26 февраля 2011
Обновлено 17.05.2023

Magicka

Magicka - изображение обложка

«А вы слышали, как в соседней деревне один маг начудил? Хотел прогнать шайку гоблинов, что напали на стадо коров, напустил вьюгу с дождем. Градом перебило почти всю скотину, маг растерялся, выронил файербол и спалил полдеревни. Попытался затушить дома новым дождем, нагнал туч — только поджарил себе зад молнией. С досады он принялся беспорядочно выкрикивать заклинания, из-за чего случайно вылечил перепуганного пастуха от геморроя, а пролетавшего мимо дракона от изжоги. Пастух на радостях сошел с ума, дракон сразу потерпел крушение, злополучные гоблины передохли чуть позже — от смеха».

Будь NPC в мире Magicka живыми, они пускали бы по окрестностям примерно такие сплетни. Главным героем этих россказней, конечно, были бы вы — трагикомичный маг-неудачник. Смех сквозь слезы — будто бы ключевой принцип, на котором в игре строится все, даже механика: более сложной и одновременно потешной системы заклинаний мы не видели, кажется, со времен отечественной « Магии крови ».

Комбинируй это

На первый взгляд перед нами, понятно, еще одна вариация на тему Diablo. Всю игру, орудуя в изометрической проекции магией, мечами и посохами, вы прорезаетесь сквозь толпу фэнтезийного мяса — чтобы спасти, найти и освободить.

Обманчивое первое впечатление рушится после знакомства с местной магической системой. Именно она выгодно отличает «Маджику» от фанатских трибьютов Blizzard. Вместо левелапов, веток умений и статистик здесь в ходу книги заклинаний — из них вы узнаете необходимые для каста разных заклинаний комбинации элементов. Последних в игре аж десять: вода, жизнь, щит, холод, молния, смерть, земля, огонь, пар и лед. Каждый подвешен на отдельную кнопку, и никто не запрещает использовать их по отдельности, эффекты везде вполне предсказуемые. Даже такой бесхитростный способ ведения войны не на шутку увлекает: можно, например, сначала облить врага водой, а потом ударить в него молнией. Если же вы перенервничали и попали водой по себе — огонь поможет обсохнуть.

Все становится в разы интереснее, когда вы складываете разные элементы. Применив к простому щиту элемент земли, вы построите перед собой каменную стену. Сложите вместе землю, воду и жизнь — получится сковывающая движения врага грязь. Импровизация приветствуется: упомянутую грязь (почему-то огнеопасную), например, можно поджечь файерболом — враги медленно превратятся в хрустящее барбекю.

Верх магического ремесла — специальные редкие комбинации. Отстучали в указанной последовательности нужное сочетание элементов — получили что-то экстраординарное. В списке в том числе ускорение, замедление времени и даже открытие небольшой черной дыры.

Чудаки

Главный минус этой сложной системы, собственно, в том, что она слишком сложная: вы можете пройти всю игру, не воспользовавшись и половиной вариантов заклинаний. Но это еще полбеды. Вторые полбеды — дисбаланс. Некоторые начальные комбинации заметно эффективнее и проще в исполнении всех остальных, переходить на какую-то высшую математику просто не имеет смысла. Со специальными заклятиями история примерно та же — реально использовать вы будете от силы два-три.

Оружие и вовсе долгое время болтается мертвым грузом (магия в разы эффективнее, использовать ее можно бесконечно). Правда, потом вы получите в руки ручной пулемет М-60, но баланс от этого приобретения дернет в другую крайность: несколько уровней подряд можно будет вообще забыть о магии. Колдун с М-60 наперевес — оно, конечно, забавно, но с такими шутками куда-то быстро улетучивается банальная адекватность.

Не получается смеяться и над системой сохранений. Чекпойнты расставлены слишком далеко друг от друга, и после смерти вам приходится заново прогрызаться через половину уровня. В то же время вернуться к последней точке по своему желанию нельзя, приходится перезагружать миссию.

Под колпаком

Приятный момент в том, что Magicka — почти сплошное издевательство над штампами action-RPG. Не такое умелое, как, скажем, Deathspank или The Bard’s Tale , но в целом забавное. Спасая мир, наш герой регулярно попадает в нелепые ситуации и встречает не менее нелепых персонажей. В одной из сцен, к примеру, король и его огромная армия изо всех сил ищут предлог, чтобы приберечь свои многочисленные шкуры и оставить тщедушного мага драться с огромным вождем орков один на один.

Недостатки магической системы тоже добавляют в игру комизма — к ним все-таки получается относиться с юмором. Из-за ее капризов и завихрений новички в Magicka не воюют, а скорее ставят на себе эксперименты. Ситуации вроде той, что описана в начале рецензии, происходят постоянно. Особенно в кооперативе: в нем всегда включен «огонь по своим», поэтому горе-колдуны устраивают волшебные проблемы не только себе, но и своим друзьям. Накала страстям добавляют баги, не смертельные в одиночной игре, но расцветающие в полную силу в мультиплеере.

Претензии на время забываются, стоит всем освоиться с управлением и научиться ловко манипулировать элементами. Каждый игрок команды превращается в этакого Паганини от магии, из пальцев которого льется виртуозная колдовская песня. Враги от сокрушительного волшебства разлетаются в разные стороны, а случайно обдавать себя своими же заклинаниями чародеи начинают все реже и реже (но до конца никогда не перестанут — что важно). Слаженная и опытная команда с четко знающими свои роли игроками работает так, что любо-дорого смотреть.

* * *

Magicka — безусловно, событие. Недостатков у нее хватает, но с основной задачей Arrowhead Game Studios справилась хотя бы потому, что своей магической системой вчерашние шведские студенты решили проблему, о которую многие куда более опытные разработчики сломали зубы. В наскучившем и заштампованном формате action-RPG шведы сделали что-то доселе не виданное.

После Magicka обычное перекидывание файерболами даже в Dragon Age 2 будет выглядеть банально. Жаль только, что проблемы Magicka кроются там же, где лежат ее достоинства: прорва возможностей, которую открывает местная боевая система, многократно усложнила задачу сбалансировать и отполировать игру до блеска. И вот с ней-то авторы до конца не справились. Ждем попытки номер два.


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьда

Легко освоитьнет

Геймплей: 7

Графика: 5

Звук и музыка: 7

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Уникальный конструктор заклинаний, сдобренный юмором, пародией, дисбалансом и многочисленными техническими недоработками.

Рейтинг «Мании»: 6,5

«Выше среднего»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь