20 июня 2010
Обновлено 17.05.2023

Super Mario Galaxy 2

Super Mario Galaxy 2 - изображение обложка

Любопытный факт: если стравить диск с Super Mario Galaxy 2 программе WBFS Manager (она нужна для того, чтобы делать резервные копии Wii-игр на внешний винчестер), он считывается под названием Super Mario Galaxy More. Но это-то как раз не секрет — в Nintendo еще во время анонса признались, что делают «просто еще немного межпланетных приключений Марио», но на этот раз — с дракончиком Йоши.

Зачем вообще авторы взялись за сиквел — гораздо более интересный вопрос. С тех пор, как серии Super Mario Bros. и Super Mario World дали начало знатной династии игр для самых разных консолей Nintendo, у платформеров про веселого итальянца в принципе не было прямых продолжений (после Super Mario Bros. 2 и 3 сиквелы делали все больше для спин-оффов, в основном для карманных консолей). Сигеру Миямото, бессменный дизайнер серии, всегда брался только за что-то действительно грандиозное и монументальное. Все его аркады — это по большому счету совершенно разные игры, для верности традициям объединенные вечной историей про то, как усатый водопроводчик спасает любимую женщину. И в этом контексте чрезвычайно странным казалось решение запустить Марио в космос еще раз: вроде бы все, что связано с планетами, в игре уже давно придумано. Но вскоре после запуска Super Mario Galaxy 2 становится ясно — нет, еще не все. Далеко не все.

В сферическом вакууме

Завязку новой игры вы легко сможете предугадать и без нас: Боузер, еще немного прибавив в размерах, похищает принцессу Пич (та, кажется, относится к этому совершенно нормально и чуть ли не демонстративно зевает). Вот уже во второй раз злодей улетает с бедной девушкой далеко в космос, теперь — не куда-нибудь, а в самый центр вселенной. Привыкший к таким поворотам судьбы Марио отправляется на спасение. В первой части его базой и отправным пунктом был летающий город разумных звездочек: бедного мужчину в комбинезоне выстреливали в далекие темные глубины из огромной пушки. Теперь у Марио есть собственный космический корабль, выполненный в форме его головы.

Базовые правила Super Mario Galaxy поначалу не отличаются от любого другого марио-платформера: герой бегает, прыгает и собирает монетки. Потом выясняется, что макаронник умеет еще и быстро вертеться по взмаху пульта и таким образом атакует противников. Второе принципиальное отличие в базовой механике: помимо монет, приходится собирать еще и звездочки, причем их Марио притягивает к себе курсором. Кроме того, прицелившись моутом, звездами можно выстрелить; убить так кого-то не выйдет, а вот повалить на землю или парализовать — запросто.

Но главная находка SMG — шарообразные уровни. Практически все этапы здесь представляют собой целые цепи планет, вокруг которых к тому же летают спутники и астероиды. В Galaxy чрезвычайно важно держаться в зоне притяжения небесных тел, иначе Марио провалится в открытый космос, где его засосет в черную дыру. Есть у сферических уровней и еще одна стереометрическая особенность: даже если вам удалось увернуться от пущенного в лицо снаряда, тот может облететь планету по экватору и устроить повторную очную ставку. Ничего подобного нет ни в одном другом платформере.

И тут без РС?!

Да, тут тоже без РС. Мало того, вероятность выхода Super Mario Galaxy 2 на компьютерах стремится к нулю: Wii-эксклюзивы не добираются сюда практически никогда. Однако про нового Mario мы не могли не рассказать. Тем, у кого в детстве была «Денди», объяснять, наверное, ничего не нужно. Всех остальных мы просим отнестись к нам с пониманием и не судить строго: на восьмибитном клоне NES Super Mario Bros. входила в обязательный набор на картриджах «1000 игр в одном» — под разными названиями, порой — с ужасными багами. Для каждого из нас эта игра — такое же неизгладимое воспоминание из детства, как и автомат «Морской бой», фильм «Терминатор» и АО «МММ». После такого игнорировать выход Super Mario Galaxy 2 нам просто не позволила бы совесть.

Космос как предчувствие

Тех, кого почему-то не подкупала оригинальная механика, Super Mario Galaxy покорял дизайном и удивительной атмосферой праздника непослушания в районном дурдоме. То же справедливо и для сиквела: арт-дирекшен всегда был сильной стороной Nintendo (у этой компании, если подумать, на руках чуть ли не все самые яркие и запоминающиеся герои видеоигр), но в этот раз дизайнеры и художники превзошли себя многократно — здесь нет ни одной похожей планеты, одинаковых врагов или боссов, а о каждом уголке галактики, который посещает Марио, можно сложить сонет.

Все игроки, особенно те, кто предпочитает PC, уже привыкли к минимализму в платформерах (см. игры вроде VVVVVV ). Super Mario Galaxy 2, напротив, напоминает, что такое большая и дорогая аркада, сделанная не прыткими школярами, а командой талантливых профессионалов, численность которой предположительно равна населению княжества Монако. Здесь идеально все, включая веселые возгласы героя и абсолютно сказочный саундтрек.

Однако все это в той или иной мере характерно и для первой части, разве что Galaxy 2 стала еще ярче и красивее. В чем игра действительно шагнула далеко вперед, так это в дизайне тех самых уровней-планет: их стало больше, они теперь разнообразнее и сложнее. При этом SMG 2 — не просто невероятно качественный платформер, это как минимум двадцать платформеров, которые какой-то неистовый безумец запустил одновременно. Каждый шаг героя на пути к принцессе — это отдельная игра в игре, со своими правилами и возможностями. В разное время Марио научится летать, превращаться в пружину, дырявить уровни насквозь буравчиком, оставлять за собой теней-клонов, создавать платформы прямо в воздухе и обращаться в камень (не говоря уже о традиционных умениях — ускорении и огненных плевках). На отдельных уровнях нужно кататься на лодке, плавать самому, нырять за сокровищами, летать на попугае, хвататься за звезды в невесомости, подстраиваться под разные векторы гравитации, замораживать ледяные планеты и косплеить Плющенко. А в традиционных для серии особняках с привидениями Марио и сам может стать духом и распугать всех вокруг.

Условия меняются постоянно, на пути все время возникают новые дикие преграды: озлобленные мартышки, поедающие уровни черви, роботы, шустрые кролики, шагающие платформы, которые пытаются похоронить вас под своей массой, песчаные монстры, улитки-мутанты — всех и не перечислить. Super Mario Galaxy 2 проглатываешь большими порциями по 5-6 часов, а игра все не кончается (тут более полусотни уровней!), постоянно подбрасывая что-то новенькое. Например, в любой момент игра может обернуться 2D-платформером и предстать улучшенной версией New Super Mario Bros. Wii.

Каждую минуту на экране происходит столько всего, что возможность прокатиться на Йоши, на которой разработчики так активно настаивали, становится не более чем приятным бонусом. На всякий случай сообщаем: улыбчивая рептилия умеет заглатывать кислород и, выдыхая, воспарять в воздух, может поедать врагов, хвататься за крюки, метко плеваться колючками и впадать в контролируемые приступы ярости после порции острого перца.

От таких редких в нашем журнале десяти баллов Super Mario Galaxy 2 отделяют всего два обстоятельства. Первое — авторы не до конца отказались от спорных планет из оригинала, где нас оставляют один на один с локацией, на которой ничего не происходит, и нужно самостоятельно найти спасительную золотую звезду. В сиквеле их всего две, и они не то чтобы скучные, но на общем сумасбродном фоне выделяются не в лучшую сторону. Второе — революционной идее уровней-планет все-таки стукнуло уже три года: хотя разработчики полностью раскрыли ее потенциал только во второй части, на новое слово в жанре сегодня это уже не тянет.

* * *

Конечно, SMG 2, как и любая новая игра про Марио, породила волны враждебных настроений — мол, как люди могут покупать игры про водопроводчика вот уже четверть века. Не поддавайтесь на провокации: на самом деле злобное шипение обычно исходит от тех, кто последний раз видел Super Mario на NES и теперь наивно полагает, что там ничего не изменилось. Как уже было сказано, братья-итальянцы, гумбы, грибы и принцесса — это для команды Сигеру Миямото лишь базовые инструменты, фон, на котором дизайнер экспериментирует с жанром каждые несколько лет. Но, в отличие от Джонатана Блоу и других звезд независимой сцены, у гениального японца на подхвате есть армия лучших в мире художников, программистов, аниматоров и черт знает кого еще. Именно поэтому, когда в мире появится плохой платформер про Марио, мы обещаем съесть собственные брюки.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетнет

Оригинальностьда

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 100%

Геймплей: 10

Графика: 9

Звук и музыка: 10

Интерфейс и управление: 10

Дождались? Самый важный платформер на планете возвращает в жанр студийную монополию: сколько бы ни старались инди-разработчики, им не сделать аркаду насыщенней и интересней.

Рейтинг «Мании»: 9,0

«Великолепно»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь