Большие перцы, крутые яйца. Новейшая история игровых скандалов

Большие перцы, крутые яйца. Новейшая история игровых скандалов

Хроноскоп — Большие перцы, крутые яйца. Новейшая история игровых скандалов
«…В девяностых в индустрию пришли бабы и бабки — и в ней тут же запахло паленым. Рейтинговые скандалы, ворованные текстуры, нелегальные игровые серверы, голые стендистки, обиженные проститутки и один чересчур бойкий юрист — сегодня «Игромания» вспоминает,
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Хроноскоп
Большие перцы, крутые яйца. Новейшая история игровых скандалов

В девяностых в индустрию пришли бабы и бабки — и в ней тут же запахло паленым. Рейтинговые скандалы, ворованные текстуры, нелегальные игровые серверы, голые стендистки, обиженные проститутки и один чересчур бойкий юрист — сегодня «Игромания» вспоминает, кто, как, когда и с кем за последние десять лет дрался, ругался, судился и делил навар.

2001

Умер за EverQuest

В ноябре 2001 года страдающий эпилепсией и синдромом дефицита внимания американец Шон Вули, пристрастившийся к онлайновой игре EverQuest, умирает за компьютером. Мама, Лиз, находит его среди исписанных бумажек и смятых коробок из-под пиццы и обращается к игрокам и в Sony Online Entertainment, моля объяснить, что же случилось с ее сыном. Это первый случай игрового суицида, получивший широкую огласку.

С помощью комьюнити Лиз выясняет, что незадолго до самоубийства Шон создал похожего на себя персонажа, назвал его ILUVEYOU и, пытаясь привлечь к себе внимание какой-нибудь девушки, пробегал так три часа, а после покинул игру — чтобы никогда не вернуться. Впоследствии становится известно, что Шон подсел на EverQuest задолго до самоубийства: сначала он ушел с работы, потом перестал платить за квартиру и переехал к матери, затем сбежал из группы для людей, склонных к аддикциям, в которую его определила мама, и, наконец, тайно купил себе ружье.

Впервые столкнувшись с подобным поведением, глава SOE Джон Смидли консультируется у множества психологов и, наконец, дает комментарии: «Я выразил свои соболезнования миссис Вули. Все это ужасно, но такие вещи случаются. Никак не скажешь, что в смерти Шона виноват EverQuest. Я не вижу ничего общего между развлечением и суицидом. Это же развлечение. Скажите, книги опасны? Телешоу опасны? Полагаю, нет. Людям следует взять на себя ответственность и признаться: «Ну, послушайте, хватит уже. Перестаньте». Это же просто игра». Однако после этого случая Смидли настаивает, чтобы в EverQuest появились часы, сообщающие, сколько времени человек провел в игре.

Оправившись от происшедшего, Лиз требует, чтобы SOE поместила на коробку с MMORPG предупреждение о том, что она вызывает привыкание, и создает сайт, где помогает другим избавиться от пагубной страсти к онлайновым играм. Так люди начинают умирать за MMORPG.

июль

Такая корова нужна самому

Тоби Гард, больше известный как папа Лары Крофт, признается, что никогда в жизни не представлял свою героиню силиконовой куклой неестественных пропорций. Изначально Лара была вполне нормально скроенной девушкой, но потом художники Core Design (видевшие настоящих женщин только в ранних фильмах Памелы Андерсон) пририсовали Ларе грудь пятого размера и продолжили увеличивать ее с выходом каждой новой части. Это, по словам Гарда, и стало одной из причин его ухода из компании несколько лет назад: доить Лару Крофт за молочные железы кажется разработчику слишком простым применением его таланта.

май

Спирс на выброс

Счастливое издательство THQ подписывает с Бритни Спирс многолетний эксклюзивный контракт на игры с ее участием, даже не подозревая, что совсем скоро юная поп-принцесса превратится в зо... То есть выйдет замуж, разведется, снова выйдет замуж, родит двоих детей, разведется, побреется наголо, сопьется, растолстеет и, в общем, по всем критериям перестанет быть пределом мечтаний подростков.

И хотя после клиник и загулов Бритни все-таки умудряется взять себя в руки и записывать успешные альбомы, игра с ее участием выходит только одна — Britney Dance Beat. Она же оказывается одним из немногих танцевальных симуляторов на PC.

ноябрь

Они болели за FIFA

Самая первая часть Pro Evolution Soccer только-только появляется в магазинах, а Французская футбольная ассоциация уже подает на Konami в суд — за использование в PES логотипов, формы, имен и фотографий игроков французской национальной сборной. Разбирательство длится два с половиной года (что не мешает Konami выпускать новые версии PES) и заканчивается полным разгромом футбольной ассоциации.

2002

DOOMать надо

Ранняя и совершенно неиграбельная альфа-версия Doom 3, главного после Duke Nukem Forever долгостроя пятилетки, утекает в Сеть. Джон Кармак в бешенстве и обвиняет в утечке производителя графических карт ATI, которому версия игры была отдана на тестирование. ATI в ответ увольняет одного из своих сотрудников, предположительно, ответственного за утечку, но отношения id Software и ATI портятся навсегда; в результате Doom 3 оптимизируют под графические карты NVIDIA.

Тем временем российские пираты продают альфу Doom 3 размером 380 Мб в джевел-боксах по шестьдесят рублей за штуку, а особо наглые даже выдают ее за полную версию долгожданного хита. И хотя Кармак настойчиво призывает игроков держаться от пиратки подальше и ни в коем случае не оценивать качество игры по далекому от завершения куску кода — люди, которым не терпится убедиться в крутизне своих свежеприобретенных GeForce, все равно покупают, оценивают, убеждаются, что тормозит, и машут рукой.

сентябрь

Мой папа был турецкоподданный

Пиарщики доживающего последние дни издательства Acclaim Entertainment, продвигающего шутер Turok: Evolution, окончательно теряют связь с реальностью и предлагают $10 тысяч первой же семейной паре, которая отважится назвать своего ребенка именем Турок — в честь главного героя игры.

октябрь

День жестянщика

Acclaim Entertainment вызывается оплатить все штрафы, выписанные полицией Лондона в день релиза игры Burnout 2: Point of Impact, посвященной как раз грубому нарушению ПДД. Лондонская полиция и мэр города мешают Acclaim устроить настоящий Burnout на улицах британской столицы, а спустя некоторое время выясняется, что и Турок, и штрафы были всего лишь грамотными пиар-ходами.

ноябрь

Грузинский вопрос

На Xbox выходит игра Tom Clancy’s Splinter Cell, в которой все хорошо, кроме бредового сценария. Сюжет, придуманный известным американским писателем Томом Клэнси, рассказывает о том, как пришедший к власти в результате переворота новый грузинский президент Комбайн Николадзе, заручившись поддержкой неназванных международных террористов, китайских военных и русской мафии, решает напасть на США. Но бредовым этот сценарий кажется только на момент выхода игры: спустя год в Грузии на самом деле происходит государственный переворот и к власти приходит Михаил Саакашвили, который якобы при содействии США в августе 2008-го нападает на Россию.

2003

Всех не перестреляешь

Проходит год с релиза Grand Theft Auto: Vice City, как вдруг американские мигранты из числа гаитян и кубинцев замечают, что их соотечественников в игре убивают часто и намеренно, произнося при этом фразы вроде «Убить всех гаитян!», — а это, по их мнению, тянет на геноцид. Что до кубинцев, то они в игре вообще изображены настоящими клоунами с большими усами и куриными мозгами, которые вечно воюют с гаитянами за власть на районе. И это не считая того, что представители обеих национальностей в мире игры — что-то вроде уличных гопников, которые недобро косятся на бледнолицего Томми Версетти, вступают с ним в уличные перепалки, но в серьезных делах никогда не участвуют, промышляя мелкооптовой торговлей наркотиками.

Rockstar Games, уже привыкшая, что каждая игра серии GTA притягивает к себе особое внимание, выпускает пресс-релиз, в котором сообщает, что понимает озабоченность гаитян проблемой геноцида, но считает при этом, что те, мягко говоря, раздувают из мухи слона.

Однако гаитянская община продолжает утверждать, что убивать гаитян ради развлечения — это мерзко, и никто не знает, что может случиться, попади такая игра в руки какого-нибудь сумасшедшего, который примет ее за руководство к действию. В результате под давлением общественности, в том числе мэра Нью-Йорка, грозящего «сделать все, что только можно», разработчики соглашаются вырезать злосчастные строчки диалогов, оскорбляющие гаитян, и в 2004 году выходит новая, цензурированная версия GTA: Vice City.

май

Делиться надо!

Некий программист Марк Галлахер требует с Rockstar North £1,5 млн за идею Grand Theft Auto. В суде Галлахер заявляет, что в 1993 году он написал игру про приключения уличных бандитов, назвал ее Crime Inc. и, пытаясь устроиться на работу в Rockstar, показал представителям студии. Носитель с игрой у него забрали, но на работу так и не приняли... а спустя некоторое время в магазинах появилась GTA.

Rockstar на все это делает круглые глаза и заявляет, что ни о каком Галлахере слыхом не слыхивала.

август

Джоли отжали

Продюсеры второго (и худшего) фильма про Лару Крофт, «ЛараКрофт: Расхитительница гробниц 2. Колыбель жизни», ужасно недовольны разработчиками шестой (и худшей) игры про Лару Крофт, Tomb Raider: The Angel of Darkness. Корпорация Paramount Pictures обвиняет игровое издательство Eidos и студию Core Design в том, что плохо сделанная игра негативно влияет на старт фильма в прокате: дескать, игроки, расстроенные удручающим качеством игры, решили на фильм не ходить. А поскольку именно игроки — его целевая аудитория, то больше на фильм не пошел никто. И президенту отдела распространения Paramount остается только бранно ругаться и утверждать, что проблема ни в коем случае не в самом фильме (в конце концов, там же есть Анжелина Джоли!).

Зная даты выхода обоих проектов, можно констатировать только одно: в Eidos облажались первыми.

2004

Дельтонская резня

В американском городке Дельтона четверо молодых парней наперевес с бейсбольными и алюминиевыми битами вламываются в чужой дом и хладнокровно забивают там шестерых человек.

В ходе следствия выясняется, что таким образом восстанавливалась справедливость: нападающие были уверены, что жертвы обокрали их приятеля, Троя Викторино, помимо прочего недосчитавшегося одной важной вещи — консоли Xbox. Как только эта деталь становится известна прессе, кровавая, но в общем-то типичная для Америки история получает невероятную огласку.

Пойманных по горячим следам нападавших заключают под стражу, но вести суд в Дельтоне не могут — шумиха такая, что дело переводят в другой город штата. Разбирательства идут два года, и каждый день выясняются все новые подробности: за неделю до убийства одного из нападавших видели стреляющим из ружья по машине; за два дня до убийства подельники, стоя в магазине, размышляли, как им поступить с жертвами: просто проломить череп или помучить, заталкивая бейсбольную биту в горло; преступление было совершено под впечатлением от криминальной драмы «Уондерленд»; Трой Викторино уже однажды нападал на человека, но был отпущен под залог; «для дела» с местных детей было собрано 15 бейсбольных бит... «А началось все с Xbox!» — каждый раз подытоживают авторы заметок.

В августе 2006-го судья наконец оглашает приговор: двоих нападавших приговаривают к смертной казни, двоих — к пожизненному заключению без возможности амнистии. В прессе инцидент называют «Дельтонской резней», за глаза — «Резней на почве «Иксбокса».

февраль

Поплачь о нем, пока он живой

В офис Crytek, разработчика Far Cry, с криками «Хенде хох!» врываются немецкие полицаи, устраивают обыск и якобы выясняют, что компания использует некоторые программы без лицензии. Позже оказывается, что полиция пришла по наводке бывшего сотрудника Crytek. Слухи, что компанию ждут большие штрафы и инцидент повлияет на дату выхода Far Cry, подтверждения не находят.

март

СтраньФорс

Пользователь Кристофер Спенс инициирует групповой иск на $5 млн к издательству Ubisoft за то, что оно использует в своих играх систему защиты от незаконного копирования StarForce, которая вредит компьютеру и лишает людей законного права иметь резервную копию купленной ими игры. Представитель российской компании Protection Technology, создателя StarForce, заявляет, что иск «несомненно, проспонсирован конкурентами и криминальными группировками, которые делают деньги на пиратской продукции». Игроки держат кулачки и жалеют, что Спенс судится с Ubisoft, а не с разработчиками самой системы защиты.

июнь

Все на борьбу с половой безграмотностью

В Китае создается ассоциация China Youth Network, цель которой — следить за сексуальным здоровьем молодежи: рассказывать о ВИЧ-инфекциях и нежелательной беременности, половой дискриминации, насилии и т.д. Помимо прочего представители ассоциации в большом количестве цензурируют видеоигры, и спустя пару месяцев China Youth Network становится главным ньюсмейкером зарубежных игровых сайтов.

октябрь

Рыцари-стиратели

В продаже появляется стратегия Knights of Honor, которая при установке на компьютер удаляет с жесткого диска эмуляторы CD-приводов вроде Daemon Tools. Во время инсталляции игра проверяет, нет ли в системе библиотек, обеспечивающих функционирование эмуляторов, находит их и просит пользователя снять с определенных файлов защиту от копирования. Игрок ее снимает — и эмулятор отправляется в мусорную корзину.

На форумах поднимается гвалт, но разработчики отпираются, что виноваты во всем создатели эмуляторов: мол, видят они на горизонте безобидную игру Knights of Honor — и сами деинсталлируются. Тут уже не выдерживают разработчики эмуляторов, и вскоре создателям игры приходится признать: ну да, была ошибочка, исправим ближайшим же патчем.

ноябрь

А ручки-то — вот они!

Marvel, американский издатель комиксов, подает в суд на корпорацию NCsoft, создавшую MMORPG City of Heroes. Предмет спора — внутриигровой редактор персонажей, который якобы позволяет создавать героев, как две капли воды похожих на звезд некоторых комиксов.

NCsoft все отрицает, истец напирает, и тут выясняется, что некоторые из спорных персонажей созданы сотрудниками самой Marvel. После этого шумиха вокруг дела быстро сходит на нет, и через год стороны приходят к заключению, что менять в редакторе персонажей все-таки ничего не надо.

Еще через год Marvel поручает Cryptic Studios, создателю City of Heroes, разработку собственной MMORPG Marvel Universe Online, однако до релиза игра не доживает.

декабрь

Ей было лишь семнадцать

Молодая американка подает в суд на Microsoft, Sony Computer Entertainment, Topheavy Studios и Gathering of Developers, обвиняя компании в том, что, выпустив игру The Guy Game, они сломали ей жизнь.

The Guy Game — это викторина, где за правильные ответы игроку показывают пышнотелую барышню, которая развязывает бретельки купальника, снимает его... ну и так далее. Одной из этих раздевающихся барышень и оказывается наша героиня. В исковом заявлении она сообщает, что на момент съемок ей было 17 лет, что игровые компании ее злостно обманули, что она вообще-то «собирается поступить в колледж, сделать карьеру, завоевать авторитет среди сверстников и ходить в церковь», — но после того, как все видели ее нагишом в The Guy Game, на этих планах можно ставить крест. Судья соглашается с истицей и предписывает вырезать из игры любые упоминания о несовершеннолетней модели. Некоторое время копии оригинальной игры гуляют на eBay и пользуются неплохим спросом у коллекционеров, но вскоре их изымают из продажи и там.

2005

Кофе на брюках

В видеоигре Grand Theft Auto: San Andreas, разработанной Rockstar North и получившей рейтинг «M» (для граждан от 17 и старше), обнаруживаются сцены, которые обычно вгоняют в краску людей и на десять лет взрослее.

Есть сюжет, есть главный герой Карл, есть шестеро его подружек. По сюжету Карл может флиртовать с ними — и при удачном стечении обстоятельств девушки приглашают его в гости «на кофе». Карл, естественно, соглашается и заходит в дом, а камера, ритмично покачиваясь, остается висеть в дверях. Игроку ничего не видно, но отчетливо слышны недвусмысленные вздохи, и в том, что Карл сегодня — большой счастливчик, сомневаться не приходится.

Через год после выхода San Andreas становится известно о существовании мода, добавляющего в GTA мини-игру. Все то же самое: сюжет, Карл, шесть девушек, «зайди на чашечку кофе», «ну конечно!»... Только теперь камера не остается в дверях — и игрок становится главным действующим лицом пикантной сцены.

Скандал вокруг и без того многострадальной San Andreas разгорается с новой силой. Rockstar North отпирается: не было таких сцен в оригинальной игре, не было, не было, не было! Создатель мода пожимает плечами: да я переставил там пару строчек кода — и вот оно как получилось. Дело доходит до сената, напротив офиса Rockstar устраиваются демонстрации, борец с видеоиграми юрист Джек Томпсон победно потрясает кулаками — и американская рейтинговая ассоциация выдает GTA шилдик «Только для взрослых». Grand Theft Auto: San Andreas становится единственной в США повсеместно продаваемой игрой с наклейкой «18+». Вскоре, правда, Rockstar вырезает из кода все упоминания о злосчастном кофе, и GTA возвращают первоначальный рейтинг.

январь

Красным клином бей игры

Правительство Китайской Народной Республики всерьез берется за игры: в стране запрещены пятьдесят видеоигр. Двадцать шесть полагается изъять из магазинов потому, что они издаются нелегально, а еще двадцать четыре — в том числе шутеры Vietcong: Fist Alpha и Devastation — за то, что содержат неугодные режиму сцены.

март

Достань звезду

ФБР и «Интерпол» заканчивают международную антипиратскую операцию Operation FastLink, по итогам которой были вычислены и пойманы члены нескольких хакерских группировок, взламывавших и копировавших видеоигры. На скамье подсудимых помимо прочих оказывается Сет Клейнберг — выпускающий редактор онлайнового журнала Game Over Online (www.game-over.com). Сет признается, что действительно сливал исходники видеоигр на сторону, и получает самый строгий среди всех подсудимых приговор — десять лет за решеткой.

июль

Ничего такого нет

Уже известный в узких кругах юрист Джек Томпсон публикует открытое письмо, в адресаты которого попадает даже Хиллари Клинтон. В бумаге сообщается, что в игре The Sims 2, рекомендуемой детям и домохозяйкам от тринадцати лет, присутствуют чуть ли не элементы порнографии.

Естественно, речь идет о пользовательских модификациях, некоторые из которых убирают с фигурок виртуальных человечков муар и «приделывают» им гениталии. Томпсон негодует и требует крови. Издатель игры парирует, что разработчики не могут отвечать за моды, созданные игроками, — как и редакция газеты, например, не несет ответственности за неприличные картинки, нарисованные читателями на полях. «Симы — что Барби, — говорят разработчики. — Под одеждой у них ничего «такого» нет». Однако команду, позволяющую убирать с причинных мест муар, удаляют из игры в следующем же дополнении — тихо и без объяснения причин.

сентябрь

Цельнометаллическая оболочка

Датская компания Glud and Marstrand (G&M) обвиняет Microsoft в том, что корпорация разгласила сторонней фирме секрет производства металлических DVD-боксов. Сообщается, что в 2002 году Microsoft обратилась к G&M и заявила, что собирается издавать подарочное издание Halo 2 в специальной металлической коробке. Стороны обсудили предложение, представители G&M поделились с заказчиком некими ноу-хау, но договор так и не был заключен. А теперь на прилавках появляется эта самая Halo 2 в этом самом металлическом кейсе, да только произведен он третьей компанией, Viva, которая якобы использовала технологии G&M.

Дело, по всей видимости, заминают, но Glud and Marstrand с ее нелепой претензией еще долго вспоминают на игровых форумах.

Страсти по Sony

Sony выпускает в честь десятилетия PlayStation гениальный постер: на черном фоне красуется лицо молодого итальянца в терновом венке, шипы которого изогнуты в форме фирменных кружков, треугольников, крестиков и квадратов. «Десять лет страсти» — гласит латинская фраза под фотографией. Все понимают: это прозрачный намек на киноленту «Страсти Христовы», выпущенную Мелом Гибсоном годом ранее. Официальный Ватикан называет рекламу непочтительной и с неудовольствием заявляет, что «теперь дети будут думать, будто муки Христа — это игра такая».

ноябрь

Нью-йоркская полиция против истинного криминала

Комиссар полиции Нью-Йорка публично заявляет, что видеоигра True Crime: New York City порочит облик американского полицейского, так как виртуальные копы не гнушаются противозаконных методов и зачастую ведут себя как настоящие преступники. Консультировавший разработчиков отставной детектив Билл Кларк отвечает на это, что True Crime — все-таки игра, а не учебное видео, и руководству полиции он посоветовал бы задуматься о повышении зарплат офицеров, а не о компьютерных играх. Однако комиссар все-таки добивается, чтобы к каждому диску приложили вкладыш с информацией, что полиция города Нью-Йорка никакого отношения к игре не имела, не имеет и иметь не будет.

ноябрь

Не играл, но осуждаю

Консольный шутер Tom Clancy's Ghost Recon 2, повествующий о разразившемся в 2011 году на территории Северной и Южной Кореи конфликте, запрещают продавать в самой Южной Корее. Разработчики уверяют, что созданный ими сценарий не имеет к реальной жизни никакого отношения — «просто они пытались придумать для игры наиболее убедительный сюжет», но это не помогает. В Северной Корее игра не запрещена, но усиленно осуждается правительством.

декабрь

Сидеть не пересидеть

Россиянин Валентин Киселев, владелец неофициального сервера игры Ragnarok Online, признан виновным в незаконном использовании объектов авторского права. Процесс вызывает в Сети волну возмущения: официальный и пиратский клиенты сличали с помощью Total Commander, UltraCompare и Microsoft Excel, а в суде оперировали фразами вроде «на сайте выложена игра». Тем не менее судья назначает наказание в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком в пять лет, аргументы Киселева слушать не желает и впоследствии в пересмотре дела отказывает.

2006

Космические (анти) пираты

Первого января техноблог Boing Boing сообщает, что система защиты от копирования StarForce, используемая многими игровыми издателями, ведет себя как вредоносное программное обеспечение, притормаживая работу жесткого диска и понижая производительность операционной системы. Через месяц автор заметки получает от Protection Technology, создателя StarForce, письмо, в котором разработчики угрожают подать на него в суд, утверждают, что уже связались с ФБР, и заявляют, что текст «полон оскорблений, лживых обвинений и слухов». Расследование, подобное боингбоинговскому, проводит новостной сайт CNET — и получает такое же письмо.

Через два месяца сотрудник Protection Technology публикует ссылку на список торрент-раздач игры Galactic Civilizations 2, выпущенной игровым издателем StarDock безо всякой системы защиты. Таким образом в Protection Technology, вероятно, хотят продемонстрировать, к чему может привести нежелание защищать свои игры, однако этот поступок вызывает такую волну интернет-ненависти, что компании приходится извиняться.

Еще через месяц Futuremark, известный производитель бенчмарков, проводит собственный тест StarForce. Тест доказывает, что система получает наивысший уровень доступа к ресурсам компьютера и работает все время, даже когда защищаемая игра не запущена. Более того, некоторые действия пользователя StarForce принимает за попытку копирования защищенного ПО и немедленно и без предупреждения перезагружает компьютер, не давая правильно завершить работу программ или хотя бы сохраниться.

Игровые ресурсы тут же вспоминают про коллективный иск Кристофера Спенса, поданный к Ubisoft два года назад. Представители Protection Technology на все проявления недовольства ограничиваются, по местной традиции, грубыми и циничными отписками. Снежный ком массового раздражения и недовольства уже не остановить, и все уважающие себя издатели отказываются от использования StarForce, переходя на SecuROM производства Sony. Довольно скоро, впрочем, выясняется, что она не намного гуманнее и даже заимствует у StarForce некоторые алгоритмы защиты.

январь

А секс-индустрия против

Профсоюз работников сексуальной индустрии США выступает против игры GTA: San Andreas. Организация публикует заявление, в котором особо подчеркивается, что хотя члены профсоюза всегда были против любой формы цензуры, но им, как и любым другим нормальным родителям, не хотелось бы, чтобы их дети играли в столь жестокие игры. В частности, работникам секс-индустрии не нравится, что в GTA: San Andreas можно убивать и грабить проституток (ну и многих других персонажей). Члены профсоюза полагают, что игра, в которой человеку позволяют грубо обращаться с женщинами древнейшей профессии, формирует определенный стереотип поведения, поэтому ее стоит запретить и снять с прилавков.

февраль

Их осталось всего 399

В автомобильную аварию попадает Стефан Эриксон, основатель и один из директоров компании Gizmondo, выпустившей самую плохо продаваемую портативную консоль на свете (удалось продать меньше 25 тысяч экземпляров).

Выясняется, что Эриксон, ранее уличенный в связях со шведской мафией, в нетрезвом виде влетел в телефонный столб на скорости под триста километров в час. Машина — одна из четырехсот выпущенных Ferrari Enzo стоимостью в миллион долларов — просто развалилась на части и восстановлению уже не подлежит, но сам Эриксон остался жив.

Узнав об аварии, президент американского клуба владельцев «Феррари» Крис Баннинг скажет: «Он уничтожил одну из лучших машин на земле, возможно — даже лучшую. Это все равно что взять и сжечь картину Ван-Гога».

март

В GTA поводите

Пассажиры автобуса в английском графстве Ланкашир жалуются, что один из водителей играет в Grand Theft Auto: Liberty City Stories на PSP, причем не только на остановках, но и в процессе езды — то есть тогда, когда должен следить исключительно за дорогой. Местные власти изучают записи камер наблюдения, убеждаются, что это чистая правда, и немедленно увольняют бедолагу. Полиция состава уголовного преступления не находит, но очевидно, что водить автобус наш герой теперь сможет только в GTA.

май

Почувствуй свою исключительность

Кен Кутараги, президент Sony Computer Entertainment, защищает высокую цену на PlayStation 3. По его словам, консоль, стоящая $500, и так вообще-то «слишком дешевая»: «Разве не глупо сравнивать счет за ужин в шикарном ресторане и в кафетерии? Вопрос в том, что вы получаете за эти деньги и что вы можете делать с консолью. Если вы можете получить от нее удивительные ощущения, то и цена не должна быть проблемой». Все согласно кивают, а про себя думают: «Все так, господин президент, только вот хороших игр бы там было побольше».

июль

Воин по имени Роджер

Голливудский актер Роджер Хилл требует с игрового издательства Take-Two $250 млн за то, что оно использует в своей новой игре The Warriors четыре слова, произнесенных Роджером двадцать с лишним лет назад.

The Warriors основана на культовом фильме «Воины» 1979 года, где Хилл играл главаря могучей банды по имени Сайрус. Нам с вами этого не понять, но американцам так запала в память неоднократно произнесенная Сайрусом фраза «Can you dig it?», что выпустить одноименную игру и не вставить туда эти слова было бы натуральным свинством.

Роджер утверждает, что представители Take-Two пытались получить у него разрешение — но остались с носом. А теперь вот выясняется, что в The Warriors есть не только его герой Сайрус, но и его, Хилла, голос. Take-Two особенно не беспокоится и говорит, что с авторскими правами у нее чисто и комар носа не подточит.

август

Горячая Крофт

Сингапурская компания Ozura Mobile издает игру Lava Kroft — про двадцатишестилетнюю грудастую дамочку, которая страстно обожает опасности, сокровища и красавцев-мужчин. Главную героиню мобильной аркады зовут Лава Крофт — и не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что от Лары Крофт из Tomb Raider ее отличает всего одна буква. Юристы Eidos следят за происходящим голодными глазами и точат ножи.

сентябрь

Все за одного

Из NCsoft увольняют главу одного из проектов с мотивировкой «неспособность наладить нормальные отношения в коллективе». Вместе с ним уходят еще 90 человек, а через полгода оставшиеся продают конкурентам исходники кода инновационной MMORPG Lineage 3.

декабрь

Кратосу под стать

На сайте Gametrailers.com появляется видеоинтервью с Дэвидом Джаффе, создателем God of War и Twisted Metal. Разработчик рассказывает о будущем своих игр, о планах сделать третью часть GoW и еще одну неназванную игру. Все стандартно за исключением одной меленькой детали — Дэвид явно под мухой, направо и налево бросается словом «f***» и в конце концов признается, что он далеко не лучший геймдизайнер и отлично знает это. Несмотря на то, что из всех крупных компаний Sony склонна к подобному эпатажу больше всех, через несколько дней видео все-таки удаляют — видимо, даже в Sony посчитали, что это чересчур.

2007

За козла ответили

Британский журнал Official PlayStation Magazine сообщает, что в марте в Греции на вечеринке, посвященной выходу God of War 2, устроили самую настоящую вакханалию.

Издание рассказывает, что присутствующим предлагали попробовать горячие внутренности свежезабитого козла, давали поиграть с живыми змеями и кормили виноградом из рук полуобнаженных девушек. Представители Sony отпираются, что мероприятие проходило пристойно, козел был, но — мертвый (и уже давно), а журналисты Official PlayStation Magazine на ивенте и не появлялись, статью же написали по слухам и анонсу на пригласительном билете.

Тем не менее материал о премьере появляется в британском таблоиде Daily Mail и провоцирует нешуточную шумиху. Профильные журналисты считают, что это все просто пиар-акция, хорошо спланированная Sony, ведь такой игре, как God of War 2, подобный скандал только на руку.

апрель

Никому не верь

Первого апреля в Сети появляются текстуры из S.T.A.L.K.E.R., подозрительно похожие на исходники Doom 3 и Half-Life 2. Назревает жесткое разбирательство, но через два дня оказывается, что Valve, GSC и idSoftware просто купили графику у одной и той же компании — Marlin Studios.

Как украсть миллиард

Похищены и проданы неназванной компании исходники кода MMORPG Lineage 3. NСsoft оценивает убытки в $1 млрд. Контора, купившая информацию, не найдена до сих пор, да и сама третья «Линейка» по-прежнему всего лишь слух, но есть мнение, что у онлайновой некстген-игры TERA Online ноги растут как раз из Lineage 3.

май

До фиолетовых дракончиков

Мальчик из Нью-Йорка заигрывается в Spyro: Enter the Dragonfly до эпилептического припадка, и его мама подает в суд на Vivendi, Sierra, Sony и магазин, где игра была взята напрокат, жалуясь, что диск не был укомплектован руководством пользователя. Sony решает не доводить дело до суда и покорно просит назвать сумму отступных, чтобы решить дело миром.

май

Мертвые негры — тоже люди

Konami публикует трейлер к грядущей Resident Evil 5, в котором показано, как белый герой убивает черных зомби, — и тут же получает обвинение в расизме. На логичный аргумент, что зомби уже не очень люди, американские правозащитники возражают, что «даже нормальные жители деревни выглядят как зомби», и поясняют, что таким образом Konami указывает на зараженность всей чернокожей расы. Борцы за права черных женщин поддакивают: разрешать детям в роли белого человека убивать негров, даже замаскированных под зомби, — верный способ вырастить из них фашистов.

Игроки устало зажимают уши и резонно указывают на то, что в серии уже на протяжении многих лет безнаказанно расстреливают белых мертвецов и никто против этого не возражает.

июнь

Бог простит

На одном из уровней PS3-экшена Resistance: Fall of Man герой крушит солдат химеры в Манчестерском соборе. Англиканская церковь грозится подать в суд, но Sony отпирается, что действие имеет место в альтернативной реальности и ничьих чувств не оскорбляет.

июль

И своего трэша хватает

Manhunt 2, хоррор про секретные опыты над психбольными, отказываются издавать на своих платформах Sony и Nintendo; игра полностью запрещена в четырех странах. В США и Великобритании собирают петиции в защиту Manhunt 2 и против запрета на видеоигры.

август

Сборная наемных убийц

Выходит игра All-Pro Football 2K8, где капитаном футбольной команды «Наемные убийцы» становится игрок по имени О. Джей Симпсон. Кто-то вспоминает, что так звали печально знаменитого в девяностых футболиста, зарезавшего свою жену и ее любовника. В ответ на все ахи и вздохи разработчики говорят, что это случайное совпадение.

сентябрь

EA переписывает историю

Игровое издательство Electronic Arts ловят на том, что оно правит статьи в «Википедии»: например, вырезает информацию о плохих условиях работы и ушедших из корпорации топ-менеджерах. ЕА не только соглашается с тем, что активно переписывает онлайновую энциклопедию, но и утверждает, что это «обычное дело для многих компаний».

сентябрь

Дай пять

Самый большой иск в области охраны авторских прав в Китае: компания Founder Electronics обвиняет Blizzard в незаконном использовании пяти своих шрифтов и требует компенсации в $13,1 млн.

сентябрь

Porn of Warcraft

Blizzard блокирует аккаунт актрисы Мии Роуз за порнопародию на World of Warcraft, где та сыграла обнаженную эльфийку. Комьюнити кричит, что действия администрации неправомерны, и аккаунт возвращают владельцу, однако играть за своего старого персонажа Миа уже не может: стоит ей появиться в Сети, как к ней тут же клеятся другие игроки.

октябрь

Джек Томпсон атакует

Пятнадцатилетний сын скандально известного юриста Джека Томпсона без проблем покупает в розничном магазине BioShock, который можно продавать только лицам старше 17 лет. Джек Томпсон торжествует и вновь требует запретить жестокие видеоигры.

октябрь

Делись добром с миром

Пока британские цензоры продолжают бойкотировать Manhunt 2 и обвинять Rockstar в намеренном смаковании садистских убийств, в Сеть утекает исходная, нецензурированная версия игры, которую может скачать и установить любой обладатель чипованной PS2. Игроки по всему миру так и делают.

ноябрь

Вечная память

Rockstar забывает указать в титрах Manhunt 2 имена 55 своих сотрудников. Это провоцирует очередной скандал, и на Game Developers Conference 2008 выносится вопрос о стандартизации игровых титров.

декабрь

Как адвокат, советую вам заткнуться

Коллегия адвокатов штата Флорида грозится лишить Джека Томпсона адвокатской лицензии за «неоднократные нарушения профессиональной этики». Томпсон в ответ заваливает суд встречными исками, обвиняя во всех тяжких и коллегию адвокатов, и блог GamePolitics, и Entertainment Consumers Association, и Microsoft, и торговую сеть BestBuy.

декабрь

Вперед батьки не суйся

Исполнительный директор Game Developers Conference заявляет, что компания Gameland, организующая конференцию GDC Russia, проводит мероприятие самовольно и без ведома центрального офиса. Российскую конференцию быстро переименовывают в Gameland Developers Conference, и инцидент заминают.

2008

Ричард Гэрриот: вот и все

Разработанная отцом онлайновых игр Ричардом Гэрриотом и запущенная в ноябре 2007-го MMORPG Richard Garriott's Tabula Rasa стартует довольно вяло. В США и Европе открыто всего четыре сервера, из них только один заселен более-менее густо, и акции NCsoft за полтора месяца падают в цене в полтора раза.

Destination Games, ответственная за разработку игры студия Ричарда Гэрриота, старается наполнить Tabula Rasa контентом и как-то разнообразить геймплей, однако сам Гэрриот в поддержке игры почти не участвует: за два месяца до релиза он объявил, что в конце 2008-го отправится в космос, и теперь готовится к полету. Большую часть 2008 года Гэрриот проводит на тренировках и обследованиях. Сколько времени он уделяет основной работе, не известно, однако на всех его костюмах красуются логотипы NCsoft и Tabula Rasa, и очевидно, что полет Генерала Гэрриота на околоземную орбиту привлекает к игре дополнительное внимание. Кроме того, NCsoft проводит оригинальный ивент «Операция «Бессмертие», в ходе которого отбираются игроки, чьи ДНК Гэрриот в специальной капсуле доставляет на орбиту, — на случай, если на Земле случится какая-то катастрофа и придется возрождать человека как биологический вид.

В октябре NCsoft объединяет несколько своих студий на северо-западе США, чтобы «упростить коммуникации и сконцентрироваться на создании игр ААА-класса». Злые языки поговаривают, что издатель таким образом пытается прибрать к рукам Destination Games Гэрриота, который давно уже ассоциируется у людей не с играми, а с космосом и всякими ирреальными штучками. Сам Гэрриот находится на космической станции с 14 по 24 октября и становится шестым космическим туристом и вторым потомственным космонавтом (отец Ричарда, Оуэн Гэрриот, летал в космос в 1973 году).

Две недели Гэрриот отдыхает от экспедиции и недоступен для интервью, а 11 ноября неожиданно обращается к комьюнити с речью: он пересмотрел свои жизненные ценности, обзавелся новыми интересами и уходит из игр — вообще. 23 ноября NCsoft переименовывает Richard Garriott's Tabula Rasa в Tabula Rasa и сообщает, что 28 февраля 2010-го игра будет закрыта. В конце зимы серверы в самом деле отключают.

Вскоре выясняется, что Ричарда Гэрриота из NCsoft просто попросили, он, чтобы не раздувать скандал, вынужден был продать акции NCsoft по бросовой цене — и теперь требует компенсации. Стороны отправляются в суд, который в июле 2010-го присуждает знаменитому разработчику $28 млн. Он «крайне удовлетворен», но NCsoft собирается обжаловать решение суда.

«Новые интересы» занимают Гэрриота недолго: уже в феврале 2010-го он основывает студию Portalarium для разработки «игр премиум-класса для социальных сетей». Первой такой игрой становится Sweet @$! Poker, симулятор покера для Facebook, однако в интервью Гэрриот не отрицает, что когда-нибудь, возможно, сделает новую Ultima Online — «хотя бы концептуально».

январь

Намерения и поступки

В пылу сражения в Call of Duty 4 американский подросток обещает устроить стрельбу в школе. Местные власти вылавливают «террориста» с помощью Microsoft и интернет-провайдера и грозят ему штрафом в $5 млн и годом тюрьмы.

февраль

Играйте в футбол, танцуйте ламбаду

Бразильские власти запрещают Counter-Strike и EverQuest, мотивируя это тем, что игры «подстрекают к нарушению порядка, подрывают законы и демократические устои общества, угрожают национальной безопасности». Магазинам надлежит избавиться от антигосударственных игр, а гражданам — удалить их с компьютеров или заплатить штраф в $3000.

февраль

Карл у Клары украл кораллы...

Бета-версия Assassin's Creed утекает в Сеть, откуда ее скачивают 700 тысяч раз. Ubisoft проводит расследование и выясняет, что дистрибутив ушел с завода, тиражирующего диски; в доме одного из сотрудников проводят обыск и находят болванку с игрой. Ubisoft требует компенсации в $10 млн.

март

...а Клара у Карла украла кларнет

Вслед за англоязычным билдом Assassin's Creed в интернете появляется русскоязычная версия игры. Российский издатель, «Акелла», ее использовать не советует — мол, содержит критические ошибки.

март

Я был душой дурного общества

Британская ассоциация учителей призывает продавцов бойкотировать специальное издание Bully: Scholarship Edition: «В то время как жестокость в школах растет, выпускать игры, поощряющие такое, — в высшей степени безответственно».

апрель

Они не пройдут

C опозданием в полгода британское правительство запрещает рекламу экшена Kane & Lynch: Dead Men — и телевизионную, и журнальную, и даже уличную — с формулировкой «насилие» и списком нарушений из 26 пунктов.

апрель

Как мать говорю и как женщина

Решив, что законодательными мерами ему ничего не добиться, поборник нравственности Джек Томпсон пишет письмо матери Штрауса Зельника, председателя совета директоров корпорации Take-Two, издающей GTA 4: «Миссис Зельник, а вы в курсе, что ваш сын — подонок, развращающий детей?»

май

Не обманешь — не продашь

Age of Conan, самая брутальная MMORPG всех времен, выходит в коробке с заветным шилдиком «DirectX 10». Через несколько дней после начала продаж выясняется, что поддержки новой технологии в игре нет.

июнь

BioWare против старья

Mass Effect на Windows XP вылетает через десять минут после вступительного ролика — у всех. Форумы наполняются стонами и многочисленными руководствами по запуску и установке. Патч, устраняющий основные ошибки, выпускают только через несколько недель.

июнь

В своем глазу полена не видит

Джек Томпсон появляется на слушании своего дела о лишении адвокатской лицензии и, даже не дождавшись, пока закончат читать обвинения, разворачивается и уходит, сообщив судье, что у нее недостаточно полномочий для рассмотрения такого серьезного вопроса. Все сходятся на том, что теперь лишение лицензии — вопрос только времени.

июнь

В Японии все по-другому

Свежевыпущенная Wii Fit собирает данные о физическом состоянии десятилетней девочки, анализирует их и сообщает, что она толстая. «Плавает, танцует, крепко сбитая и совсем не жирная!» — негодует ее отец. Nintendo реагирует незамедлительно: расшаркивается и заявляет, что программа для взрослых, еще не обкатанная и требует доработки.

июнь

Всего лишь детские отмазки

Atari обвиняет сразу несколько игровых сайтов в том, что они опубликовали рецензии на Alone in the Dark за несколько дней до официального релиза игры, а значит, оценивали ее по пиратской версии. Статьи на время снимаются, но после релиза вывешиваются снова — и не с самыми приятными оценками.

июнь

Воспитание по-австралийски

Австралийская рейтинговая организация отказывается оценивать Fallout 3 из-за присутствия в игре наркотиков (а игра без рейтинга в стране кенгуру продаваться не может). Bethesda на это отвечает, что игра политкорректна до невозможности: в отличие от первых двух частей, там даже детей убивать нельзя.

август

Нико плохому научит

В США двое подростков взрывают несколько машин с помощью «коктейля Молотова», а в Таиланде парень убивает таксиста ножом и угоняет его машину. Оба происшествия связывают с пагубным влиянием GTA 4, и тайские, сингапурские, испанские и малазийские дистрибьюторы намереваются изъять игру из магазинов.

сентябрь

Второй раз на те же грабли

«S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо» повторяет судьбу РС-версии Mass Effect — вылетает в Windows, не сохраняется, виснет. GSC выпускает первый патч уже через день, второй — еще через неделю. Основные проблемы они решают, но выясняется, что после установки сохранения из предыдущих версий не работают, и многим приходится проходить игру по два-три раза.

сентябрь

Проsporили

Симулятор эволюции Spore собирает тумаки от креационистов — оппозиционеров теории Дарвина, которые считают, что наш сложный мир никак не мог появиться по воле случая или естественного отбора. Уилла Райта, который за несколько недель до релиза говорил, что ни в коем случае не хочет обидеть религиозных людей, никто и не вспоминает.

сентябрь

Партия велит идти спать

Китайские власти в очередной раз ужесточают контроль над онлайновыми играми с «неуместным контентом» и обязывают всех операторов оснастить MMORPG системой, автоматически отключающей пользователя от сервера через несколько часов игры.

октябрь

Кто на свете всех хитрее?

Система защиты Spore позволяет установить игру не больше трех раз, причем пользователя об этом никто не предупреждает: драйвер защиты инсталлируется скрытно. Игроки возмущаются, Electronic Arts увеличивает число активаций до пяти, но все равно получает иск — за то, что система защиты устанавливается на компьютер без ведома пользователя.

октябрь

НТВ на них нет

Вняв жалобам телезрителей, власти Великобритании снимают с ТВ-эфира очередную игровую рекламу. На этот раз не везет Condemned 2, в проморолике которой один мужчина бьет другого, а на экран попадают брызги крови.

ноябрь

Нет пророка в своем отечестве

В платформере LittleBigPlanet обнаруживается песня с цитатами из Корана, и Sony приходится отзывать весь тираж и заменять трек. Предзаказавшие LBP и получившие ее на руки раньше всех игроки втридорога загоняют свои «коллекционные» версии на онлайновых аукционах.

ноябрь

Джек Томпсон допрыгался

Джека Томпсона все же лишают адвокатской лицензии, но это не мешает ему раскритиковать Saints Row 2 — небезнадежный клон GTA, к которой наш герой питает особые чувства.

2009

Ни слова по-русски

За две недели до релиза шутера Call of Duty: Modern Warfare 2 в интернете появляется видеоролик, в котором игрок расстреливает безоружных людей в аэропорту. На форумах начинается небольшой шумок, и издателю, Activision Blizzard, остается только подтвердить: да, миссия такая будет, но ее можно пропустить — и вообще игра не об этом. Тем не менее на российском «ИгроМире», проходящем меньше чем за неделю до релиза игры, главный шутер года — готовый, ушедший на золото! — почему-то не показывают, только крутят ролик.

Наконец игра выходит, и вокруг нее разгорается самый громкий скандал в истории российской игровой индустрии. В миссии «Ни слова по-русски» игрок и его союзники действительно расстреливают гражданских лиц и милиционеров в московском аэропорту Шереметьево. Перед началом уровня появляется предупреждение о том, что содержание главки может быть оскорбительным для некоторых игроков, да и в самом расстреле принимать участие не обязательно, однако о вопиющей сцене говорят все, большие сюжеты появляются даже на федеральных каналах.

В русской локализации Modern Warfare 2 для PC миссия блокируется полностью (однако в пиратской версии она доступна без проблем). В прессе появляются предположения, что на Activision надавили, но в компании этот вариант отметают: никакой политики, просто в стране нет адекватной системы возрастных рейтингов, и издатель решил не рисковать. Отключить уровень в консольных версиях не удается, поэтому приставочный вариант Modern Warfare 2 в России официально не издают. Компания «1С-СофтКлаб», отвечающая за шутер в России, просит игровую прессу не упоминать о спорной миссии в рецензиях, однако многие обзоры написаны до инцидента, и с выходом журналов пожар вспыхивает с новой силой: оказывается-то, что миссия такая есть, а нам в нее поиграть почему-то не дают! В страну устремляется поток посылок из-за рубежа: предприимчивые белорусские, казахстанские, украинские геймеры покупают нецензурированные версии у себя и перепродают их в Россию.

В США никаких мер по блокировке уровня не принимают, и спустя несколько дней после начала продаж родители-американцы начинают жаловаться, что детям в такие игры играть нельзя. Activision Blizzard вставляет, что уровень добавлен в игру как раз для того, чтобы показать людям все ужасы терроризма, но это жалкое оправдание. В известной своей игровой цензурой Австралии игру все-таки издают, хотя дебаты о том, чтобы не допустить ее в страну, ведутся. В Японии продажи тоже начинаются со скандала: сказанные в начале уровня слова «Помните: ни слова по-русски» локализатор переводит как «Убейте их, они — русские», что искажает смысл и миссии, и сюжета.

В России новости и авторские колонки о Modern Warfare 2 появляются то тут, то там до конца 2009 года. За праздники об инциденте забывают, как вдруг 13 января 2010-го Валерий Селезнев, член думского комитета по международным делам и депутат от фракции ЛДПР, публикует на своем сайте открытое письмо, в котором предлагает внести игру в федеральный список экстремистских материалов за пропаганду насилия и экстремизма. По словам депутата, злосчастный уровень ему показал растущий сын. Пару дней СМИ пишут только о том, что теперь-де на первом в рамках весенней сессии заседании Госдумы будут обсуждать не что-то там, а видеоигры (!), и вдруг кто-то замечает: постойте, а как к сыну депутата (несовершеннолетнему!) попала такая жестокая игра, да еще и вот с этим уровнем (запрещенным!)? Валерию Селезневу на это ответить нечего. Зато ответ находится у компании «1С-СофтКлаб», которая спустя девять дней очень грамотно и четко, хотя и огрызаясь, объясняет депутату свою позицию по вопросу экстремизма. Дело заходит в тупик.

Вся эта история заставляет российских издателей задуматься о том, что пора бы сформировать собственную рейтинговую систему — пока кто-то сверху не сделал это за них. А на первом заседании Госдумы в рамках весенней сессии Владимир Жириновский, председатель ЛДПР, заявляет, что численность депутатов легко можно сократить вдвое. Игровая пресса с радостью подсказывает имя человека, которому давно пора депутатский мандат на стол положить.

январь

Эставилло против всех

В новостных лентах все чаще начинает мелькать имя американца Эрика Эставилло, который методично подает иски к игровым издательствам.

Вот он требует миллионы с Sony, заблокировавшей его учетную запись в PlayStation Network. Вот жалоба на Microsoft: Xbox 360 выдал красное кольцо смерти, и компания, конечно, виновата. Вот иск к Nintendo, которая отключила неофициальный канал Homebrew Channel на Wii. Наконец, вот претензия к ActivisionBlizzard: создатели World of Warcraft осознанно обманывают игроков, намеренно снижая темп выполнения квестов и вытягивая из людей побольше денег. Чтобы восстановить справедливость, Эрику нужен $1 млн — и он рассчитывает отсудить его у Blizzard.

До поры до времени история очень смешит всю игровую публику — пока не выясняется, что Эрик страдает депрессией, боязнью открытых пространств и еще целым букетом ментальных недугов. Видеоигры для Эставилло — единственная отдушина, а компании, играющие против правил, — злостные вредители и первые враги.

В судах Эрику не везет, но вскоре он находит себе другое занятие: заводит собственный веб-сайт, на котором приветствует всех словами «Привет, я Эрик, и это про меня в новостях писали». На сайте есть раздел рецензий, доска объявлений, голосование за игру года, виртуальная валентинка для Фелиции Дэй, певицы ситкома The Guild, и «колонка советов», где Эставилло просит посетителей задавать ему вопросы о чем угодно.

В течение 2009 года Эставилло подает еще несколько исков, в том числе к администрации ресурса ITresources.co.za, которая не позволяет ему общаться с его бывшей девушкой, работающей на сайте. А потом в феврале 2010-го он неожиданно закрывает свой веб-сайт, отзывает все иски, сообщает, что решил все проблемы, и обещает больше ни с кем не судиться, потому что врачи ему не рекомендуют.

февраль

Доктор Кавашима шлет привет

Протестировав на 67 школьниках игру Brain Training для Nintendo DS, якобы развивающую и омолаживающую головной мозг, французский профессор Алан Льери доказывает, что ничего-то она не развивает и не омолаживает. Припертые к стенке представители Nintendo утверждают, что никогда ни о чем подобном и не говорили.

март

Здесь вам не Амстердам

С формулировкой «Ваше поведение кого-то оскорбило» Microsoft банит в сети Xbox Live некую Терезу, которая указала в своем профиле сексуальную ориентацию — лесбиянка.

март

Не доставайся же ты никому

Шестидесятидвухлетний англичанин с ножницами наперевес набрасывается на супругу и закалывает ее до смерти. Преступника приговаривают к пожизненному заключению. Суд устанавливает, что мотив убийства — излишняя любовь жены к PlayStation 3.

март

Не только Марио

Nintendo впервые выпускает на Wii игру с рейтингом «18+» — черно-бело-алый слэшер MadWorld. Общественность сходится на том, что репутация Wii как семейной консоли безнадежно испорчена.

март

Собачку жалко

Массачусетский школьный клуб защиты животных отправляет в Activision открытое письмо с просьбой отключить в Callof Duty: World atWar расстрел собак, так как их там убивают для забавы. Издатель игры Activision Blizzard предпочитает отмолчаться.

апрель

Мягко сели

Создателей торрент-трекера The Pirate Bay признают виновными в нарушении авторских прав и приговаривают к году тюрьмы и штрафу в $3,5 млн. Сочувствующие пикетируют здание суда, осужденные подают апелляцию, трекер продолжает работать, а в интернете появляются слухи, что приходят уже не только за владельцами серверов, но и за пользователями.

май

За Дюка ответишь

Из-за недостатка финансирования закрывается 3D Realms, создававшая Duke Nukem Forever, и издатель Take-Two подает на разработчика в суд, требуя вернуть потраченные на разработку $12 млн. Основатель 3D Realms возражает: он сам вложил в игру $20 млн, команда жива, и «Дюка» они все-таки выпустят. Игровая пресса делает ставки, успеет ли 3D Realms управиться до конца света.

май

Очернили

Игровой портал Eurogamer.com публикует рецензию на хардкорную PvP-ориентированную MMORPG Darkfall, называет игру Darkfail и оценивает ее в 2/10. В ответ на это продюсер Darkfall пишет, что рецензент провел на сервере всего два часа, да и те — в редакторе персонажей. «Еврогеймер» отнекивается («не два, а девять!»), спорит, в результате покупает свой собственный аккаунт и пишет новую рецензию, выставляя 4/10. Игра получает погоняло Double Darkfail.

июнь

В аду на всех места хватит

Electronic Arts заказывает вирусную рекламную кампанию экшена Dante's Inferno (двадцать человек лениво пикетируют игру, высказывая претензии к ее религиозному содержанию) и получает обвинение в «позорном антихристианстве».

июнь

Это тоже работа

Китайское правительство находит, что ботоводство и виртуальная золотодобыча подрывает экономику реального мира, и запрещает обмен внутриигровой валюты за настоящие деньги. Игровая пресса шутит, что теперь в стране здорово подскочит уровень безработицы.

июнь

Храните деньги в галактических банках

Двадцатисемилетний австралиец Ричард, глава финансовой корпорации в EVE Online, грабит собственный банк, перепродает внутриигровую валюту и выручает $5100 в зеленых президентах. ССР банит предприимчивого бизнесмена (и совсем не за ограбление банка, а за торговлю игровыми деньгами на черном рынке), но вернуть деньги игрокам отказывается.

июль

Локальный конфликт

Blizzard сообщает, что StarCraft 2 не будет поддерживать игру по локальной сети, и больше 30 тысяч игроков подписывают петицию с просьбой все-таки добавить «локалку». Blizzard остается непреклонна до конца.

июль

Будь зорким на посту

Троих охранников, несших службу на заводе по производству атомного оружия в штате Теннеси, увольняют за нарушение режима предприятия: приятели хотели развлечься на дежурстве и принесли на работу PSP.

август

Залапали

Девушка-стендистка Иола, работавшая с Electronic Arts на фестивале Comic-Con, заявляет на форуме, что ЕА считает всех игроков «социально-ущербными девственниками», потому что поощряет их обниматься с выставочными моделями. ЕА приносит извинения в Twitter-блоге, но на деле не очень раскаивается.

2010

Битва за капитал

В середине января Activision Blizzard объявляет, что доход от продаж шутера Call of Duty: Modern Warfare 2 перевалил за один миллиард долларов. Разработчиков такого хита издателю следовало бы носить на руках, но все получается иначе: вокруг создавшей игру студии Infinity Ward разражается оглушительный скандал.

Первого марта Activision Blizzard публикует документ, в котором, в частности, замечается, что «за несоблюдение условий контракта и нарушение субординации будут уволены два высокопоставленных сотрудника студии Infinity Ward». В тот же день в офисе компании происходит встреча руководителей Infinity Ward Винса Зампеллы и Джейсона Веста и представителей Activision Blizzard, после которой Вест и Зампелла быстренько исчезают, — а в офисе появляется группа парней-вышибал.

В ночь с первого на второе марта Джейсон Вест указывает в своем профиле в социальной сети LinkedIn, что в Infinity Ward он больше не работает.

Второго марта глава Activision Бобби Котик встречается с руководителями Infinity Ward и сообщает им об отставке Веста и Зампеллы. Позже он проводит вторую встречу, на этот раз со всеми сотрудниками студии, и заверяет их, что Infinity Ward по-прежнему отвечает за франчайз Call of Duty. Одновременно Activision сообщает, что другая ее студия, Sledgehammer Games, теперь будет заниматься разработкой «приключенческой» версии шутера.

Зампелла между тем тоже обновляет свой профиль в LinkedIn, указывая, что и для него Activision Blizzard больше не работодатель.

Третьего марта представители Activision Blizzard заверяют журналистов, что все штатно, Infinity Ward продолжит работать над Call of Duty и следующая игра серии обязательно появится в 2010 году, однако все понимают, что речь идет не о Modern Warfare 3, а об игре от Treyarch.

Четвертого марта Вест и Зампелла подают на Activision Blizzard в суд. По мнению опальных боссов, издатель решил на них сэкономить: топ-менеджерам причитались немалые проценты от продаж Modern Warfare 2, однако никаких выплат ни после релиза игры, ни даже при увольнении сделано не было. Кроме того, Вест и Зампелла обвиняют издательство в нарушении контракта и предъявляют права на бренд Modern Warfare. Activision Blizzard называет эти претензии бессмысленными и девятого апреля выдвигает встречные обвинения: мол, Вест и Зампелла ведут тайные переговоры с одним из ее главных конкурентов, намереваются создать свою студию и хотят использовать собственность Activision Blizzard в личных целях. Адвокат Веста и Зампеллы в тот же день отвечает, что все это «возмутительная ложь». Из Infinity Ward тем временем начинают уходить сотрудники.

Двенадцатого апреля становится известно, что Вест и Зампелла действительно формируют новую студию, Respawn Entertainment, и ищут финансирование у издательства Electronic Arts (которое и вправду считается основным конкурентом Activision Blizzard).

Двадцать седьмого апреля 38 сотрудников Infinity Ward подают на Activision Blizzard в суд и требуют взыскать с компании до $125 млн — то есть деньги, не выплаченные за работу над Modern Warfare 2. Разработчики утверждают, что издатель не платит им из опасения, что они получат свои премии и уйдут из студии, бросив разработку Modern Warfare 3.

К маю Infinity Ward покидает уже 46 человек, в том числе люди, занимавшие ключевые должности во время работы над Modern Warfare 2. В начале июля становится известно, что 38 из этих 46 уволившихся работают в Respawn Entertainment у Веста и Зампеллы, которые, по слухам, с конца весны делают свой ответ Call of Duty.

Слушания по делам Веста и Зампеллы против Activision Blizzard и Activision Blizzard против Веста и Зампеллы назначаются на 23 мая 2011 года. Игровая пресса ждет анонса от Respawn Entertainment и без устали вспоминает, как в начале двухтысячных Вест и Зампелла бежали из Electronic Arts, для которой они сделали Medal of Honor: Allied Assault, к Activision Blizzard, чтобы разработать свой ответ Medal of Honor под названием Call of Duty.

январь

Расчлененке — да

Власти Австралии, знаменитые своим крутым нравом и нетерпимостью к жестоким играм, сначала запрещают, а потом неожиданно разрешают издавать в стране Aliens vs. Predator — со всей ее расчлененкой и декалитрами крови.

Сначала все идет по накатанной: Aliens vs. Predator попадает в лапы австралийских цензоров, они привычно всплескивают руками и традиционно предлагают разработчикам сделать для страны кенгуру специальную, милую и приятную глазу версию. В этом месте порядочные компании должны понимающе кивать, но создатели AvP вдруг объявляют, что «Aliens vs. Predator основана на культовых фильмах. Мы создали игру, соответствующую первоисточникам. Она для взрослых, она кровавая и страшная — таков и был наш замысел. И мы не собираемся выпускать «стерильную» версию специально для территорий, где власти считают, будто взрослые не в состоянии сами выбирать себе развлечение». Здесь австралийские цензоры должны бы встать в позу, но и они неожиданно начинают интересоваться у населения: вот есть такие жесткие игры, что нам с ними делать? В ответ австралийцы засыпают правительство гневными письмами — и AvP нежданно-негаданно выдают рейтинг «15+».

январь

Придешь домой — там ты сидишь

Жены сотрудников Rockstar San Diego, работающих над Red Dead Redemption, публикуют в блоге открытое письмо, в котором жалуются на капиталиста-работодателя. Женщины, подписавшиеся как «беззаветно преданные супруги разработчиков», утверждают, что с марта 2009 года их мужья работают по 12-16 часов в сутки шесть дней в неделю безо всякой прибавки к зарплате, и конца-края этому безобразию не видно. На запросы прессы Rockstar не отвечает, зато нет сомнений, что Red Dead Redemption получит несколько розеток за лучшую игру года.

февраль

Вышел месяц из тумана

Итальянский подросток ранит ножом отца, который плохо отзывается о мастерстве его игры в FIFA 09. Счастливая семья проводит вечер дома: мать стряпает на кухне, сын играет в гостиной. Мимо проходит отец, замечает, что человек, живущий в стране Марко Матерацци и Джанлуиджи Буффона, вообще-то мог бы гонять мячик и лучше, и выключает телевизор. Сын разворачивается, уходит к маме на кухню — и через пару минут возвращается к ней с окровавленным ножом. Рана оказывается не смертельной, но горе-футболиста берут под арест.

март

Макгро плюс

Американский телеведущий и психолог Фил Макгро рассказывает телезрителям об игровой зависимости — на примере, что бы вы думали, казуального симулятора фермера FarmVille, а отнюдь не World of Warcraft! Пациентка Макгро хитростями выгоняет домочадцев из-за монитора (например, отключает маршрутизатор), чтобы посадить побольше свеколок и морковок, и ведущий безжалостно ей сообщает: «Вы страдаете нелепым пристрастием к нелепой компьютерной игре, которая мешает вам быть матерью».

март

Долой командный дух

Пожизненно заключенный Кевин Т. Сингер подает в суд, требуя, чтобы в камере ему разрешили играть в настольную RPG Dungeons & Dragons. Суд возражает: игры, похожие на D&D, «пропагандируют действия в составе банд», и в тюрьмах подобные настолки держать не положено. В интернете появляется петиция на имя Барака Обамы, в которой 80 сочувствующих заключенному игроков просят господина президента отправить дело на пересмотр и скрасить бедняге остаток его грешной жизни.

март

Лучше быть пиратом

Радикальная исламистская организация Hezb al-Islam, действующая в Сомали, приказывает закрыть все интернет-кафе и прекратить распространение видеоигр на подвластной ей территории. Запрет объясняется тем, что видеоигры подрывают традиции и культурные устои страны.

апрель

Хлеб и зрелища Mass Effect

Прошедшие Mass Effect 2 игроки жалуются, что вторая часть ничуть не эротичнее первой и что разработчики заставили героев заниматься любовью в одежде, испугавшись нападок со стороны рейтинговых ассоциаций и СМИ. BioWare отвечает грубо, но доходчиво: «Можно лишь посмеяться над тем, как множество взрослых мужчин размышляют о недостатке обнаженки, считая это признаком самоцензуры. Мы тут тоже взрослые люди и вправе сами решать, включать или не включать в игру сцены плотской любви и стриптиза. Безо всякой оглядки на то, что скажете об этом вы, Fox News, правительство или Банки Чудо-Клоун».

июль

Долой деанонимизацию!

Blizzard меняет форумную политику: теперь все игроки StarCraft 2 и World of Warcraft должны постить сообщения под своими реальными именами и фамилиями. «Это позволит нам сформировать более осмысленное игровое комьюнити», — поясняют разработчики. Игроки реагируют иначе: «Мне придется бросить работу, потому что топ-менеджер, играющий в WoW, — это бред!», «Теперь все будут знать, что я не мужчина, и меня выгонят из гильдии!», «Придется удалять все свои старые посты — вдруг их найдут шовинисты, или феминисты, или педофилы, или страшно подумать, кто еще?».

Четыре дня проходят в стенаниях и прениях, и Blizzard признается, что это, вероятно, было не самое умное решение.

июль

Не боевые потери

За две недели июля Steam, сервис цифровой дистрибьюции компании Valve, ошибочно банит 12 000 человек, игравших в Call of Duty: Modern Warfare 2. Ужаснувшись, компания расшаркивается и дарит каждому по две копии Left 4 Dead 2 — одну для себя, другую для друга.

август

Талибан, покажи свой Талибан

Перезапущенная Medal of Honor, единственная современная игра про афганскую компанию НАТО (которая, напомним, все еще продолжается без видимых успехов), волей-неволей вызывает отклик воюющих стран.

Первым игру замечает министр обороны Великобритании Лиам Фокс, возмущенный тем, что в мультиплеере Medal of Honor можно играть за боевиков движения Талибан, а следовательно, убивать британских солдат. Издатель, Electronic Arts, реагирует на это спокойно — дескать, если Талибан существует в реальном мире, то и в игре от этого факта никак не отвертеться. Но давление только усиливается: по тем же причинам игру осуждают министры обороны Канады и Дании (последний к тому же называет ее «безвкусицей») — стран, чьи солдаты также воюют в Афганистане. А неизвестная доселе Кэрин Мередит, мать погибшего в Ираке (!) американского военнослужащего, называет игру «неуважительной» к памяти ее сына и других погибших солдат.

В результате EA сдается и переименовывает игровой Талибан в неопределенные «вражеские силы», но получает выгоду от черного пиара: игра привлекает пристальное внимание общественности и продается тиражом более трех миллионов копий.

сентябрь

Украл, выпил, в тюрьму

Непробиваемую доселе защиту PlayStation 3 наконец-то взламывают, а набор юного хакера под названием PS3 Jailbreak попадает в интернет. Sony требует запретить распространение флэшек с записанным на них хаком, подает в суд на продавцов, разрабатывает новые версии прошивок, не дающих запускать пиратку, и банит владельцев уже разлоченных консолей. Хакеры, однако, не сдают позиции: взламывают PS3 с помощью мобильных телефонов (!) и учатся обходить каверзы новых прошивок.

октябрь

Невеселая ферма

Двадцатидвухлетняя горе-мамаша из города Джексонвилль, что в американской Флориде, убивает своего трехмесячного ребенка, который громким плачем мешал ей играть в FarmVille — популярную казуальную игру для Facebook (известную в России благодаря местному клону «Счастливый фермер»). Девушка рассказывает адвокатам, что, устав слушать плач, она выкурила сигарету и решила покачать ребенка. При этом она допускает, что «могла слегка ударить его головой при покачивании». По американским законам такая специфическая забота о детях называется убийством и может на всю жизнь отправить девушку в места, где ей никогда не удастся поиграть в любимую FarmVille.

ноябрь

Или я, или игры!

Британский таблоид Daily Mail (по уровню желтизны это такой «Тещин язык» Туманного Альбиона) притворяется Капитаном Очевидностью и пишет, что видеоигры вредят отношениям: опросив полторы тысячи игроков, редакция выяснила, что почти половина девушек ревнует своих парней к Xbox 360, PlayStation 3 и даже Wii, которым те уделяют больше времени, чем дамам сердца.

Пять процентов игроков признаются, что видеоигры стоили им разрыва отношений, а недовольные, ничего не понимающие в играх (или все-таки в мужчинах?) женщины шлют в редакцию Daily Mail письма со словами: «Мой парень зависим от игры Call of Duty: Black Ops. Он тратит на нее все свое время — вместо того, чтобы почаще говорить со мной!» Заканчивается крик души примерно так: «Если вы хотите внимания, встречайтесь с парнем, который не играет в видеоигры!» На это некоторые замечают, что отцы и деды вышеупомянутых игроков в Call of Duty проводили ровно столько же времени, лежа с банкой пива перед телевизором, что едва ли делало их более нежными и общительными.

В конце статьи газета публикует список игр, вредящих отношениям больше всего. На вершине располагаются исключительно синглплеерные проекты — Call of Duty, GTA, Football Manager, FIFA, Gran Turismo и Super Mario Bros. Главный подозреваемый по имени World of Warcraft ко всеобщему удивлению занимает лишь четырнадцатую строчку — возможно, потому, что в него нередко играют вместе.

декабрь

Все хорошо, что хорошо кончается

Правительство Австралии выпускает заявление, в котором говорится, что жестокие игры не причиняют вреда. Власть убедилась в этом только после серьезного исследования, в ходе которого было установлено, что существует «незначительная связь между жестокими видеоиграми и агрессивным поведением», но не было найдено никаких свидетельств тому, что жестокие видеоигры оказывают более значимое влияние на людей, чем жестокие фильмы или музыкальные клипы. В результате министр внутренних дел Австралии признает собственные ошибки и высказывается в поддержку нового возрастного рейтинга — «18+».

Комментарии
Загрузка комментариев