20 ноября 2010
Обновлено 17.05.2023

WRC: FIA World Rally Championship

WRC: FIA World Rally Championship - изображение обложка

Раллийные симуляторы по лицензии теперь привечают почти как французиков из Бордо: последняя нормальная игра вышла пять лет назад, стандарты качества в жанре слегка смазались, как должна выглядеть хорошая раллийная гонка — никто не помнит. Не помнят и в студии Milestone , которая первой после Sony заполучила лицензию чемпионата мира. Оно в общем-то и неудивительно для компании, чьими лучшими играми всю жизнь являлись мотогонки. Однако если их последнюю двухколесную попытку SBK X: Superbike World Championship мы беззастенчиво проигнорировали (у вашего автора просто кончились прилагательные для описания ежегодного мотосериала), то в случае с WRC: FIA World Rally Championship сделаем исключение. Итальянцы, судя по всему, видели мировое ралли разве что в выпусках новостей спорта, но при этом искренне старались сделать хорошую гонку. И в чем-то у них даже получилось.

Любительский экипаж

Теперь еще раз о французах: в этом месяце Себастьян Леб из команды Citroen завоевал уже седьмой подряд титул WRC, так и не встретив достойной конкуренции. Ничуть не умаляя заслуг чемпиона (в прошлом году он так же быстро промчал и на тестах «Формулы-1» за Red Bull, а до этого — обогнал Колина Макрея и Карлоса Сайнца, бывших партнеров по «Ситроену»), заметим очевидное: раллийный чемпионат находится в глубочайшем кризисе. WRC постепенно теряет лучшие этапы (в этом году недосчитались ралли Монте-Карло), пилотов и автопроизводителей. Сейчас ему не помогут даже приглашенные звезды вроде Кими Райкконена и Кена Блока, которые пока гораздо чаще финишируют в кювете, чем на верхних строчках протокола. Чтобы хоть как-то подогреть интерес, организаторы в следующем сезоне решили удешевить раллийную технику, заменив могучие и дорогие ралликары категории WRC на плюгавые Citroen DS3, Mini Cooper и Ford Fiesta. Поэтому досмотреть сезон 2010 года стоит хотя бы ради красивых проводов целой эпохи и лишний раз послушать раскатистый рык турбомоторов.

В игре этого сделать, к сожалению, не получится: все машины и этапы на месте, но вот со звуком не вышло — так звучат моторы не гоночной, а только стиральной машины. Вообще, наибольшие проколы наблюдаются у Milestone как раз по части убедительности всего происходящего. Тот, кто хоть раз видел финское ралли, едва ли поверит в то, что оно проходит на широких и ровных гравийных дорогах, обсаженных по краям травой, известной у нас под названием «иван-чай». Где узкие, извивающиеся лесные просеки с канавами и березками по краям? Почему мягкие сугробы Швеции при контакте ведут себя как стены из бетона? Ну и дальше в том же духе: узкие асфальтовые тропинки Франции, где не разъедется и пара машин, вдруг превратились в широкие (и опять же ровные) проспекты, огороженные забором так, что ошибиться на них становится почти невозможно.

Как выяснилось, сотрудничество с iOpener отложилось как минимум до 2012 года, а вместе с ним и реальные, воссозданные с помощью GPS этапы. А то, что нарисовали дизайнеры Milestone, имеет предельно мало общего с настоящими раллийными трассами. Даже любая часть Colin McRae Rally , отроду не имевшая лицензии WRC, была в этом смысле куда правдоподобнее и, возможно, даже красивее.

Интерактивность трасс, пейзажи и модели в WRC: FIA World Rally Championship отстали от мирового уровня лет на пять, но к этому мы как раз были внутренне готовы, припоминая достижения Milestone. Движок от серии SBK обеспечивает картинку примерно на уровне PS2 и толком не позволяет даже менять погоду на этапах — вся Франция проходит на мокром асфальте, и «включить» ясное солнце никак нельзя. Кстати, приготовьтесь: на одну страну здесь приходится всего три спецучастка (не считая перепробегов в обратном направлении), да и те составлены из общих кусков. Поэтому, проезжая мимо одного и того же моста в Португалии, то и дело ловишь себя на мысли, что где-то его уже видел. Ясно где — у себя под колесами, на другом участке.

Про симуляцию настоящей грязи и снега, которая года три назад, казалось, вот-вот станет стандартом для раллийных гонок, и говорить нечего. Буквально нечего, ведь их просто нет. Это, опять же, типичный уровень прошлого поколения, где за интерактивность считались покрошенные в щепки заборчики и прочий вандализм. Выбегающих на трассу маршалов и зрителей, которые стали стандартом еще году в 2004-м (см. Richard Burns Rally и серию WRC на PS2), здесь тоже замечено не было, да и вообще с атмосферой мирового чемпионата творится что-то неладное. Нет нормально оформленных стартовых зон, гоночного персонала, подиумов, боксов команд — все предельно дешево и напоминает Кубок губернатора Свердловской области, а не чемпионат мира по ралли.

А и Б сидели на трубе

Спасает игру от полного забвения примерно то же, что в свое время сделало неопрятный Richard Burns Rally культовым автосимулятором, — хорошая физика. Тут даже близко нет того шведского хардкора RBR, но последняя продукция Codemasters уверенно оставляется игрой позади. Если в Colin McRae DiRT 2 (не говоря уже о деревянной первой части) ездить было откровенно скучно, то в WRC машины по-хорошему непослушны и умеют держать в приятном напряжении даже после второго и третьего проезда одного спецучастка. Понятно, что отчаянная борьба с собственной машиной вместо борьбы со сложной и непредсказуемой трассой (таких здесь, кстати, нет) — это не лучший вариант решения проблемы. Но заслуг программистов Milestone это все равно не умаляет: они в кои-то веки нашли почти что идеальный баланс между сложностью и доступностью физики, да еще и предусмотрели ассортимент «электронных помощников» для тех, кому обуздать 320 л.с. с полным приводом будет не под силу.

И ведь кроме текущей WRC-техники тут есть все младшие категории, от простых переднеприводных хетчбэков S1600 до полноприводной категории S2000, бюджетной PWRC (там, между прочим, есть Subaru Impreza команды Uspenskiy Rally Tecnica с московскими номерами) и исторической группы B (на консолях последнюю можно скачать только в качестве DLC). Последняя особенно интересна: угловатые пришельцы из тех времен, когда секс уже был безопасен, а машины еще нет, по-прежнему способны задать жару всей нынешней WRC-технике. Безумные правила, просуществовавшие в WRC с 1982 по 1986 год, никак не ограничивали мощность и вес машин, поэтому на раллийные трассы порой выходили совершенно неуправляемые прототипы, сопоставимые по чистой скорости с тогдашними болидами «Формулы-1». Это не могло кончиться добром — после того, как в 1986 году финский гонщик Хенри Тойвонен и его штурман Серджио Кресто разбились насмерть, не удержав на дороге свою Lancia Delta S4, группу B запретили навсегда. Сейчас эти машины, которые были слишком быстры даже для профессионалов, можно увидеть разве что на фестивалях автоспорта (вроде английского Гудвуда), а теперь вот и здесь.

* * *

Ситуация получается любопытная: физика WRC: FIA World Rally Championship достойна куда лучшей игры, а сама игра — лучших разработчиков. Проблема только в том, что DiRT 3 (создатели которого вроде опомнились и обещают вернуться к классическому ралли) выйдет лишь в следующем году, а Gran Turismo 5 недавно отложили еще на месяц. У GT5, напомним, тоже есть лицензия WRC (только 2008 года), но PolyphonyDigital не собираются воссоздавать в игре целый раллийный чемпионат, ограничившись лишь машинами. Поэтому уделить какое-то время WRC, в принципе, можно. Главное — не пытаться сравнивать это действо с тем, что вы видели в репортаже с настоящих гонок.


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 70%

Геймплей: 8

Графика: 6

Звук и музыка: 5

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Неплохая гонка с отставшей лет на пять графикой. Только вот к официальной игре WRC у болельщиков совсем другие требования.

Рейтинг: 7,0

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь