Игра в материале
Sam & Max: The Devil's Playhouse Episode 1: The Penal Zone
?Рейтинг
Игромании
7.5Рейтинг
игроков
PC   PS3   Mac   iOS
Жанр: Приключение
Серия: Sam & Max: The Game
Мультиплеер:  Нет
Разработчик: Telltale Games
Издатель: Telltale Games
Издатель в России: Логрус
Локализатор: Логрус
Дата выхода: 15 апреля 2010
Дата выхода в России: 16 сентября 2011
Sam & Max: The Devil’s Playhouse — Episode 1: The Penal Zone

Sam & Max: The Devil’s Playhouse — Episode 1: The Penal Zone

Вердикт — Sam & Max: The Devil’s Playhouse — Episode 1: The Penal Zone
«…По части интриги и фантазии сюжет проигрывает практически всем предыдущим эпизодам. Здесь нет ни тонких издевательств над жанрами, как в Night of the Raving Dead, ни политической сатиры, как в Abe Lincoln Must Die!, ни постмодернистской пародии на совре
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Sam & Max: The Devil’s Playhouse — Episode 1: The Penal Zone

Мы, конечно, по ним скучали, но, признаться честно, на новую встречу с псом в фетровой шляпе и его лучшим другом, сальным зубастым кроликом, не особенно рассчитывали. За два года, прошедшие после выхода второго сезона Sam & Max, Telltale Games успели запустить еще несколько интерактивных ситкомов, один из которых — грандиозный «камбэк» Гайбраша Трипвуда в рамках Tales of Monkey Island — стал самым успешным в их истории. Поэтому логичнее было бы ожидать новых пиратских приключений или даже переноса в сериальный формат других «золотых» квестов LucasArts.

К тому же казалось, что похождения Сэма и Макса исчерпали себя еще на середине второго сезона. Когда в 2006 году герои культового LucasArts-квеста Sam & Max: Hit the Road вернулись на наши голубые экраны в виде интерактивного ситкома, все были искренне счастливы. Но чувствовалось, что ситком этот получается очень неровным — феерически смешные фантазерские истории тут соседствовали с набором средних анекдотов. И дальше все пошло под гору: даже лучшие моменты второго сезона были хуже практически любого эпизода из первого. В итоге круговорот одних и тех же тем, персонажей и локаций, самоцитирование и самокопирование достигли такой концентрации, что Олег Ставицкий вынужден был написать следующее: «Игра требует серьезного пересмотра: нужно перебирать структуру, внутреннее устройство, подход к составлению головоломок». Одним словом, еще одного самоповтора никто бы уже не понял. И если уж Telltale Games все-таки решилась зайти в одну и ту же реку трижды, то логично было бы предположить, что у них были на то веские причины. Быть может, американцы все же прислушались к мнению публики и действительно серьезно пересмотрели внутреннее устройство сериала? Ответ будет вполне в духе Сэма и Макса — и да, и нет.

Ветер перемен

Игра стала чуть удобнее: появился журнал, где описываются все текущие задачи, а героями можно управлять при помощи WASD-раскладки.

Принципиально структура сериала не изменилась. Судя по первому эпизоду, нас ждут все те же коротенькие, максимум на 3 часа приключения, в которых на первом месте не загадки, а диалоги, юмор, колоритные персонажи и провокационные комментарии гиперактивного кролика. Зато изменилась подача сюжета. Первый эпизод посвящен нападению на родной город Сэма и Макса огромной гориллы на космическом корабле. Как выяснилось, это был беглый преступник галактического масштаба, генерал Скун-ка’пе: он сбежал из межпланетной тюрьмы (та самая The Penal Zone) и прилетел на Землю в поисках Важных Артефактов. Корабль генерала приземлился, естественно, прямо напротив офиса наших «вольных полицейских», и именно им предстоит попасть на его борт и отправить разбушевавшуюся гориллу обратно в места не столь отдаленные.

Новое круговое меню диалогов невольно наводит на мысль, что авторам очень понравился Mass Effect.

Так вот, эта история подается в стилистике модного кинофильма. Во-первых, сценаристы играют со временем: сначала показывают финальную сцену, а потом отматывают время назад, и мы видим, как все к этому шло. Во-вторых, появился рассказчик — ироничный и болтливый. И это не просто закадровый голос в духе Ефима Копеляна или безымянного дядьки из The Bard's Tale, а вполне осязаемый персонаж, расфранченный мужичок в костюме. Он периодически появляется на экране, что-то рассказывает, интригует, анонсирует, напрямую обращается к зрителям. Благодаря ему сюжет воспринимается цельнее, собраннее и не распадается на набор скетчей, как это бывало раньше.

С помощью списанной в утиль техники из банды C.O.P.S. мы теперь можем комбинировать некоторые предметы из инвентаря.

Есть перемены и в игровом процессе, и связаны они с уникальными способностями Макса. Нет, речь не об умении семиэтажно ругаться и выставлять напоказ свое агрессивное либидо, это Макс и так умеет. Впервые нам дали возможность управлять этим славным малым, переключаясь на него в любой момент по одному клику. В эти мгновения мы переносимся прямиком в воспаленный мозг полубезумного кролика и обнаруживаем там радиальное меню с паранормальными умениями, которым Макс обучается по ходу прохождения. В первом эпизоде открыты лишь три из них (в следующих будут добавляться новые), но и этого хватает, чтобы взглянуть на привычную игру в ином свете. Во-первых, Макс может телепортироваться к любому телефону, номер которого он знает. Причем вместе с ним туда переносится и тот, кто дотрагивается в этот момент до растворяющегося в воздухе кролика. Во-вторых, он может видеть ближайшее будущее — к примеру, узнать, чем закончится очередная сложная ситуация или что случится через пять минут с мирно обедающим гражданином. Наконец, Макс умеет превращаться в различные предметы. Например, в базуку (восторг кролика трудно описать литературным языком!) или в горшок с цветком, за которым Сэм может спрятаться.

Тупая обезьяна

Эту фотографию, датированную 2000 годом, прислал в офис шерифа города Сарасота (штат Флорида) анонимный доброжелатель. На сегодняшний день это — самое отчетливое изображение вонючей обезьяны.

Немногие знают, но на самом деле у космической гориллы с труднопроизносимым именем генерал Скун-ка’пе (Skun-ka’pe) есть прототип в реальной жизни. Skunk ape (дословно — «вонючая обезьяна») — это полумифический высший примат, получивший свое название из-за ярко выраженного неприятного запаха, которым якобы сопровождается его появление. Очевидцы рассказывают, что этот аромат напоминает смесь запаха скунса, тухлых яиц и коровьего навоза. Другие физиологические параметры вполне соответствуют его ближайшему родственнику, снежному человеку: рост — свыше двух метров, вес — за сто килограммов.

Предположительный ареал обитания этого милейшего существа — юго-восточные штаты США: Оклахома, Северная Каролина, Арканзас, а также Флорида. Если окажетесь в последнем, обязательно загляните к видному исследователю вонючей обезьяны Дэвиду Шили — он содержит сувенирный магазин, посвященный объекту его исследования. Обладают ли товары из этой лавки упомянутым выше запахом, не сообщается.

Штиль старых проблем

Музыка и озвучка по-прежнему хороши: солнечный джаз, спокойный голос Сэма и диссонирующий с ним резкий тембр Макса — все на месте.

Но беда в том, что за всем этим авторы маскируют старые болячки. Повествование по-прежнему строится вокруг одних и тех же локаций и персонажей. Мы все так же спускаемся в канализацию под офисом Сэма и Макса, грустно смотрим на трещину в асфальте, посещаем соседнюю забегаловку и читаем газеты в аппаратах с плохими и хорошими новостями. Персонажи — тоже в основном знакомые все лица: девушка-голем Стинки и ее неадекватный дедушка со своими рецептами (опять!), спецагент в черном Супербоул, человек-мышь Гарри, частный детектив Флинт Пэйпер и другие. Понятно, что жанр ситкома предполагает более или менее фиксированный набор героев. И мы были бы только рады снова увидеться с некоторыми из них: например, с Боско (продавец всякой всячины, который был одержим теорией всемирного заговора и постоянно менял национальность!) и девушкой Сибил (соседка Сэма и Макса, как перчатки меняла профессии и была даже «Мисс Канадой»). Но Боско, кажется, окончательно сгинул, Сибил находится в творческом отпуске, а адекватной замены им пока не нашлось. Потому что все вышеперечисленные товарищи — персонажи забавные, но они и наполовину не так хороши, как ключевые герои из первого сезона. Хорошо хоть, в The Penal Zone можно общаться с одушевленным набором списанной техники, известным как C.O.P.S.: без этой банды говорящих телефонов и аркадных автоматов было бы совсем грустно.

Не все телепортации одинаково полезны!

В предыдущих сезонах авторам не всегда, но все же удавалось нас удивить: они выводили на сцену ожившую статую Авраама Линкольна, философствующего робота, неадекватного Санта-Клауса, они отправляли нас на Северный полюс, на Луну, на остров Пасхи и даже в виртуальную реальность… А сейчас? Очередной космический злодей да борт его межпланетной посудины — что может быть банальнее? По части интриги и фантазии сюжет проигрывает практически всем предыдущим эпизодам. Здесь нет ни тонких издевательств над жанрами, как в Night of the Raving Dead, ни политической сатиры, как в Abe Lincoln Must Die!, ни постмодернистской пародии на современный медиаформат, как в Situation: Comedy, а есть лишь цельная, но неизобретательная история о спасении города от сиреневой космической гориллы.

С юмором и иронией тоже вышло как-то вяло. Герои, естественно, старательно острят. «Я хочу увидеть, как взорвется мой мозг!» — кричит Макс. «Но ты не сможешь этого сделать, потому что твой мозг взорвется!» — резонно отвечает ему Сэм. «Тогда запиши это для меня!» Генерал Скун-ка’пе рассматривает предложение съесть банан как расистскую выходку, а безумные мыши, поклоняющиеся ящику с игрушками, раскололись на ортодоксов и реформаторов. На фоне остальных юмористических квестов это по-прежнему весело, но по меркам самого сериала — средний уровень. Актуальная сатира, в которой Telltale Games всегда были сильны, исчерпывается словами «Мила Йовович» и «торрент», которые пару раз мелькнут в диалогах. Периодически авторы пытаются иронизировать над самим сериалом, но над этими шутками все отсмеялись еще в середине второго сезона.

Далее. Фирменной приметой сериала всегда были аркадные мини-игры: мы катались на полицейской машине, лупили крыс и даже играли в видеоигры. Поездки на машине давно приелись — и то, что их нет в The Peal Zone, вроде бы хорошо. Плохо, что взамен мини-игр нам предложили какие-то вялые салочки с лучом инопланетного оружия, которым злобная обезьяна водит по земле. Банально и скучно. А еще здесь всегда были уморительные музыкальные номера: вспомните хотя бы песню о важности бэушной техники в исполнении квартета C.O.P.S. Это было как раз то постоянство, от которого грех отказываться. Так нет же — именно музыкальных номеров нас и лишили.

Когда на экране появляется рассказчик, картинка начинает напоминать комиксы Фрэнка Миллера.

Замороженный инопланетный мозг — единственный новый персонаж, который вызывает улыбку.

* * *

Первый эпизод третьего сезона трудно оценить однозначно. Да, в жанре по-прежнему никто не умеет шутить так, как Telltale Games, и потому появление любого нового квеста от них — уже праздник. Да, они пытаются экспериментировать, но им явно не хватает чего-то важного — кажется, фантазии. И в персонажах, и в локациях, и в темах нет прежнего безумия, абсурда, нет остроты сатиры и иронии. Да и психические способности Макса авторы умудрились изрядно затаскать за отведенные три часа: больше половины пазлов выстроено на телепортации, и решаются они по одной и той же смехе. Поэтому если рассматривать первый эпизод как самостоятельное произведение, то картина вырисовывается грустная. Но если оценивать The Penal Zone как задел на будущее, в котором появятся новые неожиданные способности Макса (фантазия рисует самые безумные картины!), а рассказчик будет регулярно интриговать нас и водить за нос, то с выводами лучше подождать.


Реиграбельность нет

Классный сюжет нет

Оригинальность да

Легко освоить да

Оправданность ожиданий: 60%

Геймплей: 7

Графика: 7

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Комический дуэт Сэма и Макса возвращается после двухлетней ссылки. За это время у разработчиков появилось несколько любопытных идей, но ключевые проблемы сериала остались нерешенными. Впрочем, мы надеемся на лучшее: сезон только начался.

Рейтинг «Мании»: 7,0

«Хорошо»

Комментарии
Загрузка комментариев