23 апреля 2011
Обновлено 17.05.2023

Mortal Kombat

Mortal Kombat - изображение обложка

Грустно это признавать, но сегодняшняя игровая индустрия находится примерно в том же малоприятном состоянии, в котором пребывал кинематограф в восьмидесятые годы прошлого века: новых идей нет, все вокруг одинаковое, а дизайнеры в основном заняты штамповкой бесконечных сиквелов, триквелов и квадриквелов (вы сами-то помните, в какую по счету Call of Duty играли в прошлом году?). Другое популярное занятие — экспорт ностальгии. Речь о засилье платформеров и восьмибитного ретро, ремейков, ремиксов и прочих милых безделушек, которые так хорошо научились делать инди-разработчики.

Герой этой рецензии — тоже ремейк, причем в квадрате: достаточно одного взгляда на MortalKombat , чтобы догадаться, что его авторы черпали вдохновение в тех самых фильмах восьмидесятых — отсюда разноцветные ниндзя, колдуны в халатах и Лю Канг, трогательно похожий одновременно на Брюса Ли, Джеки Чана и взбесившуюся макаку-резуса. В общем, на вид эта игра выглядит как типичное дитя постмодернистских оргий, но стоит провести в ней полчаса, как становится понятно — именно такого файтинга нам все это время и не хватало.

Был трудный бой

В «Игромании» игры этого непростого жанра появляются сравнительно редко по вполне понятным причинам: описанный выше кризис идей терзает файтинги значительно дольше, чем всех остальных. До недавнего времени большинство знаковых сериалов были замкнуты сами на себя и представляли интерес для узкого круга энтузиастов. Загляните на форум любого файтинг-комьюнити: там вас с порога обложат непонятными словами и аббревиатурами и заморочат голову описанием тончайших особенностей каждого персонажа. Учитывая, что жанр сам по себе довольно сложен в освоении (те, кто пытался выполнить ультра-комбо за Зангиева в Street Fighter 4 , поймут нас как никто), для простых смертных это как-то чересчур.

В то же время Mortal Kombat вопиющим образом отличается ото всех коллег по жанру. Дело не только в кровище и дерьмище (хотя именно гротескная жестокость помогла сериалу сделать карьеру), а в том, что этот файтинг делали американцы — с западным подходом и в соответствии с западными ценностями. Mortal Kombat (давайте условимся, что с этого момента мы говорим про перезапущенную версию игры и вежливо игнорируем годы застоя) не требует от вас самурайской самоотдачи и выдержки, но это ни в коем случае не означает, что она примитивна или поверхностна. Просто здесь в первую очередь ценятся другие вещи — зрелищность и низкий порог вхождения. Короче говоря, это файтинг для нормальных людей.

Самое убедительное тому доказательство — сюжет. Какую-никакую историю стараются прикрутить почти к каждому файтингу (нужно же объяснить, почему эти странно одетые люди так упорно стремятся набить друг другу морды), но, как правило, сюжетный режим представляет собой в лучшем случае короткие ролики перед боями, а в худшем — шоу молчаливых голов и километры текста.

В Mortal Kombat все куда круче: разработчики не поленились сделать целую историю про то, как бог Райден менял будущее, чтобы спасти себя и Землю, — с роликами, диалогами и бесшовным переходом от боев к скриптовым сценам и обратно. Ощущения — примерно как от просмотра первой экранизации игры: диалоги не отягощены особенным смыслом, поводы для драк у героев попадаются крайне надуманные (вплоть до традиционного в спальных районах «ты че тут?!»), но визуально все подано настолько круто, что сценаристов немедленно прощаешь. Дополнительно кампания позволяет быстро вникнуть в историю и космологию сеттинга, а также (поскольку герои регулярно сменяют друг друга согласно сценарию) освоить базовую технику игры за всех основных персонажей.

Flawless victory

Собственно бои поставлены безупречно — не хуже, чем в эталонном Street Fighter 4. Только в отличие от Capcom авторы Mortal Kombat относятся к себе и своей игре чуть менее серьезно, поэтому коронный удар Джонни Кейджа в пах парализует врага в весьма комичной позе, Джакс после каждой победы лобызает свои механические бицепсы, а рентгеновская атака Нуба Сайбота завершается прямым ударом ногой в живот, в результате которого жертва опорожняет желудок прямо на сапог ниндзя (Сайбот, впрочем, не брезгует и до конца матча так и дерется облеванным).

Типов ударов не так много, зато каждый присутствует в нескольких вариантах — в зависимости от того, как сочетать его с кнопками передвижения. Примерно та же ситуация со спецприемами и комбо: каждому персонажу их достается в среднем по три-четыре штуки, но простор для комбинаций огромный и позволяет делать комбо длиной в десять ударов и больше. Но кульминация боя — это, конечно, рентгеновские атаки, во время которых во всех подробностях показываются задорно хрустящие кости, весело осыпающиеся зубы и бодро рвущиеся сухожилия.

Причем, что показательно, проводится такая атака буквально двумя кнопками, сносит до трети полоски здоровья (а бугаи типа Горо могут скостить сразу половину), но ее точно так же легко блокировать или избежать. Все это справедливо и для комбо и суперударов: редкий прием заставляет использовать более трех кнопок, некоторые атаки (вроде телепортации с одновременным ударом) выглядят просто читерскими, но все они оказываются бессмысленными, если неправильно выбрать момент и попасть врагу в блок. А расплата за ошибку будет быстрой и безжалостной, ведь контратаковать в МК тоже очень просто.

Такая механика приучает мыслить в файтингах по-новому: когда не нужно мучительно вспоминать комбинации приемов и ломать пальцы, пытаясь их выполнить, появляется время задуматься о тактике. Mortal Kombat очень быстро начинаешь чувствовать: в течение вечера даже неумелые игроки осознают важность дистанции, учатся блокироваться и дерзко отражать атаки с воздуха сочными апперкотами. На то, чтобы освоиться с комбо, уходит больше времени, но прелесть МК в том, что для успешной игры достаточно знать базовые удары и спецатаки. Ну а если у вас каким-то непостижимым образом все-таки возникнут проблемы — в игре предусмотрен обучающий режим, сделанный с расчетом на идиотов детсадовского возраста. Словом, перефразируя великого мастера капоэйры Паштиньу, единственный способ не научиться играть в Mortal Kombat — это не хотеть научиться в него играть.

* * *

Новый Mortal Kombat возвращает жанр файтингов из страны ужаса и хардкора обратно к обычным людям. Сейчас он едва ли годится для серьезных турниров и чемпионатов: персонажи банально несбалансированны. Скажем, за Джакса играть слишком трудно, за Лю Канга — наоборот, слишком просто, а за Джейд — скучно. Однако вернемся к вопросу об экспорте ностальгии: те люди, которые в середине девяностых застали первый Mortal Kombat, сейчас как раз подходят к тому возрасту, когда новое воспринимается сложнее, зато тоска по «старым добрым» временам резко обостряется. И в этот момент NetherRealm услужливо подставляет им плечо: выпускает игру, которая выглядит как старая, но играется абсолютно по-новому. Перед этим не устоит ни один приличный гик.

При этом, что удивительно, мы так и не смогли придумать ни одной серьезной претензии к Mortal Kombat. Игра стильная, зрелищная, разнообразная, кровавая до истерического смеха и дружелюбная к пользователю. Она, в конце концов, идеально заменяет надоевший Guitar Hero в условном списке «игры для шумной попойки». Она — то, что надо: если бы эта игра была женщиной, мы не задумываясь предложили бы ей руку и сердце. А так остается только играть до одури и красных прожилок в глазах. Совсем как в «старые добрые».


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Геймплей: 10

Графика: 9

Звук и музыка: 9

Интерфейс и управление: 9

Дождались? Идеальный файтинг для всех, кто не любит файтинги: в Mortal Kombat невероятно весело играть, и при этом желание расколотить геймпад о стенку возникает никак не чаще одного раза в час.

Рейтинг: 9,5

«Великолепно»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь