26 апреля 2010
Обновлено 17.05.2023

Оконные развлечения. Десять лучших браузерных игр

Оконные развлечения. Десять лучших браузерных игр - изображение обложка

Вот уже несколько лет ведутся недвусмысленные разговоры о том, что браузер как платформа вскоре заменит операционную систему. Лучше прочих в этом начинании преуспели Google: их Google Chrome служит как пульт управления всевозможными онлайн-приложениями. Облачные вычисления, удаленные серверы, на которых хранится информация, — это обыденная картина для XXI века.

Удивительно другое — почему до сих пор никто не попытался посмотреть на браузер как на новую игровую платформу. Речь не о бесконечных «Веселых фермах» и свиньях десятого уровня. И даже не о Bejeweled Blitz для Facebook. Мы говорим про нормальные, полноценные интерактивные произведения, которые прекрасно себя чувствуют в окне вашего браузера. Такие игры уже есть, и по уровню исполнения, масштабу геймдизайнерских откровений и вообще степени внимания их авторов к собственным произведениям они ничем не отличаются (а где-то даже превосходят) интерактивные развлечения, которые требуют установки на компьютер.

Стремясь повлиять на снисходительное отношение большинства игроков к словосочетанию «браузерные игры», мы отобрали десять проектов, которые заслуживают вашего самого что ни на есть пристального интереса. Что особенно приятно — любая из этих игр находится от вас на расстоянии нового браузерного окна.

Time Fcuk

Жанр: Пазл

Разработчик: Эдмунд Макмиллен

Адрес: silvergames.com/game/time-fcuk

Время — магистральная тема современных инди-игр. Если ты не высказался про время — значит, ты не инди, if you are not indie — f*ck you. Патриарх инди-движения Эдмунд Макмиллен (автор Gish , соавтор Braid ; к выходу готовится его Super Meat Boy ), конечно, не мог обойти тему времени стороной.

Time Fcuk — платформер. Герой умеет прыгать и перетаскивать ящики. Еще есть порталы и гравитационные ловушки в стиле VVVVVV , но главный геймплейный трюк — возможность совмещать параллельные пространства. Скажем, на фоне уровня имеется лестница. Или ящик. Нажмите кнопку «поменять слой» — и объекты с «задника» выйдут на передний план. Герой с легкостью прыгает между пространствами, а заодно может таскать предметы из одного слоя в другой.

Поскольку проект некоммерческий, автор особо не церемонится с игроком: пару уровней балует забавным геймплеем, а потом включает такой хардкор, что второе слово из названия начинает слетать с губ игрока примерно каждые тридцать секунд. Слои вам придется переключать на ходу, умышленно давить ящики, загоняя их в пересечение пространств, контролировать события в нескольких слоях одновременно (один из лучших моментов Time Fcuk — этап, где нужно очень медленно ронять ящик в параллельном мире, аккуратно подавая туда пространство). Ближе к середине игры из шеи персонажа начнет расти клон, затем вылезет оттуда окончательно, чтобы настичь героя в финале и заставить совершить самоубийство.

Canabalt

Жанр: Платформер

Разработчик: Semi Secret

Адрес: www.canabalt.com

Качество платформера измеряется прежде всего удобством и отзывчивостью его управления. В этом плане Canabalt — идеальный платформер. Кнопка управления в нем одна.

Некий мужчина в пиджаке, разогнавшись, выпрыгивает из офисного окна, приземляется на крышу ближайшего здания, пугает стайку голубей и бросается наутек. На заднем плане гигантские роботы разносят город в щепки, дымят пожары, с небес падают бомбы, целые дома периодически проседают у вас под ногами. Герой бежит без остановки и нашего вмешательства; все, что требуется от игрока, — вовремя прыгать. Вы можете заставить героя подскочить, чтобы тот перепрыгнул пропасть (перемахнул через мину или вдребезги разбил своим телом окно).

После того как вы все-таки сорветесь вниз (а это неизбежно), произойдет самое страшное событие, по степени аддиктивности схожее с инъекцией морфия. Игра покажет дистанцию, которую пробежал герой. Стоит один раз увидеть рекорд, и вы уже не отлипнете от Canabalt, раз за разом стремясь улучшить результат. Единственное спасение — в балансе. Чем дольше мужчина бежит — тем выше его скорость и тем сложнее им управлять. Но вы можете специально тормозить героя, умышленно спотыкаясь о ящики. Однажды, подметив это свойство, автор текста сразу же выбежал из семи километров и навсегда закрыл для себя тему Canabalt. Поговаривают, что главный рекорд в этой игре вот-вот будет установлен — чемпион сел играть полгода назад и бежит до сих пор.

Little Wheel

Жанр: Квест

Разработчик: OneClickDog

Адрес: www.fastgames.com/littlewheel.html

Совершенно очаровательный квест. Тут надо бы сказать, что он выполнен в духе Machinarium , но если смотреть правде в глаза — это чистый клон. Что, впрочем, совершенно не портит впечатления от игры. Номинально Little Wheel — классическая браузерная адвенчура, завязанная на пиксельхантинге. Вот только пиксельхантинг разработчики милосердно устранили, подсветив все немногочисленные активные сектора. Пазлов как таковых тоже нет, раздумывать особо не над чем. Little Wheel — это скорее короткометражный интерактивный мультфильм.

На планете, населенной, как водится, роботами, случилось ЧП: монтер, чинивший Главный Трансформатор, поскользнулся, упал на шнур и нечаянно выдернул из розетки Главную Вилку — жизнь на планете встала. Десять тысяч лет спустя молния ударила в одного из спящих роботов, и он проснулся. Его задача — перезапустить генератор.

Little Wheel проходится за пять-десять минут, и за это время герой успевает получить в глаз, пару раз упасть, а также разбить пирамиду из бочек подвешенным на крюк башенного крана вагоном метро. Little Wheel выгодно отличается от творчества Якуба Дворски изящным 3D. Персонажи — черные силуэты. Авторы Little Wheel очень здорово работают с перспективой и глубиной кадра: герои то и дело падают вглубь экрана, щеголяя третьим измерением. В общем, трудно назвать хотя бы одну причину, по которой вы не должны сыграть в Little Wheel прямо сейчас.

Continuity

Жанр: Головоломка

Разработчик: Ragtime Games

Адрес:www.continuitygame.com

Еще один пространственный платформер, передающий привет Echochrome и Оскару Рутерсварду лично. Ключевая геймплейная особенность Continuity в том, что игрок может сам перемещать кусочки уровней — перетасовывать, менять местами, помогая герою проходить. Из всего этого вполне могла бы получиться неподъемная головоломка с унылым геймплеем, но разработчики выбрали единственно верное решение — сделали процесс пертурбации пространства максимально простым.

Куски этапов лежат на карточках, менять местами их очень просто: вы двигаете сразу целые пласты, а не мелкие детали — запутаться невозможно. Только что под ногами героя была пропасть — добавьте туда пол; уперся в стену — вставьте выход на следующую панель. Ближе к финалу карточек становится много, а процесс прохождения начинает напоминать пятнашки — нужно не только безошибочно определить нужный кусочек уровня, но и сообразить, как передвинуть его вплотную к герою.

Очевидно, что Continuity была рождена для того, чтобы выйти на iPhone: форма карточек напоминает покатый прямоугольник экрана смартфона, палитра соответствующая, а главное — двигать панели, конечно, хотелось бы пальцами. На нынешней IGF Continuity взяла главный приз как лучшая студенческая работа (ее авторы пишут диплом в Гетеборгском технологическом университете), так что мечта разработчиков — выпустить игру на платформе Apple — вполне может осуществиться.

Every Day the Same Dream

Жанр: Экзистенциальная зарисовка

Разработчик: Molleindustria

Адрес: www.molleindustria.org

Год назад было модно делать так называемые арт-игры — без геймплея, но с мощной экзистенциальной подоплекой. Сейчас количество подобных проектов резко сократилось, и Every Day the Same Dream выглядит благодаря этому обстоятельству весьма оригинально. Это страница из жизни белого воротничка, раз за разом вынужденного переживать унылую повседневную рутину.

На нескольких ключевых экранах разворачиваются события вялотекущей жизни офисного планктона: жена ворчит, босс орет, машина застряла в пробке. Несомненно, самый удачный образ — бесконечные ряды одинаковых офисных работников, к которым присоединяется и наш герой. Задача игрока — сломать привычный порядок вещей. На каждом экране вы сможете сделать что-то из ряда вон: выйти из дома голым; самому создать пробку, выйти из машины и пойти на луг погладить корову; встать из-за рабочего места и спрыгнуть с крыши.

Трагедия в том, что изменить на самом деле ничего не получится: даже пройдя Every Day the Same Dream до конца, вы увидите лишь трагический прыжок героя с крыши. Игра вызвала мощный резонанс в интернет-сообществе, пользователи были поражены мощной, пусть и весьма мрачной энергией проекта. На форумах на полном серьезе идет обсуждение уровня с одиноким деревом, с которого срывает желтый лист: люди делятся советами, как помочь герою этот лист догнать. Для проекта, созданного за неделю, — выдающееся достижение.

Icycle

Жанр: Сайдскроллер

Разработчик: Damp Gnat

Адрес: dampgnat.com/icycle

По Нью-Йорку, припорошенному первым снегом ядерной зимы, на детском велосипеде едет лысеющий мужчина. Он совершенно голый. Из льдины торчит потухший факел Статуи Свободы, взгляд выхватывает впаянные в льдины такси и танки, а приготовленные для ответного удара баллистические ракеты крепко вмерзли в плацдарм и уже никуда не улетят. Мужчина почти бьет коленками по подбородку (велосипед мал), кашляет, чихает, но упорно крутит педали, двигаясь к цели. Кто-то зовет его, указывая путь замерзшими мыльными пузырями.

Icycle сначала подкупает игрока своей детской непосредственностью, а потом вдруг в принудительном порядке рассказывает совершенно фолаутовскую историю о конце света. Ни одного слова, правда, произнесено не будет: лишь воет вьюга, скрипят педали, да иногда мужчина, сорвавшись в пропасть, издает истошный вопль. Fallout , выполненный в эстетике мультфильма The Powerpuff Girls, — это незабываемо.

Геймплейно тут тоже все очень непросто. Это двухмерный скроллер, и, строго говоря, вы можете лишь жать кнопку «Вперед». Загвоздка в том, когда именно и с каким усилием ее нажимать. Бывает, что нужно ломиться сломя голову, в иной ситуации придется ехать с черепашьей скоростью. Важно помнить лишь одно: затормозить или поехать назад вам никто не позволит. Рассчитывать все движения нужно заранее.

На таких вот платформенных правилах выстроена вся игра. Вы будете ехать по мгновенно застывающей струе взорванной водонапорной башни, а также устроите заезд по дому в тот момент, когда он катится в пропасть.

Spewer

Жанр: Платформер

Разработчик: Эдмунд Макмиллен

Адрес: newgrounds.com/portal/view/494129

В эпатажной российской ролевой игре «Санитары подземелий» можно было раздобыть средство народной медицины, гриб с запоминающимся названием «Блевотон». Вот именно так следовало бы перевести на русский язык слово «spewer», если бы эту игру вздумали издать у нас.

Главный герой — жизнерадостный глист, выведенный в лаборатории безумным ученым. Игра встречает нас рентгеновским снимком его организма — все органы в полном порядке, вот только желудок подвержен постоянным колебаниям… Существо родилось в воде и прекрасно плавает; на суше ему отнюдь не так комфортно, но оно не смущается и само создает для себя пригодные жизненные условия. Проще говоря, Спюер извергает содержимое своего желудка, заполняя им все окружающее пространство, а потом с удовольствием плещется в собственной, кхм, ну вы поняли.

Перед нами еще один совершенно безумный шедевр Эдмунда Макмиллена, идеально вписывающийся в рамки его творчества. Автор мастерски собирает из омерзительных действий феерический геймплей. В Spewer гениальная физика жидкостей. Герой заливает резервуары, потом вновь опорожняет их, обратно засасывая зеленую жижу. Регулируя напор, он может даже летать на своей мощной струе! «Стреляете» вы мышью, движетесь при помощи клавиатуры — управление реализовано великолепно. Более всего обескураживает то, с какой легкостью флэш-игра справляется с расчетами поведения жидкости. Схожему по механике PixelJunk Shooter для воплощения «водного» геймплея потребовалась PS3. Spewer прекрасно обходится ресурсами вашего браузера.

Super Karoshi

Жанр: Пазл

Разработчик: Jesse Venbrux

Адрес: www.karoshigame.com

Karoshi — торжество абсурда как геймдизайнерского приема. Идиотский угловатый персонаж, начисто лишенный анимации, выполняет от уровня к уровню одну-единственную задачу — умирает, напарываясь на пики (которые во всех прочих платформерах принято аккуратно перепрыгивать). По сути, от визуальной перестановки геймплей решительно не изменился. Karoshi — это пазл-платформер, где ваша задача — умереть. Все остальное вполне традиционно. Если не принимать во внимание, что игра исполнена в популярном художественном жанре «моя первая флэш-анимация», осознанно идиотский саундтрек и практически полное отсутствие саунддизайна (один из немногих звуков — грандиозный «шмяк», с которым герой разваливается на куски).

Super Karoshi — драматическое продолжение, где после четвертого уровня появляется надпись The End. На нее надлежит не обращать никакого внимания и продолжить поиск мучительной смерти. Автор тем временем настаивает и выводит «финальные» уровни еще несколько раз за игру, снабжая их убедительным субтитром: «На этот раз я серьезно». Затем он ограничит количество прыжков, заставит вас ходить только вправо, а ближе к середине герой превратится в титульного Super Karoshi — супергероя, которого не берут пики. Задача усложняется: нужно сначала найти зеленый кристалл, который лишит вас сверхчеловеческих способностей, а затем с чистой совестью бросаться на смертоносные пики.

There is Only One Level

Жанр: Пазл

Разработчик: Armor Games

Адрес: www.onemorelevel.com/game/there_is_only_one_level

Слоны, как известно, ничего не забывают. Авторы There is Only One Level ставят под сомнение это утверждение: как следует из названия, уровень тут всего один. Задача — добраться из одной трубы в другую, нажав попутно всего одну кнопку. Но правила прохождения меняются каждый раз. Слон вдруг начинает идти задом наперед, перестает слушаться клавиш, самостоятельно прыгает как сумасшедший или отказывается прыгать вовсе. Местами локацию покрывают ядовитые разноцветные пятна. Есть уровень, в котором слон слушается исключительно курсора мыши. Есть уровень, где этот самый курсор ведет себя предельно странно. Игра заботливо сохраняет ваш прогресс, ведет счет пережитых смертей, а заодно считает время, которое вы провели на сайте.

There is Only One Level — это блистательное упражнение в геймдизайне, высший класс, демонстрация фантазии и возможностей отдельно взятого человека (игру придумал и сделал в одиночку некто, скрывающийся под псевдонимом jmtb02). Не имея в своем активе ни выдающейся картинки, ни интересной музыки, ни спецэффектов, ни финансовых ресурсов, автор убедительно доказывает, что интересная игра возможна в постоянно меняющихся условиях одного-единственного экрана. По степени аддиктивности There is Only One Level смело может соперничать с тетрисом и Bejeweled. Ничего подобного в браузерных инди-играх еще не было. Браво!

Windosill

Жанр: Квест

Разработчик: Vectorpark

Адрес: www.windosill.com

Рукотворный шедевр совершенно неземной красоты, Windosill , формально относится к браузерным квестам вроде Samorost (плюс ньютоновская физика). На экране — детская машинка. Для того чтобы попасть на следующий уровень (а это означает открыть дверь в правом нижнем углу), нужно раздобыть на локации неприметный серый кубик. А вот как это сделать — отдельная история.

Windosill — игра не столько сложная, сколько завораживающая, она постоянно подстегивает интерес с помощью одного простого вопроса: «что будет дальше?». Из гигантской бирюзовой гофортрубы в экран вдруг чирикает огромный галчонок. Огромная рука заботливо поправляет покосившиеся в результате ваших действий буквы. Из синего облака капает вода. Ближе к финальным уровням происходящее на экране все больше начинает напоминать эшеровскую фантасмагорию: объекты перетекают друг в друга, переливаются, щетинятся в камеру какими-то синими иголками.

Windosill сделала студия Vectorpark ( www.vectorpark.com), которая вот уже много лет занимается исследованиями интерактивных возможностей Flash. До этого они промышляли в основном квест-зарисовками, которые проходились за 5-10 минут, Windosill — их первый коммерческий проект. Бесплатная версия играется прямо в окне браузера, но игра уже дослужилась до полноценного Steam-релиза (там больше уровней). И это тот случай, когда несчастные три доллара платишь авторам с благодарностью.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь