20 октября 2010
Обновлено 17.05.2023

F1 2010

F1 2010 - изображение обложка

Во время показательного заезда в Дубае, устроенного командой «Рено» в апреле 2009 года на потеху арабским спонсорам, местный шейх, миллиардер, вице-президент FIA и гонщик Мухаммед Бин Салайем, не проехав и пяти секунд по прямой, не справился с управлением и основательно разложил об стенку болид Renault R28. «Игромании» так и не удалось выяснить, играл ли шейх в новую F1 2010 от Codemasters (учитывая, что Бин Салайем был одной из «приглашенных звезд» в их раллийной игре Colin McRae DiRT 2 , такой шанс имеется). Но даже с его не очень успешным опытом вождения болида «Формулы-1» здесь Бин Салайем смог бы не только удачно завершить круг, но и иметь неплохие виды на виртуальное чемпионство. Поэтому прежде, чем начинать играть в игру, нужно понять одну важную вещь: несмотря на участие в тестировании игры бывших и действующих пилотов «Формулы-1», F1 2010 — это прежде всего массовая, мейнстримовая игра. И уже во вторую очередь — симулятор. Но и от предыдущих, полностью аркадных DiRT и Race Driver GRID ее отделяет целая пропасть.

Не ищите лишней сложности

Правда, замечаешь это далеко не сразу. Первые же круги по трассе на болиде F1 слегка ошарашивают, и дело далеко не в невероятном ускорении и чувстве скорости (хотя ни один другой симулятор не умеет настолько здорово имитировать эти вещи). Вопросы вызывает поведение машины — даже зацепив обочину всеми четырьмя колесами, она продолжает ехать как ни в чем не бывало, а при резком включении газа в повороте не срывается с траектории, а всего лишь оглашает окрестности надсадным воем мотора. Первая же спасительная мысль, которая приходит в голову — «ну как же, забыл выключить трэкшен-контроль!», оказывается ложной: все электронные помощники давно стоят в положении «Off». В этот момент больше всего хочется поинтересоваться у Codemasters насчет того, куда они подевали своего бывшего тест-пилота Энтони Дэвидсон, который в свое время проводил недели над доводкой игры. Кроме того, возникает непроизвольное желание выкинуть диск с ней в тот же чулан, где уже находится коробка с купленной по случаю F1 Championship Edition 2007 года.

Но сложность F1 2010 вовсе не в обуздании 750 лошадиных сил у себя за спиной, этого хватает и в других гоночных играх. При достаточно простой и прощающей многие ошибки физике в этой игре впервые более-менее правдоподобно реализованы ощущения гонщика от езды на быстрейшем болиде F1, кроме, естественно, физических перегрузок. Поэтому самая главная ошибка при восприятии F1 2010 — подходить к ней с мерками кузовных автомобилей. Годами наработанные рефлексы из rFactor , Forza Motorsport 3 , Gran Turismo и т.д. здесь не помогут, поэтому лучше забыть о них сразу же. Быстрые и цепкие болиды F1 не нужно ввинчивать в поворот, играя рулем и газом. Здесь наверняка не получится довернуть машину, устроив легкий управляемый занос, и уж точно бесполезно пытаться без последствий срезать поворот по высокому бордюру. На большинстве трасс у формульных болидов есть более-менее один режим работы: вы почти автоматическим, заученным движением руля бросаете машину на идеальную траекторию, резко даете газ, а вот дальше возможны ровно два варианта. В первом из них машина слушается, устремляет нос в сторону апекса, и все проходит благополучно. Ну а во втором — вы оказываетесь на обочине со сломанным антикрылом. Если же атаковать в полную силу — и то, и другое происходит одинаково часто. Поэтому, перефразируя Джеки Стюарта, если вдруг физика F1 2010 кажется вам слишком примитивной, значит вы просто ехали недостаточно быстро.

Запас для улучшения есть всегда, и если до времени партнера по команде каким-то образом остается еще две секунды, то их почти всегда можно где-нибудь наскрести. Например, перестать «мазать» мимо быстрейшей траектории (для тех, кто плохо знает формульные трассы, можно включить «идеальную линию» в настройках), пораньше ускоряться после медленной шпильки, учиться работать двумя педалями одновременно или поменьше сбрасывать скорость там, где без этого можно обойтись. При таком режиме езды очень быстро понимаешь, что асфальт формульных трасс далеко не всегда гладкий как зеркало. Некоторые старые европейские автодромы вроде Монцы на такой скорости вообще состоят из сплошных кочек, в результате чего картинку на экране постоянно трясет, руль вырывается из рук, а машину то и дело уводит в сторону.

Рэд лейбл. «Формула-1» без гламура

Мы не сомневаемся, что кому-то из вас даже F1 2010 может показаться слишком простой игрой и наскучить после прохождения одного чемпионата. Но тем приятнее, что этой осенью у нее неожиданно появилась как минимум одна достойная альтернатива, тоже посвященная «Формуле-1». Правда, не целиком (лицензия FIA все-таки принадлежит Codemasters), а лишь одной, зато самой старейшей и знаменитой команде. 9 сентября Ferrari выпустили свой официальный симулятор Ferrari Virtual Academy , о котором мы вкратце рассказывали в прошлом выпуске новостей. Симулятор (наверное, правильно использовать именно это слово вместо привычного «игра») продается за $16 на сайте www.ferrarivirtualacademy.com. Сейчас в нем всего одна машина — Ferrari F10 Фернандо Алонсо и Фелипе Массы, но детализация модели, проработка мелких деталей, звук и отчасти физика превосходят свой аналог из F1 2010, не побоимся, в разы. Управление машиной отличается от реальности только отсутствием гигантских перегрузок, вибрации и ускорений, а в остальном это точная копия настоящего болида с теми же настройками, которые тестировали пилоты команды. В общем-то сам этот симулятор по своей программной начинке очень похож на тот, что используют гонщики для тренировок и изучения новых трасс. С той разницей, что в стационарную версию встроен сложнейший механизм имитации перегрузок, настоящее сиденье, руль, педали и карбоновый монокок, мощнейшая звуковая система, а изображение там подается на пять трехмерных экранов.

Но даже с обычным домашним рулем Logitech G25 эффект впечатляет не на шутку. Графика базируется на движке известного симулятора netCar Pro , лишена модных постфильтров и, в общем, строго функциональна. Но Ferrari Virtual Academy захватывает как раз своей строгостью. Временами кажется, что тут можно чуть ли не своими руками почувствовать холодный, но ухватистый штурвал и понажимать на каждую из десятков его кнопок и рычажков.

При выезде из боксов все выглядит ничуть не хуже: асфальт автодрома просматривается до малейшего зернышка, а красная краска на поребрике чуть-чуть облезла от контакта с колесами. Это и неудивительно — трасса, как и машина, здесь воссоздана при помощи лазерного сканирования, а значит, точна до сантиметра. Мы не зря говорим в единственном числе: трасса пока что одна — это испытательный полигон Ferrari во Фьорано, но уже в ноябре обещают добавить итальянский же Мьюджело и немецкий Нюрбургринг из календаря F1. Правда, покупать их нужно будет отдельно, по $10 за каждую.

В принципе, для такого ультимативного симулятора одна только возможность прикоснуться к «почти реальной» машине F1 служит уже достаточным оправданием, и многие покупают его именно ради этого. Но ведь это еще не все — кроме созерцания идеально круглых колес с частичками грязи и скоростной медитации под звучную сирену мотора, здесь можно попробовать побить рекорд трассы и выиграть за это кое-какие призы. Симулятор ведет онлайн-статистику, может отправлять результаты в Facebook и на YouTube, да и вообще неожиданно легок в обращении и удобен для такого специфического продукта. Правда, после десятка кругов по Фьорано в полном одиночестве почему-то снова хочется вернуться к F1 2010 и гламуру.

Море внутри

Но одно дело — выдать один-два быстрых круга в квалификации (она, как и в реальности, проходит здесь в три этапа), а другое — выстоять против быстрейших соперников на уровне сложности «Expert» хотя бы десять кругов. Длинные гонки — это вообще самая соль игры. Войти в правильный ритм и поддерживать его на протяжении долгого времени (для этого и придумали сессии практики, не пренебрегайте ими) еще не самая сложная задача. Гораздо сложнее постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям. Даже если нам повезет и вся гонка пройдет при ясном солнце и без единой капли дождя, мягкие шины все равно рано или поздно придут в негодность, начнут шелушиться и перестанут держать дорогу. Узнаете вы об этом, разумеется, только после того, как обнаружите себя стоящим навстречу движению в каком-нибудь пустяковом повороте, который раньше проходили почти «на автомате».

С другой стороны, к концу гонки идеальная траектория ощутимо прикатывается и чернеет от резины. Как правило, именно в это время и ставится лучшее время гонки, а в поворотах ехать можно заметно быстрее — трасса приобретает лучший «держак». Правда, после смены резины первые полкруга приходится передвигаться чуть ли не на цыпочках, медленно прибавляя газ и шарахаясь от поребриков: холодная, непрогретая резина работает ничуть не лучше, чем уже убитая.

Отдельный разговор — это дождь. То, что выглядит он фантастически красиво, было понятно еще по первым роликам из игры, а сейчас впечатление только усилилось. Когда вплотную приближаешься к впереди идущей машине, потоки воды полностью заливают забрало шлема (повторяем, играть лучше с видом от первого лица или T-камеры наверху болида), а видимость снижается до нуля. Капли воды собираются на карбоновых боках болида, на трассе образуются лужи, проезжающие машины постепенно сушат траекторию… Однажды, поставив гладкие слики раньше всех, мне удалось в таких условиях за пару кругов из хвоста прорваться к победе на скромном «Заубере». Справедливости ради нужно сказать, что безумно сложной эта гонка не была — «плавают» машины по воде далеко не так устрашающе, как ожидалось, но нервное напряжение вырастает многократно (ошибиться на разгоне или торможении — пара пустяков, а «фирменная» для Codemasters отмотка времени назад на высшей сложности отключена).

В результате после всего-навсего десяти кругов на трассе от игры отрываешься с трясущимися от напряжения руками, расфокусированным взглядом и вспотевшим лбом. Больше одной-двух таких гонок за раз не одолеешь, иначе от игры начинает натурально тошнить. Клаустрофобически узкая городская трасса в Монако, с ее постоянно извивающимися на скорости 250 км/ч рельсами ограждения — самый быстрый способ вывести из строя вестибулярный аппарат.

Фернандо быстрее тебя

Впрочем, авторы F1 2010 предлагают и другие поводы для приступов тошноты. Даже несмотря на волевую отмену HD-версии F1 2009 , которая в итоге вышла только на консолях Wii и PSP, Codemasters, по признанию продюсера игры, просто не хватило времени, чтобы сделать все так, как задумывалось. Режим карьеры с полным чемпионатом 2010 года (машины здесь представлены в спецификациях начала сезона, так что двухстороннего воздухозаборника Mercedes мы здесь не увидим) и главным меню в стиле DiRT 2 банально недоделан. Нет предсезонных презентаций команд, подиумов после гонки, послефинишные интервью ни на что не влияют. Ну а когда после неудачного быстрого круга в квалификации инженер голосом, похожим на Роба Смедли, предлагает нам попробовать скопировать настройки напарника по команде — соответствующего пункта в меню просто не оказывается. А хоть какой-то телеметрии (чтобы понять, где наша машина проигрывает больше всего и что можно подкрутить в настройках) в игре нет.

Еще сильнее игра трещит по швам, стоит лишь попробовать разок проехать квалификационный круг в хвосте одного из соперников. На трассе вы легко можете обогнать лидирующие машины, но по окончании сессии оппонентам все равно «выпишут» лучшее время. Вообще, AI-соперники — чуть ли не главный источник багов в игре. Они умудряются быть фантастически быстрыми в независимости от износа шин и количества топлива, проезжать всю гонку без дозаправки (!), устраивать очереди на пит-стопе и мгновенно нагонять игрока, когда это нужно.

Но это все бросается в глаза лишь по прошествии времени. Гораздо раньше удивляет то, что, располагая общим для всех последних гонок Codemasters движком EGO, в движении игра выглядит не очень-то красиво (в дождливую погоду, как уже говорилось, все по-другому). Изумительная детализация трасс с настоящими, трехмерными неровностями на асфальте и толпами анимированных зрителей на трибунах пропадает зря из-за неудачно выбранной цветовой гаммы — даже небо солнечной Испании здесь больше напоминает родной для разработчиков Бирмингем (темнее всех выглядит версия для Xbox 360, и никакой регулировкой яркости это не исправить). Впрочем, для PC-версии уже существуют моды, меняющие цветовую палитру и постфильтры, но отвратительные повторы гонок, убивающие единственную возможность как следует рассмотреть машины вблизи (и это в автогонке!), модами едва ли исправить.

* * *

В ситуации, когда последняя нормальная игра про «Формулу-1» вышла примерно семь лет назад, многие F1 2010 купили бы просто за название. Несмотря на это, Codemasters честно пытались сделать все, чтобы игра была ценна не только громким именем. Тем не менее времени новой бирмингемской студии явно не хватило. Главная эмоция, которую вызывает F1 2010, — ее не хочется бросать на полдороги, как большинство нынешних гонок. В нее хочется играть, накатывая десятки и сотни кругов на известных и не очень трассах (Гран-при Кореи, которое на момент написания статьи находилось под угрозой отмены, в игре присутствует). Несмотря на сырость, явные баги и чрезмерные уступки массовой аудитории. В любом случае мы-то знаем, что по-настоящему удачные гоночные игры у Codemasters всегда получаются только со второй попытки, поэтому выходящая через год F1 2011 наверняка будет отличной игрой. А пока у нас есть просто хорошая.


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8

Графика: 8

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 8

Дождались? При всей шероховатости F1 2010 гораздо глубже и интереснее полностью аркадных DiRT и GRID, а также «Формулы-1» от Sony, но выглядит все равно как заготовка к игре следующего года.

Рейтинг: 7,5

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь