23 августа 2010
Обновлено 17.05.2023

Nelson Tethers: Puzzle Agent

Nelson Tethers: Puzzle Agent - изображение обложка

За четыре года своего существования Telltale Games выпускали квесты исключительно по чужим произведениям — мультфильмам, комиксам, играм. И даже их сериалы по родным вроде бы вселенным Sam & Max и Monkey Island (ведь многие сотрудники студии в свое время работали в LucasArts ) сделаны по лицензии Джорджа Лукаса и компании.

Два больших новых проекта, недавно анонсированных Telltale, тоже будут не оригинальными — изобретатели современных игровых ситкомов собираются перевести в формат видеоигры культовые фильмы «Назад в будущее» и «Парк юрского периода». Однако одновременно студия запустила новый проект, Telltale Pilot, цель которого — искать новые идеи и разрабатывать экспериментальные, а главное, оригинальные игры, которые потом могут дорасти до полноценного «теллтеловского» сериала. Первой ласточкой стал Nelson Tethers: Puzzle Agent.

Цена одиночества

Эту игру придумал Грэхем Аннэйбл — известный художник из Портленда, автор комиксов и мультфильмов. Человек, что называется, «свой в доску»: когда-то он работал на LucasArts, а потом был первым арт-директором Telltale Games. Сейчас Грэхем трудится в частной анимационной студии, но с коллегами (которых он совсем не считает бывшими) поддерживает самую плотную связь. Так что Nelson Tethers: Puzzle Agent вполне можно считать стопроцентно собственной, оригинальной разработкой студии.

Самый известный персонаж, придуманный Аннэйблом, — Грикл, смешной и одновременно грустный человек, который живет один (чаще всего рядом с ним мы видим лишь кошку или собаку) и постоянно попадает в забавные, а иногда и в странные, мистические или просто ужасные ситуации.

Нельсон Тетэрс — герой Puzzle Agent — это, по сути, и есть Грикл. Только здесь он сменил ФИО, стал агентом ФБР и вляпался в историю, которую уже не назовешь набором анекдотов или разрозненных новелл: это настоящее мистическое приключение в духе… Дэвида Линча.

Кто убил Лору Палмер?

Впрочем, мистика в этой игре легко уживается с иронией — они идеально дополняют друг друга. Нельсон Тетэрс работает ведущим (и единственным) федеральным агентом не в отделе убийств или, скажем, политических преступлений, а в департаменте… пазлов. Почти весь рабочий день он проводит за разгадыванием кроссвордов. Но однажды Тетэрсу выпадает дело государственной важности: расследовать причину внезапной остановки фабрики по производству жвачки в захолустном городке Скоггинс, штат Миннесота. Фабрика эта снабжает «бубль-гумом» Белый дом, а потому должна возобновить работу как можно скорее.

Дальше начинается чистый «Твин Пикс», в который авторы добавили элементы «Фарго» братьев Коэнов, «Секретных материалов» и даже немного Лавкрафта. Агент Тетэрс приезжает в заснеженный Скоггинс и попадает в место, типичное для одноэтажной Америки или какого-нибудь финского поселка. Маленький городок, где все друг друга знают, скрывает собственные тайны и неохотно подпускает к ним приезжих. Многие местные жители настроены враждебно, крайне неохотно отвечают на вопросы либо вовсе играют в молчанку. Местный шериф вместо того, чтобы помочь агенту ФБР в расследовании, пытается поскорее выпроводить приезжего из города. Более того, миловидная продавщица местного фастфуда в какой-то момент попытается убить Тетэрса с помощью бензопилы, а шериф в итоге наставит на него свой пистолет.

Им есть что скрывать: мы находим замерзшие трупы, узнаем о том, что в городе действуют чуть ли не тайные культы, а многие его жители слышат загадочные голоса. Авторы напускают мистики по всем законам Дэвида Линча — например, неожиданно в кадре могут появиться маленькие красные гномы, которые будут пристально смотреть на Тетэрса своими злыми глазками из-за дерева, окна или полуоткрытой двери.

Одиночество в Сети

Книги Грэхема Аннэйбла про Грикла весьма популярны. За них художник получил несколько профессиональных наград, они входят в Wizard’s Top 25 лучших инди-комиксов всех времен, а последняя книга о Грикле была издана Dark Horse, третьим по величине комиксовым издательством в мире. Не менее популярен и собственный канал Грикла на YouTube, где короткометражные мультфильмы уже просмотрели более миллиона пользователей ( www.youtube.com/user/grickle).

Аннэйбл рисует комиксы не только про Грикла, среди его героев есть вампиры и даже зомби. Но большинство работ объединяет иронично-грустное настроение. Центральные темы — одиночество, безумие, к которому подчас и приводит это самое одиночество, попытка обрести счастье даже в самых экстремальных условиях, социальная изоляция, потерянность маленького человека в большом городе. И, конечно, те самые маленькие красные гномы — они часто мелькают в работах Аннэйбла, есть даже целая серия про них — The Hidden People. Поэтому, глядя на рисунки и мультфильмы Грэхема, не знаешь, то ли плакать и грустить, то ли смеяться, то ли нервно вздрагивать.

Посмотреть работы Аннэйбла можно в интернете по адресу www.grickle.com.

Ироничная мистика

Но за всей этой мистической подоплекой просматривается ирония и даже сарказм. Нельсон долго выспрашивает у бородатого Бьорна, как добраться до отеля, уезжает и вскоре возвращается на то же место — бородач, оказывается, сидел прямо у входа в гостиницу. В самом отеле можно встретить постояльца, рехнувшегося на почве разгадывания пазлов. А шериф, наведя пистолет на Тетэрса, вдруг заметит в кармане агента кроссворд и тут же с безумными глазами бросится разгадывать его, позабыв обо всем на свете.

Еще здесь есть меланхоличное зимнее настроение, свойственное многим, особенно скандинавским фильмам, в которых много снега. Одинокий маленький человек приезжает в провинциальный городок, где на фоне огромных заснеженных просторов люди кажутся еще более маленькими и одинокими. Это царство снега, скуки и одиночества, от которых люди начинают сходить с ума, жадно бросаться на кроссворды, создавать какие-то культы и слышать непонятные голоса.

В итоге карикатурная, казалось бы, мультяшная игра обернулась пронзительной историей, которая, как хорошее кино, предлагает насыщенную многогранную атмосферу, а по степени увлекательности и мистичности немногим уступит тому же «Твин Пиксу».

Как все эти культы и трупы связаны с закрытием фабрики? Кто эти красные гномы, чем-то неумолимо напоминающие знаменитого карлика из фильмов Линча? Может, они тоже лишь плод воображения? Здесь эти вопросы не менее актуальны, чем хрестоматийное «кто убил Лору Палмер?». Но финал истории по-линчевски скорее интригует, чем отвечает на все эти вопросы.

Мини-игры и макси-повторы

Самое поразительное, что эту, пожалуй, самую серьезную в своей практике историю Telltale Games рассказывает не в формате традиционного для себя point & click квеста, а скорее в виде сборника казуальных мини-игр. Как может вести расследование агент отдела пазлов? Естественно, разгадывая эти самые пазлы.

Большинство активных действий в Puzzle Agent оформлено именно как мини-игры или логические загадки. Собираетесь добраться на снегоходе до нужного места или преследовать кого-то, собирая по пути разбросанные улики? Пожалуйста, расставьте на пути следования бревна так, чтобы, отталкиваясь от них, машина проехала по витиеватой траектории в нужном направлении. Хозяйка отеля забыла, какой номер комнаты забронирован за Нельсоном? Вот, разгадайте, что написал в журнале напротив его фамилии ночной дежурный. Нужно как можно скорее выбраться из уходящего под лед сарая? Определите, в какой рыбе спрятан ключ от двери на крышу.

А еще все местные жители озадачены какими-нибудь головоломками — чтобы вытащить из них хоть какую-то информацию, сначала приходится решать за них задачки. По большей части казуальные: соединить попарно четыре точки так, чтобы линии не пересекались; отдать пас, чтобы он прошел через всех футболистов и не задел препятствия. Есть и текстовые загадки, похожие на те, что мы в детстве решали в учебниках: когда произошел взрыв на фабрике, если охранник Берни говорит, что это было за час до начала новой смены, а Эл уверяет, что Берни — единственный, кто работает по восемь часов?

Мозг наизнанку

К сожалению, сами пазлы получились несколько неровными. Одни загадки чуть более сложны, другие менее, а третьи и вовсе примитивны — один раз нас даже попросят найти в скоплении линий ту единственную, что ведет от точки А к точке Б, совсем как в книгах для детей от трех лет. Проблема, впрочем, не столько в казуальности или низкой сложности задачек. В конце концов, иногда игра заставляет поломать голову. Куда хуже, что во всем этом очень мало фирменной «теллтеловской» фантазии. Задачки, взятые из детских книжек, соседствуют с многочисленными вариациями двух самых банальных и приевшихся головоломок в мире: речь о «водопроводчике» (проводим трубу от точки А к точке Б) и сборе пазла (картинки, рисунка, записки, разбитого предмета и т.д. и т.п.) из разных частей. И вот как раз этих банальностей в игре едва ли не больше, чем всех остальных загадок, вместе взятых.

Если бы Puzzle Agent целиком и полностью состояла из примитивных задачек, мы бы, конечно, взвыли. Но герой, слава богу, не только решает пазлы, а еще свободно перемещается по локациям, общается с персонажами, выбирает правильные реплики, иногда ищет и рассматривает поближе какие-нибудь предметы. Увлекательная мистическая история, разворачивающаяся по ту сторону пазлов, иногда даже вторгается в мини-игры: прямо в тот момент, когда вы с грустным лицом собираете очередного «водопроводчика», красные гномики могут свиснуть из-под носа часть загадки и убежать, а вам придется догонять их на снегоходе.

* * *

Сценарий, характеры и атмосфера все искупают. Ради них можно вытерпеть и примитивные пазлы. Аннэйбл и компания придумали необычную историю, в которой словно сошедшие с карикатур персонажи сочетаются со скандинавской меланхолией, грустной иронией и мистикой в духе Дэвида Линча. Продолжение хочется увидеть уже сейчас — ведь на карте Скоггинса мы посетили едва ли половину отмеченных локаций. И, в конце концов, кто же эти гномы?


Реиграбельностьда

Классный сюжетда

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 7

Графика: 7

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Первая игра «собственной выделки» получилась у Telltale Games неоднозначной, но увлекательной: иронично-мистическая история в духе Дэвида Линча дополняется не самым удачным сборником казуальных мини-игр.

Рейтинг «Мании»: 7,0

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь