06 мая 2010
Обновлено 17.05.2023

Sam & Max: The Devil’s Playhouse — Episode 1: The Penal Zone

Sam & Max: The Devil’s Playhouse — Episode 1: The Penal Zone - изображение обложка

Если бы Сэм и Макс были не персонажами видеоигры, а, скажем, американскими музыкантами, они запросто могли бы стать героями телешоу Behind the Music на канале VH1. Ведущий загробным голосом рассказывал бы про их взлеты и падения: про оглушительный успех в начале 90-х, про отмененный сиквел, про долгие годы забвения, про громкое возвращение в виде эпизодического сериала и, наконец, про не менее громкий провал, которым завершился второй сезон.

В 2008-м стало очевидно, что серия исчерпала себя и нуждается в серьезном пересмотре. Telltale Games , очевидно, это понимали, поэтому занялись другими проектами — получилось здорово. И вот теперь, после Wallace & Gromit, Strong Bad’s Cool Game for Attractive People и Tales of Monkey Island , студия возвращается к собаке-детективу и улыбчивому кролику со склонностью к немотивированному насилию.

Третий сезон начинается многообещающе: Сэм и Макс заперты в огромной клетке на космическом корабле. За штурвалом — одержимая жаждой власти космическая горилла-генерал по имени Скун-ка’пе. Генерал заливается сатанинским хохотом и стреляет ракетами по небоскребам. Через минуту мы прячемся возле девушки-пленницы — сбежали! Еще через минуту общаемся с зелеными космическими мозгами. Вскоре после этого один из героев превращается в базуку. Через тридцать секунд кое-кто взрывается…

Комедия нон-стоп

За прошедшие два года Telltale Games действительно многое переосмыслили. Основа, конечно, осталась прежней: это классический квест, полный монти-пайтоновских шуток и поп-культурных аллюзий. Изменилось нечто другое — темп, логика, структура повествования. Это ощущается с первых секунд.

Описанная во вступлении ситуация — это, между прочим, финал эпизода. Авторы воспользовались известным киноштампом: показали заключительную сцену и резко отмотали время назад. И тут выяснилось, что на Землю напала не просто фиолетовая горилла-разрушитель, а весьма коварный… хиппи.

В солнечный день он приземлился на своем циклопическом корабле возле магазина Боско и заявил подоспевшим детективам, что он, во-первых, прилетел с миром и любовью, а во-вторых, с целью обмена опытом и технологиями. Вот только в первом же разговоре в голосе гориллы проскакивают злодейские нотки, она путается в показаниях, называя нашу планету то жалкой, то прекрасной. Что это чудо природы забыло на Земле и как мы оказались в клетке — вот вопросы, на которые нужно ответить.

Ну и не только. Sam & Max: The Devil’s Playhouse — Episode 1: The Penal Zone — это по-прежнему калейдоскоп из скетчей и диалогов. Общаться приходится постоянно — и чаще всего со старыми знакомыми. Так, из второго сезона вернулась хитрая владелица столовой Вонючка, частный детектив из фильмов 30-х годов Флинт Пэйпер и чванливый крот Гарри. Из новичков — горилла-генерал, ее приспешники, заполонившие городские улицы, и трусливый космический мозг, в минуты наивысшего нервного напряжения притворяющийся Ктулху. Кроме того, теперь в начале и конце истории экран тускнеет, время останавливается, и на сцену выходит надутый черно-белый джентльмен с розой в петлице. Он исполняет роль конферансье — сообщает о наших будущих испытаниях и интригует новыми вопросами.

Ключевые нововведения касаются пазлов. У Макса появились сверхъестественные способности: телепортация, умение видеть будущее и возможность превращаться в любой предмет, до которого можно дотронуться. На этих приемах завязана механика всего эпизода. Особенно интересна возня с телепортацией. Нюанс в том, что вместе с Максом в пункт назначения переносится и тот, кто прикасается к нему в момент перехода. А так как Макс — мастер провокации, нетрудно догадаться, как ему удобней всего расправляться с гориллами.

Ну а ясновидение используется как система подсказок, без которой сегодня не обходится ни один приличный квест. Достаточно посмотреть на предмет, и можно увидеть, что произойдет после решения задачки. И в этом — половина ее решения. Вообще, игра проходится легко — головоломки остроумные, интересные, но совсем не сложные. Три-четыре часа с лихвой хватает для завершения эпизода.

* * *

Главный недостаток у игры один — приелась. Острить Telltale Games не разучились, но шутки у них получаются какие-то слишком ожидаемые. И если в 2007 году трехмерные Сэм и Макс воспринималось как нечто совершенно новое и занимательное, то сегодня, после мини-сериалов про Уоллеса и Громмита и Гайбраша Трипвуда, новые шутки кажутся пресноватыми.

Сэм по-прежнему острит на тему ядерных кнопок, чилийского ню-метала и Миллы Йовович, фиолетовая горилла шутит о племяннике из Канады, в декорациях авторы цитируют то классику нуар-кинематографа, то Дэвида Линча — но все это слишком похоже на то дежурное безумие, которое мы видели раньше. Даже в Tales of Monkey Island шутили на тот же лад. Механику, конечно, освежили, но для триумфального возвращения сериала этого, прямо скажем, маловато. Хорошая новость — сезон только-только начался, и дальнейшее развитие событий — исключительно в руках Telltale Games.


Формула игры: 80% Sam & Max Episodes + 20% нововведений

Оценка: 7,5

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь