23 апреля 2011
Обновлено 17.05.2023

FarmVille для чайников или Будущее без дураков

FarmVille для чайников или Будущее без дураков - изображение обложка

В серии книг-руководств For Dummies, славящейся обилием упрощений, шуток и отсутствием «лишних подробностей», выходит 288-страничный томик, поясняющий правила игры в онлайновый симулятор фермера FarmVille. Интернет-тролли лопаются от негодования, а известный игровой журналист Роб Фахи, искусно обыгрывая название злополучной книги (английское слово «dummy» переводится как «болван» или «дурак», хотя у нас предпочитают более мягкую формулировку — «чайник»), берется доказать, что казуалы, собственно, это кто угодно — придирчивые клиенты, разборчивые критики, геймеры будущего… но только не дураки

Томиком «FarmVille для чайников», вышедшим в вездесущей серии «чайниковых» книг, уже никого не поразишь. Неудивительно и то, что такая книга вообще появилась, — учитывая бешеную-то популярность FarmVille среди людей, даже близко не знакомых ни с видеоиграми, ни с их условностями и правилами. Блогосфера тем не менее встретила книгу надменным фырканьем и возмущенным воем.

Признаться честно, я «FarmVille для чайников» не видел и уж подавно не читал — и понятия не имею, полна ли она блистательных тактик и невероятных откровений или же это просто банальная обдираловка. Однако же могу поспорить, что у всех этих интернет-критиков о ней тоже нет ни малейшего представления.

А главное, что сама книга тут ни при чем, потому как высмеивают и ругают на самом деле не книгу, а игру, про которую она написана, и — что куда важнее! — игроков, которые тратят на эту игру свое время, а зачастую еще и деньги.

Логика очевидна. Мол, FarmVille — это казуальная игра, выросшая на Facebook социалка, не достойная внимания «настоящего» игрока. Такая игра по определению должна быть очень, чуть ли не оскорбительно простой, и любой, кому нужна еще и книга, объясняющая, как играть в такую непритязательную игру, без сомнения, круглый идиот (хотя, конечно, он идиот уже лишь потому, что вообще играет в FarmVille).

Так вот. Если бы это было мнение небольшой кучки форумных троллей, его можно было бы игнорировать. Интернет — лучшее в мире средство общения изо всех, когда-либо придуманных человеком, но всем нам слишком хорошо известны его побочные эффекты: Всемирная паутина отлично множит всевозможные мерзости, а заодно предоставляет идиотам, каждый из которых своим тупизмом способен отравить жизнь небольшого поселка, возможность плодить глупости в компании таких же дураков.

Однако же бешенство, с которым была встречена «FarmVille для чайников», мне запомнилось особенно, потому что это — выражение некой предвзятости, которую я замечал не только у игроков, но и у многих-многих людей, работающих в игровой индустрии. Это предрассудок, вырастающий из двух основных предубеждений. Во-первых, что социальные игры, коль скоро уж они существуют на веб-платформах и не могут похвастаться ни графикой, ни звуком, просты. Во-вторых, что основная часть их аудитории — не игроки, а ее, как неискушенную публику, легко удовлетворить.

Оба этих предположения бесконечно далеки от правды. Вся проблема в том, что люди, защищая свою компетентность в глазах окружающих, стараются занизить компетентность других, говоря, что те не делают ничего «такого». Обычное заблуждение: чем меньше ты в чем-то разбираешься, тем ничтожнее и проще оно тебе кажется. Те, кто никогда не создавал успешных социальных игр, смотрят на FarmVille и думают: «Да я бы тоже так смог!» — так же как и те, кто никогда не делал популярных шутеров, не могут понять, в чем сложность создания трехмерного тира.

На самом же деле популярные социальные игры очень многоуровневы. Их невероятно трудно делать: это замкнутый круг из нескончаемых тестирований и сборов отзывов, и разработка внутри «социальной» фирмы совершенно не похожа на производственные процессы в любой другой «традиционной» игровой компании. Предельное внимание тут уделяется самым базовым элементам игры — дизайну интерфейса и балансу. Для работы с ними требуются совершенно иные навыки, чем при создании любых других игр.

Более того, глубина и сложность социалок куда больше, чем может ожидать разработчик (и геймер) из сектора «традиционных» игр. Не могу сказать, что я выдающийся игрок, но играю я на протяжении последних 25 лет (хотя и не люблю, когда мне это припоминают). И что? Прошлым летом мои легкие заигрывания с FarmVille не только привели к тому, что я конкретно на нее подсел, но еще и заставили меня гуглить детали множества, как оказалось, сложных систем, постепенно открывавшихся в процессе игры.

На лицо FarmVille может выглядеть очень мило, но, как и у всех подобных игр, в груди у нее бьется холодное, расчетливое и мастерски откалиброванное сердце, способное бросить вызов всем сложным комбинациям математики, геймдизайна и психологии, стоящим за любым современным хитом — от World of Warcraft и Dungeons & Dragons до Call of Duty и Mario Galaxy.

По-другому и быть не может, потому что аудитория социальных и казуальных игр, хоть и не знакомая с классическими играми, не будет кидаться на всякое старье, которое Zynga им подбросит. Наоборот, эта аудитория очень требовательна, и удовлетворить ее куда труднее, чем «традиционных» игроков, потому что казуалы не привязаны к играм так же, как хардкорщики.

Если социальная игра тут же не подцепит казуала на крючок, он ее забросит и займется чем-нибудь еще. Если игра позволит ему отвлечься, если она не сможет должным образом его вознаградить, если утомит рутиной или смутит интерфейсом — результат будет тот же. Клиент потерян и, вероятно, никогда уже не вернется.

В отличие от «традиционных» игроков, которые трубят на весь интернет о проблемах с PS3-версией Call of Duty: Black Ops , казуалы не подписывают петиций и не кричат на форумах. Они просто перестают тратить на игру свое время и деньги, что для разработчиков куда страшнее, чем грозная петиция от людей, которые почти наверняка все равно купят следующую часть серии.

Казуалы далеко не дураки, из которых цинично выжимают деньги. Что бы ни считали многие геймеры и некоторые разработчики, как клиенты казуалы крайне придирчивы и разборчивы. Может, они и не читают специализированные сайты и не тратят многие часы, обсуждая мельчайшие изменения в балансе FarmVille на никому не ведомых форумах, но они точно знают, что им нравится, и когда это что-то перестает им нравиться — они оставляют его без всякого сожаления.

В общем, появление «FarmVille для чайников» вызывает усмешку, однако завсегдатаи социальных игр — ни в коем случае не дураки. Во всяком случае именно искушенность публики заставила разработчиков социальных игр очень внимательно подходить к контролю качества и проводить бесконечные тестирования, в то время как «традиционная» игровая индустрия этому никак научиться не может. Более того, все, до чего дошли дизайнеры «больших» игр за последние три десятилетия, все эти интригующие, захватывающие миры… все они уварены и низведены до самых базовых правил и элементов новой волной разработчиков социальных игр.

Современные социальные игры вряд ли придутся по вкусу «серьезным» игрокам, и это нормально. Многообразие социалок лучше всего доказывает: игровая индустрия взрослеет. Но это совсем не значит, что каждый должен попробовать FarmVille. Нравится вам доение виртуальных коровок или нет — ни в том, ни в другом случае нет ничего зазорного.

Игроки и разработчики не должны вместе с водой выплескивать и ребенка, теряя что-то важное в попытке освободиться от ненужного. Социальные игры — это одна из самых сложных отраслей игровой индустрии, и она может преподать разработчикам «больших» игр хороший урок. У социалок можно позаимствовать стратегии продвижения, которые подтолкнут к играм широкие массы или привлекут хардкорщиков. Так что в следующий раз, когда вам захочется накинуться на FarmVille и ее игроков, задумайтесь: быть может, в чем-то малом, но бесконечно важном они уже прикоснулись к будущему, которое всем остальным еще только предстоит постичь?

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь