22 мая 2010
Обновлено 17.05.2023

Sol Survivor

Sol Survivor - изображение обложка

Среди новичков, пробующих себя в жанре RTS, есть особый тип людей — «мамонт-рашу» или безостановочному потоку дешевых юнитов они предпочитают тактику параноидальной черепахи: в три-четыре слоя застраивают подступы к базе всевозможными турелями, пушками, бункерами так, чтобы волны войск оппонента раз за разом разбивались о глухую оборону.

Сами же тем временем без всякой спешки клепают внутри «панциря» огромную армию топовых юнитов, с помощью которых потом зачищают всю карту. Именно для таких людей и существует специальный стратегический поджанр — tower defense, где, кроме планомерного наращивания укреплений, собственно, делать ничего и не нужно.

Трафарет

Специфика tower defense такова, что изменить что-либо в базовой механике практически невозможно, — это все равно что пытаться поломать основы тетриса или вывести новый вид животных, скрещивая жирафа с топинамбуром. В результате большинство «тэдэшек» бывает затруднительно отличить друг от друга — 80% из них предлагают одними и теми же средствами (читай — лазерами и пулеметами) защищать какую-нибудь удаленную космическую колонию от посягательств мерзких инопланетян.

Конечно, время от времени появляются по-настоящему неординарные проекты вроде Plants vs. Zombies , где мы обороняем загородный домик от зомби-аквалангистов (плывущих верхом на зомби-дельфинах!) при помощи овощных культур и грибов. Или вот Defense Grid: The Awakening , в котором на роль «голоса за кадром» пригласили британского актера Малькольма Макдауэлла, озвучившего продвинутый искусственный интеллект со встроенным английским юмором.

В этом плане Sol Survivor выступает в роли самого упертого ботаника-зубрилы, который заучил наизусть талмуд «Как сделать заурядную tower defense». Поначалу кажется, что проекту решительно нечем привлечь внимание игрока — Sol Survivor будто собран по строгой инструкции, как навесной шкаф из IKEA. Да, опять космические колонии. Да, опять лазеры и пулеметы. Да, опять мерзкие инопланетяне, на этот раз — в виде какой-то дикой и маловменяемой помеси из вертолетов, биомеханоидов, червей и тараканов. Выглядит, честно говоря, не очень красиво.

Игровая механика тоже прилежно списана с пыльных страниц учебника. Есть пункт А — зона высадки противника. Есть пункт Б — точка, куда пришельцы из пункта А ни в коем случае не должны добраться. На отрезке A — Б требуется грамотно расставить оборонительные сооружения, чтобы не дать врагам сожрать бедных колонистов.

Ресурсов два типа: на постройку башен расходуется «масса» (начисляется за уничтожение интервентов), а для применения спецприемов (вроде замедляющей бомбы или газового облака) нужна энергия, которая генерируется со временем. Прощай, галочка в графе «оригинальность»!

Кадровый вопрос

Впрочем, первое впечатление от проекта Cadenza Interactive обманчиво, и уже к третьей-четвертой миссии станут очевидны сильные стороны Sol Survivor. В игре появляется какая-никакая атмосфера (пусть и выстроенная с помощью дешевых приемов): например, в брифингах нам рассказывают об истории каждой колонии и дают понять, почему так важно защитить именно этот конкретный участок обороны. После успешного прохождения этапа мы получаем письмо из штаба, причем каждый командир по-своему реагирует на наши достижения (от банального «Отличная работа, солдат! Получи медаль!» до «Как, ты еще жив?! Странно…»). Согласитесь, мелочи, но приятные.

Местная кампания долго запрягает, зато потом быстро едет. Если начальные главы можно проходить чуть ли не пяткой, то ближе к середине кампании скорость и сложность возрастет в геометрической прогрессии. Начнет проявляться тот труднообъяснимый эффект, по которому можно без труда отличить качественно сделанную (пусть и не оригинальную) tower defense игру.

В минуту принимается примерно сто решений (и это притом что против вас играет даже не оголтелый азиатский старшеклассник, а копеечный скрипт при поддержке двух миллионов пикселей), льющимся со лба потом можно орошать засушливые регионы на Ближнем Востоке, а неожиданный прорыв обороны заставляет разразиться таким воплем, что соседи начинают всерьез опасаться, что на дом напала стая бабуинов.

Игрок же в этот момент изолирован от всех внешних раздражителей и думает только о том, как бы повыгоднее пристроить очередную мортиру. В такие минуты приходит мысль, что Sol Survivor, хоть и не привносит в жанр ничего нового, все равно остается довольно увлекательной игрой.

Всего лишь увлекательная игра

Всего лишь «довольно увлекательной игрой» ей, правда, суждено оставаться недолго. После полной зачистки первой планеты вам в распоряжение выдадут двух офицеров, благодаря которым в Sol Survivor что-то щелкает и игра переворачивается с ног на голову. Теперь перед началом любой миссии мы выбираем подчиненного, которого возьмем с собой.

В зависимости от назначенного офицера (всего их десять, новые открываются по мере прохождения) вы отправляетесь на задание с определенным набором техники и дополнительных способностей. Каждый такой пресет (а это, увы, именно пресет — самому выбирать виды войск нельзя) заточен под определенную тактику боя: например, один офицер делает ставку на оружие массового поражения, другой уделяет больше внимания разрушительной поддержке с воздуха, а третий одним своим присутствием улучшает характеристики турелей.

С балансом все в порядке. Каждый офицер по-своему универсален, и при желании можно пройти всю кампанию по одному-единственному шаблону. Но это — очень странное желание, ведь вся прелесть Sol Survivor — в возможности экспериментировать и кардинально менять свою стратегию двумя кликами мыши.

Ближе к людям

Однако главная причина, по которой стоит обратить на Sol Survivor самое пристальное внимание, — это мультиплеер. Хотя жанр tower defense на ранней стадии развития существовал преимущественно в виде небольших сетевых карт для StarCraft и Warcraft 3 , в современных TD-проектах возможность отстраивать защиту совместно сегодня почти не встречается. Cadenza Interactive попробовали вернуть жанр к истокам, и у них, кажется, получилось.

Именно в мультиплеере Sol Survivor раскрывает весь заложенный в нее потенциал. Взять хотя бы ту же идею с офицерами. В режиме Cooperative, как нетрудно догадаться, игрокам приходится объединять силы для противостояния массовым нашествиям пришельцев. Вскоре выясняется, что способности персонажей можно комбинировать.

Один игрок может снять щиты противника электромагнитным ударом, а второй — тут же сбросить на изрядно ослабленную толпу ядерную бомбу. Или, заметив, что напарник начал штамповать дальнобойные мортиры, пытаться всеми силами замедлить толпу монстров, чтобы эти мощные, но медленные орудия успевали нанести наибольший урон. Или, если союзник разместил близко друг к другу очень мощные и неоднократно прокачанные пушки, следует чаще использовать на этом участке карты «баффы».

Примеры вроде этих можно приводить еще долго: десять офицеров на двух игроков дают сотню возможных комбинаций, а уж сколько существует различных схем взаимодействия между ними — попробуйте подсчитать сами. Не исключено, что на экране вашего карманного калькулятора не останется места для цифр.

Простым кооперативом список сетевых режимов игры не ограничивается. Так, в Duo Campaign существует четкое разделение обязанностей: первый игрок занимается исключительно возведением оборонительных сооружений, а второй отвечает за использование дополнительных способностей. Наконец, мальчишам-плохишам прямая дорога в режим Wars. Здесь вы не только обустраиваете защиту своего пункта, но и регулярно посылаете на вражескую колонию волны собственных «крипов».

Состав очередной партии смертников тоже приходится подбирать вручную, исходя из данных о состоянии обороны противника: если у того нет детекторов, то резонно будет завалить его невидимыми юнитами, а слабая ПВО дает хорошие шансы на прорыв рою летающих жуков. Впрочем, не забывайте, что вы не один такой злой гений, следите за собственными укреплениями и старайтесь сделать оборону как можно более универсальной.

* * *

Sol Survivor — определенно не та игра, в которую влюбляешься с первого взгляда. Неоригинальный сеттинг, заезженные идеи и черепашья скорость происходящего волей-неволей заставляют игрока с тоской смотреть на кнопку Exit уже через десять минут после знакомства.

В этом месте очень важно остановиться, стиснуть кулаки и челюсти и дать проекту Cadenza шанс. Совсем скоро «зауряднейшая» tower defense порадует первым письмом из штаба, в котором завистливое начальство спишет ваш успех в миссии на великую милость фортуны. Затем игра вывалит на вашу голову какие-то совсем неприличные орды противников (пожалуйста, остерегайтесь тахикардии и тахипноэ!). Еще чуть позже — предложит пройти одно и то же задание несколькими способами. Ну а когда вы доберетесь до мультиплеера — будет уже поздно, очнетесь в лучшем случае часов через пять. Последний шанс «соскочить» с этой игры вы упустили еще тогда, на десятой минуте.


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8

Графика: 5

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Tower defense игра, которая раскрывается перед игроком медленнее, чем хотелось бы, зато оторваться потом практически невозможно. Особенно в мультиплеере.

Рейтинг «Мании»: 7,5

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь