22 мая 2010
Обновлено 17.05.2023

Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction

Tom Clancy’s Splinter Cell: Conviction - изображение обложка

В 2007 году, на Ubidays, Ubisoft Montreal продемонстрировали публике новый образ Сэма Фишера — Сэм был жалок. Бородатый, со слипшимися волосами до плеч, в рваном пальто, он суетливо прятался в толпе, грубо отшвыривал спецназовца на барную стойку, опрокидывал столы и больше походил на героев рассказов Чарльза Буковски, чем на бывшего агента секретной спецслужбы.

Но затем разработчики почему-то пожалели Сэма. Подстригли, побрили, заменили лохмотья на модную водолазку и в результате превратили героя из спившегося битника в хмурого мужика с рыбьим взглядом. И знаете, жаль! Лучше бы он жарил на костре крыс и расталкивал прохожих — по крайней мере, это было бы интереснее, чем очередная история про спасение Америки.

О дивный новый мир

Conviction — естественное завершение того пути, по которому серия Tom Clancy’sSplinter Cell развивалась в течение нескольких последних лет. То, что Сэм не вернется к прежней жизни, стало понятно еще в четвертой части, в которой агента обрили наголо, запихнули в тюремную камеру и заставили работать на две стороны. Но мы не ожидали, что после такой шокотерапии бывшая звезда «Третьего эшелона» превратится в беспардонного наемника, у которого указательный палец нередко работает значительно быстрее головного мозга.

Осторожные прогулки в тени с прибором ночного видения и прятанье трупов — все это забыто. Нынешнему Сэму не до рефлексий — он выбивает двери ногой, расстреливает обалдевших соперников в упор и чихать хотел на горы трупов под уличными фонарями. Наверное, таким образом разработчики собирались передать внутренний надрыв своего героя: Фишер пытается спасти чудом «воскресшую» дочь, какие уж тут прятки.

Итак, спустя два года после завершения событий Double Agent, c Сэмом (который, напомним, к тому времени ушел в отставку) связывается бывшая коллега по «Третьему эшелону» Анна Гримсдоттир и сообщает одну за другой сокрушительные новости. Сперва Сэм узнает, кто убил его дочку. А спустя пятнадцать минут игрового времени — внимание! — что Сару и вовсе никто не убивал: бывшие работодатели придумали эту легенду, чтобы получить рычаг давления на своенравного Фишера. Узнать, кто и зачем его предал, найти дочь и заодно спасти Родину — эти благородные дела займут все шесть часов одиночной кампании.

На словах все звучит хорошо — в центре повествования наконец-то оказывается противоречивая личность Сэма Фишера, внутренний мир которого уже давно интересовал многих поклонников серии. Но на деле выяснилось, что следить за душевными терзаниями агента Фишера совершенно неинтересно: получив право голоса, он оказался таким же прямолинейным и предсказуемым солдафоном, что и раньше, разве что стал более жестоким — нимало не стесняясь, бьет женщин по физиономии и калечит людей при помощи электроплиты.

Все эти зверства происходят на фоне мутно-пафосного патриотического боевика — любимого жанра Тома Клэнси. Над национальной безопасностью США опять нависла угроза, враги как будто сбежали из дешевых телесериалов 80-х, а закадровый рассказчик, подливая масла в огонь, оперирует фразами типа «Для Сэма «Третий эшелон» был всегда воплощением истины». Неудивительно, что в этом мире отключение генераторов — главное занятие, а брутальный голливудский взрыв на заднем плане, по мнению сценаристов, настолько удачный ход, что его непременно нужно повторить как минимум раз десять.

Единственный прием, который разработчикам, безусловно, удался, — это разрекламированная на всех углах система контекстных подсказок. В ключевые моменты на любой подходящей поверхности — на здании, на полу, на стене, на развевающемся флаге — может всплыть огромная надпись вроде «Обезвредь Антона Кобина» или «Добудь взрывчатку». Мало того, во время очередного брифинга на ближайшей плоской поверхности может появиться сопутствующая информация — флэшбек или лицо очередного ключевого персонажа. Тем самым Ubisoft Montreal пытаются передать обрывки мыслей героя. Выглядит ужасно стильно, особенно если оставить за скобками тот факт, что надписи на стенках — это самый сильный драматический ход, на который хватило фантазии разработчиков. Кроме текущей цели и мимолетных воспоминаний, других мыслей у Сэма, кажется, нет.

По волнам памяти

Игра в Conviction — своего рода шок-терапия для поклонников серии. Чтобы вы могли оценить контраст, мы приводим примеры того, как Сэм выпутывался из трудных ситуация в первой части игры и того, как он это делает сегодня.

Один режем, два в уме

Итак, трагический герой из Фишера не выходит, как ни старайся. В иное время, когда в игре был сложный, многовариантный стелс, на это можно было бы закрыть глаза. Теперь стелс — необязательный пункт программы, трогательный бонус для фанатов старой закалки. Конечно, можно спрятаться в тени, кинуть в угол камеру-липучку, включить на ней веселую мелодию, тем самым приманив врага, а затем взорвать его. Но самый эффективный способ — это расстрелять всех из-за укрытия.

За компрометирующее поведение агента больше не карают, поэтому можно смело отстреливаться из-за перевернутых столов, нахально выскакивать на спецназовцев из-за угла или закидывать их гранатами. Ну а если вы все-таки решите спрятаться и вас обнаружат — не страшно: в любой момент можно откатиться в темный угол или спрятаться за стенкой. На месте, где нас последний раз видели, высветится призрачный силуэт, и противники первым долгом поспешат именно туда. А мы тем временем сможем напасть на них с новой позиции. Или подобраться к растерянному врагу и быстрым движением свернуть тому шею. Мало того — после удачного сеанса рукоприкладства становится доступным специальный режим, в котором можно отметить и застрелить нескольких противников одновременно.

Иногда в Сэме просыпается садистская нотка, и он начинает допрашивать : размазывает бандитские рожи об писсуар, долбит неверные головы об искрящийся телевизор, а в конце ставит на колени и добивает мастерским ударом ногой по горлу. Наверное, разработчики считают, что скопировать сцены из The Punisher — это отличный способ подчеркнуть новый, жесткий образ Сэма, озлобленного на весь мир наемника, который не остановится ни перед чем, чтобы спасти родную кровинушку. У нас в головах, правда, сложилась другая картина: из жесткого, но по-своему благородного солдата из предыдущих частей Сэм Фишер то и дело превращается в конченую сволочь и изверга. Не исключено, что в средней школе он душил котят и окунал первоклассников головой в унитаз.

Бей в кость

Система боя, владея которой Сэм Фишер так лихо сворачивает вражеские шеи, называется Крав мага. Этот вид единоборств был разработан в Венгрии и Чехословакии в 1930-х годах Ими Лихтенфером для защиты еврейской общины от фашистов. И только спустя десятки лет, совершенствуясь, стала популярной боевой системой. После образования государства Израиль Лихтенефер стал главным инструктором по рукопашному бою армии Израиля. Позднее система была адаптирована для применения гражданскими лицами, а в 80-х — распространилась сначала в США, а затем и по всему миру.

Главный принцип крав мага — как можно более быстрая и эффективная нейтрализация противника. Самое главное здесь — поражение уязвимых точек, будь то тычки в глаза, пах или горло, а также сокрушительные контратаки. Занятия крав мага часто включают тренировки в заведомо некомфортных условиях (под аккомпанемент громкой музыки, под мерцание стробоскопа, с завязанными глазами), чтобы обучить человека анализировать ситуацию и защищать себя при любых обстоятельствах. Среди популярных персонажей, владеющих крав мага — Блейд, Росомаха из «Людей Икс», а также феминотерминатор Т-Х из «Терминатор 3: Восстание машин»

Без друзей меня чуть-чуть

А между прочим, уж кого-кого, а наших противников из Conviction можно было бы и пожалеть: они не просто непонятливые, они близорукие и едва ли представляют реальную угрозу. Если кинуть им под ноги обычную гранату — закричат и вяло разбегутся. Если швырнуть взрывчатку с дистанционным управлением (которая к тому же светится красным и оставляет в воздухе дымовой шлейф) — вообще не заметят. Точно так же они не замечают и камеру-липучку. И так на всех уровнях сложности.

Поэтому порой «операция» выглядит так: выглядываем из-за двери, замечаем в комнате отряд спецназовцев, увлеченных светской беседой о модном порнофильме. Кидаем взрывчатку на стол рядом с ними, взрываем. Джентльмены падают замертво — кажется, они даже не заметили, как все произошло. Тут же в дверь неуклюже вваливается второй отряд, получает гранату — и тоже погибает в полном составе, едва успев обругать нас дежурным «факом». Если кто-то остался жив — не стесняйтесь, добейте его из дробовика.

В итоге Conviction превращается в боевик — зверский, взрывоопасный, но в то же время довольно стандартный. Условия игры практически никак не меняются от стартовых до финальных титров: Фишер весело бежит, стреляет, сворачивает шеи, допрашивает и снова бежит. Для шести-семи часов геймплея — вполне достаточно, но это, мягко говоря, не тот Splinter Cell, который мы привыкли видеть. Однако выход, пусть и не идеальный, есть — кооператив. В Conviction это настоящая игра в игре, полноценная трехчасовая кампания, действие которой предваряет события основной игры. Главные герои — американский и русский спецагенты, Арчер и Сокол, прибывшие в ночной Петербург с целью предотвратить продажу на черном рынке четырех ядерных боеголовок.

Ощущения от прохождения игры вместе с напарником бодрые. Скрытные действия по-прежнему никто не навязывает, но врагов становится неприлично много, и это вынуждает как минимум кооперировать действия. Слаженная работа преображает геймплей — мы мягко крадемся в тени, синхронно отмечаем и снимаем врагов, помогаем друг другу преодолевать препятствия. Даже гаджеты, которые в одиночной кампании были совершенно не нужны, на пару с товарищем использовать куда интереснее. Эми-граната, выводящая на несколько секунд из строя технику, очки термовидения, с которыми врагов видно сквозь стены, бомба-липучка — все это по-настоящему нужно только в мультиплеере.

Увы, и здесь все не идеально. Сетевой код Conviction оптимизирован ужасно — игра хрипит и заикается. Плюс бесконечные лаги, потери соединения, отсутствие браузера серверов, из-за чего приходится искать напарника по полчаса. Надеемся, в ближайшее время это исправят патчами.

* * *

В 2002 году первая часть Tom Clancy’s Splinter Cell начиналась с длинного туториала, где рассказывали, как проскользнуть мимо камер, почему лучше ходить по бетону, а не по гравию, а также заставляли красться короткими шажками. В Conviction от нас требуют месить чужое лицо об писсуар, выкидывать зевак из окон и снимать трех противников за раз. Ко всему прочему, на каждом уровне лежит большой ящик с пистолетами, автоматами, дробовиками, гранатами…

Splinter Cell изменился — возможно, навсегда. Это больше не стелс, а бодрый линейный экшен с укрытиями, мордобоем и шпионскими гаджетами. Хорошо это или плохо — зависит от ваших личных предпочтений и отношения к серии: новички, мы уверены, серьезного дискомфорта точно не испытают. Но мы все-таки испытываем легкую досаду: сегодня стелс-игр почти не делают, и лишаться одного из немногих представителей самого интеллигентного поджанра экшенов — просто обидно.

ПЕРЕВОД: С русской версией Conviction все сложилось удачно — она вышла одновременно с мировым релизом и оказалась весьма неплохого качества. Субтитры переведены грамотно, шрифты из того же разряда, что и оригинальные. Озвучка оставлена английской, что только в плюс — без хриплого голоса Майкла Айронсайда Сэм Фишер растерял бы половину обаяния.


Реиграбельность — нет

Классный сюжет — нет

Оригинальность — нет

Легко освоить — да

Оправданность ожиданий: 60%

Геймплей: 8

Графика: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Conviction оказался антиподом всех прошлых серий Splinter Cell — крутым брутальным боевиком с чисто номинальными стелс-элементами. Если такой расклад не вызывает у вас морального протеста, игру можно будет пройти с удовольствием.

Рейтинг «Мании»: 7,5

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь