20 октября 2010
Обновлено 17.05.2023

Куда ушла волна. Почему провалилась Google Wave

Куда ушла волна. Почему провалилась Google Wave - изображение обложка

Google Wave — жертва плохого маркетинга, собственных поклонников и больших амбиций. К тому моменту, как вы будете читать эти строки, громкий проект, чей анонс поднял на уши добрую часть Сети, уже будет историей. Его закроют ближе к концу года. В копилку неудачных проектов Google упадет еще одна монета.

Почему-то принято считать, что, если уж за проект взялась компания Google , его обязательно ждет успех. Это совсем не так. По количеству неудач Google приближается к Microsoft. Разница между двумя гигантами состоит в том, что Google свои неудачи не смакует. Стоит проекту показать слабину — и его тут же перестают раскручивать, а через некоторое время закрывают. Так компания сохраняет свой имидж.

Подобным образом в корзине оказались Google Lively , Google Videos , Google Answers , Google Notepad , недавний Nexus One. Теперь их компанию пополнит и Google Wave. Однако ее история, несмотря на грустный финал, с самого начала складывалась совершенно иначе.

Google Wave — проект братьев Ларса и Йенса Расмуссенов. Чтобы понять, что это за люди, достаточно знать одну простую вещь — они создали Google Maps , один из самых успешных проектов Google. Именно благодаря популярности картографического сервиса Расмуссены получили собственную команду разработчиков и смогли заняться новым проектом. Спустя несколько лет — на Google I/O в мае 2009 года — они его анонсировали.

Сказать, что анонс получил широкий резонанс в Сети, — это, считайте, ничего не сказать. Информация о Google Wave разнеслась по новостным сайтам бурей. Все кинулись обсуждать «Волну», а затем замерли в ожидании очередного чудо-сервиса Google, обещавшего, по словам многих обозревателей и блогеров, революцию в интернет-общении.

Но что-то пошло не так. Что именно? Давайте разбираться.

О добром проекте замолвите слово

Когда братья разрабатывали Google Maps, они в первую очередь ставили на дружественный API (программный интерфейс приложения). Иначе говоря, они предложили пользователю не просто карту, они дали ему возможность показать на этой карте себя. На Google Maps можно отметить свой дом, свою компанию, опубликовать рекламу, поместить фотографию.

Разрабатывая Google Wave, братья Расмуссен решили сыграть на том же поле. Они представили максимально открытый для совершенствования проект, нацеленный не столько на общение, сколько на взаимодействие пользователей.

Google Wave — это информационная среда для постановки задач и обсуждения проектов. Это коммуникационная платформа с функциями электронной почты, интернет-мессенджера, чата, форума, «Википедии» и социальной сети. Темы обсуждения вы вольны создавать сами. Каждая новая тема, новая дискуссия — это и есть волна. В основе проекта — концепция современного форума, только в нашем случае вам не надо распыляться на десятки сайтов, все топики находятся в одном месте.

Ведь как обычно бывает: заходите на один сайт, находите волнующую тему, присоединяетесь или открываете свой топик, потом заходите на другой сайт, где находите другую волнующую тему, потом еще на один сайт и так далее. На каждом сайте свой пароль, свой ник, свои друзья, свои правила. Неудобно.

Выход из положения — Google Wave. Все интересующие вас топики в одном месте. Любое обсуждение, любой разговор начинаются здесь. Сама необходимость в сайтах просто отпадает, все общение идет непосредственно через сервис.

Правда, сами разработчики, объясняя суть Google Wave, шли от концепции почты и примеры приводили немножко другие.

В наши дни договориться о чем-то и тем более вести полноценную беседу с помощью электронной почты довольно трудно — это медленно и неудобно. Сначала посылаете письму адресату, потом получаете ответ, что-то правите, отсылаете вновь, забываете, что правили, пересылаете или задним числом прикрепляете необходимый файл, обсуждаете, согласовываете. В общем, жуть. А уж когда возникает необходимость поделиться данными с кем-то третьим, а этому третьему, в свою очередь, проконсультироваться с еще парой собеседников… Путаница вам обеспечена. Кончится все тем, что нить беседы будет потеряна, а вы окажетесь у разбитого корыта с кучей правок, комментариев и десятком писем.

Google Wave, по словам Расмуссенов, идеально решала эту проблему. Никаких писем, никаких SMS и переговоров в ICQ. Единственное, что вам надо, — открыть сайт сервиса, создать новую волну и присоединить к ней легким перетаскиванием мыши нужных вам собеседников.

Разработчики предложили перейти на единый сервис-форум, который приоткрывал дверь в совершенно другой мир — мир, во многом игнорирующий саму Сеть. С помощью Google Wave можно было творить, вести деловую переписку, болтать с друзьями, договариваться о встречах (прямо в окно волны помещалась карта Google Maps), опять же, играть.

Он такой особенный

Интерфейс сервиса только на первый взгляд кажется громоздким и запутанным. На самом деле он не сложнее, чем у Gmail.

Рабочая площадь Google Wave условно поделена на три колонки.

Первая, самая узкая, разбита на два блока — меню навигации и список контактов. В меню навигации осуществлялась работа с сервисом, поиск волн по темам, выбор папок с волнами (их можно было группировать). Со списком контактов было еще проще: туда автоматически попадали все ваши почтовые контакты, оканчивающиеся на @gmail.com. Во второй колонке показывались волны, в которых вы участвовали или к которым могли присоединиться. Третья колонка была самой важной: в ней отражалось содержание выделенной волны. Здесь-то и разворачивалось самое интересное — беседа.

Беседа представлялась в виде иерархичной древовидной структуры. Ближайшая аналогия — страничка комментариев в ЖЖ. Только в Google Wave обмен сообщениями шел в реальном времени: собеседник видел каждую букву, которую вы набирали.

Из-за того, что дискуссия могла распасться на несколько ветвей сообщений, возникала опасность запутаться в беседе. Чтобы такого не случалось, разработчики придумали функцию обратной прокрутки: с ее помощью можно было проследить, в какой последовательности возникали комментарии в той или иной волне.

Таких вот маленьких приятных деталей, обеспечивавших комфорт пользователя, у сервиса было море. Основной проблемой стало в них разобраться. Не зря почти всю презентацию Расмуссены посвятили обзору функций сервиса. По их задумке, в волне можно было не только общаться, но и играть, редактировать документы, выкладывать галереи фотографий, смотреть видео. Более того, после релиза специально для Google Wave было создано не менее десятка приложений, открывающих океан других возможностей. Правда, немногие использовали и базовый-то функционал Google Wave — что уж говорить о дополнительных функциях.

Революционный откат

Фанатами Google Wave стали программисты, различные техногики, которые быстро поняли потенциал сервиса. Именно они бурно хлопали в конце презентации Google Wave на Google I/O.

Забавно, но именно их восторг сыграл с проектом злую шутку. Новоявленные поклонники взорвали сеть сообщениями об инновационном сервисе. Благодаря их активности, их длинным языкам о проекте узнали буквально все. Мало кто понял, что представляет собой сервис, но желание его опробовать вызвало нездоровый ажиотаж вокруг ограниченного количества ключей и логинов к тестовой версии проекта. Одно время цена приглашения на бета-тест Google Wave доходила на eBay до $70.

Однако многие из тех, кто так рвался опробовать Wave, быстро покинули проект. Сервис не был рассчитан на рядового интернетчика, привыкшего к максимально простым приложениям. Чтобы только воспользоваться внутренним поиском, юзер должен был знать его синтаксис. Иначе говоря, если бы вы хотели найти волну по определенной теме, то должны были вбить в поисковую строку не просто «журнал Игромания», а «tag:журнал_Игромания». К этому мало кто был готов.

Многих также отпугнул перегруженный интерфейс. Он был создан в расчете далеко не на чайников. Чтобы разобраться с ним, необходимо было время. Просто заскочить, потыкать клавиши и получить желаемый результат — это не про Google Wave.

Впрочем, эти мелкие шероховатости — наравне с требовательностью к оперативной памяти и периодическим подвисанием на стадии бета-теста — никакого особо не волновали.

Волновал вопрос, с которым приходили пользователи: а для чего?

Мысль об отсутствии четкой концепции появилась сразу после презентации в 2009 году, когда проект только представили. Расмуссены и компания сосредоточились на демонстрации особенностей Google Wave, разнообразных фич, деталей, упустив главное — суть.

Создатели Google Wave предложили море возможностей, но так и не объяснили, кому сервис действительно необходим.

Ошибки

Аудитория — это ключевое слово для любого проекта. Когда вы представляете на рынке работу, вы обязаны знать, кто ваш покупатель. Именно под его запросы вы формируете свою рекламную кампанию, именно ему адресуете товар, но — самое главное — вы под него разрабатываете проект. Если существует концепция, но аудитория еще не определена, начинается либо ее поиск, либо попытка подстроиться под рынок целиком. Как правило, второй вариант приводит к закрытию проекта.

Это была первая ошибка Google.

Проект позиционировался как сервис будущего, очередная революция на «Гу». Подразумевалось, что он станет новым стандартом интернет-общения, главным местом словесных баталий в Сети. По крайне мере, авторы на это надеялись. Впрочем, их легко понять. Какая мать не прочит своего сына в президенты?

Однако команда разработчиков понимала, что для успеха их проект должен обладать рядом особенностей. За этим дело не встало: Google Wave научили переводить на лету (вы могли беседовать в реальном времени со жгучей черноглазой испанкой, не зная испанского), перетаскивать картинки прямо из папки в браузер, обеспечивать пользователям одновременную правку документа, рисовать таблицы прямо в окне диалога — и так далее, и тому подобное.

В итоге проект раздулся. Сложилось впечатление, что авторы решили сделать Google Wave настолько многофункциональным, насколько возможно. Получился Франкенштейн-лайт: на лицо ничего, но при тесном знакомстве голова кружится. Желая охватить всех потенциальных клиентов сервиса, команда Расмуссенов переусложнила проект и сделала его недоступным для простых юзеров, то есть для основной массы пользователей.

Это вторая ошибка Google.

Казуальная аудитория клюет на любую громкую и яркую рекламную кампанию. Даже если кампания предназначена другой аудитории, казуальная масса среагирует на любой значительный в масштабах Сети шум. Шума вокруг Google Wave было предостаточно, и сервис привлек к себе внимание общественности. Другое дело, что знакомство рядового пользователя с Wave заканчивалось, когда он только заходил на страницу сервиса.

Но и те, кому хватало терпения, смекалки и времени разобраться в интерфейсе, тоже уходили. Использовать сервис как интернет-мессенджер было неудобно — Google Wave слишком громоздка. Более того, общаться было не с кем: пользователей мало, контента нет (а теперь — и не предвидится). Решать корпоративные задачи, для которых Google Wave идеально подходила, нужно было далеко не всем.

Братья Расмуссены создали сервис, идеально подходящий для совместной работы над творческими проектами. Проблема в том, что, как и любые гении, они не сумели понять, что именно сотворили. Так компания упустила не только своих преданных фанатов, но и потенциальный рынок, о котором не догадывались и создатели сервиса.

Когда Расмуссены появились в центральном офисе Google и показали, над чем трудились на протяжении двух лет… Нет, руководство не закрыло проект, оно, считайте, самоустранилось, представив Google Wave публике в виде неграненого алмаза. Знаете, такой алмаз порой принимают за обычный булыжник.

Расмуссены поняли позицию своего руководства, поэтому не раз и не два просили помощи независимых программистов. Им казалось, что дело в недостатке особенностей, в сырости кода, в количестве приложений. На самом же деле просто нужен был толковый маркетинг.

Это была третья ошибка Google.

Сейчас самые преданные поклонники сервиса — небольшие команды, работающие удаленно. Действительно, трудно придумать что-то удобнее для дизайнеров, живущих, к примеру, по обе стороны Атлантики. Сервис предоставляет им фантастические возможности взаимодействия. То же касается и программистов, сценаристов, художников, которые в реальном времени могут работать одновременно над одним конкретным проектом так, будто находятся за одним рабочим столом.

Трагедия, что руководство Google либо не разглядело потенциал сервиса, либо посчитало, что эта аудитория слишком малочисленна, и решило попытаться привлечь к проекту широкие массы. К чему это привело — вы уже знаете.

Мы представим — нас рассудят

Презентация Google Wave шла полтора часа. За это время разработчики так и не смогли в двух словах охарактеризовать приложение, над которым работали почти два года. Аудитории представили все особенности, все возможности будущего сервиса, рассказали, что он умеет, как он умеет, в общем, провели блистательный экскурс, так и не ответив на главный вопрос — что это?

Отсутствие четкой концепции очень ясно обозначили многочисленные статьи, посвященные анонсу: ни одна из них толком не могла раскрыть суть новинки. Новая почта? Замена «аськи»? Улучшенный форум? Новая версия привычного Gmail? Разработчики кивали головой и добавляли что-нибудь вроде: «Ага, а еще наша программа умеет это и это».

Возможно, именно поэтому риторический вопрос Ларса Расмуссена — как бы выглядела электронная почта, если бы ее изобрели сегодня, — публика восприняла слишком буквально. Многие журналисты уцепились за сравнение Google Wave с электронной почтой. Так в Сети родилась теория о том, что Google готовит ее убийцу.

Правда, «убийственная» тема началась вовсе не с анонса братьев Расмуссенов. Сверхъестественная популярность Twitter , рост числа пользователей социальных сетей заставили аналитиков задуматься о наступлении новой эры коммуникаций. Цифрового века без электронной почты, века, в котором люди общаются в реальном времени, а информацию о себе размещают в статусах и анкетах. Века, в котором громоздкие письма становятся анахронизмом.

Отсутствие четкой концепции, возможно, и было главной причиной, почему руководство Google приняло решение показать «Волну» раньше положенного срока — прежде, чем сервис отшлифуют. А концепция Расмуссенов либо не подходила новому проекту, либо у них ее действительно не было. Мысль придумывать что-то сверху шла вразрез с политикой компании. В итоге и было решено показать проект в 2009-м на Google I/O перед дружественной аудиторией программистов, которую в начале презентации не раз и не два просили помочь. Но не вышло.

* * *

4 августа 2010 года, спустя два с половиной месяца после официального запуска, Google объявила, что прекращает развитие Google Wave как самостоятельного проекта. В качестве отдельного продукта он просуществует, скорее всего, до конца года, затем часть его функций переймет Gmail.

Это сообщение удивило многих аналитиков, но оставило равнодушными пользователей. Аналитики не ожидали, что непопулярный проект закроют столь рано, — а жители Сети молчанием одобрили решение Google.

Как бы то ни было, нашлись те, кому судьба Google Wave небезразлична. Поклонники сервиса запустили сайт по сбору подписей в поддержку проекта. За месяц ресурс Save Google Wave собрал порядка 44 000 подписей (выразить симпатию проекту можно на SaveGoogleWave.com). Цифра, скажем честно, совсем несерьезная. Google она не остановит. На Wave как на отдельном самостоятельном проекте поставлен крест; чтобы многолетние усилия не пропали втуне, Google передает код Google Wave общественности — благодаря этому немногочисленные сторонники смогут поднять свои Wave-серверы и создавать локальные волны на собственном оборудовании (подробнее — на сайте WaveProtocol.org).

Будущее команды братьев Расмуссен более туманно. Возможно, ее уже распустили, людей перевели на другие проекты, а братьев понизили в должности. Возможно, все не так грустно и команда готовится к новому заплыву, к новой волне…

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь