19 июня 2010
Обновлено 17.05.2023

Wing Commander на капитанском мостике. История первой игры-франчайза, с которой начались игровые новеллизации, экранизации и космические симуляторы

Wing Commander на капитанском мостике. История первой игры-франчайза, с которой начались игровые новеллизации, экранизации и космические симуляторы - изображение обложка

В конце прошлого века космическая фантастика пользовалась в англоязычном мире бешеной популярностью. Еще свежа была память об оригинальной трилогии « Звездных войн », телеэкраны покорял сериал « Звездный путь: Новое поколение », расцветала вселенная BattleTech… Сегодня кажется, что мысль создать космическую сагу в формате видеоигры напрашивалась в те годы сама собой.

Первым почувствовал, куда дует ветер, и организовал космическую экспансию в мир видеоигр молодой английский геймдизайнер Крис Робертс. Он перебрался в Соединенные Штаты в 1986 году, едва отпраздновав восемнадцатилетие, и почти сразу получил работу в основанной Ричардом Гэрриотом студии Origin Systems. В двадцать лет Крис уже руководил разработкой фэнтезийной ролевой игры Times of Lore , однако молодого дизайнера увлекали не магические миры, а неизведанные космические просторы.

Как и большинство ровесников, Крис вырос на «Звездных войнах» и мечтал создать игру, которая позволила бы каждому почувствовать себя Люком Скайуокером, спасающим в кабине маленького истребителя всю галактику. Эта незамысловатая идея и легла в основу Wing Commander — игры, с которой началась история космических симуляторов. Название, впрочем, не вполне отражает суть жанра: Крис Робертс, как до него Джордж Лукас, не собирался ничего симулировать. Англичанин даже не пытался представить, как должны выглядеть космические сражения в реальности. Крис просто взял за основу воздушные баталии Второй мировой войны и, пропустив их через призму фантастики, перенес в межзвездное пространство.

На пути к звездам

В этом году Wing Commander отметит свое двадцатилетие. В 1990-м он произвел настоящий фурор — «Командира эскадрильи» признали лучшей игрой года и лучшей научно-фантастической игрой года; знаковый фэнтези-журнал Dragon дал WC шесть баллов из пяти. Крису Робертсу все удалось: сотни тысяч игроков по всему миру впервые ощутили, что значит быть пилотом космического истребителя.

Впрочем, Wing Commander выстрелил не только потому, что стал первой масштабной игрой про битвы в космосе. Важно было еще и то, как Крис Робертс преподнес сюжет. Сама история вряд ли могла чем-то удивить поклонников научной фантастики: события Wing Commander вращались вокруг конфликта людей и воинственной расы кошкообразных созданий, именующих себя килрати (очень похоже, что их позаимствовали из цикла Ларри Нивена «Мир-кольцо»). Человечество представляла Конфедерация, а мы играли за молодого пилота Кристофера Блэра (назван, кстати, в честь Криса Робертса). Однако геройствовать приходилось не в одиночку — плечом к плечу с протагонистом сражались другие асы-истребители, каждый из которых обладал собственным стилем пилотирования и характером. Общение с напарниками стало важнейшей составляющей геймплея. В Wing Commander уходили с головой, происходящему в игре начинали верить — вплоть до того, что гибель компьютерного персонажа воспринимали как настоящую трагедию. Благодаря этому крепко спаянный, но незамысловатый космический боевик превратился в одну из главных фантастических саг в истории видеоигр.

Ответный удар

Следующие несколько лет Крис Робертс и его команда пожинали плоды успеха. В течение года после релиза оригинальной игры вышло два дополнения, в 1991-м появился полноценный сиквел, за ним — еще несколько аддонов и спин-оффов. Разработчики постепенно шлифовали игровой процесс, что-то добавляли, углубляли сюжет. До 1993 года, пока издательство LucasArts не выпустило первую часть сериала Star Wars: X-Wing , у игры Origin Systems не было достойных конкурентов. Крис Робертс пользовался уже существующими наработками, и изобретать велосипед не было необходимости.

А когда потребовалось нанести ответный удар, у Робертса в рукаве нашелся козырной туз. Вышедшая в 1994 году игра Wing Commander 3: Heart of the Tiger радовала не только фирменным геймплеем и новым трехмерным движком. На смену рисованным роликам с говорящими головами пришли кинозарисовки с живыми актерами. Причем не абы какими: Робертсу удалось заинтересовать Марка Хэмилла, Малкольма Макдауэлла, Томаса Уилсона и Джона Рис-Дэвиса (позже играл Гимли во «Властелине Колец»). Пусть снимались они на фоне примитивных декораций, оживленных затем простенькой компьютерной анимацией, а мода на кинематографические заставки быстро сошла на нет, Wing Commander 3 стал одним из первых игровых проектов, стиравших границы между различными видами искусства.

Такие чудеса — только в космосе

Фильм «Командир эскадрильи» фанаты ждали с нескрываемым нетерпением, ведь это была самая дорогая на тот момент игровая экранизация — и снимал ее не кто-то там, а сам Крис Робертс. Однако стоило ленте появиться в кинотеатрах, как нетерпение сменилось негодованием. Знаменитый создатель игрового сериала, который, казалось бы, должен знать собственную вселенную лучше других, пропустил (или намеренно допустил?) множество фактических ошибок.

В играх килрати имеют мех и даже похожи на львов — в фильме никакого меха вы не найдете. Фильм создавался без всякой претензии на реалистичность, но в киномире Робертса то и дело перестают действовать основные законы физики. В космосе «Командира эскадрильи» есть гравитация: покидая станцию, космические корабли немного клюют носом, хотя должны лететь по прямой. Кроме того, по фильму получается, что в безвоздушном пространстве может распространяться звук: якобы шум, издаваемый на одном корабле, могут услышать на другой посудине, пролетающей мимо. На одном из мониторов имя адмирала Толвина (Admiral Tolwyn) написано с опечаткой — Admiral Towlyn. Нестыковок с игровой вселенной вообще две дюжины, и внимательный зритель замечает их сразу.

Посмотрев «Командира», любители Wing Commander расстроенно кривились и советовали приятелям не тратить время на этот фильм. Но те упорно шли именно на «Командира эскадрильи» — правда, вовсе не из-за любви к игровому сериалу. Дело в том, что «Командир» был одним из трех фильмов, перед которыми показывали рекламный ролик первого эпизода «Звездных войн», выходящего тремя месяцами позже. Люди покупали билетик на «Командира», смотрели трейлер — и через десять минут с чистой совестью удалялись из зала. Так «Звездные войны» в очередной раз помогли Крису Робертсу: если бы не этот ролик, скудные сборы «Командира» могли бы быть еще меньше.

Что написано пером

Еще в 1992 году в Origin Systems поняли, что популярную вселенную можно не ограничивать рамками игрового сериала. И опять Крис Робертс оказался впереди планеты всей — это сегодня нас не удивляет конвейерное производство игровых новеллизаций, а тогда издание книг по играм было смелым экспериментом.

Скупиться на авторов новеллизаций в Origin не стали. Над литературным продолжением Wing Commander работали Уильям Форстен, Мерседес Лэки, Кристофер Сташефф и Эндрю Кейт. Все — состоявшиеся и успешные писатели. Пусть они и не входили в золотой фонд американской фантастики, но это был один из самых сильных творческих коллективов, которым когда-либо доводилось заниматься новеллизациями игр (большинство романов по Wing Commander, кстати, переведено на русский язык и доступно в интернете).

Одни книги повторяли известные по играм события, другие заимствовали у первоисточника лишь персонажей, предлагая поклонникам Wing Commander оригинальные истории. Скажем, один из самых сильных романов цикла, «Расплата» ( Lib.ru/RAZNOE/wc_rasp.txt ), повествовал о самоубийственной атаке маленького флота Конфедерации на родную планету килрати — атаке, ставшей поворотным моментом в многолетнем конфликте.

Любопытно, что авторы не стеснялись отходить от игровых канонов. Так, адмирал Толвин, в игре — мерзкий солдафон, с легкой руки Форстена и компании превратился в почти безупречного офицера. При этом писатели не погрешили против фактов — просто показали знакомого персонажа с другой стороны. Гораздо больше внимания, чем в играх, уделено в книгах и килрати — их традициям, нравам, общественному устройству.

Новеллизации продолжили выходить даже после того, как сценаристы игрового сериала поставили точку в противостоянии людей и килрати. В 1997-м Форстен написал роман Action Stations, рассказывающий о самом начале конфликта, годом позже вышла книга Эндрю Кейта False Colors, которая повествовала о восстании не смирившихся с поражением килрати. Серия Wing Commander активно развивалась только семь лет (это совсем немного по меркам межавторских проектов), но ее можно смело назвать образцовой военной фантастикой. А вот попытка перенести Wing Commander на телеэкраны не увенчалась успехом. Дебютировавший осенью 1996 года мультсериал Wing Commander Academy неприятно поражал убогой графикой и невнятной адаптацией оригинального сюжета. Неудивительно, что его прикрыли в декабре того же года — сразу после окончания первого сезона.

Лебединая песня

Третья часть Wing Commander заканчивалась победой людей над килрати, однако на курицу, несущую золотые яйца, у разработчиков рука не поднялась, и в 1995 году свет увидело продолжение — Wing Commander 4: The Price of Freedom. Новый конфликт разгорелся внутри самой Конфедерации, которой не удалось найти общий язык с пограничными колониями, а роль главного негодяя досталась уже известному нам адмиралу Толвину, одному из главных творцов победы над килрати. Как и предыдущая серия, Wing Commander 4 щеголяла великолепными роликами.

С одной стороны, четвертая часть стала квинтэссенцией всех идей Робертса — игрой настолько близкой к его любимым «Звездным войнам», насколько позволяли технологии конца прошлого века. С другой стороны, к 1996 году у Робертса почти не осталось свежих идей, поэтому игра выезжала в основном за счет старых наработок и преданной армии поклонников. Видимо, чувствуя это, Робертс решил покинуть Origin Systems и поискать счастья вне игровой индустрии.

Это, впрочем, не помешало студии выпустить еще одну игру уже в следующем году: Wing Commander: Prophecy рассказывала о столкновении землян с очередной агрессивной инопланетной расой — на сей раз с насекомообразными нефилимами. В Origin Systems надеялись, что игра начнет новую эру в истории саги — разработчики даже придумали своего спасителя человечества, сместив со сцены бессменного протагониста предыдущих игр Блэра.

Нельзя сказать, чтобы выход игры остался незамеченным (поклонники Wing Commander и вовсе восприняли ее на ура), однако оглушительного успеха предыдущих частей у нее не было. Origin Systems даже выпустила к Prophecy дополнение, распространявшееся по Сети, но вытянуть серию не смогла. После закрытия Origin Systems в 2004 году права на вселенную перешли к издательству Electronic Arts , и у поклонников появилась надежда на возрождение сериала. Однако за шесть лет свет увидела лишь незамысловатая аркада Wing Commander Arena для Xbox 360 от независимой студии Gaia Industries , которой было не под силу вдохнуть новую жизнь в умирающую сагу.

Новая любовь Криса Робертса

Пусть после провала «Командира эскадрильи» ни одна студия не доверит Крису Робертсу режиссерское кресло, однако он вполне комфортно чувствует себя в Голливуде. Бывший геймдизайнер занялся продюсерской деятельностью.

Здесь его дела идут с переменным успехом: Робертс-продюсер приложил руку к созданию как незаурядного боевика «Оружейный барон» и вполне успешного фильма «Счастливое число Слевина», так и откровенно провальных «Викингов» и «Карателя» (2004).

Кино с плохой репутацией

Уход Криса Робертса из Origin Systems, конечно, повлиял на популярность франчайза. Однако самую большую свинью сериалу Крис подложил, попытавшись снять фильм о противостоянии Конфедерации и килрати. Никогда прежде не занимавшийся настоящим кино (короткие игровые ролики не в счет), по пути к большому экрану Робертс-режиссер наступил на все грабли, на которые только мог.

Как будто забыв, что когда-то приглашал для роликов Wing Commander выдающихся актеров, для фильма Робертс набрал статистов, до этого снимавшихся в малобюджетных фильмах на втором плане. Даже на главную роль был утвержден Фредди Принц-младший, известный ролями в проходных комедиях и никогда не отличавшийся особыми драматическими талантами. Робертс также перекроил сюжет оригинальной игры, попытавшись уместить в рамки полуторачасового фильма слишком много событий и добавив чуждые вселенной Wing Commander элементы, например, некую таинственную расу пилигримов. « Командир эскадрильи » оказался уныл даже визуально, уступив не только фильмам-одногодкам — « Матрице » и первому эпизоду «Звездных войн», — но даже вышедшему двумя годами ранее « Звездному десанту ».

При тридцатимиллионном бюджете фильм собрал в прокате одиннадцать с половиной. Это был тот редкий случай, когда и критики, и зрители, и даже преданные поклонники единогласно признали ленту провальной. «Командир эскадрильи» стал одной из тех картин, которые на многие годы вперед испортили репутацию экранизациям видеоигр.

* * *

Впрочем, одной лишь неудачной экранизацией закат популярности Wing Commander не объяснишь. На рубеже тысячелетий все сложилось против саги Криса Робертса. Популярность космических симуляторов постепенно пошла на спад. Оригинальные идеи, поддерживавшие интерес к сериалу, закончились. Да и в магистральном конфликте Wing Commander точка была поставлена еще в финале третьей части — заменить килрати на посту вселенского зла не смог никто. Наконец, студия Origin Systems, процветавшая в девяностых, к двухтысячным растеряла ключевых сотрудников и вместе с ними — весь свой блеск. Последние годы Wing Commander оказались совсем безрадостными — что, впрочем, не мешает ему оставаться одним из самых значимых игровых сериалов прошлого века.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь