Социальная сеть. Как основатель Facebook заработал $4 миллиарда и приобрел 500 миллионов друзей

Жанр: биография
Автор: Дэвид Киркпатрик
Издательство: «Эксмо»
Язык: русский
Твердый переплет, 288 стр.
Если кинокритики и зрители встретили « Социальную сеть » Дэвида Финчера самым восторженным образом, то IT-профессионалы и бизнесмены приняли фильм без всякой теплоты. Один из самых активных критиков картины — журналист Дэвид Киркпатрик, который не устает повторять, что голливудская версия истории создания Facebook имеет крайне мало общего с действительностью. У Дэвида есть на это все основания: о том, как же все было на самом деле, он рассказывает на страницах The Facebook Effect , книги, которая по иронии судьбы получила в России то же название, что и столь нелюбимый Киркпатриком фильм, — «Социальная сеть».
В отличие от Дэвида Финчера или Бена Мезрича (автора «Миллиардеров поневоле», романа, легшего в основу голливудского фильма), Киркпатрик провел широкомасштабное биографическое исследование всей короткой, но весьма богатой на события истории «Фейсбука». Журналист нашел ключик и к самому Цукербергу, и к большинству его соратников (как бывших, так и нынешних), раздобыл такие детали и подробности, которые обычно хранят за семью печатями.
«Социальная сеть» Киркпатрика не позволяет усомниться, что, кто бы ни был прав в знаменитом конфликте — Цукерберг ли, Саверин или братья Винклвосс, в масштабах всего проекта он действительно имел далеко не решающее значение. Куда важнее и интереснее проблемы, с которыми Цукерберг и его компания сталкивались в дальнейшем. Неприятие новых сервисов, скандалы, связанные с недостаточной сохранностью личной информации, первоначальное отсутствие интереса к Facebook со стороны возрастной аудитории, многочисленные попытки медиагигантов выкупить компанию… Уверены, каждому начинающему бизнесмену будет не лишним узнать, как Цукерберг справлялся со всевозможными сложностями, постоянно встающими у него на пути.
Киркпатрик рассказывает, как мучительно студенческий проект превращался в настоящий бизнес, как сложно Цукербергу было сохранить контроль над Facebook — особенно когда счет пошел на десятизначные суммы и большинство советников уговаривало Марка продать компанию.
«Социальная сеть» читается как увлекательный роман — книга изобилует цитатами из многочисленных интервью, которые Киркпатрик брал у непосредственных участников событий, и это придает тексту живости и эмоций.
Впрочем, работа Киркпатрика тоже не лишена недостатков.
Во-первых, буквально в каждой строчке чувствуется, как автор восхищается Цукербергом и его детищем. Такое подобострастие заставляет усомниться в объективности утверждений и выводов Киркпатрика — тем более что автор старательно сглаживает все острые углы, когда речь заходит о сомнительных эпизодах из прошлого Facebook. Например, пресловутый Эдуардо Саверин здесь уже не близкий друг Цукерберга, с которым тот обошелся отнюдь не по-товарищески, а всего лишь деловой партнер, не сумевший понять истинной сути проекта и потому оставшийся не у дел. В общем, параллель напрашивается: как Мезрич не общался ни с кем из штата Facebook, так и Киркпатрик проигнорировал оппонентов Цукерберга.
Во-вторых, автор «Социальной сети» страдает склонностью к самоповторам. Из главы в главу кочуют одни и те же характеристики главных действующих лиц, сходные описания стремительного роста Facebook и пространные рассуждения о новаторской политике компании.
В-третьих, Киркпатрик слишком уж много внимания уделяет отношениям Цукерберга с разнообразными инвесторами и деловыми партнерами — читателям, далеким от мира бизнеса, эти подробности вряд ли будут интересны.
Иными словами, подчас Киркпатрик выступает не беспристрастным историком, а придворным летописцем, однако сути это не меняет: на сегодняшний день его книга, пожалуй, самое серьезное и глубокое исследование по истории популярнейшей в мире социальной сети.
Оценка: 4/5