Тотальная эмуляция. Как поиграть в консольные игры на PC

Тотальная эмуляция. Как поиграть в консольные игры на PC

Спецматериалы — Тотальная эмуляция. Как поиграть в консольные игры на PC
«…Эмуляторы консолей для PC существуют уже 14 лет, но запустить на компьютере Sonic the Hedgehog CD, Heart of Darkness или Shadow of the Colossus — это по-прежнему целая история. Мы отобрали для вас лучшие (или единственно возможные) эмуляторы различных п
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спецматериалы
Тотальная эмуляция. Как поиграть в консольные игры на PC

Эмуляторы консолей для PC существуют уже 14 лет, но запустить на компьютере Sonic the Hedgehog CD, Heart of Darkness или Shadow of the Colossus — это по-прежнему целая история. Мы отобрали для вас лучшие (или единственно возможные) эмуляторы различных платформ, доступные в домашних условиях, — от Nintendo Entertainment System до PlayStation 2. Все консоли. Лучшие игры. Родное управление, оригинальная картинка — и минимум энергозатрат. Тряхнем стариной?

Первый в мире эмулятор Nintendo Entertainment System, проект NESticle, появился в апреле 1997-го. С тех пор на смену выпуклым мониторам и телевизорам успели прийти широкоэкранные модели, вместо криво перепаянных геймпадов от «Денди» теперь используется универсальный пад от Xbox 360 (на нем одинаково удобно играть в игры с любой платформы — за исключением, возможно, Wii). Вместо 486-х в обиходе двух- и более ядерные процессоры, делающие возможной эмуляцию консолей шестого (оно же 128-битное) поколения.

Производители консолей, в конце девяностых воевавшие с изготовителями первых коммерческих эмуляторов PlayStation, нынче занимаются официальной эмуляцией Xbox на Xbox 360, PS2 на PS3 и всех более старых платформ в онлайновых магазинах вроде Virtual Console, специальном отделе Nintendo Wii Shop Channel. В наше время эмуляция — большой серьезный бизнес.

Теоретически бесплатная эмуляция чего угодно на чем угодно до сих пор не нарушает законов — при условии, что у вас на полке стоит коробка с оригинальной копией игры. На практике же найти образ диска для второй PlayStation сейчас немногим легче, чем для третьей. Любители эмуляторов при этом придерживаются мнения, что старые игры получают на эмуляторах вторую жизнь и оздоровляют популяцию молодых разработчиков — с чем, конечно, не поспоришь.

Минимум сил, максимум правды

Сначала справка: наиболее полную картину современных эмуляторов дает сайт Emulator-zone.com, а за мелкими программными аксессуарами нужно обращаться на форумы Forums.ngemu.com.

Общих требований к любому эмулятору всего три. Во-первых, он должен поддерживать любое разрешение экрана, дабы старые игры шли на новых мониторах и телевизорах без искажений изображения (нет ничего хуже игры для Super Nintendo, насильственно растянутой на огромный широкий экран). Во-вторых, он должен поддерживать минимум два геймпада со всеми тонкостями управления (нет смысла играть в Crazy Taxi без поддержки аналоговых шифтов или в Ico без вибромоторов). В-третьих, игра должна идти на скорости не менее тридцати кадров в секунду.

Как вы вскоре узнаете, среди эмуляторов любой платформы (включая и консоли двадцатилетней давности) не так-то просто найти хоть один, удовлетворяющий этим элементарным требованиям. Что уж говорить о таких объектах роскоши, как удобный интерфейс, вменяемая документация или возможность игры вдвоем через интернет...

Мы не будем останавливаться на внутренних тонкостях эмуляции: о том, насколько мучительна синхронизация ядер PS2 и каких трудов стоила разработчикам поддержка всех аддонов к Super Nintendo или звукового чипа Yamaha YM2612 с Genesis, вы можете прочитать на специализированных сайтах. Нам сейчас важен внешний эффект — как можно более достоверное воспроизведение оригинальной игры с минимальными трудозатратами со стороны пользователя.

Восемь и шестнадцать

Nintendo Entertainment System (эмулятор Nestopia)

Snake Rattle ’n’ Roll на NES, эмулятор Nestopia 1.40. Во вкладке «Options» — «Video» — «Mode» указываете ваше разрешение. Чтобы играть без искажения на широком экране, нужно поставить на вкладке «View» в меню «Screen Size» галочку «TV Aspect» (что поделаешь — такой вот у эмуляторов интерфейс!).

В области эмуляции 8- и 16-битных консолей все основные войны уже отгремели. Идеального воспроизведения самых трудоемких игр добились в поздних девяностых, в крайнем случае — в ранних двухтысячных. Выделились эмуляторы-лидеры, портированные под Mac OS и Android, и поиграть в легендарно сложные для эмуляции Snake Rattle ’n’ Roll или Super Mario Brothers 3 сейчас можно на любом устройстве, поддерживающем установку сторонних приложений. Или просто в браузере на сайтах вроде VirtualNES.com...

Открытый проект Nestopia (SourceForge.net/projects/nestopia) — образец идеального эмулятора, не только удовлетворяющего нашим требованиям, но и поддерживающего все 799 игр для Nintendo Entertainment System практически в безупречном качестве. Вот вам прекрасная иллюстрация преимуществ открытой коллективной разработки (сравните с популярными некогда VirtuaNES и Jnes с их авторами-одиночками и вялыми обновлениями!). Недаром эмулятор FCEUX тоже внезапно вернулся в OpenSource-версии (fceux.com/web/home.html).

В большинстве случаев мы ратуем за суровый минимализм настроек, но в Nestopia имеет смысл поэкспериментировать с различными сглаживающими фильтрами, чтобы на вашем HD-телевизоре не резвились совсем уж крупные и беспардонные пиксели. Здесь также доступны симуляция выпуклого экрана старого телевизора, самый правдивый восьмибитный звук и тому подобные приятные мелочи.

SEGA Mega Drive (SEGA Genesis), SEGA CD, SEGA 32Х (эмулятор Fusion)

Sonic CD на SEGA CD, эмулятор Fusion 3.63. Нужен BIOS для SEGA-CD Model 1 1.10 (можно взять на EmuAsylum.com). Во вкладке «Video» ставим галочки «Normal», «Fixed Aspect (Fit)», чтобы играть без искажений, плюс галочку у «Filtered».

С эмуляцией SEGA Genesis особых проблем у разработчиков не возникало (первый эмулятор появился в 1997-м), но проекты вроде Gens и Ages как-то сами собой угасли в начале двухтысячных. Сегодня балом правит эмулятор Kega Fusion версии 3.46 (eidolons-inn.net/tiki-index.php).

Сменивший множество имен, Fusion официально использовался SEGA при выпуске компиляций старых игр SEGA Smash Pack для PC и Dreamcast. Помимо Genesis, Fusion эмулирует аппаратные расширения SEGA CD и SEGA 32X — для последнего аддона существует всего 34 посредственных игры, зато для первого вышло множество интересных проектов, включая культовый квест Snatcher Хидео Кодзимы и темпоральный платформер Sonic the Hedgehog CD (лучшая игра про Соника из когда-либо созданных). Только учите: для SEGA CD вам придется поискать прошивку, да и образы игр будут занимать уже не 1-2, а порядка 600 мегабайт (или 150-200 мегабайт для рипов, где оригинальные CD-треки заменяются пожатыми MP3-файлами).

SNES (эмулятор Snes9x)

Star Fox на SNES, эмулятор Snes9x 1.52. На вкладке «Options» — «Display Configuration» — ставим галочки «Stretch Image» и заветное «Maintain Aspect Ratio (4:3)», в «Fullscreen Display Settings» выставляем нужное разрешение. Галочка «Bilinear Filtering» тоже не помешает.

Эмуляция Super Nintendo тоже берет начало в 1997-м, когда стартовали проекты ZSNES и Snes9x, активные и по сей день. Эмулировать приходилось не только саму консоль с ее графическими и звуковыми сопроцессорами, но и дополнительные чипы, поставлявшиеся в картриджах с отдельными играми: процессор трехмерной полигональной графики для Star Fox, ускорители для Super Mario Kart и Mega Man X3, многоцелевой чип для Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars, на котором хранилась половина данных игры...

Разработанный под DOS эмулятора ZSNES (ZSNES.com) так и не избавился в интерфейсе от наследия девяностых и в наше время не пригоден к использованию. Зато со Snes9x версии 1.5 (Snes9x.com) все в полном порядке. Это рекордсмен по количеству портов на различные платформы — с удобной оболочкой, массой графических фильтров и усовершенствований, позволяющих играм для 16-битной консоли выглядеть не хуже современных инди-разработок.

Впрочем, Super Nintendo до сих пор выглядит (и звучит) превосходно безо всякого искусственного омолаживания картинки: свободно вращающийся замок Super Castlevania 4, лихие виражи трассы F-Zero или вылетающий прямо из экрана бомбардировщик Contra 3: The Alien Wars наглядно демонстрируют преимущества дополнительных графических режимов и сопроцессоров.

PC Engine (эмулятор TurboEngine)

Game Boy Advance (эмулятор Visual Boy Advance)

Также из эмуляторов консолей этой эпохи стоит выделить авторский TurboEngine (aamirm.hacking-cult.org), позволяющий играть в одну из лучших серий Castlevania, Dracula X: Rondo of Blood, с платформы PC Engine (восьмибитная консоль с CD-приводом), и Visual Boy Advance — безупречный эмулятор портативных Game Boy и Game Boy Advance.

Последняя версия Visual Boy Advance доступна по адресу VBA.ngemu.com, а многие игры для GBA, в частности Astro Boy: Omega Factor, на удивление достойно смотрятся на большом экране.

Тридцать два и шестьдесят четыре

Nintendo 64 (эмулятор Project 64)

Mario Kart 64 на N64, эмулятор Project64 1.7.0.49. Выбираем графический плагин Jabo’s Direct3D8 1.7.9.53, ставим галочку в «USE High Level GFX», выставляем нужное разрешение в «Full Screen Resolution», в графе «Aspect display» отмечаем «Force 4:3».

Эмуляция 32-битных консолей началась в 1999-м — на свет одновременно появились коммерческий эмулятор первой PlayStation Bleem! и революционный (и бесплатный) эмулятор Nintendo 64 под названием UltraHLE.

Bleem! запомнился разве что возможностью играть в свежий Tekken 3 с клавиатуры и последовавшими претензиями Sony (в 2001-м приведшими к закрытию проекта), а вот UltraHLE не только позволял играть в Mario 64 и The Legend of Zelda: Ocarina of Time на средних PC того времени. В этом проекте впервые начала расплываться грань между эмуляцией и симуляцией: с помощью современных трехмерных графических акселераторов соавторы-разработчики сумели воссоздать результат работы N64, игнорируя большую часть происходящих в процессоре консоли вычислений.

В итоге UltraHLE был очень ненадежным эмулятором (поддерживалось порядка 20 расшифрованных разработчиками игр, а Ocarina of Time подвисала на выходе из первой пещеры), зато современная эмуляция PS2 с приемлемой скоростью возможна только за счет графических фокусов, изобретенных создателями UltraHLE в 1999 году.

Первый настоящий эмулятор N64 появился в марте 2005-го — это великолепный Project 64 (pj64-emu.com). Его портит лишь склонность создателей к закрытому бета-тестированию. Если не считать дистрибутивов, залитых на торрент-трекеры, то версия 1.7 доступна только активным участникам проекта и лицам, пожертвовавшим денег на его развитие. Тем не менее в последней версии наконец-то можно поиграть в Mario Kart 64 на широкоэкранном телевизоре без искажения картинки.

PlayStation (эмулятор ePSXe)

Bushido Blade 2 на PlayStation, эмулятор ePSXe 1.7.0. Выбираем плагин Pete’s D3D Driver 1.77, там отмечаем «Hi-Res Textures (Stretched)», «Screen Smoothing» и «Use FPS Limit». Если не хотите растягивать картинку на широкий экран, пользуйтесь эмулятором pSX 1.13.

Для первой PlayStation выпущено столько игр самых различных стилей и направлений, что одним эмулятором тут не обойтись, лучше иметь один-два запасных... А в идеале — установить один эмулятор PlayStation для работы с трехмерными играми и один — с плоскими спрайтовыми.

Чтобы играть в большинство игр 32-битной эпохи, помимо самого эмулятора неплохо иметь набор плагинов для воссоздания картинки, звука и различной периферии вроде карточек памяти и геймпадов — с вибрацией и аналоговыми рукоятками. В этом плане ePSXe 1.7.0 (epsxe.com) — эмулятор с самым лучшим арсеналом плагинов, с его помощью вам удастся побороть и настроить под себя большинство игр.

А если культовый платформер Silhouette Mirage вдруг не запускается, а другой культовый платформер Heart of Darkness виснет на первом уровне, можно обратиться к pSX (psxemulator.gazaxian.com) — тут нет никаких плагинов, настройки элементарные.

SEGA Saturn (эмулятор SSF)

Road Rash на SEGA Saturn, эмулятор SSF 0.11 Alpha R2. Идем в «Options» — «Screen», ставим галочки «Fixed Fullscreen Resolution», «Enforce Aspect Ratio (Fullscreen)», «Stretch Screen» и «Full Size». Образ диска выбирается не из эмулятора, а в хорошо известной программе DAEMON Tools.

32-битная SEGA Saturn — крайне интересная и незаслуженно забытая платформа, и очень хорошо, что после всяческих Yabause (yabause.org) появился приличный эмулятор в лице японского SSF (Emulator-Zone.com/doc.php/saturn/ssf.html) в версии 0.12. Хотя трехмерные игры для Saturn смотрятся отвратительно (а эмулятор вообще не использует вашу видеокарту), рисованные аркадные шедевры вроде Guardian Heroes или Radiant Silvergun приятно поражают размерами боссов, безумным количеством врагов на экране, экспериментами с количеством задних планов и масштабами фантазии разработчиков.

Это своего рода альтернативная реальность, мир, в котором 3D так и не было изобретено и где действие игр всех жанров разворачивается в иной, плоской и красочной вселенной.

Сто двадцать восемь

PlayStation 2 (эмулятор PCSX2)

Shadow of the Colossus на PS2, эмулятор PCSX2 0.9.7.3876. Графический плагин GSDX10, в графе «D3D Upscaling» ставим требуемое разрешение. Через «Emulation Settings» идем в раздел «Speedhacks», ставим галочку «Enable», вытягиваем слайд-бары на максимум, ставим галочки во всех «microVU Hacks».

Эмуляция PlayStation 2 совершила качественный скачок в прошлом году, а в этом идет черепашьими темпами: разработчики главного эмулятора PCSX2 (PCSX2.net) увлеклись другими делами. С июня 2010-го приходится пользоваться ОБТ-версией 0.9.7. Большинство игр для PS2 поддерживается (в том смысле, что их можно пройти от заставки и до финальных титров), но вот что касается скорости и аутентичности эмуляции...

Эмулятор PS2 трудно всерьез порекомендовать человеку, не собирающемуся просиживать сотни часов на форуме в поиске единственно верной комбинации настроек, позволяющих запускать Shinobi или Shadow of the Colossus хотя бы в 40% от реальной скорости игры.

С каждым новым поколением консолей сложность настроек возрастает в десятки раз: теперь возня идет не только с версиями эмулятора и плагинов (большинство из которых — ну очень сырые), но и с различными программистскими хитростями, позволяющими повысить количество кадров в секунду за счет точности эмуляции. Даже на самой современной машине с двухъядерным процессором борьба идет за каждый кадр.

Wii (эмулятор Dolphin)

С эмуляторами GameCube и Wii (все-таки это фактически одна и та же система) все еще более плачевно — до 2008-го их просто не было. Но три года назад появилась версия эмулятора Dolphin (dolphin-emulator.com) с открытым кодом, и буквально в последние месяцы разработчикам удалось добиться значительного ускорения эмуляции: можно играть в The Legend of Zelda: The Wind Waker или The Legend of Zelda: Twilight Princess на 25 кадрах в секунду. Остальные игры хоть и неторопливо, но поддерживаются; через Bluetooth-адаптер к PC подключаются Wii-пульт и нунчак.

The Legend of Zelda: The Wind Waker на GameCube, эмулятор Dolphin r7413. В «Options» — «Configure» — «Display» выбираем «Video Backend: DirectX3D11». Потом идем в отдельную вкладку «Graphics», ставим галочку в разделе «Copy: Enable» и «Texture». В «Accurate Texture Catch» тоже выбираем «Enable».

The Legend of Zelda: Twilight Princess на Wii, эмулятор Dolphin. Все опции те же, только на вкладке «Wiimote» можно повесить функции Wii-пульта на мышку и функции нунчака на геймпад в левой руке. Но играть все равно не очень удобно, проще скачать GameCube-версию Twilight Princess.

Xbox (эмуляторов нет)

С первым Xbox все просто: он не эмулируется совсем. От эмулятора Xeon не осталось даже сайта, а странный проект Cxbx (SourceForge.net/projects/cxbx) пока что запускает ровно одну игру — Turok: Evolution.

В общем, чем ближе к современности, тем жестче приемы, применяемые корпорациями против невинных сайтов с образами, прошивками и эмуляторами. Приходится копаться в постоянно удаляемых ссылках на MediaFire и RapidShare, тянуть любимую игру в 150 файлах или регистрироваться на сомнительных торрент-трекерах. И все это ради того, чтобы в итоге убедиться, что именно эта игра отказывается работать быстрее восьми кадров в секунду на существующих эмуляторах в любой комбинации настроек и плагинов...

* * *

Если вы хоть раз пытались поиграть во что-нибудь на эмуляторе PlayStation 2, то вам не надо объяснять, что эмуляция Xbox 360 и PlayStation 3 относится к области научной фантастики. Дело тут даже не в аппаратном превосходстве — достаточно быстрые процессоры когда-нибудь появятся. Но потом нам еще лет пять придется ждать, пока выйдет удачный эмулятор с открытой структурой плагинов, и еще столько же времени уйдет на коллективный бета-тест и вылавливание бесчисленных багов, портящих, как правило, самые интересные игры платформы.

Пока нам доступны эмуляторы трех поколений консолей, на каждой из которых найдется десяток прекрасных игр, по той или иной причине прошедших мимо вашего внимания. Если начнете прямо сейчас, то к появлению первого эмулятора Xbox 360 как раз успеете наверстать упущенное!

1 2 Все
Комментарии
Загрузка комментариев