19 июня 2010
Обновлено 17.05.2023

Хищники нашего века

Хищники нашего века - изображение обложка

Оригинальный «Хищник» Джона Мактирнана вышел в июне 1987 года — и оказалось, что про душные джунгли, рестлеров с большими пулеметами и наряженного резиновым инопланетянином каскадера (которого все равно большую часть фильма не видно из-за хамелеоньего камуфляжа) можно снять совершенно гениальное кино. 23 года спустя — после высадок Хищников в Лос-Анджелесе, Антарктике и маленьком городке в Колорадо — мы снова возвращаемся в джунгли.

В 1994-м компания « Двадцатый Век Фокс » предложила Роберту Родригесу (тогда еще работавшему над « Отчаянным ») сочинить сценарий для третьей части «Хищника». Франчайз надо было выводить из пике после скромных кассовых сборов « Хищника 2 » в США ($30,6 млн при бюджете в $35 млн). Родригес пообщался с Арнольдом Шварценеггером, написал роль специально для Жан-Клода Ван Дамма, который, как известно, был самым первым Хищником (уволенным со съемочной площадки за скандальное поведение), и придумал очень сильный сюжетный ход.

Представьте себе ситуацию: на дворе середина девяностых, вы сидите в кино на третьей части «Хищника», которая, как и первая, происходит в густых джунглях. На экране знакомые лица — Шварценеггер, Ван Дамм. Но вот израненные герои, поддерживая друг друга, выходят из чащи, встают на краю пропасти и видят, что внизу, насколько хватает глаз, простираются джунгли… а над ними парят в небесах обломки скал (на манер летающих островов из « Аватара »). Это другой, расколотый, умирающий мир. Мы больше не в Канзасе!

Связь времен

В 2010 году трейлер к «Хищникам» охотно выдает нам этот (и многие другие) секреты фильма. «Они — самые опасные убийцы нашей планеты… но это — другая планета! — Эдриан Броуди мужественно смотрит в камеру. — Эта планета — заповедник… а мы — дичь!»

После кассового успеха «Аватара» тема инопланетных джунглей — животрепещущая, и в наше время иначе рекламировать «Хищников» нельзя. Но как было бы здорово, если бы мы вместе с героями крались по обычным с виду джунглям, натыкались на вымершие 125 миллионов лет назад растения, видели следы неизвестных животных и тщетно пытались понять, что тут происходит.

По словам Родригеса, ему очень хотелось снова увидеть Хищника в густом лесу, — но в тех же самых джунглях зрителям было бы скучно… Поэтому над пышной гавайской флорой в фильме горят инопланетные звезды.

В 1994 году проект отложили на полку по бюджетным соображениям, а в 2009-м внезапно запустили в производство с бюджетом в $40 млн. За 15 лет в мире многое изменилось: Шварценеггер сейчас — политик, имеющий слабое отношение к кино, Родригес из молодого, подающего надежды режиссера превратился в матерого продюсера. Даже в выходящем в сентябре « Мачете » Родригес — сценарист, продюсер и всего лишь сорежиссер (основную режиссерскую работу взвалил на себя его бывший ассистент по монтажу Этан Маникис).

«Хищников» поставил другой человек — режиссер « Инкассатора » Нимрод Антал (американец-клипмейкер с венгерскими корнями, также снявший фильм ужасов « Вакансия на жертву »), а сценарий Родригеса переписали новички Майкл Финч и Алекс Литвак (у обоих до «Хищников» не было экранизировано ни одного сценария). Сам Родригес выступает в благородной роли продюсера и не упомянутого в титрах соавтора. Основная идея фильма осталась прежней (Хищник в инопланетных джунглях), но в героях теперь не Ван Дамм со Шварценеггером, а интернациональная команда спецназовцев, заключенных, маньяков, киллеров.

В 2004-м и 2007-м вышли « Чужой против Хищника » и « Чужие против Хищника: Реквием » — с их легкой руки Хищники успели превратиться в добродушных мультяшек, практически безвредных для людей (что-то вроде на’ви с плазменными пушками на плечах). В новом фильме нам напомнят, что Хищники — это космические серийные убийцы, для которых люди представляют интерес только как источники свежих трофейных черепов и позвоночников.

Образ действия пришельцев в «Хищниках» напоминает методы покойного маньяка Пилы из одноименного хоррор-франчайза (недаром до Антала к режиссерскому креслу фильма присматривался режиссер второй-третьей-четвертой «Пил» Даррен Линн Боусман). Коварные пришельцы похищают интересующих их индивидуумов — кого из камеры смертников, кого с поля боя, — цепляют к ним инопланетные парашюты и сбрасывают на специально отведенную для охоты территорию. В сценарии Финча и Литвака у некоторых участников парашюты не раскрываются — то ли из-за недостатков инопланетных технологий, то ли из-за своеобразного чувства юмора Хищников.

Личные дела

Среди героев фильма — русский спецназовец из подразделения «Альфа» (Олег Тактаров), мексиканский мафиози (Дэнни Трехо), африканский головорез (Махершалалхашбаз Али), японский киллер (Луис Одзава Чангчьен) и американский заключенный (Уолтон Гоггинс). Глядя на фотографии этих славных парней, сразу можно сказать, что до финала «Хищников» никто из них не доживет — слишком уж колоритные личности. Но дорого продать свою жизнь они постараются! В первом фильме мы так и не увидели финальной дуэли безумного индейца (Сонни Лэндэма) с Хищником — зато в «Хищниках» нам должны во всех деталях показать дуэль Хищника и якудзы: самурайский меч против складного инопланетного лезвия…

Особняком держатся главный герой, профессиональный военный Ройс (Эдриан Броуди), прекрасная латиноамериканская снайперша Изабелла (Алиса Брага), тихий человек в очках (Тофер Грейс), явно попавший в эту группу по ошибке, и ветеран Вьетнама Ноланд (Лоуренс Фишбёрн), вот уже много лет скрывающийся от Хищников в пещерах и успевший собрать неплохой доспех из пожитков погибших на охоте инопланетян.

Броуди, как тонко подмечают западные обозреватели, — это Арнольд Шварценеггер. Но сам обладатель «Оскара» не считает странным, что его позвали на главную роль. «Посмотрите фотографии настоящих профессиональных солдат — они выглядят как я! — говорит Броуди, накачавший для этой роли 10 килограммов мускулов. — Это не культуристы, а просто хорошо подготовленные люди средних лет. Для меня важно, чтобы при всей фантастичности сюжета в фильме присутствовал реализм».

Слово «реализм» не часто встречается рядом с фамилией Родригеса: действие большинства его фильмов происходит на фоне виртуальных декораций. Но в интервью Гарри Ноулесу с сайта Ain ’t it Cool News Роберт Родригес пообещал, что в «Хищниках» будет всего один (!) кадр, снятый на фоне зеленого экрана. Антал тоже считает, что в фантастическом кино важно не увлекаться компьютерной графикой. Создавая пейзажи чужой планеты, без CGI не обойтись, — но, как это формулирует режиссер, «у всех наших спецэффектов есть реальная физическая основа. В роли Хищника у нас настоящий каскадер в костюме, а не мечущийся по площадке ассистент с датчиком motion capture на лбу».

Фильм две недели снимали на Гавайях, а потом соорудили в лагере для бойскаутов в городе Остине, штат Техас (где расположена студия Родригеса Troublemaker ), фальшивый эвкалиптовый лес. Горы изображали 29 составленных друг на друга контейнеров, а растения привезли на грузовике из Флориды и вручную прикрепили каждый лист к декорациям. Огромный ангар для съемок на фоне зеленого экрана, в котором Родригес снял весь « Город грехов », простаивал без дела…

Спецэффектами занималась компания KNB под руководством хоррор-мастера Грегори Никотеро. В результате их усилий на свет появились обычный Хищник (которому в фильме отводится роль одной из жертв) и три Суперхищника из другого клана с разными стилями охоты на людей. Суперхищник номер один использует инопланетных гончих с тепловым зрением и способностью мимикрировать под окружающую среду (в сценарии зверюги описаны как «помесь тигра, кабана и вашего худшего кошмара», но на самом деле выглядят как рогатые гиены). Суперхищник номер два применяет инопланетного охотничьего ястреба (больше напоминающего гигантское насекомое), тоже с тепловым зрением. Ну а Суперхищник номер три носит черный костюм — это последний босс, на борьбу с которым Эдриану Броуди придется выходить с инопланетным топором наперевес…

Антал и Родригес говорят, что новые Хищники отличаются от старых как волки от собак: они больше, сильнее, быстрее и умнее. Никотеро выражается более образно: «Если старый Хищник по дизайну — кассетный плеер, то Суперхищник — это iPod».

Нет зверя кровожадней

Создатели «Хищников» не скрывают, что вдохновлялись рассказом Ричарда Коннелла «Самая опасная дичь» — рассказ был написан в 1924 году, а в 1932-м по его мотивам сняли одноименное кино (в декорациях от оригинального « Кинг-Конга », с Фэй Рэй в главной роли). С тех пор сюжет переходит из фильма в фильм без особых изменений: сначала злодей устраивает охоту на героя, потом герой начинает охотиться на злодея (и в лучших картинах такого рода герои оказываются куда более коварными и опасными охотниками, чем злодеи).

В середине фильма люди устраивают охоту на Суперхищников: Броуди — с барабанным гранатометом, Трехо — с парой пистолетов-пулеметов и огромным мачете, Брага — со снайперской винтовкой, ну а Тактаров — с шестиствольным пулеметом (в интервью Олег хвастается, что миниган у него посерьезнее, чем у Джесси Вентуры из оригинального фильма, и при желании он мог «скосить вообще все джунгли»). Начинается эпическая битва…

* * *

Арнольд Шварценеггер в фильме не появится даже на правах камео (хотя создатели и планировали альтернативную концовку, в которой постаревший Датч оказывается лидером прилетевших на подмогу обычных Хищников). Но у «Хищников» есть и другие признаки классического экшен-кино — это и подчеркнуто некомпьютерные спецэффекты, и жутко кровавые убийства, и название, намекающее на «Чужих» Джеймса Кэмерона.

В том же июле выходит « Начало » Кристофера Нолана, которое многие считают главным фантастическим боевиком года, но «Двадцатый Век Фокс» не сомневается, что за это звание могут побороться и «Хищники».

«Мы ориентировались на атмосферу первого «Хищника» — напряженную, тревожную, полную экшена, саспенса, — говорит Броуди. — Из «Хищника» вырос целый жанр боевиков, но прошло два десятилетия, изменились технологии… У нас сейчас больше съемочных инструментов. Почему бы нам не сделать наше кино еще более масштабным и захватывающим?»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь