29 января 2011
Обновлено 17.05.2023

Dead Nation

Dead Nation - изображение обложка

От зомби-шутеров у нас, если честно, давно рябит в глазах. Пожалуй, теперь уже никому не надо на пальцах объяснять, что ходячие мертвецы вдруг стали занимать значительную часть современной культуры, что на идее зомби-геноцида порой выращиваются какие-то невразумительные продукты и что шикарная в общем-то Left 4 Dead2 внезапный бум усугубила. Это все известно не первый год. Однако в последнее время стал понятен и другой тезис: сделать зомби-шутер «как в Left 4 Dead с вариациями» уже мало — он в лучшем случае будет неплохим, но не более того. Ни одна часть Left 4 Dead, напомним, на PS3 не выходила. А пока Гейб Ньюэлл только грозится как следует подружиться с Sony , небольшая студия подсуетилась и выкинула в PSN как раз свой инди-вариант Left 4 Dead, только с видом сверху.

Нас — орда

В маленьких играх Housemarque знает толк: она ими занимается с 1995 года, а про самое значимое ее достижение — Super Stardust HD — наверняка хотя бы краем уха слышал каждый владелец PlayStation 3. От Dead Nation логично было ждать как минимум неглупого геймдизайна.

И непосредственно с отстрелом подгнивших жителей неизвестного города дела обстоят замечательно. Редкая зомби-игра доставляет такое же удовольствие. Залп из винтовки с характерным хлюпающим звуком сносит головы сразу десятку ходячих трупов, взрыв ракеты художественно разбрызгивает плоть и кровь по асфальту и стенам. При этом в арсенале нашлось место не только стандартному набору «винтовка, автомат, дробовик, ракетница», но и парочке экзотических пушек: электрошокеру почти как в Red Faction: Guerrilla и «метателю дисков» вроде «Риппера» из Unreal Tournament. Выпущенный из такой рогатки диск за один пролет может разделать сразу полсотни тел. Не забыт и огнемет — он очень хорошо помогает, что называется, «контролировать толпу». Подожженные мертвецы опаляют друг друга и не нападают, пока не потухнут: полезно, если волны врагов прут сразу с нескольких сторон.

Но особый шик — подстрелить машину на сигнализации (в зомби-шутерах они уже стали чем-то вроде бочек с горючим). Мертвецы слетаются к автомобилю, как мотыльки к лампочке Ильича, самозабвенно молотят по кузову руками, а когда все это взлетает на воздух, то игра на пару секунд даже начинает жалобно подтормаживать (оно, конечно, не очень хорошо, но, в принципе, не мешает). Брошенные авто, что интересно, можно не только подрывать, но и обчищать — в багажниках обычно есть чем поживиться. Здесь, кстати, кроется одна из любопытных находок: регулярно приходится выбирать, подорвать ближайшей машиной толпу гнилья или, рискуя шеей, сначала пошарить в ней с целью улучшить свое благосостояние.

Оно в игре измеряется не столько деньгами, сколько очками, так что выбирать приходится аккуратно. Dead Nation — это вообще своего рода Bejeweled от мира зомби-шутеров. Очки ставятся во главе всего — они цель, средство, альфа и омега. После каждой оплеухи от живого мертвеца страдает не только ваше здоровье, но и уменьшается множитель очков — и не совсем ясно, что хуже. Разработчики даже завязали на них своеобразный международный топ, в котором выясняется, какая страна искуснее остальных убивает зомби. Чтобы шанс возглавить гонку был не только у самых густонаселенных и богатых стран, позиция в глобальном рейтинге высчитывается по какой-то хитрой формуле, а не по количеству усмиренных трупоедов. На момент написания этого текста американцев в драматической борьбе скинули с первого места финны, а Россия (4-е место) вот-вот догонит Польшу. На последнем, пятьдесят четвертом месте, расположился Катар — там игру купил целый один человек.

Последний герой боевика

Думаете, только в играх и голливудских блокбастерах главный герой может разорвать десятки и сотни врагов голыми руками, несмотря на летящие в него пули и отборный мат? Как бы не так. Ниже мы расскажем вам о четырех солдатах, от подвигов которых царь Леонид начал бы стыдливо крутить бороду.

Симо Хяюхя

Недаром финны сейчас занимают первое место в Dead Nation. Умение метко и быстро стрелять у них в крови. Симо Хяюхя — финский боец, который заслуженно носит прозвище Белая Смерть и признается самым результативным снайпером в мире.

Он выступал на стороне финского ополчения во время войны с СССР в 1939 году. По его виду (160 см роста и добрейшее лицо) не скажешь, что он застрелил из модифицированной винтовки Мосина 505 советских солдат плюс еще 200 убил из пистолета-пулемета. Все это он проделал за 100 дней. Только вдумайтесь (и еще раз посмотрите на фото): Симо в среднем убивал по семь человек в день.

На охоту за ним отправляли целые отряды лучших пехотинцев и контрснайперов, но все без толку. Симо превратился в эдакого дракона — живым из зоны его влияния никто не возвращался. Лишь одному русскому солдату повезло: он попал снайперу в лицо разрывной пулей и снес ему половину головы. Но тогда люди были не то что сейчас, и финн выжил. Его нашли, оттащили в тыл и за несколько лет подлечили. Умер он в 2002 году, в небольшой финской деревеньке на границе с Россией.

Оди Мерфи

Оди Мерфи был обычным щупленьким фермером и жил в Техасе, пока японцы не напали на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года. Это его так поразило, что он тут же пошел записываться в армию. После того как над ним вдоволь посмеялись и в пехоте, и во флоте (он все-таки был сильно щупленьким), Оди взяли в итоге в обычную пехоту. Он участвовал во многих битвах, из которых всегда выходил победителем, но особо показательны два случая.

Во Франции Мерфи с лучшим другом Лэтти Типтоном взяли в плен немцев, которые делали вид, что сдавались. Один из фашистов выхватил оружие и застрелил Лэтти. Большая ошибка. Оди взорвался испепеляющей яростью и немедленно выразил ее с помощью пулемета. Сначала он убил всех пленных немцев, а потом в нагрузку к тому уничтожил еще несколько позиций врага неподалеку.

Второй случай произошел около небольшой французской деревни. Мерфи занял пулемет подбитого танка и в одиночку сдерживал наступление врага целый час, пока не кончились патроны. Затем он быстро организовал подошедших на помощь 19 солдат и пошел в контратаку на деморализованного противника. Победил, само собой.

За подвиги Оди Мерфи был награжден всеми существующими американскими наградами. Некоторыми даже по два раза.

Элвин Йорк

Элвин Йорк всегда был против войны и убийств. Когда началась Первая мировая, его призвали в армию, врожденный пацифизм его не спас. Вошел в историю он благодаря скрытной операции по уничтожению пулеметной батареи. Его отряд проник в тыл врага, ворвался в штаб и захватил в плен большую группу немцев. Тут внезапно застрочили пулеметы. Шесть человек сразу разорвало, еще троих ранило. Семь выживших залегли и остались охранять пленников, а Элвин занял позицию и начал отстреливаться против 32 пулеметов из одной винтовки.

Меткость Элвина позволяла ему взрывать головы немцам, как иголкой воздушные шарики. При этом он орал «Сдавайтесь!», так как был пацифистом и не хотел никого убивать. После того как полегло около 20 человек, на него врукопашную пошли шесть солдат со штыками. Он невозмутимо перестрелял их всех из пистолета.

Наконец, немецкий командир не выдержал и прокричал Элвину, что все его люди сдаются, только хватит их убивать. Представьте удивление командования, когда Элвин с семью оставшимися в живых бойцами привел 132 пленных немца и приволок несколько пулеметов. Йорк получил около пятидесяти наград.

Дмитрий Овчаренко

Погожим деньком 13 июля 1941 года красноармеец Дмитрий Овчаренко вез боеприпасы для 3-й пулеметной роты. Как вдруг его обнаружили немцы. Всего немцев было около пятидесяти. Командир отобрал у Дмитрия винтовку и начал его допрашивать. У Дмитрия в кузове автомобиля был топор.

Красноармеец храбро выхватил холодное оружие и недолго думая отрубил голову германскому офицеру. Пользуясь замешательством врагов, Овчаренко быстро кинул три гранаты в немецкие машины, убив двадцать одного фашиста. Остальные кинулись наутек, но Дмитрий был очень зол. Он снова схватил топор и следующей жертвой выбрал очередного офицера — боец Красной армии настиг его в огороде и тоже отрубил голову. Третьему офицеру удалось скрыться.

После этого Овчаренко собрал все документы, схемы, записи с трупов и представил их в штабе полка. Боеприпасы, к слову, были доставлены вовремя.

Неизвестно, что так вывело русского солдата из себя. Возможно, немец сказал ему что-то нехорошее при допросе и обидел до смерти. Но нам кажется, что все дело в названии деревни, около которой произошел инцидент. Она носит имя Песец.

Кросс нации

Однако если с базовой механикой у Dead Nation все более чем в порядке, то с разнообразием — полнейший провал. Даже декорации от уровня к уровню меняются чисто символически. Узкий луч фонарика в дрожащих руках выхватывает из пейзажа разбитые витрины, брошенные автомобили, горящие здания, прорванные баррикады, разбросанный мусор — точь-в-точь начало замечательной игры Resident Evil 2. Но если в Resident Evil 2 были еще полицейский участок, подвалы, канализация, фабрика, лаборатория и поездка на поезде, то в Dead Nation все десять уровней выглядят почти одинаково, хотя формально вы вроде как и в парке погуляете, и на небоскреб заберетесь, и на кладбище с постояльцами пообщаетесь.

Кроме ходьбы и стрельбы по зомби, в Dead Nation фактически больше нет никаких игровых ситуаций. Разработчики разве что нарядили трупы согласно их месту жительства. Если вы забрели на территорию цирка, ждите, что на вас сейчас попрет пара сотен клоунов с шариками, которые смешно лопаются от шальных пуль. Забежали в больницу — готовьтесь к падающим из окон пациентам. И ведь даже все это мы уже видели в Left 4 Dead 2.

Сотни — это, кстати говоря, еще щадящий режим. На финальных уровнях приходится буквально продираться через горы трупов — утомляет примерно как ходьба по зимней жиже дорог и дорожек города-героя Москвы. На самом же последнем уровне авторы игры не придумали ничего лучше, чем выпустить на вас после орды зомби еще большую орду зомби, и она уже прет практически непрерывным потоком. Движение персонажа вперед в этот момент происходит с крейсерской скоростью среднестатистической улитки.

Получается, чтобы пройти игру, вы должны 6-7 часов шататься по практически одинаковым локациям и убивать тысячи и тысячи практически одинаковых зомби. Ради очков. Все бы ничего, но когда нежити развелось столько, что с ней сражаются даже подсолнухи, ковбои и лично Фидель Кастро, то просто так натравить на игрока миллион мертвяков, как было сказано ранее, уже недостаточно.

* * *

Housemarque сильно опоздала на праздник смерти. Своих идей для игры про зомби у Dead Nation критически мало (примерно ноль), взамен же разработчики снова, и снова, и снова напускают на вас толпы мертвецов. Определенное удовольствие эта бестолковая мясорубка может доставить, но не слишком долго и не в таких маниакальных количествах. Игра при этом получилась качественной, но абсолютно неоригинальной, она умело копирует и робко развивает чужие идеи, не рискуя вносить что-то кардинально новое. По такому пути можно было с успехом пройти еще полтора года назад, но сейчас всем уже стало ясно, что зомби-шутеры должны начать либо хоть куда-нибудь развиваться, либо отмирать со скоростью ритм-игр.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 60%

Геймплей: 7

Графика: 7

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Dead Nation — это Left 4 Dead с видом сверху, но без виртуального режиссера. Стрелять по зомби в ней весело, а вот играть в целом — не очень.

Рейтинг: 7,0

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь