17 июля 2010
Обновлено 17.05.2023

А еще шляпу надел. Mafia 2

А еще шляпу надел. Mafia 2 - изображение обложка

ЧТО? Mafia 2, самая ожидаемая игра года

ГДЕ? Москва. Жаркая, как Empire Bay 50-х

Молодой ветеран Вито Скалетта возвращается на побывку зимой 1945-го в родной итальянский квартал Нью-Йорка (формально город называется Эмпайр-Бэй, но с виду и так все понятно). На героя войны в трогательной шинели и с чемоданом в руках восторженно глядят соседские тетушки, мимо головы пролетает вылетевший из окна разбитый торшер (следом оттуда же доносится неподражаемая итальянская брань), на лестнице шипит незнакомая серая кошка. За дверью встречают радостные до слез мать и сестра, а позади, в машине, остается лучший друг детства по имени Джо, который не только заботливо встретил Вито на вокзале, но и твердо пообещал, что на фронт тот уже точно не вернется.

Джо еще в детстве был очень бойким (из-за ранних проблем с законом и участия в плохих компаниях мама категорически запрещала Вито дружить с ним), а сейчас демонстрирует все признаки быстро разбогатевшего бандита. Новая машина, пальто и голос ребенка, которому всегда покупали в детстве все. Но самое главное — Джо знает нужных людей, которые не только помогут Вито «нарисовать» все необходимые справки для зачисления в запас, но и подзаработать деньжат. Тем более что деньги ох как нужны: покойный отец задолжал сомнительным типам в шляпах, а перспективная работа грузчиком в порту, которая светит остальным ветеранам, для этих целей явно не пригодна.

В порту

Даже подробно раскрыв завязку одной из глав Mafia 2 , мы ничуть не рискуем испортить вам удовольствие, и причин тому ровно две. Первая — превью-версия игры содержит всего четыре, никак не связанных между собой главы, и самое начало в ней так и не показали (есть предположение, что первая глава будет посвящена событиям, произошедшим с Вито на войне). Ну и, наконец, вторая причина состоит в том, что даже самый большой кусок сюжета, вырванный из контекста, никак не сможет передать того трепета, который испытывает любой нормальный человек, впервые ступая на скрипучий от снега тротуар Эмпайр-Бэй.

Да — это та самая Mafia , в которую мы играли восемь лет назад, несмотря на дикую местами сложность и сюжет, представляющий собой набор всех мыслимых штампов гангстерского кино. И не только потому, что ближайший конкурент в лице Grand Theft Auto 3 тогда еще по-детски упивался обретенной трехмерностью, наивно предлагая нам попрыгать на трамплинах и поучаствовать в уличных гонках, потому что весело. У Mafia, строго говоря, конкурентов не было вообще, а пресловутая трехмерность являлась лишь техническим инструментом, с помощью которого легче всего было погрузить игрока в хмурую реальность 30-х годов XX века.

Новая Mafia — абсолютно о том же. Притом что уровень технологий тут вполне сравним с GTA 4 (читай: звезд с неба не хватает), во время игры нарочно пренебрегаешь суетливой беготней и переходишь на шаг, чтобы не упустить ни одного случайно подслушанного разговора или детали. В родительской квартире Вито нет телевизора, зато есть дешевый радиоприемник, на кухне висит связка лука, а в детской комнате по стенам развешаны плакаты со спортивными автомобилями. Уборщица в доме простоватого повесы Джо жалуется Вито на громкую музыку из квартиры его друга, а сама квартира («прикупил всю обстановку всего за три месяца» — с удовольствием поясняет владелец) встречает смесью роскоши («без телефона человеку вроде меня теперь нельзя жить!») и дешевого шика (ковры и фотографии девиц из «Плейбоя»).

Улицы заснеженного и оттого еще более серого и отстраненного города наполнены такими же, как Вито, возвратившимися с войны ветеранами, которые робко глядят на припаркованные у тротуаров пузатые, лакированные лимузины, принадлежащие членам мафии и богачам. Многим из этих людей в форме еще предстоит снова вернуться за океан — до завершения войны осталось несколько месяцев.

Научившись с помощью вездесущего Джо взламывать замки (для этого нужно плавно двигать отмычкой и вовремя фиксировать каждый из штифтов нажатием кнопки) и заработав на угоне машины сказочные три сотни долларов, Вито все больше склоняется к мысли, что уж он-то свое отвоевал. Да и семье теперь помочь можно будет.

Лицо со шрамом

В следующей главе (эта хронология касается, понятно, только нашей превью-версии) мы обнаруживаем героя уже владельцем собственной квартиры, телефона и шляпы, вполне удачно воплотившим довоенный лозунг президента Гувера. У Вито теперь тоже по две машины в каждом из двух гаражей и сэндвич с цыпленком в холодильнике. В отличие от первой части, где за всю игру можно было лишь один раз напиться на корабле, здесь еда и напитки используются по прямому назначению — чтобы восстанавливать силы.

Одной из причин сложности первой Mafia было то, что полоска здоровья там была одна на всю миссию, а аптечки в 1930-х были такой же редкостью, как и телевидение. Теперь при мелких ранениях здоровье восстанавливается автоматически, но лишь до определенной границы, преодолеть которую могут только еда, выпивка и здоровый сон. Все это пугающе напоминает GTA, и вообще непонятно, зачем здесь нужно. Но, кроме таких вот необязательных глупостей, консольная цивилизация дала Mafia нормальные чекпойнты, при которых не страшно умереть от случайной пули за минуту до конца задания.

Другая вещь, за которую мы всерьез опасались в связи с мультиплатформенностью, — это управление машинами. Дело в том, что автор этих строк был в свое время одним из немногих чудаков, которым действительно нравилось проходить зубодробительно сложную пятую миссию на гоночном треке. Но, к счастью, 2K Czech удалось выкрутиться и здесь, спрятав заветную кнопку «симуляция» в недрах меню. После ее активации заднеприводные самовары без АБС, до этого не отличавшиеся по сложности управления от той же GTA, вдруг начинают ехать как хотят: «танцуют» на льду, неохотно трогаются в горку и становятся совершенно нечувствительными к поворотам руля. То есть ведут себя ровно так, как и в первой части.

Но благодаря новому физическому движку выглядит это в сто раз лучше: при прыжках через бордюры резина сминается до обода, оторванный глушитель тащится по земле, а когда машина, «поскользнувшись» на зимней дороге, въезжает в столб, у нее глохнет мотор. Но это не конец — Вито несколько секунд ковыряется под капотом (не иначе меняя свечи), после чего рыдван все-таки оживает. Однажды мне пришлось ремонтировать угнанную машину прямо под огнем полиции, отстреливаясь из-за капота: копы разослали номера и приметы по всему городу, так что при виде канареечного седана с двумя пулевыми отверстиями и пятнами крови на двери полицейские в ту же секунду открывали стрельбу.

К счастью, разучивать устройство дверного замка для каждой машины теперь не нужно — любую можно взломать отмычкой (варьируется только количество штифтов и скорость нажатия на кнопку), открыть замок, выбив стекло, или просто отобрать, стукнув водителя об панель. Анимация этого трюка один в один похожа на GTA 4, что озадачивает — чехи действительно всерьез переиграли в нее или они это так шутят? Сложно не заметить, что во время параллельной разработки для PC и консолей игра стала проще и дружелюбнее, но пользу от этого замечаешь далеко не сразу.

Несколько хороших парней

Например, злобная и всевидящая полиция на фантастически быстрых машинах из первой части осталась в прошлом — теперь, при наличии навыков фигурного вождения, уйти от единичного экипажа не составляет проблем. А чтобы не светиться в дальнейшем, достаточно сменить номера или перекрасить кузов. Сделать это можно в автомастерских, где за доплату вам установят пижонские белые обода или отрегулируют карбюратор.

Затонировать машину «по кругу», как любят гангстеры вашего района, увы, нельзя, ведь кроме примет разыскиваемой машины полицейские также узнают в лицо и самих героев. Но если «высокий темноволосый мужчина в кожаной куртке и со шрамом на щеке» вдруг превратится в «высокого темноволосого мужчину в пальто», то все будет в порядке. Проще говоря — одежду тоже можно покупать в магазинах и выбирать любую дома перед миссией.

Случай проверить это выпадает достаточно быстро: в прихожей трещит телефон, и Вито, наскоро одевшись, несется вместе с Джо на очередное задание, в случае успешного выполнения которого их обоих обещали рекомендовать в могущественную семью Фальконе. Поднимаясь в лифте на переполненный врагами склад, Джо откупоривает бутылку — у парня, похоже, проблемы не только с хорошим вкусом, но и с алкоголем. Через пять минут, раздобыв немецкий стационарный пулемет (это не единственное трофейное оружие в игре — идет война, по рукам ходит много чего), Джо и Вито расстреливают из окна завода прибывающих на машинах конкурентов. Вся миссия слегка напоминает оборону пиццерии из первой части, за исключением того, что расположение врагов больше не нужно разучивать наизусть, как, впрочем, и тратить двадцать попыток на прохождение.

Вито умеет бегать, прятаться за укрытиями и вести прицельный огонь, а враги больше не сидят на месте как прикованные, стараются перемещаться и заходить с тыла. В целом экшен привели к стандартам 2010 года, и это хорошие новости. Плохие состоят в том, что сложность рассчитана скорее на тех, кто пришел сюда из GTA 4: оружие почти не дает отдачи, а с таким гигантским перекрестьем прицела промахнуться становится довольно сложно. Времена, когда один залп из дробовика слегка отбрасывал героя назад, задирая прицел под потолок, а разрядить обойму «томпсона» в одну точку было физически невозможно из-за сумасшедшей вибрации, прошли. Надеемся, что к релизу чехи добавят кнопку выбора сложности не только рядом с физикой машин.

Тем тяжелее падать

При явных реверансах в сторону геймпада играть в Mafia 2, как ни странно, оказалось удобнее всего на PC. В отличие от чудовищного порта GTA 4 (опять она, но что поделать?), который тормозил даже после всех патчей, здесь ничего подобного не наблюдается. Да, машины появляются из воздуха, пожалуй, чуть-чуть близковато от нас, но в остальном детализация отличная — шапка снега тает на прогретой машине, стекло под пулями рассыпается на тысячи осколков, а любой мелкий агитационный плакат на стене отлично читается даже на расстоянии.

Жаль, что хмурая зима в городе довольно быстро заканчивается и последняя пара миссий в нашей версии проходит уже под палящим солнцем. На дворе начало 50-х, из автомобильных радиоприемников звучат Mr.Sandman и Rock Around the Clock, а расцветший Эмпайр-Бэй становится похож на какой-то Vice City. Именно из этого периода игры были сделаны самые первые скриншоты, которые мы печатали на этих страницах в последние годы.

Мир здесь по-прежнему меняется только по сценарию, а в рамках одной миссии время суток и погода всегда остается одинаковой — эта особенность опять же перешла из первой Mafia. В этой части игры Вито и Джо — успешные мафиозо, которым семья доверяет самые сложные задания вроде устранения босса конкурентов. Эту миссию с закладкой бомбы в отеле мы уже подробно разбирали по итогам поездки в Чехию год назад, с тех пор там мало что изменилось (кроме накладных усов у персонажей). Разве что стекло и прочий мусор научили более эффектно разлетаться при помощи NVIDIA PhysX, но прелесть Mafia 2, как вы понимаете, совсем не в этом.

* * *

Она вот в чем. Возвращаясь с задания под хруст классического радио (на котором крутят треки из первой части), притормозить перед светофором, пропуская полицейскую машину. Взглянуть одним глазом на карту, прикидывая путь до Маленькой Италии, увидеть тонкую красную линию пути (которая никогда не исчезает) и осознать, что Mafia 2 была бы отличным аргументом у сторонников фатализма. Игра, в которой большой, красивейший город с кучей мизансцен и случайных персонажей строят не затем, чтобы заставить съездить в бар на другой конец, а чтобы сделать его декорацией для одной удивительной, пускай и заранее просчитанной жизни, в любое время достойна восхищения. Для нас с вами эта жизнь начинается 24 августа — не опоздайте к первому акту.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь