Игра в материале
R.U.S.E.
?Рейтинг
Игромании
8Рейтинг
игроков
PC   X360   PS3
Жанр: Стратегия
Мультиплеер:  Есть
Разработчик: Eugen Systems
Издатель: Ubisoft
Издатель в России: Buka Entertainment
Дата выхода: 9 сентября 2010
Дата выхода в России: 9 сентября 2010
R.U.S.E.

R.U.S.E.

Вердикт — R.U.S.E.
«…Вы можете, не потратив ни цента (очки для использования уловок восстанавливаются автоматически), понастроить фиктивных баз, пустить по небу модельки самолетов и отправить по левому флангу орды картонных танков. И это действительно меняет все: в стратеги
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
R.U.S.E.

Выход R.U.S.E. не мог не напомнить мне об одном забавном трюке, который я когда-то давно проворачивал в школьном кабинете информатики. В первом StarCraft, если помните, бэттлкрузеры терранов не умещались на экран, если их было слишком много, и поэтому спрайты визуально наслаивались друг на друга. Но в нашей версии был какой-то особенный баг: там огромные крейсеры сливались друг с другом ровно по силуэту, и понять, сколько же на тебя летит кораблей, один или двадцать, было сложно.

Но у одинокой посудины была одна особенность — она двигалась рывками, приостанавливаясь каждые метров десять, и если присмотреться внимательней, то все же можно было угадать, чего ждать от очередного воздушного выпада. Я обманывал приятелей следующим образом. Скопив побольше кораблей и «склеив» их, я намеренно двигал армию отрезками, стопоря бэттлкрузеры каждые несколько секунд, чтобы у оппонентов сложилось впечатление, будто бы я всего лишь выбрался на разведку. Когда от их баз оставались только тлеющие угли, было уже поздно. Фокус довольно быстро раскрыли, но легче от этого не стало: им стали пользоваться все подряд, пуская друг на друга сразу несколько ложных армий, и так продолжалось ровно до тех пор, пока кто-то не поставил на StarCraft патч.

Наверняка у каждого из вас есть какая-то своя недокументированная мультиплеерная хитрость, а игра R.U.S.E., как вы, возможно, уже в курсе, позволяет обманывать соперников на вполне законных основаниях. Более того, без лжи и блефа тут просто не выжить.

Ставок больше нет

Пикантная особенность: в отличие от большинства стратегий в реальном времени, в R.U.S.E. можно вполне комфортно играть с геймпада.

Если вы не играли в бета-версию и вообще не слишком следили за ходом разработки, понять, что же в R.U.S.E. происходит, будет непросто. Это вроде бы и не глобальный варгейм — не те масштабы, все в реальном времени и вообще больно уж быстро. Но классической RTS игру тоже не назовешь: стоит взмыть камерой в небо, как окажется, что вся война разворачивается на стратегическом столе, по карте движутся юниты-фишки, стрелками указаны направления атак, а вокруг копошатся связисты и штабная канцелярия. Ассоциации с Supreme Commander в корне неверны: в R.U.S.E. стратегический режим — основной, рассматривать копошащиеся в траве танчики можно разве что от нечего делать (а заняться тут всегда есть чем!).

Однако не дайте первому впечатлению сбить вас с толку — освоиться в R.U.S.E. можно за считанные минуты. В первую очередь благодаря тому, что микроменеджмент в игре построен по тем же принципам, что и в любой другой стратегии без утомительного сбора ресурсов. Вы строите базы снабжения и административные центры, которые приносят вам деньги: первые — когда грузовик доедет до командного центра, вторые — по доллару каждые четыре секунды. На вырученные средства, в свою очередь, вы возводите казармы, танковые заводы, бункеры и прочая, прочая. Тонкость с базами снабжения в том, что их можно построить только на специально заготовленных местах, которые обычно расположены далеко от основных построек, а центры, которые приносят деньги постоянно, очень дорогие. Для сравнения — одно здание администрации стоит как пять средних танков, а пять танков легко зачищают оккупированную деревеньку.

Что самое любопытное, за всеми этими фишками и экономикой виднеется стратегия про Вторую мировую, хотя сразу этого будто бы и не замечаешь. В R.U.S.E. есть даже сюжет о молодом американском командире, который за время кампании дослужится от майора до генерала. Фигурируют Роммель, предатели, роковые женщины, итальянская кампания и даже неплохие CG-ролики между миссиями, хотя от довольно хмурой стратегии внятной истории ожидаешь в последнюю очередь.

А у вас вся спина белая!

Как приходилось обманывать противников в играх до R.U.S.E.

«А я не умер!» (Unreal Tournament 1,3)

Unreal Tournament, помимо прочего, отличался от Quake 3 еще и тем, что там был хитрый тактический прием: по нажатии кнопки герой мог рухнуть на землю, словно мертвый. А когда противник пробегал мимо, можно было внезапно восстать и всадить ему заряд дроби в спину. Об этом трюке в Epic Games забыли на две следующие части, зато в Unreal Tournament 3 (который вообще-то четвертый) снова можно притвориться трупом.

«А у меня еще есть одна база!» (Red Alert 2 и любая другая стратегия с супероружием)

Построить дополнительную базу — для добычи ресурсов или просто про запас — обычное дело для всех, кто играет в стратегии по сети. Но в Red Alert, где появилась ядерная бомба, этот финт приобрел дополнительный смысл. Если поместить ядерную шахту куда-нибудь на другой конец карты, согнав туда постепенно все войска, остается лишь дождаться врага. Пока его танки будут сжигать вашу базу, вы можете просто сбросить туда боеголовку, а затем сразу же двинуться на базу противника.

«А мы больше не друзья!» (Half-Life)

До того как Counter-Strike произвел революцию в командных шутерах, приходилось импровизировать. В Half-Life, например, когда надоедало играть в единственном доступном режиме «все против всех», игроки договаривались, кто за какую команду играет, выбирали скин Барни Калхуна и выкрашивали его в красный и синий цвета. Если до похода в компьютерный клуб удавалось уговорить кого-нибудь из «красных» выступить на стороне «синих», скажем, на десятой минуте боя, команду перебежчика ждал неприятный сюрприз. На карте Crossfire предатель, активировав авианалет, прятался в убежище и тайком отстреливал всех «своих», пропуская только взяточников.

Туз в рукаве

Вряд ли вы найдете вторую такую стратегию, в которой на одном экране умещалось бы столько юнитов и событий.

Первое время по сценарию приходится заниматься самыми обыкновенными вещами: взять поселение, выкурить противников из ущелья, удержаться на позиции, и механика R.U.S.E. с этим всем успешно справляется. Двигаем танки, заходим с флангов, прикрываем пехоту. Потом в кампании происходит переломный момент.

Во время одного из заданий нацисты сбивают ваш самолет-разведчик, и компаньон предлагает вам воспользоваться хитрой картой, той самой ruse (в русской версии — «уловка»), которая дает информацию о составе вражеских войск и о том, куда они в данный момент направляются. Разумеется, на прослушке радиопереговоров дело не заканчивается: всего в игре представлено девять уловок, на которых здесь завязаны все тактики и стратегические нюансы.

Примерно на пятой-шестой миссии, когда вы усвоите базовые правила, с одиночным режимом можно распрощаться без всяких угрызений совести. Миссии в R.U.S.E., не подумайте плохого, достаточно интересные, а история американского военачальника вполне тянет на небольшой телесериал. Просто аккурат к этому моменту вы научитесь главному — думать в RTS по-другому.

При максимальном приближении война выглядит не то чтобы впечатляюще, но для R.U.S.E. все это — дело десятое.

Помните, когда ваше сознание со скрипом и треском перестраивалось под правила Portal, когда поверхность вдруг оказывалась не препятствием, а возможностью? R.U.S.E делает то же самое с вашим внутренним полководцем: в игре есть и вспомогательные уловки вроде ускорения юнитов или защитной сетки, через которую вражеские шпионы ничего не видят, но главное — это растиражированные «деревянные войска».

Вы можете, не потратив ни цента (очки для использования уловок восстанавливаются автоматически), понастроить фиктивных баз, пустить по небу модельки самолетов и отправить по левому флангу орды картонных танков. И это действительно меняет все: в стратегии теперь можно обманывать, и, чтобы до конца с этим свыкнуться, придется позорно проиграть не один сетевой матч.

Удивительно, что разработчики видеоигр додумались до этого только сейчас, ведь блеф и подлог — основы военного искусства, об этом вы прочитаете в любом соответствующем учебнике, что современном, что древнекитайском. Ни в одной другой игре вы больше не увидите по-настоящему испуганного противника, который не понимает, в каком направлении ему нужно отбивать атаку и какие из прущих на него армий окажутся склеенными из цветной бумаги.

Без лоха и жизнь плоха

По каким законам работает R.U.S.E.

маслом вниз не только по закону Ньютона, но и по закону Мерфи: хлеб делает нужное количество оборотов именно из-за средней высоты кухонного стола. Будь он в полтора раза выше, все было бы иначе (иллюстрация Британского научного сообщества).

Бутерброд падает маслом вниз не только по закону Ньютона, но и по закону Мерфи: хлеб делает нужное количество оборотов именно из-за средней высоты кухонного стола. Будь он в полтора раза выше, все было бы иначе (иллюстрация Британского научного сообщества).

В сюжете R.U.S.E., а также на его загрузочных экранах, не раз упоминаются законы Мерфи, сформулированные капитаном ВВС США Эдвардом Мерфи в 1949 году из-за постоянных ошибок инженеров базы, на которой он служил. Вы, конечно, понимаете, о чем речь — о том самом «законе подлости», который гласит, что если что-то плохое может случиться, то оно обязательно случится. Но мало кто знает, что на основе классической формулировки сложен целый свод военных законов, которые, как считается, безотказно работают на поле боя. Главный герой R.U.S.E. утверждает, что верит в законы Мерфи всем сердцем, и, стало быть, в игре они вам тоже пригодятся. Некоторые из них:

— Если план глупый, но он работает, то план не глупый

— Если вы рядом с противником, то противник тоже рядом с вами

— Пулям все равно, у кого какие привилегии

— Если вы бросили гранату, которая должна взорваться через 5 секунд, она взорвется через 3 секунды

— Короткий путь лежит через минное поле

— Если все, как вам кажется, идет по плану, то вы просто где-то недоглядели

— Если сомневаешься — стреляй!

— Враги всегда попадают в цель. Впрочем, если по вам случайно стреляют свои, они обычно еще метче

— Любое решение влечет за собой кучу проблем

— Если вы отвели на операцию два часа, она займет пять. Если вы предусмотрели это и отвели на нее пять часов, она займет восемь

— Если вы точно знаете, как будет действовать на войне профессионал, сражаться придется с любителями

— От редакции: Свет по району отключают именно в день сдачи номера и без предупреждений. Если на всех компьютерах предусмотрительно стоят мощные источники бесперебойного питания, отключат интернет

Бытовая логика

Когда начинаются крупные заварушки, пехоту стоит посылать в бой исключительно гигантскими отрядами.

R.U.S.E вообще прекрасно дружит с бытовой логикой там, где все другие стратегии или намеренно все упрощают, или наигранно усложняют. Вам, с одной стороны, дают гораздо больше полномочий, чем командиру в каком-нибудь Company of Heroes, где каждому отдельному пехотинцу нужно было менять подгузники и смазывать кожу лосьоном «Джонсонс Бейби».

У вас в подчинении и пехота, и гаубицы, и танки, и флот, и самолеты. С другой стороны, вы действительно чувствуете себя военачальником, в отличие от игроков в глобальные стратегии, где одинаково важны вопросы и тактические маневры артиллерийских полков, и ценообразование на рынке шелка. После десятого сражения понимаешь, почему же авторам понадобилась Вторая мировая — именно потому, что вы уже наверняка играли в тысячу тематических игр. Чтобы вы заранее более-менее представляли себе оснащение пехоты и характеристики техники и, не отвлекаясь, могли сосредоточиться на принятии решений. Вот сюда летят самолеты, вот тут жахнем пушками, а здесь и броневики справятся.

* * *

Обычно о хороших стратегиях мы пишем что-то в духе «она понравится даже тем, кто с жанром в принципе не дружит», но к R.U.S.E. этот оборот применим как ни к одной другой игре в мире. Вас в RTS утомляла лишняя возня с юнитами, условности и особая компьютерно-игровая логика, по которой приходилось вести бой? Никаких проблем — теперь вы можете мыслить как настоящий военачальник и вообще вести себя как живой человек: обманывать, как подсказывает статистика, примерно пятьдесят раз в день.

Разочаровывает разве что «великое правило Ubisoft», согласно которому любая игра, за которой стоит эта компания, становится по-настоящему выдающейся только к сиквелу. Порой R.U.S.E. отчего-то стесняется своих собственных находок: карты тут тесноваты, у всех наций (СССР, Франция, США, Италия, Германия и Англия) один и тот же набор трюков, да и в целом уловок — всего девять штук! Но это первая стратегия за последние семь лет, которая заставляет вас пересмотреть свои жанровые привычки. Давно пора.


Реиграбельность да

Классный сюжет нет

Оригинальность да

Легко освоить да

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 9

Графика: 7

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Стратегия, в которой придется забыть обо всем предыдущем RTS-опыте: здесь вам лгут в лицо и атакуют картонными танками.

Рейтинг: 8,0

«Отлично»

Комментарии
Загрузка комментариев