22 мая 2010
Обновлено 17.05.2023

Spectre

Spectre - изображение обложка

В прошлом году мы назвали Braid самой пронзительной и взрослой игрой в мире: главный герой, управляя временем, собирал пазл из собственных воспоминаний и ошибок, совершенных в прошлом. Так вот, сегодня Spectre может легко поспорить с Braid за это звание. Потому что вся эта небольшая игра, финалист IGF 2010, представляет собой меланхоличную прогулку по лабиринтам памяти одного очень пожилого человека.

Главный герой Spectre — 73-летний старик по имени Джозеф Виллер. Он уже умер и после смерти попал в некое странное место. Опершись на трость, Джозеф стоит посреди заснеженной степи, над которой застыла ночь, и смотрит на падающий снег. «Что ты видишь?» — спрашивает его незнакомый женский голос. «Я вижу мгновения своей жизни», — отвечает Джозеф. Незнакомка предлагает сложить их в единую историю, и Джозеф начинает вспоминать.

Сначала старик с нашей помощью выбирает возраст, в который хотел бы отправиться: в 6 лет, в 8, 12, 17, 44 года или в нынешние 73. Дальше начинается платформер: прыгая по домам, подоконникам и крышам, герою нужно дотронуться до висящих в воздухе сфер — светлых или темных, которые олицетворяют, соответственно, светлые или темные воспоминания. Первый в жизни снегопад, детский страх перед темнотой за окном, первая игрушка, первая и последняя встреча с любимой девушкой, первое в жизни похмелье, первый день на работе, попытки начать жизнь сначала после сорока, первая купленная кукла для дочки, смерть матери, наставления отца — Джозеф вспоминает все. И эти обрывки памяти постепенно складываются в связные сюжетные линии: так мы прослеживаем отношения героя с девушкой, единственной любовью всей жизни, или с людьми, которые в детстве дразнили Джозефа, а потом стали его лучшими друзьями.

Выбор возраста — вещь на самом деле формальная. Потому что, начав воспоминания в облике 44-летнего мужчины в очках и с портфелем, можно начать двигаться влево и попасть в молодость Джозефа. И наоборот: двигаясь вправо, вы увидите, как мужчина среднего возраста превращается в 73-летнего старика. Внешность Джозефа тоже меняется: на одном экране он еще совсем подросток, а уже на следующем — уставший ссутуленный мужчина.

Но поймать воспоминание мало. Чтобы оно получило свое логическое завершение, нужно пройти одну из мини-игр. Вариантов немного: мы летим по небу, собирая звезды, или, наоборот, падаем в темноту, лавируя между черными сферами, пытаемся сфокусировать расплывшееся изображение, прыгаем по уступам вниз, чтобы избежать надвигающейся сверху темноты, или, быстро нажимая на «пробел», «подкладываем» землю под ноги идущего вперед Джозефа. Какие жизненные ситуации символизируют эти эпизоды, объяснять, наверное, не нужно.

Если вы успешно прошли мини-игру, то воспоминание закончится принятием осознанного решения. Например, Джозеф решится заговорить с девушкой или заставит себя вылезти из-под одеяла, чтобы посмотреть, что же скрывает темнота за окном. И наоборот, если вы завалили мини-игру, то он так и останется молча смотреть на любимую или дрожать под одеялом. Чем больше вы выигрываете, тем больше появляется светлых сфер, которые позволяют Джозефу продолжить воспоминания и найти ответ на вопрос, чего же он добился за свою длинную жизнь.

* * *

На самом деле Spectre сложно назвать игрой, это скорее сеанс психотерапии. Потому что с описанными в игре ситуациями в том или ином виде сталкивается практически любой человек. Это все равно что смотреть фильм «Прошлое» Эктора Бабенко, где совершенно незнакомые вам люди разыгрывают по ту сторону экрана сцены из вашей собственной жизни. Поэтому, чтобы понять эту игру, желательно иметь хотя бы минимальный жизненный опыт — тогда события Spectre можно будет примерить на себя и, возможно, даже сделать какие-то выводы. В противном случае этот проект может показаться вам скучной аркадой про пенсионера.

P.S. Вообще-то Spectre вышла еще в 2009-м, но некоторое время назад разработчики выпустили масштабное обновление. Как и раньше, игра совершенно бесплатно доступна на официальном сайте.


Реиграбельностьда

Классный сюжетда

Оригинальностьда

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 8

Графика: 7

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Интерактивная притча в жанре «по волнам моей памяти». Взрослым людям может помочь переосмыслить свой жизненный опыт и, возможно, узнать в герое игры себя. Тем, кто моложе двадцати, игра может показаться слишком примитивной и скучной.

Рейтинг «Мании»: 7,0

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь