Игра в материале
Medal of Honor (2010)
?Рейтинг
Игромании
7.4Рейтинг
игроков
PC   PS3   X360
Жанр: Боевик, Боевик от первого лица
Серия: Medal of Honor
Мультиплеер:  Интернет (24)
Разработчик: EALA, Digital Illusions
Издатель: Electronic Arts
Издатель в России: Electronic Arts
Дата выхода: 15 октября 2010
Дата выхода в России: 14 октября 2010
Medal of Honor

Medal of Honor

Вердикт — Medal of Honor
«…Medal of Honor — это достаточно серьезная игра, которая, не являясь полностью достоверной, умудряется передавать аутентичные ощущения от афганской войны, от боев в горах, пустынях и деревнях. Да, здесь не падают на голову ядерные ракеты и спутники связи
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Вердикт
Medal of Honor

Любители теорий заговоров обожают рассуждать о том, что разрушение Всемирного торгового центра 11 сентября 2001 года — дело рук правительства США. И вы знаете, они ведь правы, даже если официальная версия о террористических атаках является абсолютно правдивой. Ведь еще в 1979 году началась операция «Циклон», в рамках которой Америка миллиардными инвестициями спонсировала моджахедов в Афганистане, чтобы те успешно боролись против советской армии, которая пыталась поддержать социалистический режим в стране. Наши войска ушли в конце 80-х, американцы тоже оставили искореженный регион на произвол судьбы. Неудивительно, что откормленные Западом талибы за пару лет прибрали страну к рукам и объявили всему белому миру вообще и Америке в частности джихад.

Волчья стая на месте

По счастью, в Афганистане есть высокие заснеженные горы. Воевать только в пустынях и степях было бы скучновато.

Именно афганскую тему выбрали создатели Medal of Honor для возрождения своего боевого сериала, который после появления Call of Duty, казалось, вымер, как атласкопкозавр. Причем игра ожидаемо посвящена не старому, советскому конфликту, который так полюбился Федору Бондарчуку, а современному, натовскому. Американская военная кампания началась практически сразу после терактов 11 сентября и тянется до сих пор без каких-либо существенных подвижек в сторону урегулирования ситуации, хотя Усамы бин Ладена, ради поимки которого все и затевалось, уже давно и след простыл. В открытом бою НАТО талибов, конечно, победило, но те принялись за свое любимое занятие: партизанскую подрывную деятельность. Как с ней эффективно бороться, пока придумать никто не смог. Поэтому для стран — участников конфликта и особенно для американцев война в Афганистане — больная и очень злободневная тема.

Что и говорить, время для перезапуска серии Electronic Arts выбрала непростое. Medal of Honor в графике осенних релизов неуютно поеживается между двумя титанами — Halo: Reach и Call of Duty: Black Ops. А если рассматривать игру еще и как сетевой шутер, то тут же вспоминается Modern Warfare 2 c Battlefield: Bad Company 2, и на пьедестале почета не остается даже самого завалящего места. В таких взрывоопасных условиях было совершенно непонятно, кто и, главное, зачем будет играть в еще один шутер про современную (пусть и настоящую) войну.

Завязав действие игры на реальность, разработчики сразу же лишились главного преимущества, которое есть и у Modern Warfare, и у Bad Company 2: изрядной доли сумасшествия в происходящем на экране. Просто так стрелять в электронных человечков современному игроку уже не очень интересно, нужно, чтобы режиссеры постоянно делали ему красиво. В Medal of Honor таких моментов практически нет, а те, что есть, меркнут на фоне того безумия, что творится в обеих частях Modern Warfare.

Черная Борода

Грег Годрич, продюсер Medal of Honor и человек, приложивший руку к Redneck Rampage, Return to Castle Wolfenstein и Kingpin: Life of Crime, в интервью «Игромании» рассуждает о солдатской доблести, бородах и былых временах.

Самое главное, что мы хотим сказать солдатам: мы уважаем их и мы благодарны им. Мы ценим принесенную ими жертву. Мы понимаем, что они отдают все и никогда ничего не просят взамен. Пока мы тут сидим и болтаем об играх, они там рискуют жизнью ради нас. Medal of Honor — это наш способ сказать им спасибо.

Мы благодарим не только военных в Афганистане, а вообще всех солдат. Если отбросить политику и прочую шелуху, они просто выполняют свою работу. Но чтобы донести все это до простых игроков, нужно сначала сделать отличную игру. Иначе человек пожмет плечами, отложит геймпад и пойдет делать себе сэндвич. А мы хотим, чтобы они, в конце дня положив голову на подушку, задумались о том, что где-то сейчас солдаты гибнут ради них.

Почему я отрастил такую бороду? Мы собирались поехать в Афганистан, чтобы пообщаться с солдатами. И решили: а давайте-ка прикинемся крутыми мужиками и отрастим бороды. Согласились я и еще два человека, было это в феврале. Но по ряду причин поездку пришлось отменить. И тут появилась идея: мы продолжили растить бороды, а люди платили нам за то, чтобы мы их не сбривали. И все деньги, собранные до релиза игры 12 октября, мы пустим на благотворительность. Вот так, началось все как шутка, а закончилось серьезным и полезным делом. И мы страдали! С бородой жарко, она чешется, колется, и вообще с ней крайне некомфортно. Но это ерунда по сравнению с обычными солдатскими буднями.

Поверьте, если кто попросит меня сделать ремейк Redneck Rampage, я брошу все и соглашусь в ту же секунду. Но я бы не сказал, что я скучаю по девяностым. Вот в чем основное отличие: тогда вы могли без разрешения делать любую хрень, какую ни пожелаете. Вот почему Redneck Rampage вообще появился на свет. И вот почему сейчас вам никто в здравом уме не даст сделать ремейк, иначе настоящие реднеки и им сочувствующие затаскают нас по судам.

Стол накрыт

Несмотря на летящие во все стороны щепки, обломки, пыль и прочий мусор, никакой разрушаемости в игре нет.

При этом механика игры от Electronic Arts практически подчистую копирует работы Infinity Ward: мы все так же рвемся вперед, отстреливаем душманов с «калашниковыми», лавируем по узким улочкам кишлаков, переводим дыхание за укрытиями и резвым сайгаком скачем к очередной контрольной точке. Кажется, единственное достижение Medal of Honor заключается в том, что она очень редко использует любимый художественный прием Modern Warfare по нагнетанию атмосферы, который называется «бесконечный респаун врагов».

Лишь пройдя первую пару миссий, наконец-то начинаешь осознавать, в чем же принципиальное отличие: прежде всего Medal of Honor — это достаточно серьезная игра, которая, не являясь полностью достоверной, умудряется передавать аутентичные ощущения от афганской войны, от боев в горах, пустынях и деревнях. Да, здесь не падают на голову ядерные ракеты и спутники связи — интерес поддерживается необычным взглядом на привычные ситуации и стойким чувством того, что происходящее на экране — не такая уж большая выдумка, что нечто подобное происходит где-то в мире вот прямо сейчас, пусть и за несколько тысяч километров. Если хорошенько об этом задуматься, может стать по-настоящему жутко.

Кое в чем Medal of Honor смогла уделать Call of Duty: миссия за вертолетчика здесь появилась раньше, чем у конкурентов.

Даже ставшие классическими задания подаются под каким-нибудь необычным соусом и воспринимаются совершенно по-новому. Скажем, сегодня только ленивый не делал миссий на самолете огневой поддержки AC-130, в которой вы, поплевывая в прицел, с пренебрежением следите за мельтешащими букашками на земле. А в Medal of Honor отряд игрока и есть эти самые букашки, отмечающие военной лазерной указкой цели и наблюдающие, как неспешно плывущий в небе силуэт AC-130 отрыгивает пулеметные очереди и тяжелые снаряды. Подобные фокусы авторы Medal of Honor устраивают постоянно. Даже такая мелочь, как поднятая после взрыва пыль, здесь меняет геймплей: приходится пробираться дальше чуть ли не на ощупь, пуская очереди в неясные силуэты басмачей.

Кому мать родна

В любом конфликте, затеянном по прихоти власть имущих, гибнут не только (а иногда и не столько) солдаты, но и мирные люди, которые зачастую хотят, чтобы их просто оставили в покое. Афганистан примечателен тем, что в бомбежках, террористических актах или по дурости отдельных военных мирного населения пострадало в десятки раз больше, чем солдат. А иногда бывало и так, что стреляли по своим.Ниже — лишь небольшая часть инцидентов.

Одна из сгоревших цистерн после Кундзуского инцидента. © Wikipedia

10 октября 2001года военные дважды разбомбили мечеть в городе Джелалабад. Первый раз во время молитвы, а потом еще раз, когда рабочие и спасатели выносили убитых и раненых. В итоге число жертв достигло 200 человек. Позже такие двойные атаки на мечети происходили с завидной регулярностью, причем до сих пор совершенно непонятно, зачем это делалось.

31 декабря 2001года произошло одно из крупнейших массовых убийств ни в чем не повинных людей за всю войну. Бомбардировщик B-52 в компании истребителя и двух вертолетов сровнял с землей деревню недалеко от города Гардез на востоке Афганистана. Погибло больше 100 человек. Бомбардировка была настолько интенсивной, что, по словам очевидцев, «на улицах были разбросаны части тел убитых». Организация Объединенных Наций позже официально признала, что среди погибших не было ни одного талиба.

За несколько дней до президентских выборов 2009 года. © Nichole Sobecki

18 апреля 2002года майор Гарри Шмидт приказал сбросить бомбу на подозрительный лагерь, откуда доносились выстрелы. Как потом выяснилось, лагерь был канадский, и там проходили ночные учения. Четыре солдата погибли, восемь получили ранения. Шмидта признали виновным, оштрафовали на 5700 долларов и сделали выговор. Сам он считает, что все произошло из-за его злоупотребления амфетамином. Канадцы получили медали посмертно.

1 июля 2002года в деревне Дель Равад играли свадьбу. Гости так разошлись, что стали палить в воздух из чего попало. Американские военные посчитали это нападением и в итоге бомбили и обстреливали деревню больше часа, используя бомбардировщик B-52 и самолет огневой поддержки AC-130. Инцидент получил настолько сильный резонанс, что даже Джорджу Бушу пришлось за него публично извиняться.

Подросток, подорвавшийся на мине. © flickr (asifchaudry)

4 марта 2007года террористической атаке подвергся один из военных конвоев США, в результате один солдат был ранен. У военных что-то замкнуло в голове, и они проехали еще 20 километров, расстреливая гражданские машины на своем пути. 19 человек погибло, более 50 получили ранения. По итогам инцидента участники отправились домой, кое-кто лишился высоких должностей, но в январе 2008-го суд постановил, что «конвой действовал адекватно».

20 августа 2009года прошли президентские выборы в Афганистане. В этот день талибами было совершено 73 террористических акта. Точное число жертв неизвестно, так как власти запретили сообщать о них в прессе. Официально признано 26 убитых, но, по слухам, этот день стал самым жестоким в стране за последние 15 лет. Говорят, что кое-где повстанцы отлавливали гражданских с несмываемыми чернилами на пальцах (признак проголосовавшего человека) и вешали их на столбах. А совсем недавно, в сентябре этого года, «под аккомпанемент взрывающихся ракет» прошли выборы в парламент. Погибло (официально) 10 человек.

Талибы обожают минировать дороги. На фото — одна из многих жертв. © Nichole Sobecki

4 сентября 2009года произошел Кундузский инцидент. Талибы захватили две цистерны с горючим, следовавшие из Таджикистана на одну из союзных военных баз. Видимо, чтобы защититься от нападения, повстанцы начали раздавать топливо всем подряд, в результате чего вокруг цистерн скопилось много гражданских. Но военных это не остановило: бомбы были сброшены прямо на одну из бочек с бензином. В результате огромного взрыва погибли все, кто находился рядом. По результатам расследования, среди 142 погибших было 100 мирных людей.

В течение 2010года один из отрядов армии США превратился в убийц-психопатов. С января по май негодяи угробили как минимум троих людей «ради фана» и «спортивного интереса» — и это только доказанные случаи. Вся история получила огласку только потому, что один из солдат отряда сохранил разум и сообщил через Facebook обо всем происходящем своему отцу, а тот — властям.

Ждем звонка к обеду

В самый последний момент EA все-таки под гнетом политиков и далекой от игр прессы переименовала талибов во «враждебную сторону». Правда, только в мультиплеере.

Еще одно важное достижение разработчиков — ощущение работы в команде даже в одиночной кампании. Ваши напарники — не наскоро сбитая из можжевеловых поленьев массовка, они приносят реальную пользу, поддерживая вас не только метким огнем, но и тоннами полезной информации. Вместо пустопорожней болтовни или панических криков они, как профессиональные спецназовцы, реагируют на угрозы прочувствованными воплями («Душман с гранатометом на десять часов!»), вместе с вами проверяют постройки, врываясь туда боевым порядком и быстро сообщая, есть ли внутри враги. Кто-то один почти всегда возглавляет отряд и координирует ваши действия, что особенно важно в ночных миссиях, большую часть которых можно пройти без шума и пыли, быстро и тихо ликвидируя моджахедов. В такой команде чувствуешь себя настоящим профессионалом, и уже не возникает ощущения, что находишься посреди толпы ряженых с гармошками, — вокруг война. От компьютерных напарников, честно говоря, мы такого совсем не ждали.

Тот же эффект «работы в команде» достигается и грамотной структурой миссий. У сюжета игры нет какого-то основополагающего стержня, какой-то осязаемой цели. Это скорее набор зарисовок под условным названием «самые зрелищные из ужасов афганской войны». Героям многое предстоит пережить: штурм города и аэродрома, шпионские миссии под носом у террористов, афганский вариант высадки в Нормандии (только с вертолетов и в пустыне), снайперские поединки в горах, даже в засаду придется угодить пару раз — однообразием здесь и не пахнет.

Миссии плавно перетекают друг в друга, показывая войну с разных сторон. Вот вы указываете цели для AC-130 и завидуете летчикам, находящимся в относительной безопасности, как вдруг приходится их резко спасать, когда из-за ближайшей горы выезжает зенитка при поддержке моджахедов с гранатометами. В этот момент понимаешь, что без вас неуязвимому самолету пришел бы конец. А в другом эпизоде вас в последний момент спасает от сотни жадных до крови афганцев пара вертолетов. Вы с благодарностью машете им рукой — и тут же переноситесь в кресло пилота, после чего на собственной шкуре убеждаетесь, что жизнь простого вертолетчика далеко не так проста, как только что казалось снизу. Ну а в конце игра не удерживается и все-таки включает Голливуд: на ваших глазах разворачивается драматическая спасательная операция, в ходе которой гибнет больше солдат, чем оказывается вызволено из плена.

Гранатомет — это самое серьезное оружие, что есть у басмачей. Именно поэтому в реальности их разгромили буквально за три месяца, после чего война скатилась в партизанскую.

Толковые напарники — одно из главных преимуществ нового Medal of Honor.

* * *

«Война никогда не меняется», — утверждают в заставке каждого Fallout, и эту фразу можно применить и к милитари-шутерам. Что у Infinity Ward и Treyarch, что у Danger Close Games и DICE война выглядит более или менее одинаково. Но прямой конкуренции может не получиться: разработчики Medal of Honor и Modern Warfare делают акцент на совершенно разные слова во фразе «театр военных действий». Игра от ЕА не такая шумная и вычурная, как игра Activision, зато она более честная и правдоподобная. При этом Medal of Honor остается простым развлекательным, легкоусвояемым продуктом. Но никогда не переходит ту границу, за которой начинается бред и отсебятина, а потому сохраняет правильную атмосферу от начала и до самого конца.


Реиграбельность нет

Классный сюжет нет

Оригинальность нет

Легко освоить да

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8

Графика: 7

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Похожая по внешним признакам на Call of Duty, но сильно другая по ощущениям игра про современную афганскую войну.

Рейтинг «Мании»: 8,0

«Отлично»

Комментарии
Загрузка комментариев