фермера » на iPad поиграть тоже не получится — устройство не поддерживает Adobe Flash.

При всем при этом iPad — ближайший аналог игрового продукта из всех устройств, когда-либо представленных компаний Apple. iPhone как игровая платформа развивался сам собой, постепенно, — и набрал такую популярность, что даже в равнодушной в общем-то к играм компании поняли, что качественная игровая продукция в App Store поможет им продать на порядок больше устройств. Так что на презентации iPad журналистам давали подержаться не за одну и не за две, а за добрый десяток игр.

Помимо N.O.V.A., показывали Need For Speed: Shift и Super Monkey Ball — в гоночные и аркадные игры с iPhone на iPad вполне можно играть при помощи акселерометра. Только недолго, спасибо внушительным габаритам устройства. Попробуйте взять в руки вышеупомянутую книжку в твердой обложке и немного ей порулить… Превосходно работала Bejeweled 2 — потому что можно положить iPad на стол и комфортно тыкать пальцем в экран. А вот Tetris — не та игра, в которую можно играть на горизонтально расположенном устройстве. Фигуры в стакане все-таки должны падать сверху вниз…

В Assassin’s Creed: Altair’s Chronicles оказалось удобно использовать крупные виртуальные кнопки — возможно, что на iPad хорошо пойдут аркады с виртуальными геймпадами, для которых на экранчике iPhone трагически не хватает места. Также были представлены сверхказуальные Oregon Trail , Tap Tap Revenge 3 , Scrabble и Madden NFL , но играбельнее всего, как ни странно, оказалась The Sims 3. iPad идеально подходит для неторопливых игр с большим количеством меню, главное — чтобы в игре использовался ЛИБО сенсорный экран, ЛИБО акселерометр. Если будет задействовано и то и другое, то вы, скорее всего, уроните почти килограммовое устройство себе на ногу.

Первые оригинальные игры для iPad ожидаются не раньше апреля — одновременно с выходом устройства или сразу после его выхода. Крупные издатели вроде Gameloft и Electronic Arts начинают специально затачивать свои игры под специфические размеры и возможные положения планшета. Из него и без физических кнопок может получиться игровая платформа на зависть iPhone, PSP и DS — мы просто так привыкли к аналоговым рукояткам, шифтам и крестовинам, что не готовы всерьез рассматривать новые методы управления (хотя две из трех современных мобильных платформ используют сенсорный экран).

Все зависит от разработчиков — нужно создавать новые игры, а не перековывать старые, уже сложившиеся жанры под неподходящие для них формы управления… На iPad совершенно точно можно играть; на пришедшем из научно-фантастических сериалов планшете возможны проекты с удобным и интуитивно понятным управлением… осталось только их изобрести.

Гимн разработчиков

iPad — наглухо закрытая платформа. Если забыть про взлом устройства, то все игры (и не только игры) вам придется покупать в App Store — в этом смысле перед нами не обычный «Макинтош» с сенсорным управлением, а действительно iPod-переросток. Разработка игр для iPad контролируется производителем железа (так же со своими консолями поступают Microsoft, Sony или Nintendo), хоть Apple и ставит более мягкие условия — отчислять ей 30% с каждой продажи, в то время как Microsoft в Xbox Live Arcade забирает себе до 70% выручки… Это объединяет планшет со специализированными игровыми платформами, а не со свободными PC.

Во время и сразу после запуска планшета крупные компании и независимые разработчики будут трудиться над iPad-версиями уже существующих программ (да, игры с iPhone должны пойти и так, но как же без мелких усовершенствований!). На демонстрации Need for Speed: Shift вице-президент отделения EA Mobile Трэвис Ботман заявил, что его компания намерена в кратчайшие сроки перенести на новое устройство всю свою игровую продукцию из App Store.

Теоретически App Store позволяет любому, даже самому скромному, разработчику соревноваться с крупнейшими игровыми корпорациями. Сделать независимую игру для продукции Apple не сложнее (и коммерчески более выгодно), чем сделать независимую игру для Windows. Хотя на большом экране люди, возможно, и будут более требовательны к графике — в конце концов, разработана версия движка Unreal Engine для используемой на iPhone, iPod Touch и iPad iPhone OS , так что графика в лучших трехмерных проектах для iPad вполне может быть очень качественная. Но для этого нужны солидные бюджеты и большие команды разработчиков…

По данным компании Flurry , занимающейся аналитикой рынка мобильных устройств, только за январь число новых разрабатываемых приложений для App Store возросло в три раза (это притом что о существовании iPad было официально объявлено в самом конце месяца). Надвигается новая золотая лихорадка, шансов разбогатеть в которой будет куда меньше, чем во время первого бума игр для оригинального iPhone.

Чтобы выделиться на подобном фоне — с одной стороны напирает миллион портированных с iPhone старых игр, с другой грозно нависли корпоративные монстры, — надо изобрести что-нибудь совсем уж яркое и из ряда вон выходящее. Если какому-то девелоперу придет в голову фантастическая идея (вроде Peggle ) и он сумеет достойно воплотить ее в жизнь (как это сделал разработчик Topple ), то… Вице-президент Apple Скотт Форстолл говорит, что любая великолепная игра для iPad будет обязательно замечена и вывешена в App Store на самом видном месте (и это не пустые слова — Apple действительно пристально следит за качественными приложениями и охотно их рекламирует).

По мере приближения даты релиза появляется все больше слухов о наличии у iPad недокументированных программных возможностей (прецеденты были — о поддержке YouTube у оригинального iPhone было объявлено за девять дней до запуска). Энтузиазма вокруг нового Apple-продукта в разы больше, чем вокруг платформ-конкурентов (см. врезку «Кругом враги»). Дело за малым — определить, на какую аудиторию все эти игры должны быть рассчитаны. Говорить о целевой аудитории Apple в наше время смешно (это все равно что говорить о целевой аудитории пуговиц), но на кого все-таки рассчитан их новый планшет?

Джобс гордо заявляет, что «благодаря iPhone и iPod Touch свыше 75 миллионов человек знают, как пользоваться iPad». Но нужен ли всем этим людям планшет и согласны ли они потратить на него деньги? Возможно, тут стоит ориентироваться на новый, неохваченный пока тип потребителя — на пользователей, которым нужна даже не читалка, а как можно более доступный и удобный интернет. Виртуальной клавиатуры вполне достаточно для создания записей в социальных сетях (хотя для 140-знаковых сообщений в Twitter прекрасно хватает и iPhone).

* * *

В чем главная функция iPad? Этого мы не знаем — как наверняка не знает и сам Стив Джобс. Будущее у этой платформы гораздо более туманное, чем у прежних устройств Apple. С iPhone Джобс действительно совершил революцию, этот аппарат заменил собой плеер, телефон и PSP на тумбочке у кровати. iPad — вещь интересная, может быть даже полезная, но в настоящий момент ее никак не назовешь необходимой.

Сейчас нельзя с уверенностью сказать, существует ли на самом деле эта новая аудитория, которой не нужен полноценный PC или полноценное мобильное устройство и которую как нельзя лучше устроит нечто среднее. И если у Apple и в самом деле получится продать достаточное количество планшетов, они наверняка изменят культуру гейминга. Мы впервые увидим, какие игры и какие жанры живут на границе между домашними и мобильными игровыми устройствами.

[[BREAK]] Что было раньше

Предшественники iPad — вымышленные и не очень…

Кругом враги

Новые планшеты анонсируются чуть ли не каждую неделю — вот лишь некоторые из прямых конкурентов iPad

HP Slate

Первая ласточка грядущего планшет-сумасшествия — глава Microsoft Стив Балмер показывал прототип на январской CES в Вегасе. Единственный планшет, использующий Windows 7.

Dell Streak

Пятидюймовый планшет Dell — единственный показанный компанией прототип из «множества готовящихся к производству планшетов». Из-за скромных размеров он конкурирует скорее с iPhone, чем с iPad.

Asus Eee Tablet

Компания, запустившая первый массовый нетбук, тоже показала прототип девятидюймовой таблетки. Судя по всему, она будет использовать операционную систему Google Android.

Notion Ink Adam

Еще один планшет на Android, работает на чипе NVIDIA Tegra 2, имеет десятидюймовый экран, поддерживает мультитач, цена — «от 300 до 800 долларов».

Google Tablet

Мифический планшет Google, который должен сделать для таблеток то же, что Nexus One сделал для смартфонов (то есть ничего особенного). Пока что — из области чистых слухов.

LEGO iPad

Через три дня после анонса iPad Flickr-юзер Joe Meno (ник jmenomeno) собрал свой собственный планшет из деталек конструктора LEGO. Этот iPad вряд ли будет конкурентом настоящему планшету, но весит он в несколько раз меньше.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь