29 января 2011
Обновлено 17.05.2023

Darkstar: The Interactive Movie

Darkstar: The Interactive Movie - изображение обложка

Джон О’Нил, капитан космического корабля «Вествик», просыпается на борту своего судна после 300-летнего сна в криогенной камере и обнаруживает, что Земля погибла. Почему все так печально сложилось, герой не имеет ни малейшего понятия, потому что с памятью у него серьезные проблемы. Знакомый набор: кажется, из-за угла вот-вот должен выскочить Луи де Фюнес с накладными усами — чтобы всячески вводить замороженного в заблуждение.

Невольная самоирония завязки лежит на поверхности — Darkstar: The Interactive Movie очень похожа на своего главного героя. Работа над игрой началась еще в 2000 году, а вышла Darkstar 10 лет спустя в том же виде, в котором задумывалась изначально, словно пролежала в стазисе. Мир вокруг при этом не стоял на месте: по меркам шагающей семимильными шагами игровой индустрии прошло несколько веков. И жанры, в которых выступает Darkstar, сегодня больше напоминают осколки погибшей Земли, печально проплывающие за бортом «Вествика».

Все вокруг казалось дивным

Darkstar — словно динозавр, невесть как появившийся в зоопарке среди застывших с травой во рту зебр, ошарашенных слонов и теряющих сознание зрителей. Перед нами классический панорамный квест в стиле Myst , с видом от первого лица. Герой парит между статичными экранами; вертеть головой ему при этом дозволено на 180 градусов — достаточно для удачной охоты на пиксели.

Вторую половину названия игры оправдывает тот факт, что это все-таки не просто Myst-образный квест, а квест с живыми актерами в главных ролях. Подобные как бы «интерактивные фильмы» были популярны еще в 90-х годах прошлого века: можно вспомнить X-files: The Game и Phantasmagoria. В Darkstar все то же самое.

Энтузиазм, деньги и связи продюсера Джеффа Аллена Уильямса (автора идеи и сценария игры, владельца Parallax Studio ) помогли ему добиться того, чтобы всех персонажей играли профессиональные актеры. В роли Джона О’Нила снялся Клайв Робертсон, звезда ситкомов Sunset Beach и Starhunter, остальные же роли достались актерам культового в Америке телесериала Mystery Science Theater 3000.

Конечно, так уже почти никто не делает — подобные игры появляются только по большим старообрядческим праздникам. Да и вместо того, чтобы похвастаться лицами актуальных актеров, Darkstar предлагает любоваться на уже немолодых людей, слава которых давно прошла. Большая часть лицедеев — из разряда «нет фотографии на страничке IMDB». Неудивительно, что реакцией многих игроков, впервые увидевших Darkstar, было недоумение: «Кому это нужно?» Ответ — разве что космическим романтикам старой закалки.

300 лет тому назад

Как раз им здесь есть чему порадоваться. Darkstar — первая за долгие годы игра, в которой так подробно смоделирован огромный космический корабль. За 10 лет художники с такой любовью выписали каждую секцию и каждую приборную панель «Вествика», что космолет смотрится очень натурально. Десятки всевозможных помещений, лифтов и шахт, масса футуристических девайсов (от биосканеров, декодеров и телескопов до голографических проекторов) — все нарисовано с маниакальной детализацией. Любители научной фантастики здесь будут чувствовать себя словно алкоголики в баре: все хочется попробовать и проверить.

Действовать приходится методом проб и ошибок, последствия — самые непредсказуемые. Бродя по собственному кораблю, лишенный памяти капитан О’Нил больше всего напоминает любопытного ребенка, который ползает по незнакомому дому, что-то ломает, опрокидывает и в конце концов грозит спалить все к чертям собачьим. Нажав на какой-нибудь рычаг или красную кнопку, вы всегда рискуете запустить процесс самоуничтожения корабля или улететь в космос в одноместной капсуле, чтобы умереть там от скуки, голода и одиночества.

В лучшем случае — попадете в секретную, не обязательную для прохождения локацию, но при этом пропустите какой-нибудь важный пазл. Впрочем, внимательный игрок избежит таких проблем: подсказки, намеки (порой ироничные) и даже предупреждения есть, просто они не записаны в журнал, их нужно уметь рассмотреть и расслышать.

Пространственно-временной эскапизм

Исследуя «Вествик», О’Нил находит записки, видеозаписи, штудирует сообщения в персональных компьютерах членов экипажа, а потом и лично встречает некоторых из них — все это постепенно проливает свет на происходящее. Оказывается, в XXII веке человечество, бурно осваивающее космос, столкнулось с бунтом в колонии заключенных на Марсе. Подавить его не удалось: более того, вскоре зеки собрали огромную космическую армаду и двинули на Землю. Незадолго до решающего сражения, предчувствуя неладное, земляне снарядили экспедицию космических кораблей — в их числе и «Вествик». Экспедиция должна была достичь некой аномалии — титульной «Темной звезды», в которой время навсегда остановилось на отметке 2118 год, и уже оттуда изменить судьбу Земли в лучшую сторону.

Одним словом, ничего кардинально нового по меркам научной фантастики. Но даже такая фельетонная штука, как амнезия, помноженная на грамотно дозированный вброс информации и непростые отношения персонажей (без предательства в космических операх никак), создает достаточное напряжение. Исследовать приходится не только прошлое, но и, конечно, настоящее: корабль надо починить, а миссию — завершить.

Апокалиптический детектив к тому же дополняется триллером в духе System Shock2 (в некоторых коридорах можно наткнуться на разложившиеся трупы) и боевиком: в комплект входят даже эпические баталии в космосе и драка с монстром на незнакомой планете.

Нашлось место и для комедии. Неплохой черный юмор (капитан может умереть десятками самых разнообразных, порой забавных способов) и ироничные реплики самого героя меркнут перед главным скоморохом, дроидом Саймоном, который всю дорогу плюется в О’Нила едкими комментариями. В каморке робота вы найдете портрет капитана, приспособленный под мишень для игры в дартс, а также подружку Саймона — MAGS (дроид сделал ее из тостера и пылесоса, чтобы не скучать). В итоге с шутками у игры получилось как минимум на уровне неплохого космического ситкома вроде того же Mystery Science Theater 3000 — забавно, но 20 лет назад было бы еще забавнее.

* * *

Время в «Темной звезде» остановилось, но не в 2118-м, а где-то в конце 1990-х. Герой американских сериалов шестидесятых Питер Грейвес, грустным голосом читающий в игре текст рассказчика, умер еще весной 2010 года. Клайв Робертсон пережил пик своей карьеры 11 лет назад. Дроид Саймон в своей каморке смотрит старые черно-белые фильмы ужасов с Бела Лугоши (на полках замечены также «Мертв по прибытию» и «Гражданин Кейн»). А главный герой может вдруг сесть за фортепиано и посреди космических страстей XXV века сыграть почти шопеновский этюд.

Дж. А. Уильямс будто бы верит, что людей, которых Darkstar захватит так же, как и его самого, еще много. Он вообще чем-то напоминает счастливого ребенка. Для него, всегда грезившего научной фантастикой, Darkstar стала осуществлением детской мечты: не думая о бюджетах и сроках, он приглашал в проект любимых музыкантов, художников, актеров обожаемого им сериала, преодолевал трудности и не сдавался.

Он верит, но мы-то все понимаем. Эта игра никогда не окупится, а многочисленные сувениры и футболки с символикой Darkstar будут пылиться на складе. Но так ли оно важно, если перед нами сбывшаяся мечта, проект всей жизни одного человека, игра, которая позволяет сбежать на пару часов в прошлое? И, что самое интересное, сбежать через далекое будущее.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 7

Графика: 5

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались?

Грандиозный памятник сбывшейся детской мечте снять собственный фильм о космосе и одновременно увлекательная космическая история в раритетном жанре Interactive Movie.

Рейтинг «Мании»: 7,5

«Хорошо»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь