Wing Commander на капитанском мостике. История первой игры-франчайза, с которой начались игровые новеллизации, экранизации и космические симуляторы

Wing Commander на капитанском мостике. История первой игры-франчайза, с которой начались игровые новеллизации, экранизации и космические симуляторы

Спецматериалы — Wing Commander на капитанском мостике. История первой игры-франчайза, с которой начались игровые новеллизации, экранизации и космические симуляторы
«…В Wing Commander уходили с головой, происходящему в игре начинали верить — вплоть до того, что гибель компьютерного персонажа воспринимали как настоящую трагедию. Благодаря этому крепко спаянный, но незамысловатый космический боевик превратился в одну и
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спецматериалы
Wing Commander на капитанском мостике. История первой игры-франчайза, с которой начались игровые новеллизации, экранизации и космические симуляторы

В конце прошлого века космическая фантастика пользовалась в англоязычном мире бешеной популярностью. Еще свежа была память об оригинальной трилогии «Звездных войн», телеэкраны покорял сериал «Звездный путь: Новое поколение», расцветала вселенная BattleTech... Сегодня кажется, что мысль создать космическую сагу в формате видеоигры напрашивалась в те годы сама собой.

Первым почувствовал, куда дует ветер, и организовал космическую экспансию в мир видеоигр молодой английский геймдизайнер Крис Робертс. Он перебрался в Соединенные Штаты в 1986 году, едва отпраздновав восемнадцатилетие, и почти сразу получил работу в основанной Ричардом Гэрриотом студии Origin Systems. В двадцать лет Крис уже руководил разработкой фэнтезийной ролевой игры Times of Lore, однако молодого дизайнера увлекали не магические миры, а неизведанные космические просторы.

Как и большинство ровесников, Крис вырос на «Звездных войнах» и мечтал создать игру, которая позволила бы каждому почувствовать себя Люком Скайуокером, спасающим в кабине маленького истребителя всю галактику. Эта незамысловатая идея и легла в основу Wing Commander — игры, с которой началась история космических симуляторов. Название, впрочем, не вполне отражает суть жанра: Крис Робертс, как до него Джордж Лукас, не собирался ничего симулировать. Англичанин даже не пытался представить, как должны выглядеть космические сражения в реальности. Крис просто взял за основу воздушные баталии Второй мировой войны и, пропустив их через призму фантастики, перенес в межзвездное пространство.

На пути к звездам

Сначала у главного героя игры не было имени, его называли просто Синеволосый. Потом привязалась фамилия Blair (возможно, сокращение от blue hair).

В этом году Wing Commander отметит свое двадцатилетие. В 1990-м он произвел настоящий фурор — «Командира эскадрильи» признали лучшей игрой года и лучшей научно-фантастической игрой года; знаковый фэнтези-журнал Dragon дал WC шесть баллов из пяти. Крису Робертсу все удалось: сотни тысяч игроков по всему миру впервые ощутили, что значит быть пилотом космического истребителя.

Впрочем, Wing Commander выстрелил не только потому, что стал первой масштабной игрой про битвы в космосе. Важно было еще и то, как Крис Робертс преподнес сюжет. Сама история вряд ли могла чем-то удивить поклонников научной фантастики: события Wing Commander вращались вокруг конфликта людей и воинственной расы кошкообразных созданий, именующих себя килрати (очень похоже, что их позаимствовали из цикла Ларри Нивена «Мир-кольцо»). Человечество представляла Конфедерация, а мы играли за молодого пилота Кристофера Блэра (назван, кстати, в честь Криса Робертса). Однако геройствовать приходилось не в одиночку — плечом к плечу с протагонистом сражались другие асы-истребители, каждый из которых обладал собственным стилем пилотирования и характером. Общение с напарниками стало важнейшей составляющей геймплея. В Wing Commander уходили с головой, происходящему в игре начинали верить — вплоть до того, что гибель компьютерного персонажа воспринимали как настоящую трагедию. Благодаря этому крепко спаянный, но незамысловатый космический боевик превратился в одну из главных фантастических саг в истории видеоигр.

Один из самых колоритных персонажей сериала, Тодд «Маньяк» Маршал, войдя в раж, палил по своим с таким же энтузиазмом, что и по врагам.

Есть мнение, что название расы килрати — производное от английских слов kill и wrath, что значит «убийственная ярость».

Ответный удар

Следующие несколько лет Крис Робертс и его команда пожинали плоды успеха. В течение года после релиза оригинальной игры вышло два дополнения, в 1991-м появился полноценный сиквел, за ним — еще несколько аддонов и спин-оффов. Разработчики постепенно шлифовали игровой процесс, что-то добавляли, углубляли сюжет. До 1993 года, пока издательство LucasArts не выпустило первую часть сериала Star Wars: X-Wing, у игры Origin Systems не было достойных конкурентов. Крис Робертс пользовался уже существующими наработками, и изобретать велосипед не было необходимости.

В космических сражениях Wing Commander бал правили истребители, а не крупные корабли — реалистичность Криса Робертса не слишком заботила.

А когда потребовалось нанести ответный удар, у Робертса в рукаве нашелся козырной туз. Вышедшая в 1994 году игра Wing Commander 3: Heart of the Tiger радовала не только фирменным геймплеем и новым трехмерным движком. На смену рисованным роликам с говорящими головами пришли кинозарисовки с живыми актерами. Причем не абы какими: Робертсу удалось заинтересовать Марка Хэмилла, Малкольма Макдауэлла, Томаса Уилсона и Джона Рис-Дэвиса (позже играл Гимли во «Властелине Колец»). Пусть снимались они на фоне примитивных декораций, оживленных затем простенькой компьютерной анимацией, а мода на кинематографические заставки быстро сошла на нет, Wing Commander 3 стал одним из первых игровых проектов, стиравших границы между различными видами искусства.

Такие чудеса — только в космосе

«Командира эскадрильи» крутили по всему миру, и кое-где о нем даже лестно отзывались, но сошлись в итоге на том, что Wing Commander после этого фильма никогда не будет прежним.

Фильм «Командир эскадрильи» фанаты ждали с нескрываемым нетерпением, ведь это была самая дорогая на тот момент игровая экранизация — и снимал ее не кто-то там, а сам Крис Робертс. Однако стоило ленте появиться в кинотеатрах, как нетерпение сменилось негодованием. Знаменитый создатель игрового сериала, который, казалось бы, должен знать собственную вселенную лучше других, пропустил (или намеренно допустил?) множество фактических ошибок.

В играх килрати имеют мех и даже похожи на львов — в фильме никакого меха вы не найдете. Фильм создавался без всякой претензии на реалистичность, но в киномире Робертса то и дело перестают действовать основные законы физики. В космосе «Командира эскадрильи» есть гравитация: покидая станцию, космические корабли немного клюют носом, хотя должны лететь по прямой. Кроме того, по фильму получается, что в безвоздушном пространстве может распространяться звук: якобы шум, издаваемый на одном корабле, могут услышать на другой посудине, пролетающей мимо. На одном из мониторов имя адмирала Толвина (Admiral Tolwyn) написано с опечаткой — Admiral Towlyn. Нестыковок с игровой вселенной вообще две дюжины, и внимательный зритель замечает их сразу.

Посмотрев «Командира», любители Wing Commander расстроенно кривились и советовали приятелям не тратить время на этот фильм. Но те упорно шли именно на «Командира эскадрильи» — правда, вовсе не из-за любви к игровому сериалу. Дело в том, что «Командир» был одним из трех фильмов, перед которыми показывали рекламный ролик первого эпизода «Звездных войн», выходящего тремя месяцами позже. Люди покупали билетик на «Командира», смотрели трейлер — и через десять минут с чистой совестью удалялись из зала. Так «Звездные войны» в очередной раз помогли Крису Робертсу: если бы не этот ролик, скудные сборы «Командира» могли бы быть еще меньше.

Что написано пером

Еще в 1992 году в Origin Systems поняли, что популярную вселенную можно не ограничивать рамками игрового сериала. И опять Крис Робертс оказался впереди планеты всей — это сегодня нас не удивляет конвейерное производство игровых новеллизаций, а тогда издание книг по играм было смелым экспериментом.

Общение с напарниками в баре — неотъемлемый атрибут серии Wing Commander.

Скупиться на авторов новеллизаций в Origin не стали. Над литературным продолжением Wing Commander работали Уильям Форстен, Мерседес Лэки, Кристофер Сташефф и Эндрю Кейт. Все — состоявшиеся и успешные писатели. Пусть они и не входили в золотой фонд американской фантастики, но это был один из самых сильных творческих коллективов, которым когда-либо доводилось заниматься новеллизациями игр (большинство романов по Wing Commander, кстати, переведено на русский язык и доступно в интернете).

Одни книги повторяли известные по играм события, другие заимствовали у первоисточника лишь персонажей, предлагая поклонникам Wing Commander оригинальные истории. Скажем, один из самых сильных романов цикла, «Расплата» (Lib.ru/RAZNOE/wc_rasp.txt), повествовал о самоубийственной атаке маленького флота Конфедерации на родную планету килрати — атаке, ставшей поворотным моментом в многолетнем конфликте.

Любопытно, что авторы не стеснялись отходить от игровых канонов. Так, адмирал Толвин, в игре — мерзкий солдафон, с легкой руки Форстена и компании превратился в почти безупречного офицера. При этом писатели не погрешили против фактов — просто показали знакомого персонажа с другой стороны. Гораздо больше внимания, чем в играх, уделено в книгах и килрати — их традициям, нравам, общественному устройству.

Разработчики отмечают релиз очередной части Wing Commander.

Новеллизации продолжили выходить даже после того, как сценаристы игрового сериала поставили точку в противостоянии людей и килрати. В 1997-м Форстен написал роман Action Stations, рассказывающий о самом начале конфликта, годом позже вышла книга Эндрю Кейта False Colors, которая повествовала о восстании не смирившихся с поражением килрати. Серия Wing Commander активно развивалась только семь лет (это совсем немного по меркам межавторских проектов), но ее можно смело назвать образцовой военной фантастикой. А вот попытка перенести Wing Commander на телеэкраны не увенчалась успехом. Дебютировавший осенью 1996 года мультсериал Wing Commander Academy неприятно поражал убогой графикой и невнятной адаптацией оригинального сюжета. Неудивительно, что его прикрыли в декабре того же года — сразу после окончания первого сезона.

Лебединая песня

Когда сериал находился на пике популярности, по его мотивам выпускали все, что только можно — вплоть до карточных игр и нашивок на одежду.

Третья часть Wing Commander заканчивалась победой людей над килрати, однако на курицу, несущую золотые яйца, у разработчиков рука не поднялась, и в 1995 году свет увидело продолжение — Wing Commander 4: The Price of Freedom. Новый конфликт разгорелся внутри самой Конфедерации, которой не удалось найти общий язык с пограничными колониями, а роль главного негодяя досталась уже известному нам адмиралу Толвину, одному из главных творцов победы над килрати. Как и предыдущая серия, Wing Commander 4 щеголяла великолепными роликами.

С одной стороны, четвертая часть стала квинтэссенцией всех идей Робертса — игрой настолько близкой к его любимым «Звездным войнам», насколько позволяли технологии конца прошлого века. С другой стороны, к 1996 году у Робертса почти не осталось свежих идей, поэтому игра выезжала в основном за счет старых наработок и преданной армии поклонников. Видимо, чувствуя это, Робертс решил покинуть Origin Systems и поискать счастья вне игровой индустрии.

Актер Марк Хэмилл, снимавшийся в киновставках к Wing Commander 3, называл Криса Робертса Джорджем Лукасом игровой индустрии.

Это, впрочем, не помешало студии выпустить еще одну игру уже в следующем году: Wing Commander: Prophecy рассказывала о столкновении землян с очередной агрессивной инопланетной расой — на сей раз с насекомообразными нефилимами. В Origin Systems надеялись, что игра начнет новую эру в истории саги — разработчики даже придумали своего спасителя человечества, сместив со сцены бессменного протагониста предыдущих игр Блэра.

Нельзя сказать, чтобы выход игры остался незамеченным (поклонники Wing Commander и вовсе восприняли ее на ура), однако оглушительного успеха предыдущих частей у нее не было. Origin Systems даже выпустила к Prophecy дополнение, распространявшееся по Сети, но вытянуть серию не смогла. После закрытия Origin Systems в 2004 году права на вселенную перешли к издательству Electronic Arts, и у поклонников появилась надежда на возрождение сериала. Однако за шесть лет свет увидела лишь незамысловатая аркада Wing Commander Arena для Xbox 360 от независимой студии Gaia Industries, которой было не под силу вдохнуть новую жизнь в умирающую сагу.

Новая любовь Криса Робертса

Несмотря ни на что, Робертс, похоже, доволен жизнью и не собирается возвращаться в игровую индустрию.

Пусть после провала «Командира эскадрильи» ни одна студия не доверит Крису Робертсу режиссерское кресло, однако он вполне комфортно чувствует себя в Голливуде. Бывший геймдизайнер занялся продюсерской деятельностью.

Здесь его дела идут с переменным успехом: Робертс-продюсер приложил руку к созданию как незаурядного боевика «Оружейный барон» и вполне успешного фильма «Счастливое число Слевина», так и откровенно провальных «Викингов» и «Карателя» (2004).

Кино с плохой репутацией

Игры сериала всегда славились нелинейностью. В третьей части Блэр мог даже погибнуть — при взрыве истребителя или в плену.

Уход Криса Робертса из Origin Systems, конечно, повлиял на популярность франчайза. Однако самую большую свинью сериалу Крис подложил, попытавшись снять фильм о противостоянии Конфедерации и килрати. Никогда прежде не занимавшийся настоящим кино (короткие игровые ролики не в счет), по пути к большому экрану Робертс-режиссер наступил на все грабли, на которые только мог.

Как будто забыв, что когда-то приглашал для роликов Wing Commander выдающихся актеров, для фильма Робертс набрал статистов, до этого снимавшихся в малобюджетных фильмах на втором плане. Даже на главную роль был утвержден Фредди Принц-младший, известный ролями в проходных комедиях и никогда не отличавшийся особыми драматическими талантами. Робертс также перекроил сюжет оригинальной игры, попытавшись уместить в рамки полуторачасового фильма слишком много событий и добавив чуждые вселенной Wing Commander элементы, например, некую таинственную расу пилигримов. «Командир эскадрильи» оказался уныл даже визуально, уступив не только фильмам-одногодкам — «Матрице» и первому эпизоду «Звездных войн», — но даже вышедшему двумя годами ранее «Звездному десанту».

При тридцатимиллионном бюджете фильм собрал в прокате одиннадцать с половиной. Это был тот редкий случай, когда и критики, и зрители, и даже преданные поклонники единогласно признали ленту провальной. «Командир эскадрильи» стал одной из тех картин, которые на многие годы вперед испортили репутацию экранизациям видеоигр.

* * *

Впрочем, одной лишь неудачной экранизацией закат популярности Wing Commander не объяснишь. На рубеже тысячелетий все сложилось против саги Криса Робертса. Популярность космических симуляторов постепенно пошла на спад. Оригинальные идеи, поддерживавшие интерес к сериалу, закончились. Да и в магистральном конфликте Wing Commander точка была поставлена еще в финале третьей части — заменить килрати на посту вселенского зла не смог никто. Наконец, студия Origin Systems, процветавшая в девяностых, к двухтысячным растеряла ключевых сотрудников и вместе с ними — весь свой блеск. Последние годы Wing Commander оказались совсем безрадостными — что, впрочем, не мешает ему оставаться одним из самых значимых игровых сериалов прошлого века.

Комментарии
Загрузка комментариев