Игра в материале
Patrician 4: Conquest by Trade
?Рейтинг
Игромании
8.5Рейтинг
игроков
PC
Жанр: Стратегия, Экономическая стратегия
Серия: Patrician
Разработчик: Gaming Minds
Издатель: Kalypso Media
Издатель в России: Логрус
Дата выхода: 14 сентября 2010
Дата выхода в России: 18 марта 2011
Руководство и прохождение по "Patrician IV"

Руководство и прохождение по "Patrician IV"

Руководства — Руководство и прохождение по "Patrician IV"
Масштабный и детально проработанный симулятор ведения бизнеса в Европе времен позднего средневековья. Порой требует к себе слишком серьезного отношения, да и чуть большее разнообразие игровому процессу не помешало бы. Любители жанра, впрочем, будут доволь
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Руководства
Руководство и прохождение по 'Patrician IV'

С тех пор как в далеком 1992 году увидела свет первая The Patrician, воды утекло немало. По меркам стремительно развивающейся игровой индустрии, в которой «пять лет назад» звучит как «при царе-батюшке», прошла и вовсе вечность. Уже нет Ascaron Entertainment, выпустившей первого «Патриция», уже созданные им законы экономической стратегии «немецкой школы» воспринимаются как нечто, что было всегда и пребудет вечно...

А «Патриций» все живет и почти не меняется со временем.

Ветер истории

Панель исследований как она есть. В общем, с наукой в средневековье негусто.

Примерно в середине ХIII века гильдии купцов, а затем и свободные торговые города северной Германии стали объединяться в союзы, призванные защищать общие интересы. Их можно понять — на дворе был разгар великой эпохи, названной позже средневековьем, и активная часть населения проводила свое время в разнообразных увеселениях, как то: разорительные войны, моровые поветрия, рыцарские турниры, папские буллы, грабежи, убийства и тому подобное. Торговле все это никак не способствовало — вероятно, потому, что занятые такими возвышенными делами граждане смотрели на производство товаров, поиск рынков сбыта и получение коммерческой прибыли с презрением, а на торговцев — исключительно как на источник немедленного личного обогащения.

Союзы, созданные, чтобы защитить торговлю от разбойников, пиратов и местных феодалов, росли и ширились, и в конце концов из них сложилась Великая Ганза — альянс ста шестидесяти свободных торговых городов и поселений, от Новгорода на востоке до Лондона на западе, и от норвежского Бергена на севере до Кельна на юге. Управляемые торговцами-патрициями города Ганзы фактически царили на акваториях Балтийского и Северного морей, отстаивая свои интересы в войнах с пиратами, а изредка даже с государствами и объединяя торговлей всю северную Европу.

Собственно, альтер эго игрока в экономической стратегии Patrician IV (да и в любой другой игре серии) — это один из начинающих купцов времен второй половины четырнадцатого века. И его основная задача — разбогатеть, стать патрицием и добиться максимально возможного влияния и уважения в Ганзе.

Законы рынка

Как и положено по законам жанра, поначалу у игрока есть лишь большие амбиции, потрепанный кораблик да смешная сумма в тридцать тысяч золотых на «раскрутку». Единственное разумное применение таким деньгам — закупить в родном порту товары, которых здесь в избытке, отвезти их туда, где они в дефиците, продать, а разницу положить себе в карман. А лучше — вложить в дело, закупив нужных родному городу товаров и отправиться в обратный путь.

Начало карьеры будущего патриция, в общем, пройдет именно в таких незатейливых «челночных» поездках. Тем не менее эти довольно простые на первый взгляд операции не на шутку увлекают. Дело в том, что игры серии Patrician еще с первой части очень точно эмулируют рыночные отношения. Нашли удобный маршрут и с довольным видом курсируете по нему с парой наименований товаров, приносящих баснословную прибыль? Не спешите расслабляться. Скоро вашими стараниями (или стараниями ваших конкурентов) рынок насытится и выгода упадет до копеечной. Чтобы добиться успеха, к торговле надо подходить творчески, ловко жонглируя удачными маршрутами и снабжая города Ганзы именно тем, в чем они нуждаются в данный момент.

В гильдиях тоже своя бюрократия, без разрешения с большой печатью — никуда.

Ситуация на рынке меняется динамично, но подчиняется определенным закономерностям. Например, городам, производящим мясо, почти всегда нужна будет соль, а там, где добывают соль, — всегда в цене дерево. К тому же чем больше город и чем мощнее развернутые в нем производства, тем больше потребуется товаров, чтобы удовлетворить спрос, и тем большую выгоду там можно получить.

Начальный этап игры целиком и полностью посвящен поиску удачных сделок и маршрутов. Но стоит капиталам, флоту и репутации игрока в глазах Ганзы вырасти, как в дело вступает новый элемент игрового процесса — возможность развернуть собственное производство. Дабы получить право строить что-то в каком-либо городе, надо набрать репутацию, вступить в местную гильдию и немножечко заплатить. Но оно того стоит, ведь, контролируя и производство и торговлю, можно уже попробовать навязать рынку свои цены и правила игры. Правда, для этого нужно строить целые производственные комплексы, зато в итоге в распоряжении своей корпорации все ключевые товары.

Скажем, очень неплохо иметь возможность самому производить мясо. Это очень ходовой товар в большинстве городов Ганзы, и торговать своим будет намного выгоднее, нежели просто перепродавать. Но для этого нужна еще и соль, ведь везти сырое мясо по морю, если до изобретения холодильника еще лет шестьсот, — не лучшая идея. Бойня в городе наверняка не одна, поэтому спрос на соль огромен и стоит она соответствующих денег. Можно, конечно, ее и покупать, но куда выгоднее развернуть собственную выработку соли и тем самым снизить себестоимость мяса.

Проблема в том, что у каждого из двадцати представленных в игре городов Северной Европы есть своя специализация — всего четыре-пять видов выпускаемых товаров. И так уж получилось, что соль и мясо никогда не производятся в одном городе. А значит, соль придется доставлять морем, а с этим связаны свои сложности.

Деньги и власть

В здешних городах зимой есть что-то такое... мрачновато-новогоднее.

Со временем появляется возможность торговать со Средиземноморьем и влиять на политическую жизнь городов и самой Ганзы. Впрочем, политика тут настолько переплетается с экономикой, что провести между ними четкую границу невозможно. К примеру, чтобы победить на выборах и стать мэром города, нужно заработать у горожан репутацию выше, чем у текущего мэра. Его репутация обычно равна 100% и просто так падать не собирается. Добродушные бюргеры ценят тех, кто привозит им необходимые товары, помогает городу, проводит всякую благотворительность, но больше всего — тех, кто дает им работу. А как-то так получается, что большая часть городских производств почти всегда принадлежит мэру.

Репутация игрока может быть очень высокой — он подвозит необходимые товары, он кормит бедных при церкви, он выполняет квесты городского совета... Но 90% и даже 95% — все равно меньше, чем 100%. Что делать? Выкупать у мэра производственные мощности и самому становиться работодателем? Это затруднительно — конкурент не дурак, заломит за них несусветную цену...

Приходится выдумывать контрмеры. Например, выкупать весь необходимый для работы этих предприятий ресурс на рынке, заодно приплатив знакомым пиратам, чтоб заблокировали порт. Можно ввезти в город производящиеся в нем же там товары, но продавать их ниже себестоимости, разоряя местные фабрики. Такие махинации здорово ударят по хозяину предприятий, и он, скрипя зубами и скрепя сердце, будет вынужден сбросить цену.

В подобных комбинациях и кроется львиная доля обаяния Patrician IV. Жаль, но возможностей с толком проворачивать оригинальные планы здесь не очень много. Большую часть времени предстоит возиться с кораблями, складами и рынками.

Растущий бизнес открывает все новые интересные возможности, а строительство своей торговой империи требует четкого планирования и руководства. С другой стороны, современный игрок скорее привык к тому, что игра его развлекает, а не предлагает альтернативную, пусть интересную, но все же работу. Необходимость постоянно держать в уме перемещения нескольких торговых флотилий и ситуацию на рынке со временем надоедает.

Конечно, торговые маршруты можно и автоматизировать. Но под непосредственным руководством человека торговля идет ощутимо эффективнее, да и заняться игроку, корабли которого без всякого его вмешательства торгуют себе, здесь зачастую просто нечем.

Разработчики честно постарались разнообразить игру, введя небольшие квесты — на доставку товара, на женитьбу (та же доставка продуктов — к свадебному пиру), на уничтожение пиратов и удовлетворение требований местных князей...

Даешь разбой

Вклад игрока во все это величие огромен. Городам, обделенным вниманием его компании, до такого еще расти и расти...

Пираты — по сути главный враг бизнеса игрока. Вылететь в трубу в самом начале игры просто потому, что морские разбойники обчистили конвой с товарами на приличную сумму, более чем реально. Для противодействия пиратам корабли приходится обвешивать пушками в ущерб грузоподъемности.

При столкновении с врагом разрешено как положиться на автоматический бой, так и лично провести сражение. При этом автобой часто приводит к совершенно непредсказуемым результатам, а лично командовать флотилией мешает не самое удобное управление и бедность тактики. Скажем, использование специальных снарядов (картечи и книппелей) не имеет ни малейшего смысла.

Отдельно хочется пожурить за интерфейс. Управление по большей части довольно интуитивное, но случаются и обидные проколы, здорово бьющие по общему удобству игры. Взаимодействие складов и торговых центров, например, выполнено не очень удачно, и бывают случаи, когда вместо того, чтобы погрузить груз на корабль, игрок загружает его на склад, даже этого не заметив.

Очень неудобна и система назначения боевых кораблей в группе. Без постановки специальной малозаметной галочки даже обвешанное пушками судно ни за что не вступит в бой с пиратом и просто трусливо сдастся при первой же опасности. Пока эту галочку обнаружишь, может пройти ох как немало времени.

Проблема Patrician IV в том, что рано или поздно происходящее по ту сторону монитора начинает восприниматься как обычная рутина, большую часть времени не требующая от игрока серьезных решений. Организовав правильные производства и маршруты сбыта, можно отправляться пить чай или заниматься чем-нибудь еще. Когда все все настроено правильно, виртуальные менеджеры будут сами вести компанию, может, и не так эффективно, но ровно и уверенно, постоянно приумножая капитал.

Но к счастью, по ходу роста бизнеса игроку открываются все новые возможности —политика борьбы, отправка экспедиций в Средиземноморье. Эти новые элементы всегда появляются как раз вовремя, чтобы не дать заскучать. Но в любом случае это лишь надстройки над основой игры. А в основе здесь все-таки кораблики, передвигающиеся из точки А в точку Б и обратно.

• • •

Большая часть человечества всегда выступает в роли пассивных игроков на экономической арене. Реальный бизнес сопряжен с риском и потерями и требует неординарных личных качеств, поэтому заниматься им рискуют немногие. Жанр экономических стратегий существует для тех, кто хотел бы примерить на себя роль бизнесмена, и Patrician IV отлично годится для этих целей. Да, временами она довольно однообразна, но в конце концов это лишь способствует вживанию в непростую роль ганзейского купца.

Вердикт: Масштабный и детально проработанный симулятор ведения бизнеса в Европе времен позднего средневековья. Порой требует к себе слишком серьезного отношения, да и чуть большее разнообразие игровому процессу не помешало бы. Любители жанра, впрочем, будут довольны — бизнес есть бизнес, легкомысленного подхода не терпит.

1 2 Все
Комментарии
Загрузка комментариев