Руководство и прохождение по "Lords of the Realm III"

Руководство и прохождение по "Lords of the Realm III"

Руководства и прохождения — Руководство и прохождение по "Lords of the Realm III"
Когда-то “Лорды” под номером 2 заслуженно прославились, став своего род откровением в жанре походовых стратегий. В реальном времени проходили только битвы. Которые, впрочем, можно было отдать на откуп компьютеру. Долгих 7 лет прошло, прежде
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Руководства и прохождения
Руководство и прохождение по 'Lords of the Realm III'

Когда-то “Лорды” под номером 2 заслуженно прославились, став своего род откровением в жанре походовых стратегий. В реальном времени проходили только битвы. Которые, впрочем, можно было отдать на откуп компьютеру. Долгих 7 лет прошло, прежде чем вышло продолжение, которое полностью перешло в реальное время. От игры-предшественницы остался только похожий вид на стратегическое поле...

Разложим по полочкам

Игра с предыдущей части изменилась полностью. Не обошли изменения и интерфейс. На основном экране игры слева располагается портрет выбранного героя (или изображение города или замка). Щелкнув по нему правой клавишей мыши, можно получить более детальную информацию, чем указанная около портрета. Далее идут клавиши набора предводителей, выбора отряда (из имеющихся в вашем распоряжении) и призыва на службу наемников. Справа находится миникарта и клавиши дипломатии и управления игрой. На самом верху экрана — потребность в пище и обеспечение этой потребности, а также сумма набранных денег.

Захват замка прошел успешно!

В военном режиме слева расположены клавиши переключения между войсками и осадными орудиями, далее идет список самих отрядов, заканчивающийся клавишами сортировки (по численности, по здоровью отрядов, по состоянию морали). Выше располагаются клавиши различных боевых команд, главная из которых — клавиша быстрой атаки.

Кроме интерфейса, тут следует упомянуть о самом значительном нововведении игры — все действия осуществляются через вассалов. Причем вассал — это не тот, у кого есть отряд, а тот, кто заведует выделенным ему от ваших щедрот замком. Так что в число вассалов могут записаться не только мощные рыцари, но и монахи с крестьянами. Но — всему свое время.

Закончим же эту главу тремя основными понятиями игры. Это рыцарство (chivalry), христианство (christianity) и слава (honor). Каждая из этих характеристик может иметь значение от 1 до 7 и показывает силу государства в целом. Узнать про их состояние можно на экране дипломатии.

Рыцарство определяет отношение к вам нанимаемых рыцарей. Чем оно выше, тем лучшие рыцари предложат вам свои услуги. Соответственно, при рыцарстве с показателем 1 к вам придут негодяи, способные только разбежаться при первом же серьезном сопротивлении. Уменьшение этого показателя может привести к дезертирству части ваших рыцарей. Солдаты у рыцарственных государей обладают более высокой моралью, а также быстрее восстанавливают потери и мораль после битв. Рыцарство увеличивается от побед в битвах, завоеваний провинций, своевременной выплаты выкупов за пленных рыцарей и покорения королевств. Уменьшение характеристики происходит от призыва наемников, проигрыша сражений, отказа выплачивать выкуп за своих рыцарей и принимать выкуп от противника.

Христианство — хитрый метод вести религиозные войны. Более набожные монархи могут без снижения характеристик своих войск атаковать “противников церкви” (7 против 4 или 6 против 3). Обладатели 7 в показателе могут запросто объявить крестовый поход против страны с христианством 2 и ниже. Правитель с 1 — еретик, и любая война против него автоматически имеет статус крестового похода. Христианство растет, если вы строите церкви и соборы, побеждаете в областях с этими зданиями и захватываете области во время крестовых походов. Уменьшается — от уменьшения количества крестьянских и церковных областей, грабежа церковных областей и сражений на вражеской территории (если только противник не еретик), особенно в церковных областях.

Слава влияет на отношения с другими лордами, своими горожанами и наемниками (возможность заключать союзы или подписывать мирные договоры), позволяет дешевле строить замки и нанимать наемников, а также призывать больше рыцарей. Правитель со славой 2 или меньше будет страдать от особенно сильных проблем в этих областях. Слава повышается от помощи союзнику, честного ведения войны, предложения рыцарей для выкупа, подписания мирных договоров, создания союзов и приглашения наемников. Она уменьшается от разрыва союзов, объявления войны, казней рыцарей, уничтожения городов и замков, а также от расформирования наемников.

Как видите, на эти параметры можно и не обращать внимания, но низкие их показатели могут сильно усложнить жизнь. И наоборот.

Таблица 1
Способности вассалов
Способность Область действия Обратный эффект Действие способности
Архитектор (Architect) Область + Уменьшает стоимость усовершенствования или ремонта замка
Благочестие (Piety) Политика + Периодически повышается христианство
Грабитель (Loot) Армия + Увеличивает количество добычи, если после битвы армия рыцаря грабит местность
Дипломат (Diplomatic) Политика + Снижает отрицательные и увеличивает положительные эффекты от политических действий
Дополнительная армия (Additional company) Армия Получает дополнительную армию со специальным командиром (лейтенантом)
Дополнительная осадная машина (Additional siege engine) Армия Получает дополнительную осадную машину
Известность (Renown) Область + Увеличивает максимальное количество наемников для области
Инженер (Engineering) Армия Повышает эффективность осадных орудий рыцаря
Крестоносец (Crusader) Политика Меняет все ваши войны на крестовые походы
Налетчик (Raider) Армия + Увеличивает территорию, разграбляемую армией
Оружейник (Armorer) Область + Ускоряет восстановление войск в отряде
Подвижность (Mobility) Армия + Повышается скорость передвижения отряда
Попрошайка (Scrounger) Армия + Снижает отрицательное влияние заготовления пищи войсками во время похода
Посредник (Negotiator) Область + Снижается стоимость приглашения на службу наемников
Преданность (Devotion) Область + Увеличивает воздействие церквей на экономику провинции
Преданность (Loyalty) Армия + Повышает мораль отряда, если тот защищает замок или укрепление
Производитель (Industrious) Область + Повышает количество “очков строительства”, производимых в области
Прославленный (Honorable) Политика + Периодически повышает славу
Работодатель (Good employer) Область Повышает шанс появления наемников в городе/большом городе
Рыцарственный (Chivalrous) Политика + Периодически повышает рыцарство
Свирепость (Ferocity) Армия + Повышает атакующую способность бойцов ближнего боя
Святой (Saintly) Политика Невосприимчивость к крестовым походам и коррумпированным кардиналам
Сенешаль (Seneschal) Область + Ускоряет развитие области
Скорость (Speed) Армия + Увеличивает скорость армии на стратегической карте
Снабженец (Quartermaster) Армия + Улучшает снабжение армии продовольствием
Строитель (Builder) Область + Конструкции замка прочнее
Точность (Accuracy) Армия + Увеличивает урон от атак стрелков
Удача (Luck) Рыцарь + Для рыцаря снижается шанс сдаться или погибнуть
Упорный (Tenacity) Армия + Увеличивает стойкость войск
Фермер (Farmer) Область + Повышает производство пищи областью
Фуражир (Consumption) Армия + Снижает количество пищи, необходимое для своей армии
Храбрец (Bravery) Армия + Снижает отрицательные эффекты морали
Экономист (Financier) Область + Повышает производство денег областью

Экономика должны быть экономной!

Времена расчетливой экономики с засевом полей, вычислением приплода коров и раздумьями о временах года закончились. Вам более не надо оперировать огромным количеством переменных (коровы, зерно, различное оружие и так далее). Есть только пища (представленная зерном) и деньги. А вот за их появление отвечают назначенные на ответственные должности вассалы.

Прежде, чем говорить о вассалах, разберем, из чего состоит провинция. Провинция (region) — это несколько областей (parcel) с замком в каждой. В главной области располагается замок, обладающий более широким набором функций, а также обладающий контролем над всей провинцией. В остальных областях находятся замки. Замками управляют вассалы, которых назначаете вы (достаточно перетащить изображение нужного вассала в выбранный замок). Казалось бы — просто. И, тем не менее, этих самых вассалов аж 4 вида — рыцари (knights), горожане (burghers), крестьяне (serfs) и духовенство (clergy).

При умелой работе лучников горят не только стены.

Рыцари — предводители отрядов. Война без рыцарей невозможна. Наемники, призываемые на службу за деньги, не стремятся одержать великие победы. Все же не за свое сражаются. При приглашении рыцаря стоит посмотреть, какими отрядами он командует и какие у него есть дополнительные характеристики. Кроме обычных войск, у рыцарей могут быть также гарнизонные команды. Эти парни будут сидеть в замках и оборонять их в случае нападения противника. В случае захвата замка противником рыцарь автоматически уйдет со службы (что относится и к остальным вассалам).

Местом жительства рыцарей становится непосредственно замок (castle), или поместье (fief) — для проживающих в областях. При его улучшении замок получает дополнительные отряды и гарнизон может увеличиться до невероятных размеров. Также замки производят “очки призыва”, которые используются на восстановление отрядов, уничтоженных в бою, и “очки строительства”, расходующиеся на улучшение и починку замков. Разумеется, все эти очки интенсивнее производятся в лучших замках. Также в замках занимаются пропагандой с целью повышения морального духа войск.

Это интересно: рыцарь, получивший в командование еще один отряд, незамедлительно покидает назначенный ему в управление замок и становится доступен для найма. Так что не забывайте следить за кнопочкой “свободная провинция”.

Кроме обычных рыцарей, при высоком уровне христианства к вам на службу могут прийти представители воинских орденов — тевтоны, госпитальеры и тамплиеры. Тевтоны обладают улучшенными боевыми характеристиками, госпитальеры лучше восстанавливают мораль и здоровье своих бойцов, попутно повышая христианство, а тамплиеры быстро передвигаются, обеспечивают замечательное снабжение войск на марше и повышают производство золота.

Горожане — основные производители золота, этого ценного ресурса для усовершенствования замков, выкупа рыцарей и приглашения наемников. В центральной области они строят большие города (city), а в остальных ограничиваются обычными (town). Будучи построенным на побережье, город автоматически превращается в порт. Города позволяют набирать наемников (для каждого города есть предел набора). Большие города увеличивают количество ферм в провинции и количество городов в этой и прилегающих к ней провинциях. Также большие города защищены стенами не хуже замков.

Каждый горожанин обладает определенной специализацией, усиливающей одну из особенностей подвластной ему провинции. Плотник (carpenter) увеличивает производство осадных орудий; банкир (banker) увеличивает приток денег и уменьшает выплаты и стоимость агентов; подрядчик (wainwright) улучшает строительство и производство пищи; каменщик (stonemason) усиливает защиту замков; пивовар (brewer) повышает мораль и приток денег; кузнец (blacksmith) ускоряет восстановление войск и снижает цену наемников.

Основное занятие духовенства — подъем христианства в массах. В провинциях оно строит соборы (cathedral), а в областях — церкви (church). И те, и другие обеспечивают рост христианства, но вклад соборов несоизмеримо выше. Кроме того, соборы повышают производство во всех областях провинции.

Если ваше христианство достаточно высоко, то на службу к вам могут придти представители религиозных орденов. Можно посадить на правление по одному представителю каждого ордена, а можно перевести всю страну в одну веру. Естественно, ордена приносят дополнительную пользу, кроме повышения христианства. Цистерцианцы увеличивают производительность ферм, бенедиктинцы — производство золота, францисканцы — еще более ускоряют подъем христианства, а доминиканцы влияют на производительность провинции в целом (меньше, но на все).

Две рати сошлись в чистом поле.

Это важно: монахи разных орденов очень плохо уживаются друг с другом. Итогом же этому может быть ссора между представителями разных религиозных конфессий с общим исходом из вашей страны. Хочется ли вам в одночасье стать еретиком?

Наконец, последние, кто поднимает экономику королевства — крестьяне. Их основное назначение — производить пищу для того, чтобы кормить армии, и, между делом, добавлять еще “очков строительства”. Одно “очко пищи” кормит одну армию, при этом запасы не создаются. В провинциях строятся поместья (manors), а в областях — фермы (farm).

Пропорции назначения вполне понятны: если областей в провинции 4 — то по одному производителю каждого типа. Если более — можно добавить рыцарей. Они же — первейшие претенденты на правление в главном городе провинции. Хотя бы из тех соображений, что всегда обладают гарнизонными войсками и смогут защитить свою родную провинцию от посягательств наглых врагов. А пока город ваш — враг может бродить по провинции хоть до посинения. Хотя в тыловых провинциях у вас могут оказаться совсем другие приоритеты и там возглавит правительство плотник или знатный священник.

Это интересно: гарнизонные войска могут быть и у простого крестьянина. Но, во-первых, их обычно немного. Во-вторых — нередко они заменяют прочие полезные характеристики. Вот и задумайтесь — стоит ли отдавать все на возможную защиту в ущерб необходимой экономике.

И последнее — кого нанимать. Ну тут все совсем несложно. Все претенденты скромно разбросаны по 3 категориям. В первой — бывалые рыцари (не забываем, что при низких рыцарстве и славе это будут скорее бывалые пьяницы и трусы), во второй — все труженики-производители, в третьей — все, чьи специальные показатели минусовые. Конечно, если вам доступны всего 2 рыцаря и один из них — такой вот бездельник, то другого выбора нет. Но если добровольцев хватает, то лучше в нижнюю строку даже и не заглядывать. Если только полюбоваться, насколько бесполезными могут быть вассалы.

Таблица 2
Обычные войска
Название Ближняя атака Атака стрелами Защита Мораль Подвижность Построения Способности
Крестьяне Плохо - Слабо Плохо Быстро Колонна
Линия
Рассыпной строй
-
Ополченцы Хорошо - Слабо Средне Средне Колонна
Линия
Рассыпной строй
Пробивание брони
Защита от стрел
Воины Средне - Плохо Сильно Средне Колонна
Линия
Рассыпной строй
Ответный удар
Подвижность
Алебардщики Средне - Слабо Средне Медленно Колонна
Линия
Фаланга
Еж
Первый удар
Мечники Средне - Сильно Сильно Очень медленно Колонна
Линия
Стена щитов
Рассыпной строй
Тяжелая броня
Защита от стрел
Знать Великолепно - Великолепно Великолепно Очень медленно Колонна
Линия
Фаланга
Еж
Тяжелая броня
Пробивание брони
Первый удар
Арбалетчики Слабо Слабо Плохо Плохо Медленно Колонна
Линия
Щиты
Рассыпной строй
Пробивание брони
Лучники Плохо Средне Плохо Средне Средне Колонна
Линия
Колья
Рассыпной строй
Огненные стрелы
Легкая кавалерия Слабо - Слабо Слабо Великолепно Колонна
Линия
Рассыпной строй
Подвижность
Тяжелая кавалерия Сильно - Сильно Сильно Очень быстро Колонна
Линия
Рассыпной строй
Тяжелая броня
Пробивание брони

Творцы побед

Немного осталось у врага. Но тем ему хуже.

Итак, экономика лишилась таких ресурсов, как топоры, алебарды или доспехи. С ними исчезли и отдельные солдаты, уступив свое место целым подразделениям, прилагающимся к вассалам-рыцарям. Конечно, процесс набора воинства несколько упрощается, но одновременно появляются проблемы. Вот, казалось бы, знатный рубака, способный привести ваше воинство к победе. А у него всего пара отрядов дохлых ополченцев, которых и вести никуда не стоит. Добро бы хоть свой собственный замок от вражеской напасти оборонили. Конечно, будучи посаженным в постоянно развивающийся замок, этот деятель может со временем обзавестись рыцарской кавалерией, но ведь он может получить еще пару бестолковых отрядов. Вот и приходится балансировать между войсками и рыцарями. А место для экспериментов с потенциальными героями — глубоко в тылу (если таковой есть).

Однако войска обзавелись кучей полезных характеристик (правда, особенно не афишируемых), а вассалы — ворохом специальных способностей, позволяющих как истреблять врага, так и строить города и выращивать поля.

Рыцари

Рыцари бывают разные. Черных и красных, правда, встретить не удалось, но вот в золотую и серебряную броню они наряжаются очень даже просто. Как это? Внимание: полная иерархия рыцарей.

Слабые рыцари (lesser knights) отличаются слабым здоровьем и способностями со знаком минус. Естественно, даже и не ждите, что им будут подчиняться приличные солдаты. Обычные рыцари (common knights) уже куда более жизнеспособны, и могут выстоять в одиночку против небольшого отряда противника. Могут даже обладать вполне приличными способностями. Наместники (regional knights) — замечательные бойцы и запросто расправляются со всеми обычными солдатами. Их способности многочисленны и среди них редко попадаются недостатки. Рыцари королевства (kingdom knights) — еще лучшие воители. Среди их способностей отрицательных уже не встречается. Герои (champions) — люди настолько грозные, что облачаются в серебряную броню и набираются из числа военачальников, оставивших свой след в реальной истории. Наконец, великие герои (grand champions) — люди-легенды. Которых легко можно опознать по золотой броне и остающимся после них горам поверженных врагов.

Не очень верно, зато красиво.

Особняком стоят гарнизонные командиры (garrison captains) и командиры наемников (mercenary captains).Первые возглавляют гарнизонные войска, и по сути своей — улучшенные мечники. Вторые — лидеры наемников и подчиняются классификации, похожей на рыцарскую (ополченец, обычный, ветеран, элита). Обычный командир наемников приблизительно соответствует по силе слабому рыцарю.

Это важно: вассал командует целой группой отрядов (армией). Но каждый его отряд находится под командованием своего собственного рыцаря. И уж тут выбора не будет — что дадут, то и получите. Естественно, что все младшие командиры слабее своего начальника.

Помимо того, что любой рыцарь — лучший боец, чем его подчиненные, он обычно обладает рядом способностей. Причем способности эти могут быть не только у рыцарей, но и у прочих вассалов. И, конечно же, могут применяться не только на поле боя, но и для решения проблем экономики и дипломатии. Также способности могут быть как положительными, так и отрицательными (в таблице такие двунаправленные эффекты будут обозначены “+” и описываться будет только положительный эффект), и обладают количественными характеристиками. Понятно, что воин со способностью архитектор, равной 4, куда лучше имеющего 2. А уж обладатель -1 — вообще натуральный вредитель народного хозяйства. Ну, а подробнее свойства предводителей описаны в таблице “Способнеости вассалов”.

Несмотря на всю важность и полезность героев со всеми их способностями, победы все же приносят войска. Вот ими-то мы сейчас и займемся.

Войска

Как вам уже известно, войска ныне бродят по карте только во главе с командиром. И вид подчиненных ему войск выбирает сам предводитель. Однако это еще не все. Заранее предопределено и количество войск в отряде. То есть, было в отряде 10 лучников при найме — и хоть тресни, а до 11 они уже никогда не дорастут. Зато могут уменьшиться в количестве. Правда, и уменьшаются они временно — пока отряд не будет отведен на откорм и переформирование в тыл. А там они быстро размножатся до прежних размеров и будут снова готовы к бою.

Все войска умеют ходить в атаку, атаковать наскоком (что очень эффективно против лучников), обороняться и строиться в различные строи. Также войска могут уметь (или не уметь) влезать на стены (попробуйте представить за этим занятием кавалерию!) и обладают рядом особых, свойственных только этому конкретному роду войск, способностей. Стоит также отметить, что каждая нация гордится своим собственным родом войск. И, хотя все особенности, какие бы они ни были замечательные, нивелируются практикой появления отрядов в ваших армиях по принципу “кот в мешке”, бойцов все же желательно знать в лицо.

Способности

Их немного, но они очень хорошо характеризуют способности отряда. Зная про каждую, никогда сдуру не противопоставишь легкую кавалерию швейцарским копейщикам. Ибо их вредительские способности супротив вражеской конницы — хорошо известный факт.

Только и видно, что флаги наших войск, перемещающиеся к вражескому замку.

Тяжелая броня (Heavy armor). Бойцы в тяжелой броне обладают повышенными защитными характеристиками.

Пробивание брони (Armor piercing). Бойцы с таким умением запросто пробивают защиту тяжело бронированных врагов, сводя к нулю все их преимущество.

Первый удар (First strike). Вооруженные алебардами и длинными копьями отряды получают вполне определенное преимущество перед кавалерией противника, нанося первый удар за счет большой длины своего оружия. А если кавалерия мчится на ощетинившихся алебардами бойцов на высокой скорости...

Ответный удар (Counter strike). Далеко не все знакомы с этим искусством, но зато овладевшие им могут нанести дополнительный урон вооруженному алебардами противнику. Вот и средство против истребителей кавалерии.

Защита от стрел (Ranged defense). Стрелки противника, да еще и защищенные толпами пехоты — поистине бедствие. И ближе всех к ним смогут подобраться вооружившиеся щитами и защитившиеся таким образом от стрел. Причем эта способность хорошо комбинируется с тяжелой броней, которая защищает от рукопашного оружия, но пасует перед стрелками. К сожалению, против осадных орудий эта замечательная способность совершенно не поможет.

Огненные стрелы (Flame arrows). Разумеется, эта способность доступна только стрелкам. Но зато поджечь они могут все, что может гореть.

Великолепная броня (Masterpiece armor). Это наилучшие доспехи, которые можно получить простому солдату. С ней даже стрелки, легко пробивающие любую другую броню, рискуют помучаться. А уж как пострадают обычные войска противника...

Подвижность (Mobile). Солдаты с этой способностью — настоящие спринтеры. По хорошо проходимым местам они просто летят. Но вот в каких-нибудь горах или болотах — никакой пользы...

1 2 Все
Комментарии
Загрузка комментариев