Миллиардеры по неволе. Альтернативная история создания Facebook

Миллиардеры по неволе. Альтернативная история создания Facebook

Книги — Миллиардеры по неволе. Альтернативная история создания Facebook
«…по версии Мезрича, популярнейшая социальная сеть появилась на свет благодаря асоциальному типу, который всего лишь стремился удовлетворить раздутое чувство собственной важности. Недаром оригинальное название книги — «Случайные миллиардеры», а не «Миллиа
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Книги
Миллиардеры по неволе. Альтернативная история создания Facebook

Жанр: биографическая драма

Автор: Бен Мезрич

Издательство: «Юнайтед Пресс»

Язык: русский

Твердый переплет, 240 стр.

Марк Цукерберг не любит говорить о претензиях одного из своих бывших друзей, Эдуардо Саверина, и братьев Винклвосс, стоявших с ним у истоков Facebook. По словам Цукерберга, весь тот конфликт — лишь маленький и незначительный эпизод в славной истории популярнейшей в мире социальной сети.

Тем не менее именно этому неприятному случаю посвящена шикарная драма Дэвида Финчера «Социальная сеть» (рецензию ищите в «Игромании» №12/2010). Благодаря ей о создателе Facebook узнал весь мир — правда, Цукерберг предстал перед ним далеко не с лучшей стороны. Кино можно было бы обвинить в излишней тенденциозности, да виноват в этом не столько Дэвид Финчер, сколько Бен Мезрич — автор романа «Миллиардеры поневоле», на основе которого был написан сценарий.

Откровенно говоря, скрупулезного следования фактам от Мезрича ждать и не приходилось. Во-первых, единственным его консультантом из всех участников событий был сам Эдуардо, который после конфликта с Цукербергом несолоно хлебавши покинул Facebook. Естественно, о непредвзятости тут не могло идти и речи. Во-вторых, Мезрич не историк или журналист-расследователь, а профессиональный романист — и прекрасно знает, ничто так не привлекает читателя, как скандал. Накопав несколько скандальных фактов, автор успокоился и дал волю своей фантазии.

Фантазия, увы, оказалось не слишком богатой. Уж коли Мезрич не гнался за достоверностью, то мог бы компенсировать необъективную подачу фактов яркими художественными приемами. Например, показать всю глубину и противоречивость характера Цукерберга. Пусть это был бы не тот человек, которого знают коллеги и друзья, но фактурный, интересный персонаж. Именно это сумел сделать на экране Финчер — причем не только с Цукербергом, отчего драма и получилась столь захватывающей. Но в романе ничего такого нет: тут действуют одномерные персонажи-функции, не вызывающие практически никаких эмоций — ни симпатии, ни неприязни.

Двигал ли Цукербергом злой умысел, когда он не сдержал обещание, данное Винклвоссам? Какие чувства он испытывал к Саверину — действительно считал его своим другом или просто пользовался финансовыми возможностями приятеля? Наконец, в чем заключается пресловутая гениальность Цукерберга, которую автор так часто постулирует, но ни разу не удосуживается продемонстрировать? Мало ли на свете увлеченных своим делом программистов! Какие именно качества помогли Цукербергу навеки изменить интернет? В «Миллиардерах поневоле» бесполезно искать сколько-нибудь серьезные — пусть хотя бы вымышленные автором! — ответы на эти вопросы.

Пожалуй, единственное положительное отличие книги от фильма — в том, как Мезрич подал образ Шона Паркера. На экране Джастин Тимберлейк изобразил ловкого паразита, который вовремя смекнул, что Цукерберг сотоварищи открыл золотую жилу, и спешно присосался к чужому успеху, заодно коварно избавившись от соперника в лице Саверина. Мезрич же признает, что Паркер сыграл в становлении Facebook одну из ключевых ролей — и не факт, что без его участия проект стал бы феноменом мирового масштаба. Да и противоборство с Савериным, по мнению Мезрича, вызвано не злодейской сущностью Паркера, а лишь желанием избавить компанию от человека, который тянет ее назад.

Итог, однако, неутешителен: по версии Мезрича, популярнейшая социальная сеть появилась на свет благодаря асоциальному типу, который всего лишь стремился удовлетворить раздутое чувство собственной важности. Недаром оригинальное название книги — «Случайные миллиардеры», а не «Миллиардеры поневоле». По Мезричу выходит, что секрет успеха Facebook — в одержимости и беспринципности создателя, ну и изрядной доле везения. Столь примитивный ответ не вызывает ни доверия, ни особого интереса — впрочем, точка зрения Мезрича не единственная...

Оценка: 3/5

Комментарии
Загрузка комментариев