09 июня 2010
Обновлено 17.05.2023

Руководство и прохождение по "Империя: Смутное время"

Руководство и прохождение по "Империя: Смутное время" - изображение обложка

Найдите слабое место в силе лидера и атакуйте его.

Эл Райс, Джек Траут, «Маркетинговые войны»

В современном мире огромных фирм и глобализации всего и вся нередко начинает казаться, что все давным-давно поделено такими вот монстрами. Вот, например, кто может потягаться с «Майкрософт» в разработке операционных систем? Или с Google по части поиска всего и вся. А как насчет Paradox и жанра глобальных стратегий?..

Как бороться с гигантами? Вариантов ответа на этот вопрос существует множество, но один из наиболее популярных и эффективных — найти их слабые места и ка-а-ак… дальнейшее действие уже зависит от цели. Можно, например, их исправить.

Закрашиваем пятна

Игровой процесс «Империи» не сильно отличается от канонов жанра, и если вы хоть раз играли в глобальные стратегии, то разобраться вам никакого труда не составит. А если не играли — тоже. Правила довольно просты (с учетом специфики жанра), к тому же с нами неплохое обучение. При этом от простоты правил стратегическая глубина практически не страдает, так что если вы давно хотели познакомиться с подобными играми, то «Смутное время» вам в этом поможет.

Правитель или счетовод?

Кроме сложности, глобальные стратегии зачастую грешат сухостью. Мы вроде бы вершим судьбы мира, а на деле сражаемся с кучей таблиц. Кто-то скажет: «В этом ведь вся суть» — и в целом будет прав. Но ведь ничто не мешает разбавить этот поток цифр чем-нибудь интересным. Например, вживанием в роль. Здешние тексты отлично вписываются в историческую эпоху, а музыка только усиливает впечатление. Вроде бы мелочь, но играть намного приятнее.

Но какой же правитель без титула? Разработчики тоже так считают, поэтому, захватив все провинции определенной территории, вы получите титул, к примеру, короля Польши.

А для пущей убедительности с нами случайные события и задания: то чума вспыхнет, то бюргеры здания какого-нибудь попросят в собственном городе. Выполним — слава нам и почет. Иначе эффект обратный.

Команда нашего двора

Отлично оживляет атмосферу и система героев. Теперь по карте у нас не безликие фишки бегают, а ходят настоящие исторические персонажи. Всего их шесть типов: правитель, наместник, полководец, шпион, ученый и священник. Последние пять нужны для усиления своего государства в различных сферах жизни. А вот первый… Он мало того, что специализируется сразу в двух направлениях (управление державой, как у наместника, и еще одном), так еще и играет роль эдакого шахматного короля. Проще говоря, смерть правителя оборачивается для нас сущим кошмаром: смутным временем. В этот период мы получаем огромные штрафы к основным показателям, а все соседи спешат порвать нас на кусочки. Выход есть: основать новую династию. Но потери за время смуты аукаться будут еще долго.

Еще пару слов о героях: они очень похожи на самих себя из серии Total War. У каждого есть несколько характеристик (возраст, уровень защиты и т.п.), они зависят от места найма, а также умения, зависящие от опыта. Умения мы выбираем сами, при получении героем нового уровня.

Кроме собственно героев, которые нанимаются в городах, у нас есть еще «недогерои», которые призываются спецспособностями старших товарищей и служат для конкретной цели. Так, например, посол, сидя на чужбине, сладкими речами улучшает к нам отношение. Ежели нужно договор подписать, то без посла тоже никуда. Правда, при этом он расходуется. То ли на пенсию уходит, то ли правители соседние любой такой договор считают дурной вестью… Также нам доступны торговец, для создания торговых представительств (но сперва надо об этом договориться, благодаря все тому же послу), убийца и проповедник.

Кипящая Европа

Благодаря реальному времени на карте постоянно что-то происходит. К примеру, наш полководец, отправившись лупить восставших мужиков, которые только вышли из города, случайно может наткнуться на вражеского шпиона, неспешно идущего по своим делам к соседям. А в это время священник противника вступит с вашим в диспут, тем самым полностью оторвав от дел. Герои и армии всех стран постоянно перемещаются по карте, встречаются, расходятся, воюют, мирятся — все это создает впечатление средневековой Европы: живой, бурлящей и чуточку сумасшедшей.

С одной стороны, жаль, что нельзя побороться за мировое господство. Зато с другой — при игре в маленьком, домашнем регионе куда проще уследить за всеми делами своей страны. Кроме того, мир хоть и мал, но насыщен всевозможными событиями. А еще, начав играть совсем маленькой державой, здесь вполне реально захватить всю карту, что, согласитесь, дорогого стоит.

Растущий скипетр

Управление в игре классическое и удобное: игра не перегружена всевозможными меню, картинки приказов и умений интуитивно понятны, а о важных событиях нас своевременно информируют. Причем сообщения не насильно выскакивают на пол-экрана, а культурно выстраиваются в рядок над основной панелью. Каждое сообщение помечено своим значком, чтобы легко можно было решить, стоит ли оно вашего внимания.

Но огрехи, конечно, тоже есть. Бывает, что из-за героя, стоящего перед городом, мы не можем попасть в него — воевода закрыл своим могучим торсом да конем. Вдобавок крайне странно реализована система входа полководца в город. То он сам зайдет, а армию оставит, то залезет с армией, а выгонит гарнизон, то еще чего выкинет. Видимо, градоначальники сперва требуют вояку на прием, а уж потом армию пускают. Из-за этого случаются страшные вещи. Вот представьте: вы со всех конских ног несетесь на оборону столицы, в которой сидит император, подбегаете к городу и… входите в город, оставив армию снаружи. В результате враг получает и столицу, и двух ваших героев. Главный недостаток же вылезает лишь со временем. Представьте, что вы управляете страной с помощью державы да скипетра, которые растут вместе со страной. То есть сперва все удобно… но под конец вам придется держать в одной руке трехпудовый золотой шар, а другой размахивать огромным шестом, которому и копье позавидует. Так и здесь: в последние годы бороться со всевозможными бунтами-еретиками-эпидемиями можно только при постоянно включенной паузе.

Глазами князя

Картинка и игре радует глаз. Не обилием полигонов (зато игра пойдет практически на любых системах), а замечательной работой художников. За происходящим приятно просто наблюдать: ведь это не фишка перемещается к точке, а бравый генерал ведет свою армию через лес да поле супостата бить. Или коварный лазутчик окольными путями подбирается к неосмотрительному правителю, вышедшему к речке. Не отстает и музыка: композиции кроме того, что сами по себе чудо как хороши, так еще и духу соответствуют. В результате Европа, несмотря на чуму и кровопролития, видится очень уютной.

• • •

В отличие от прошлых проектов студии «Империя: Смутное время» не пытается ломать устои и создавать новые жанры, правда, и без интересных идей мы не остались. Уже сейчас игра приносит множество приятных минут, а ведь потенциал у нее еще выше!

Вердикт: Проверенный временем игровой процесс, несколько свежих (для этого жанра) идей и качественное исполнение.

[[BREAK]]

Дела государственные

Начало

Сперва нам необходимо выбрать один из четырех временных промежутков: 1350-1450, 1450-1550, 1550-1650 или же 1350-1650. От начала зависит состояние (и наличие) стран, а от конца — цели.

Дальше выбираем сторону. Прежде всего это изначальные территории и религия. Кроме того, меняются вторые специализации правителей и специальные войска.

Экономика

Провинции в игре, кроме своего центра-города, имеют еще деревни. В них можно подлечить войска, но главная их задача — кормить город. Если позахватывать деревни, то армия в городе вскоре истощится, а горожане начнут подумывать о бунте. А можно не захватывать деревню, а, к примеру, сжечь ее запасы с помощью шпиона.

Вообще, пропитание в игре очень важный фактор. Еда — один из трех ресурсов (также с нами золото и знания), баланс которого нужно постоянно поддерживать, иначе начнутся бунты, которые и подавить будет некому — армия раньше передохнет. В поход с собой вообще настоятельно рекомендуется возить обозы с едой для прокорма своих войск на чужих территориях.

Главный наш ресурс — это, конечно, золото. Он тратится практически на любое действие, от стройки здания до использования некоторых спецспособностей. Золота бывает мало и очень мало, по крайней мере большую часть игры.

Последний ресурс — знания. Он расходуется на исследование новых технологий и применение многих геройских умений.

Наука

Для успешной игры необходимы технологии. Все они поделены на несколько технологических уровней, для перехода между которыми сперва нужно изучить несколько секретов. Технологии чаще всего приносят вам новые здания (и, соответственно, войска), усиливают отряды, но есть и несколько экономических.

Лучше всего заранее продумать, что мы будем изучать на протяжении всей игры, ведь это не только долго, но и дорого.

На заметку: все доступные технологии вы найдете в одноименной таблице. Цена и время исследований зависит от уровня сложности.

Знания, пожалуй, самый дефицитный ресурс поначалу, потому что способности героев в это время соизмеримы с ценой исследования. Так что с самого начала беритесь за ум, нанимайте ученых и исследуйте тайны. Ну а если вы чуть отстали от соседей, тут вам завсегда поможет шпион, который утащит чертеж последней новинки. Ну, или идею централизации.

Технологии

НазваниеЭффектТехнологический уровень
Организация ополченияУвеличивает скорость создания отрядов ополчения в военное время.1
РучницыДобавляет здание «Стрельбище 1» и новый стрелковый отряд.1
Боевые лошадиДобавляет конные отряды.1
БомбардаДобавляет здание «Оружейный двор 1» и новый артиллерийский отряд.1
ЛогистикаУвеличивает максимально допустимый запас продовольствия в казне.1
Гранулированный порохПовышает урон, наносимый пороховыми отрядами, на 3.1
Городская стражаДобавляет здание «Плац».1
Новые технологии строительстваДобавляет здание «Архитектурный ансамбль» и увеличивает скорость постройки зданий на 20%.1
Доменные печиСнижает стоимость отрядов на 10%.1
Фортификации 1Городские и замковые стены лучше защищают обороняющихся.1
ЦентрализацияДобавляет здания «Фермы», «Склады», «Церковь», «Богословское училище», «Мастерская».1
Упорядоченный стройПозволяет линейным отрядам использовать данный строй в бою.1
Технологическая эпоха 2Переход в следующую технологическую эпоху.1
Пехота 2Добавляет здания «Казармы 2», «Плац 2» и новые пехотные отряды.2
АркебузаДобавляет здание «Стрельбище 2» и новые стрелковые отряды.2
Кавалерия 2Добавляет здание «Конюшни 2» и новые конные отряды.2
Новые типы орудийДобавляет здания «Оружейный двор 2», «Береговые орудия» и новые артиллерийские отряды.2
Большой обозДобавляет улучшенный обоз.2
Колесные лафетыУвеличивает шанс артиллерии на отступление из боя.2
Банковское делоУвеличивает производство золота в городах на 20%.2
Новые экономические теорииУвеличивает прибыли от торговых представительств на 25.2
КнигопечатаниеУвеличивает производство знаний на 20%.2
Фортификации 2Добавляет здания «Стены 3», «Крепость». Городские и замковые стены лучше защищают обороняющихся.2
Купеческие гильдииДобавляет здания «Гильдия мастеров», «Гильдия торговцев», «Кафедральный собор», «Университет».2
Испанский стройУлучшает атаку линейной пехоты на 2 и защиту на 4.2
Технологическая эпоха 3Переход в следующую технологическую эпоху.2
Пехота 3Добавляет здания «Казармы 3», «Плац 3» и новые пехотные отряды.3
МушкетДобавляет здание «Стрельбище 3» и новые стрелковые отряды.3
Кавалерия 3Добавляет новые конные отряды.3
Система калибров артиллерииДобавляет новые артиллерийские отряды.3
Боевые повозкиДобавляет новый отряд.3
Продвинутая обработка металлаУвеличивает атаку мушкетеров и конных стрелков третьей эпохи на 4, а урон, наносимый артиллерией, на 5.3
Мобильная пехотаДобавляет новые конные отряды.3
Новые сельскохозяйственные культурыУвеличивает производство продовольствия на 10%.3
Мануфактурное производствоСнижает время производства отрядов на 1.3
Бумажный патронУвеличивает скорость перезарядки мушкетов у регулярных войск третьей эпохи.3
Городская администрацияСпособствует росту населения в городах и уменьшает вероятность бунтов.3
Регулярная армияСнижает численность отрядов, увеличивает наносимый урон и снижает получаемый.3

Ратное дело

Война здесь начинается с найма полководца. Пока он юн, размер армии будет сильно ограничен, но с опытом расширится. Армию мы набираем в городах, причем в городах различной культуры типы войск будут отличаться. Собрав свой железный кулак, объявляем войну и бежим драться.

Но сперва нам нужно определиться с тактикой боя и… отступления. Первое определяет, кого бить, а второе — когда начинать бежать.

Бой происходит в автоматическом режиме: перед нами окошко с обозначениями воинов. Здоровье отряда определяется цветным кружком: темно-зеленый — хорошо, темно-красный — наоборот. Удача, как водится, на стороне больших батальонов, так что лучше наберите штук десять сиволапых мужиков, чем троих рыцарей, — больше проку будет.

Это важно: все войска и герои в игре получают опыт и уровни, повышая со временем свои параметры.

В конце боя отряд, кроме как победить, может помереть, сбежать или сдаться. С первым все понятно, второе позволяет сохранить часть армии, а третье предоставляет выбор: казнить, отпустить, продать. Первое ухудшит отношения с врагом, второе улучшит, третье денег принесет.

На заметку: аналогичный выбор мы получаем и при захвате чужих героев.

Захватив вражеский город, мы можем оставить его себе. Но это не так просто: жители недовольны, религия не та и т.д. и т.п. Словом, трудоемкое это дело. Но можно и иначе поступить.

  • Разрушив город, вы вернете его первоначальному хозяину в «слегка» испорченном состоянии, а сами получите немножко ресурсов. И пусть у него в княжестве восстания происходят!
  • Разграбив поселение, вы опять же вернете город владельцу. Он будет значительно меньше поврежден, но зато вы получите солидное количество ресурсов.
  • Наконец, можно угнать население и все равно вернуть город.

Дипломатия

Отношения с соседями — важная часть игрового процесса. Нам доступно несколько видов союзов: торговый, военный и династический брак. Также мы можем воевать. Слабого союзника можно заставить заключить эти соглашения (кроме династического брака) с другой страной. А еще можно как требовать, так и отдавать дань, ресурсы, войска и провинции. Вроде бы все просто, но на деле, с учетом множества стран и их собственных взаимоотношений, получается интересная система.

Уход за городами

В городах можно строить здания и нанимать войска. И обязательно нужно следить за благополучием и сытостью населения, его религией и санитарным состоянием. Последнее бывает двух видов: чума и не чума. Второе хорошо, первое снижает все остальные показатели. К тому же чумные переселенцы могут распространить болезнь на соседние города. Лечит время (медленно) и ученые (с помощью особых умений).

Религия, отличная от главенствующей, порождает недовольство, бунты и ухудшение иных показателей. Восстание еретиков подобно чуме, только лечится уже святыми отцами.

Сытость и достаток горожан поддерживаются с помощью зданий, деревень и, как всегда, особых умений. При этом не стоит забывать, что город обязан производить ресурсы: как основные три, так и население для войск. Специализация городов и специализация соответствующих им правителей только приветствуется.

Это важно: под каждой производящей линейкой зданий есть ползунок, отвечающий за численность работников на этом предприятии.

Дела семейные

Правители в игре смертны. Это зачатую заканчивается плачевно для страны, так что надо заранее подумать о наследнике. Для этого сперва заключаем династический брак (имеет и иные преимущества, так что стремитесь жениться на сильных мира сего), а затем растим наследника: через некоторое время выбираем ему профессию, а затем и на карту выпускаем.

После коронации

Первые лет двадцать игры — самые важные и динамичные. Чем дольше наше государство существует, тем легче оно переносит мелкие огрехи.

Прежде всего определимся с целями. Нам надо:

  • расширить стартовую территорию;
  • наладить производство всех трех ресурсов;
  • заключить династический брак;
  • сохранить спокойствие в собственных землях

Начнем с развития героев. Монарха надо обязательно обучить способности призыва послов и регулярно отправлять их в страну предполагаемого супруга (желательно выбрать государство посильнее). Шпиона обучим сжигать запасы, эконома барщине, священников и ученых — останавливать еретиков и чуму. Этих героев, если их нет изначально, пока можно и не нанимать. А вот полководец нужен обязательно. Способности его нам в ближайшие годы не пригодятся, так что выберем, с прицелом на будущее, осаду.

На заметку: или корабль, если вы живете на острове.

Столица должна производить деньги, так что возводим в ней домну, а также таверну, дома и, возможно, деревеньку — чтобы народ прибывал и богател. И сразу же начинаем строить армию из расчета один пехотинец на двух-трех ополченцев. Если есть шпион — идем пакостить будущему врагу. Выбирать нужно из маленьких, в одну провинцию, государств-соседей, желательно одной с вами религии.

Когда построится первый боец, передаем его начальнику и захватываем беззащитные деревни. Если отбили — повторить. Собрав кулак, несемся в столицу и захватываем ее.

Это важно: если вам на пути попадутся вражеские герои без армии — захватите их и потребуйте выкуп. Вначале это очень неплохие средства!

Теперь самое время подвести к захваченному городу экономиста и объявить барщину, чтобы народ не голодал. Новый город впоследствии стоит сделать центром науки, так что через некоторое время приготовьтесь позвать ученого и построить школу. О благополучии и количестве населения, конечно, тоже не забывайте. И обязательно, если вы этого не сделали заранее, отбейте деревни.

Выбираем себе следующую жертву исходя из тех же критериев и опять начинаем захватывать деревни, пока строится и лечится армия, а во втором городе утихает недовольство.

Третий город нужно сделать военным центром. В нем всегда должно быть достаточно рекрутов и казармы самого последнего образца. Так что сперва строим дома, таверну, деревню, а потом уже военные здания и начинаем воспитывать армию нового образца.

С тремя городами уже вполне можно развиваться, хотя, если есть возможность, лучше расшириться до пяти. Потихоньку развиваем экономику, начинаем исследовать новые типы войск (конницу, например) и нанимаем недостающих героев. Теперь надо заключить династический брак. Мы заранее отправили к невесте послов, так что союз обойдется нам не очень дорого. Если отношения замечательные, то можно и торговый союз заключить, чтобы открыть торговые представительства и регулярно получать доход.

• • •

После свадьбы за будущее страны в ближайшие годы можно не волноваться. Только следите за внутренними делами и соседями. Слабые страны лучше по одной поглощать, а с сильными договариваться. Или изводить диверсиями и все равно поглощать. В общем, все повторяется, хоть и в возросших масштабах. Удачной игры!

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь