26 февраля 2011
Обновлено 17.05.2023

ilomilo

ilomilo - изображение обложка

Нами было экспериментальным путем установлено: особо брутальные самцы игры вроде ilomilo не переносят на дух. При первом же взгляде на обложку бескомпромиссные поклонники игр вроде Manhunt и музыкальных жанров вроде порнограйнда в лучшем случае обвиняют игру в чрезмерной слащавости, заклеймив ее к тому же оскорбительным (по их мнению) термином «медитативная». Врагов нет, кишки выпустить некому, отрубленными головами в футбол не поиграть. Вместо этого в каком-то кукольном раю какие-то неприлично очаровательные существа, ведомые кристально чистой любовью, бегают туда-сюда по плюшевым кубикам. Несерьезно. Для настоящих воинов тьмы это не развлечение, а сплошное разочарование.

В действительности же неприязнь «воинов тьмы» к таким играм основана на вполне себе оправданном страхе. Ведь стоит посадить подобного хаятеля за ilomilo силком — он довольно-таки быстро расплывется в идиотской улыбке, начнет вслух сюсюкать с персонажами и может даже пустит смущенную слезу умиления. Имидж испорчен, друзья-вурдалаки смеются в лицо, на сатанинские оргии вышибалы не пускают: якобы нет мест.

Ты морячка, я моряк

Эта маленькая головоломка каким-то образом умудряется забраться в подкорку любого (даже самого одеревенелого) мозга и с эффективностью профессионального кладоискателя извлекать оттуда светлые образы. В особо критических случаях — неконтролируемое желание кого-нибудь обнять. Как Southend Interactive это все удалось — не совсем понятно, но факт в том, что солнечный оптимизм ilomilo заставил бы расплыться в умиленной улыбке даже логотип телекомпании «ВИД».

Причем, если начинать рассказывать о механике игры, вся магия куда-то мигом улетучивается. За внешней несерьезностью скрывается очень даже серьезный трехмерный пазл, и доберись тот гипотетический брутальный тип до самых сложных задачек игры, сразу понял бы, что самые страшные враги в ilomilo — плюшевые кубики. Уровни здесь представляют собой огромные массивы этих самых кубиков, а игрокам приходится бродить по всем их шести граням, управляя сразу двумя персонажами.

Главные герои, синяя Ило и красный Мило, — давние друзья, но в начале каждого уровня они оказываются в разных его концах. Наша задача — организовать им встречу, после которой два одиночества весело запляшут и, надо полагать, удалятся пить чай. В определенных точках уровня Ило и Мило могут переходить с одной грани на другую, не заботясь о такой мелочи, как гравитация, поэтому для успешного воссоединения пары приходится мыслить сразу в шести плоскостях. Сладкая парочка прилипает к отвесным поверхностям, ползает по потолку и стенам, а весь этап в такие моменты переворачивается с ног на голову и обратно.

Первые несколько уровней все вроде как просто и без нервов, проблем с нахождением верного пути почти не возникает: вы осваиваетесь с азами механики и учитесь воспринимать местные уровни во всем их трехмерном многообразии. Однако очень скоро авторы начинают подкармливать ваш мозг задачками посерьезнее и вводят новые переменные. Появляются кубы со специальными свойствами: какие-то блокируют путь Ило и Мило, стоит им приблизиться, какие-то можно перемещать с места на место и заполнять ими провалы в пути, а какие-то даже умеют самостоятельно ползать по поверхностям. Этапы вдруг заселяются причудливой фауной — с ней приходится считаться и взаимодействовать. Скажем, на неуклюжем гибриде собаки и табуретки можно прокатиться с ветерком, а забавный глазастый носок поможет переправить какой-нибудь куб на другую сторону. Сами уровни становятся просто гигантскими, а относительно строгие в своей геометрии кубы выстраиваются в причудливые петли, окружности и завитки — держать в уме все шесть плоскостей при таком раскладе становится все труднее и труднее.

В этой неожиданной эскалации, пожалуй, и кроется главный недочет ilomilo: очень уж быстро ее задачки заставляют биться головой об стенку от безуспешных попыток устроить Ило и Мило долгожданное рандеву. Чем больше уровень, тем сложнее в нем ориентироваться: мало того что приходится постоянно переключаться между двумя героями (которые, напоминаем, передвигаются в разных плоскостях), так тут еще куча кубов «со странностями», глазастые носки вместе со скачущими табуретками и кнопки, активирующие какие-нибудь важные механизмы на противоположном краю этапа.

Особо сильные эмоции вызывают ситуации, когда Ило и Мило оказываются на одном кубе, но на смежных его плоскостях, и перейти на одну грань нет никакой возможности — настоящие танталовы муки!

Липкое дело

Обманывать силу гравитации — важное умение, помогающее выживать в суровых условиях не только Ило и Мило, но и множеству других существ, реальных и не очень.

Геккон

Эти чудесные создания не стесняются перемещаться по поверхностям, с которых рухнет любая другая рептилия. Например, гекконы запросто бегают по вертикально установленному стеклу, а то и вовсе зависают на зеркалах на потолке. И все это благодаря особому строению лапок. Ученые долго не могли разгадать секрет: присосок у гекконов нет, слизь они не выделяют, притереться на стекле тоже особенно не к чему. Выяснилось забавное. Микрощетинки на лапках этих чудесных ящериц взаимодействуют с поверхностями на межмолекулярном уровне — благодаря вандерваальсовым силам.

Слизень

Владельцы сырых и темных подвалов, в которых хранятся соленья, консервы и стратегические запасы картошки, не понаслышке знают этих очаровательных существ. Главное достоинство и одновременно главный недостаток брюхоногих — это, конечно, выделяемая ими в больших количествах слизь. Она защищает тельце животного от высыхания, отпугивает хищников (причем очень эффективно) и способствует сцеплению единственной ноги слизня с поверхностью. Передвигаясь, слизни как бы «вылизывают» себе путь. Правда, скорость передвижения от такого экстравагантного способа сильно страдает. Самый быстрый слизень — слизень сетчатый — за день проползает лишь 80 метров, и то если сильно постарается.

Чужой

Ксеноморфы, как известно, не враги нам. Они просто хотят жить по своим обычаям. Никто не виноват, что в обычаи вида Internecivus raptus входят коварные убийства человеческих особей. Чужие, в отличие от людей, прекрасно чувствуют себя в тесных коридорах космических станций. Уникальный вестибулярный аппарат обеспечивает этим хищникам практически идеальную ориентацию в пространстве, а цепкие лапы позволяют перемещаться в нем с грациозностью ягуара (но во всех плоскостях). В процессе охоты ксеноморфы быстро залезают во все мало-мальски пригодные щели и прячутся по темным углам — в них легче всего устраивать засады обладающим слишком примитивным зрением людям.

Человек-паук

Доподлинно известно, что одна из положительных сторон в укусе радиоактивного паука — полезные в хозяйстве суперсилы. В том числе возможность по-паучьи бегать по стенам и потолку. Такую способность дают микроскопические волоски, выросшие на пальцах, ступнях и спине Питера Паркера. Правда, ученые пока что не выяснили, как именно эти тоненькие волоски удерживают на весу 80 кг постного мяса; к тому же не раз обнаруживалось, что Человек-паук может прилипать к стеклу, несмотря на то что традиционные пауки так не умеют. Одна из версий — все те же вандерваальсовы силы, но однозначного ответа общественность пока что не получила.

Мы не встретимся никак

Впрочем, даже эти моменты легкого остервенения не могут омрачить тот светлый эмоциональный заряд, который дает ilomilo. Здесь нам придется прибегнуть к ненавистному термину: ilomilo с легкостью может быть по-настоящему медитативной. Если у вас никак не получается свести парочку вместе, можно просто отложить геймпад, сделать глубокий вдох и начать, что называется, созерцать. В визуальном плане игра превосходна. Southend Interactive почему-то хочется сравнить с каким-нибудь энтузиастом-одиночкой, вручную изготавливающим мягкие игрушки: это совершенно иной уровень качества и какой-то, извините, душевности. И это вам не конвейерные «тедди-биры» от Infinity Ward или Electronic Arts. Каждая мелочь в ilomilo производит впечатление уникальной, штучной работы. Все эти живые кубы, причудливые животные, смешно семенящие Ило и Мило — все будто бы соткано вручную и выставлено на прилавке во время какой-нибудь маленькой западноевропейской ярмарки.

Каждая глава отрисована в своем неподражаемом стиле, а переход между мирами — будто скачок из одного детского сна в другой. Вот Ило и Мило мчатся навстречу друг другу по залитой солнцем лужайке (если так можно назвать массив кубов), вот они же пробивают путь по морскому дну или взмывают в открытый космос… На задники ilomilo можно и вовсе смотреть часами: где-то там проплывают огромные матерчатые рыбы, какие-то завитки, облака, фасады карамельных зданий… Зрелище просто завораживающее.

Из-за этого как-то незаметно смещаются акценты: решение головоломки перестает быть самоцелью, даже простая беззаботная прогулка по уровню или сбор необязательных предметов приносят удовольствие сами по себе — просто потому что красиво. Застряли на изощренном пазле? Побродите по всем возможным плоскостям, понаблюдайте за населяющими мир тряпичными куклами, а решение рано или поздно найдет вас само. Дорогу, как говорится, осилит идущий, главное — начать идти.

* * *

Если подойти к описанию ilomilo с холодной энциклопедичностью, то получается, что перед нами увлекательная пространственная головоломка с многоходовыми решениями, на всю катушку использующая все шесть сторон правильных параллелепипедов.

Только на деле ilomilo — игра не столько о сложных пазлах или объемном восприятии пространства, сколько о маленьком плюшевом мире и его главных обитателях, которые, чтобы выпить вместе чашечку чая, готовы игнорировать силу гравитации. Если вы до сих пор считали, что у вас нет души (если вы, например, продали ее сатане на последней оргии), — обязательно обратите внимание на детище Southend Interactive. Оно ее обязательно тронет.


Реиграбельностьнет

Классный сюжетнет

Оригинальностьда

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 90%

Геймплей: 8

Графика: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 9

Дождались? До умопомрачения милый пространственный пазл о платонических отношениях двух плюшевых букашек. В случае внезапных заморозков отлично заменит кружку горячего чая — настолько теплой и жизнеутверждающей игры не было уже давно.

Рейтинг «Мании»: 8,5

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь