21 сентября 2010
Обновлено 17.05.2023

История поискового сервиса Yahoo!

История поискового сервиса Yahoo! - изображение обложка

Yahoo! официально распрощалась с одним из своих ключевых бизнесов — поисковым. На всех подконтрольных компании площадках движок Yahoo! Search уступает место Microsoft Bing. Сделка, заключенная на десять лет, позволит двум компаниям более эффективно противостоять монополии Google. Аналитики считают, что альянсу Microsoft-Yahoo! по силам занять второе место на мировом рынке интернет-рекламы и поиска. Но это потом, в будущем, а пока мы прощаемся с былой Yahoo! и вспоминаем, с чего все начиналось и чем заканчивается.

История легендарного ресурса началась в 1994 году, когда студенты Стэнфордского университета Джерри Янг и Дэвид Файло, заядлые интернет-серферы, создали страничку со ссылками на свои любимые сайты. Подборку приятели назвали «Путеводителем Джерри и Дэвида по Всемирной паутине». В то время база данных хранилась на университетской рабочей станции Янга. А за хостинг поискового движка отвечал компьютер Файло (интересный факт: машины назывались «Акэбоно» и «Конишики» — в честь известных борцов сумо).

Каталог быстро разрастался — даже в те дремучие времена интернет уже мог предложить вагон интересностей, главное, чтобы поиск не занимал слишком много времени. Вскоре первоначальный список стал непомерно длинным, друзья разбили его на категории, потом — на подкатегории, добавили простенькие средства поиска по содержимому… У странички стала появляться внятная структура. И чем больше становилось ссылок, тем выше рос трафик — посетители оценили идею по достоинству.

Как-то раз во время очередной бессонной ночи будущие доктора наук решили придумать каталогу более простое и короткое название — от громоздкого «Путеводителя» нужно было отказываться. Есть много вариантов происхождения названия, но Файло и Янг настаивают, что взяли слово «yahoo» из «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта — в этой книге описываются дикие человекоподобные существа, которых автор называет йеху. Словарь Мерриама-Вебстера сообщает, что слово «yahoo» обозначает грубого, неотесанного человека, — и Янга с Файло такое положение дел вполне устраивало: Джерри любил ввернуть матерное словцо в разговор, да и Дэвида многие считали резким в высказываниях. Так в трейлере-прицепе на окраине стэнфордского кампуса родился легендарный бренд.

Впоследствии приятели придумали «yahoo» расшифровку, и слово превратилось в аббревиатуру фразы «Yet Another Hierarchical Officious Oracle», которая переводится как «Еще один иерархический назойливый оракул».

Дети и родители

Вскоре с Янгом и Файло связался Марк Андриссен, сооснователь корпорации Netscape Communications , и предложил перенести хостинг сервиса на более мощные серверы. 18 января 1995 года был зарегистрирован домен Yahoo.com. Компьютерная сеть Стэнфорда наконец-то вздохнула с облегчением, активность студентов-умников сильно мешала нормальному функционированию университетских систем.

С переездом друзья поняли, что пора бы монетизировать бизнес, и начали предлагать рекламные места на своем сайте. Сервис становился все популярнее, однако вести все дела вдвоем экс-студенты уже не могли. Они занимались поддержкой каталога, обновлениями, доработками. Для привлечения новых рекламодателей и построения бизнеса проекту требовался грамотный менеджер. Вести административные дела пригласили еще одного выпускника Стэнфорда — Тима Кугла, успевшего поработать в Motorola, и видного управленца Джеффа Маллетта.

Новоявленные директора начали превращать Yahoo! из доморощенного каталога ссылок в один из самых известных информационных ресурсов. Янг и Файло придумывали и продвигали инновационные идеи, а Кугл и Маллетт находили, как заинтересовать инвесторов и рекламодателей. Чуть позже аналитик The San Francisco Chronicle Андреа Виллиамс назовет Кугла и Маллетта вдумчивыми родителями Yahoo!, а Янга и Файло — креативными непослушными детьми.

Весной 1995-го к проекту потянулись первые инвесторы — так, в апреле Майкл Мориц из Sequoia Capital обеспечил компании венчурный капитал в размере $2 млн.

Проснуться миллионерами

В то время основная прибыль Yahoo! шла от продажи мест под баннеры на главной странице. Новая бизнес-модель быстро привлекла внимание — к Сети начали присматриваться серьезные компании. Баннеры позволяли отправить нового потенциального клиента прямиком на сайт рекламодателя всего за один клик. Тогда как раньше компаниям приходилось полагаться на одностороннюю связь с будущими клиентами посредством радио, телевидения или уличных растяжек.

Кроме того, Yahoo! стала предлагать часть своего немаленького трафика менее известным ресурсам. Например, интернет-магазинам, которые хотели побыстрее раскрутиться и начать продавать свои товары. Yahoo! обеспечивала им клиентов и получала процент от продаж партнера.

Так начала развиваться ранее неизвестная миру концепция бесплатного для посетителей интернет-портала. Серферы могли назначать Yahoo! своей стартовой страницей — сервис работал в роли хаба, сборника интересных ссылок для дальнейших переходов. По аналогичной схеме тогда работали и конкуренты Yahoo! — сервисы Excite , Lycos. Посетителям очень нравилась такая система: за услуги порталов не нужно было платить — все оплачивали рекламодатели. А вот бизнес-модель, предлагаемая компаниями America Online (AOL), Prodigy и Microsoft ( MSN ), которые просили деньги за месячную подписку на свои услуги, оказалась неуспешной.

И пусть в 1995 году Yahoo! удалось заработать всего миллион долларов, начало было положено. 12 апреля 1996 года компания вышла на биржу. Утром акции Yahoo! продавались по $13 за штуку, но к вечеру цена одной акции успела подскочить до $43! Вся компания по итогам торгов оценивалась в $300 миллионов.

Вполне возможно, своим грандиозным успехом Yahoo! обязана крайне удачной рекламной кампании на американском телевидении — в 1996-м Янг и Файло годовой рекламный бюджет ухнули на ТВ-ролики. Сервис продвигали как идеальную площадку для поиска самой разной информации. Было запущено сразу несколько видеозарисовок о людях, которые ищут и находят в интернете полезные советы (обычные житейские истории: рыбак, выловивший несколько больших рыбин, лысый субъект, отрастивший пышную шевелюру, и т.д.). Ролики выходили под девизом «Do you Yahoo!?» — вероятно, имелся в виду вопрос: «А вы с Yahoo!?».

По всей стране начали появляться рекламные постеры — на стадионах, концертных и строительных площадках некуда было деться от йеху-рекламы. Татуировку с логотипом Yahoo! даже сделал один из сотрудников компании — правда, на спор.

Секрет успеха

Добавляя к порталу все новые и новые сервисы, в Yahoo! пришли к тому, что разрабатывать их собственными силами не всегда эффективно и выгодно — куда проще вложиться и получить все готовенькое. Скажем, всем известная Yahoo! Mail получилась из уже готового сервиса Four11 RocketMail. Yahoo! — вновь одной из первых — предложила всем посетителям совершенно бесплатные почтовые ящики.

Главная страница ресурса быстро обрастала важными функциями — здесь появлялись новостные колонки, предложения интернет-магазинов, зоны для общения в реальном времени. Кроме того, сайт можно было персонализировать: страница My Yahoo! позволяла посетителям увидеть информацию, отобранную на основе их интересов (и это в конце девяностых, когда о виджетах никто и не слышал!). Конечно, некоторые попытки расширить функциональность с треском провалились. К примеру, Yahoo! так и не удалось открыть собственный интернет-магазин вместе с компанией Visa. Также не получилось создать интернет-журнал Yahoo! Internet Life вместе с известным издательским агентством Ziff-Davis.

Всего через три года со дня основания Yahoo! стала всеобщей любимицей — к середине 1998-го ресурс посещали 40 млн человек в месяц, 12 млн стали зарегистрированными пользователями почтового сервиса Yahoo! Mail. Примерно в то же время компания получила инвестирование в размере $250 млн от японской корпорации Softbank, которая взамен получила 31% акций Yahoo!. Рыночная стоимость проекта к тому времени достигла $6,9 млрд. Для закрепления успеха Yahoo! вышла в сегмент провайдеров интернета — заключила контакт с AT &T на предоставление национального интернет-доступа через сервис AT &T WorldNet.

Приобретение различных мелких сервисов и заключение контрактов с поставщиками услуг позволили Yahoo! существенно увеличить трафик — к концу 1998 года посетители просматривали 95 млн страниц портала ежедневно. Компания продолжала наращивать потенциал.

На руку Yahoo! сыграл и кризис доткомов, когда многие компании начали переориентироваться на взаимодействие с клиентами в Сети. Простое прибавление «.com» к названию фирмы могло моментально и существенно повысить стоимость ее акций. Немудрено, что многие обращались к Yahoo! за услугами: все хотели стать успешными при помощи уже раскрученного сервиса.

Начало конца

В конце девяностых на рынке обозначились первые серьезные конкуренты Yahoo!: Microsoft вкладывала деньги в развитие MSN, CNET приобретала поисковые движки, AOL купила Netscape вместе с порталом Netcenter. Все хотели откусить большой кусок от денежного пирога и не остаться в стороне во время дележки интернета. Yahoo!, в свою очередь, приобрела проект GeoCities — один из самых известных ресурсов в западном интернете и по совместительству прародителя современных социальных сетей.

В период с 2000 по 2004 год Yahoo! успела купить сразу 13 компаний, названия которых, скорее всего, уже никому ни о чем и не скажут: Arthas.com, eGroups, Kimo, Sold.com, Launch Media, HotJobs, Inktomi, Overture Services, Beijing 3721 Technology, Farechase, OddPost, MusicMatch, Kelkoo. Все полученные разработки помогли расширить функциональность стартовой страницы Yahoo! до предела. Портал позволял посетителям вообще не перемещаться на другие ресурсы, чего и добивалось руководство компании. В 2004 году чистая годовая прибыль проекта достигла впечатляющих $839,6 млн.

А дальше… дальше у Yahoo! начались проблемы. Компания вступила в конкурентную борьбу с нахальной Google. К примеру, решение увеличить объем почтовых ящиков Yahoo! Mail с 4 Мб до 1-2 Гб было принято исключительно из-за того, что Google представила почтовый сервис Gmail с ящиками очень большой емкости.

Параллельно Yahoo! продолжала активнейшим образом скупать технологии — к сервисам прикручивались модные движки на основе достижений Web 2.0, службы сообщений интегрировались с почтой. В 2005 году Yahoo! попыталась выйти на рынок продаж музыки с сервисом Y! Music , в марте того же года компания купила популярнейший хостинг фотографий Flickr.com и в декабре — известный на Западе закладочный сервис del.icio.us.

Бесконечные покупки сторонних компаний привели к тому, что Yahoo! частично утратила связь с миром. В то время как Google успешно захватила поисковый бизнес и начала развивать свои сервисы. Последних лет пять Yahoo! играет роль догоняющего, но расстояние продолжает увеличиваться. В январе 2008-го Yahoo! официально признала, что сильно отстает от Google, и сообщила, что сократит штат из 14 300 человек на тысячу. Однако впоследствии без работы остались 1520 человек — компания делала все возможное, чтобы остаться на плаву во время всемирного финансового кризиса. Аналитики считают, что Yahoo! справилась с оптимизацией бизнеса намного лучше других. Однако вернуть ей былую популярность это уже не помогло.

Пришествие гиганта

1 февраля 2008 года представители Microsoft связались с главами Yahoo! и предложили сделку — Yahoo! со всеми ее сервисами могла полностью слиться с Microsoft за $44,6 млрд. Некогда популярный поисковый гигант с гордостью отказался, сказав, что сумма слишком мала. Но акции продолжали падать, инвесторы волновались, пошли кривотолки, что совет директоров компании принимает неверные стратегические решения. Когда настойчивые, но дружелюбные предложения Microsoft ничего не дали, компания решила взять Yahoo! штурмом — связаться напрямую с держателями акций и предложить сменить совет директоров. На это исполнительный директор и сооснователь Yahoo! Джерри Янг заявил, что в случае насильственного слияния он сделает все возможное, чтобы максимально затруднить интеграцию, чуть ли не офис сожжет. Microsoft пришлось отступить.

Но падение стоимости акций было не остановить — после отказа от сделки с софтверным гигантом акции Yahoo! торговались совсем плохо. В январе 2009 года Джерри Янгу пришлось покинуть созданную им самим корпорацию; его место заняла более покладистая Кэрол Барц. Правда, к тому времени Microsoft уже изменила свои планы и не собиралась покупать Yahoo! целиком. Вместо этого софтверный гигант предложил $20 млрд за покупку поисковых мощностей Yahoo! и лицензирование технологий для собственного поискового движка Bing.

* * *

Слияние поисковых сервисов уже началось и должно завершиться к концу 2010 года. На смену старому поисковому движку Yahoo! Search придет новый, Microsoft Bing. Главная страница легендарного ресурса, в свою очередь, превратится в некий социальный портал — там появится интеграция с Facebook , чтобы посетители могли читать ленту обновлений Facebook в своей почте или через виджет на стартовой странице Yahoo!.

Перспективы ресурса туманны, особенно если учесть, что социальные сервисы уже начали отнимать часть трафика даже у всемогущей Google. В любом случае Yahoo! еще какое-то время продолжит существовать — измененный совет директоров ведет проект по новому курсу. Хватит ли у компании сил конкурировать с куда более популярными ресурсами современности? Ответа никто не даст.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь