29 января 2011
Обновлено 17.05.2023

Drakensang: The River оf Time

Drakensang: The River оf Time - изображение обложка

Мы даже не знаем: то ли идеи витают в воздухе, то ли кто-то у кого-то подсмотрел, но в сюжетных перипетиях Drakensang: The River of Time и будущей Dragon Age 2 подозрительно много общего. И там, и тут история подается как рассказ о событиях прошлого, который ведет коротышка-гном, а одним из центральных мест действия выступает погрязший в коррупции портовый город, власти которого способны перекрыть судоходство, просто натянув массивную цепь поперек местного Аденского залива… Но вот чем точно отличаются эти игры, так это идеологией, подходом к жанровым устоям — если Dragon Age 2 делает очевидный крен в сторону облегчения боевой и ролевой механики, то Drakensang: The River of Time, наоборот, закрутила гайки хардкора и потому может смело считаться последней на сегодня партийной RPG «старой школы».

Оригинальная Drakensang: The Dark Eye , вышедшая в 2008 году, как раз привлекала своей олдскульностью. Иных партийных RPG уже не было, Dragon Age: Origins была еще далече. Mass Effect заигрывала с шутерной механикой, Neverwinter Nights 2 радовала лишь редкими аддонами. Соскучившаяся по старосветским играм публика увидела в немецкой CRPG наследника Baldur’s Gate и Neverwinter Nights.

Это ведь была не просто партийная ролевая игра, где герой спасает мир, набирает уровни, покупает шмотки и избивает крыс в компании клоунов и нацменьшинств, — в ее основе билось сердце популярной настольной системы The Dark Eye, где куча правил и нюансов. Получился настоящий хардкор. Огромное количество классов со своими плюсами и минусами, прорва боевых и социальных умений, пугающие «2K+6 (+1 при силе 17)» напротив величины урона… чтобы разобраться во всем этом и сформировать боеспособную партию, приходилось штудировать руководство пользователя и назойливо тянуть за рукав ветеранов жанра на форумах.

Классная работа

Неудивительным образом у такого подхода нашлись поклонники — в наших итогах-2008 игра получила почетное третье место в общем зачете по жанру. А в это время в застенках Radon Labs уже сочиняли продолжение, со временем выросшее во вторую часть (после него немцы объявили о начале работ над Drakensang 3 ).

Но по сути это скорее приквел: события разворачиваются за 23 года до оригинальной истории. Хорошо знакомый по первой части гном Форгримм, распивая светлое перед камином, рассказывает симпатичной девушке о том, как однажды он вместе с купцом Ардо и воришкой Кьяно плыли по Великой реке, проходящей по землям сказочной Авентурии. На одном корабле с ними оказался и наш новый герой/героиня, который/ая направляется в город Надорет, чтобы завершить свое обучение. Вскоре все они объединяются, чтобы расследовать подозрительно участившиеся нападения речных пиратов.

Впрочем, сценаристы, как и в первой части, не тащат силком к финальным титрам: авторы создали настолько живой и интересный мир, что здесь хочется подольше задержаться, прежде чем идти вырывать кадык обязательному злодею.

Взять тот же Надорет — он буквально дышит жизнью. Зычно зазывают и переругиваются друг с другом торговцы («Да твои мечи только на шампуры годятся!» — бросает продавец брони оружейнику), кричат продавцы газет, случайный мальчишка у колодца предлагает бросить туда на счастье монетку, мимо за каким-то мужиком бежит женщина со скалкой в руках, а в пивной травят анекдоты бюргеры. Этот мир меняется (по мере прохождения в старых локациях появляются новые квесты и персонажи) и живо реагирует на ваши действия: о событиях, в которых игрок принимал участие, потом будут писать газеты и судачить на улицах мелкие буржуа.

А действовать можно самыми разными способами — на ваши возможности влияют раса, иногда даже пол, но главным образом класс и навыки. Уже на старте в зависимости от специальности (на выбор даны воины, маги, воры, лучники разных рас и вариаций, а также один пират и варвар) меняется и характер вашего обучения в Надорете. Так, воины будут патрулировать ночные улицы, магам придется спасать одного эльфа, а ворам — тайно проникнуть на местный склад.

Все здесь сильны в чем-то своем: например, эльфы и гномы плохо понимают людей, но зато первые, обладая знанием природы и целительства, могут успокоить рассерженную фауну и безошибочно определить, что человек заражен ядом. А карлики с особым гномьим чутьем быстро находят тайные ходы и сокровища.

Самое интересное — социальные и разговорные умения. Навыки «Торг», «Знание людей», «Обольщение», «Этикет», «Знание улиц», «Убеждение» открывают массу уникальных возможностей и позволяют по-разному решать проблемы. Так, о том, что тот же мальчишка у колодца на самом деле мошенник, можно догадаться, только если хорошо развит навык «Знание улиц» (при этом вор в отличие от воина откажется сдать его страже). В другом случае, используя весь арсенал разговорных и социальных способностей, можно перессорить пиратов между собой, вместо того чтобы сражаться с ними лично, и тем самым заслужить порицание соседних эльфов-пацифистов.

В подобных ситуациях игра учитывает навыки всех членов партии (кого взять с собой, мы решаем на корабле), а не только главного героя. Поэтому зачастую приходится выбирать, кому дать слово и на чьи умения положиться. Они же, напарники, постоянно советуют, как решать возникающие проблемы. При этом зачастую от этого выбора прямо зависит содержание следующей сцены: спуститесь вы, например, с Кьяно в сырое подземелье или вместе с буйным гномом будете смешить стражников, угрожая им перед воротами крепости. Впрочем, бывает и не до смеха: выбор может повлиять даже на то, кто из ваших компаньонов доживет до следующего диалога.

По законам кубика

Мы убеждены, что для многих The River of Time станет достойной альтернативой современным ролевым играм: такой, какой должна была стать многострадальная Arcania: Gothic 4. Ее принципиальное отличие в том, что авторы не пытаются ничего упрощать, облегчать, «ускорять темп» и следовать прочим модным трендам. В The River of Time по-прежнему нужно искать учителей, чтобы открыть новое умение. Более того, специально для опытных игроков появилась возможность создать своего героя с нуля, лично настроив все его классовые особенности, плюсы и минусы, вместо того чтобы взять уже готового персонажа.

Если в сиквеле Dragon Age сражения делают более резкими, похожими почти на слэшер, то в The River of Time все по-прежнему напоминает неспешные схватки из Neverwinter Nights. Поставив игру на паузу, вы можете раздать приказы своим персонажам и потом наблюдать, как лучники медленно натягивают тетиву, маги зачитывают заклинания, а воры переминаются, готовясь нанести врагу травмы подлым шпажным ударом. Все это происходит не потому, что у них проблемы с рефлексами, а потому, что в этот момент игра бросает кубик, проверяя ваши навыки, сопоставляя и высчитывая результат. Drakensang — это единственная и последняя на сегодня RPG, в которой вы можете встретить следующее описание: «Сопротивление ранениям: если ущерб выше, чем значение телосложения, проводится проверка самообладания, где оно сравнивается с разницей, помноженной на выброшенное на костях число…»

То есть здесь важно все — какая броня на вас надета, куда вложили очки опыта, кто с вами в партии. В итоге, по общим ощущениям, играть стало сложнее. Денег на хорошую экипировку постоянно не хватает, зелий мало, значение правильно подобранных навыков явно выросло, появились новые внушительные боссы (например, водный дракон), а некоторые квесты приходится откладывать чуть ли не до финала — просто потому, что вам не справиться с врагами даже на среднем уровне сложности…

Действительно напрягает во всем этом разве что необходимость каждый раз лично указывать персонажам, какое боевое умение или магию использовать. Тут немцам не мешало бы поучиться у BioWare, которые на этот случай предложили в Dragon Age подробную настройку поведения ИИ в бою.

* * *

Немецкие ролевые игры сейчас находятся примерно в том же шатком положении, что японская игровая индустрия, — замкнулись сами на себе и пустили корни. Так вот, среди этих ископаемых The River of Time выглядит настоящим тираннозавром, то есть внушительно. Она олицетворяет все лучшее, что есть в играх этого специфического поджанра: здоровое фэнтези на фоне среднеевропейской пасторали. В ней значительно меньше пафоса, чем у конкурентов. Единственное, в чем нужно совершенно точно определиться до покупки игры, — интересна ли вам вообще вся эта палеонтология.

Перевод. Русская версия получилась неоднозначной. С одной стороны, все в целом неплохо переведено и озвучено, в локализацию даже включено мини-дополнение «Секрет Филеассона». С другой — встречаются досадные промахи (иногда проскальзывает непереведенная английская речь и названия) и излишняя самодеятельность. Так, повар в таверне тут поет: «Наше счастье постоянно, жуй кокосы, ешь бананы». Юмора в игре много, но такие вольности кого-то могут выбить из общей сказочной атмосферы.


Реиграбельностьда

Классный сюжетда

Оригинальностьнет

Легко освоитьнет

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8

Графика: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 8

Дождались? Продолжение одной из лучших партийных ролевых игр последних лет и главная надежда хардкорных фанатов жанра.

Рейтинг «Мании»: 8,0

«Отлично»

Локализация: 2/3

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь