23 апреля 2011
Обновлено 17.05.2023

Operation Flashpoint: Red River

Operation Flashpoint: Red River - изображение обложка

Так сложилось, что этот номер выходит незадолго до празднования Дня Победы. Для всех нас это прекрасный повод оглянуться назад и посмотреть, как видеоигры изменили представление людей о том, что такое война. По своей популярности игры про армию немногим уступают казуальным симуляторам садоводства: еще лет пять назад индустрия задыхалась под трехметровым слоем из шутеров про Вторую мировую, а сейчас нас примерно с таким же усердием кормят продуктами, посвященными современным конфликтам.

И виноваты в этом далеко не жадные директора по маркетингу (которые в большинстве своем в играх просто не разбираются и продают то, что лучше продается), платежеспособный спрос на виртуальные убийства создаем именно мы, игроки. В этом как будто нет ничего предосудительного: мужчины, как известно, с детства любят играть «в войнушку», а женщин в дополнение к этому особенно волнует вид мужчин в униформе. Страшно из-за другого — за каких-то пятнадцать-двадцать лет нас протащили через такое неистовое множество вооруженных конфликтов, что мы просто перестали воспринимать их как нечто шокирующее. Тщеславные юноши в онлайновых сервисах меряются количеством застреленных людей, на виртуальном мундире каждого больше медалей, чем у Брежнева в период позднего маразма, а внешний вид винтовки М4А1 они вспоминают гораздо быстрее, чем день рождения бабушки. На страницах журнала мы то и дело отчитываемся о том, как убивали плохих корейцев, китайцев, немцев, японцев и русских… война обесценилась, войну не принимают всерьез. По вине видеоигр откормившимся пользователям может показаться, что рисковать жизнью и стрелять по себе подобным — это ужас как весело и интересно. И именно в этот момент таких людей нужно окунать с головой в Operation Flashpoint: Red River.

А у реки, а у реки

Самое прочное воспоминание о Red River — загрузочный экран. И вовсе не потому, что уровни неприлично долго грузятся (хотя это действительно так), и не потому, что миссии не запоминаются, — напротив, каждая стычка отмечена отдельным седым волосом на виске. Дело в том, что любоваться на этот самый экран приходится чаще, чем на что бы то ни было. В Operation Flashpoint, как и раньше, убивают часто, быстро и почти всегда — самым нелепым образом.

С тех пор как Bohemia Interactive , разработчики оригинального OFP, лишились прав на собственное произведение, в обществе на некоторое время утвердилось мнение, будто самый достоверный симулятор войны — это ArmA , а то, что делают неизвестные люди из Codemasters , — это так, для размазней и девочек. Действительно, в ArmA были воссозданы мельчайшие детали военного быта, а для включения движка в джипе была предусмотрена отдельная кнопка.

Казалось бы, чем может ответить «аркадный» Operation Flashpoint? Во вступительном ролике к Red River двое американских военнослужащих ругают «факами» проклятых коммуняк, а их коллеги ездят по таджикским горам преимущественно под рявкающий аккомпанемент альтернативного рока. Реплики комвзвода легко перепутать с цитатами сержанта Хартмана из «Цельнометаллической оболочки», но все это — шлак, обязательный для жанра налет бравады, чтобы игроку не стало совсем уж жутко от происходящего. На самом-то деле OFP всегда была игрой не о том, как правильно заводить мотор и какой кнопкой открывать люк, а о том, как часами ползать по непролазным лесам, перебираться от кочки к кочке, нервно считать патроны, сидя под шквальным огнем, — только для того, чтобы получить пулю в самое неприятное место и отправиться на час игрового времени назад, к точке респауна. В этом смысле Red River ничуть не хуже Cold War Crisis.

Вахшу мать

В сравнении с Dragon Rising , предыдущей игрой в серии, новый OFP выглядит более постановочным, но вместе с тем — более собранным: все чаще нам предлагают бои в полугородских условиях брошенных кишлаков. Осторожно, метр за метром отделение морпехов (под нашим руководством) прочесывает пустую вроде бы деревню. Вдруг снайпер полушепотом докладывает: «Вижу силуэт, сто метров к северу».

И разверзается ад: еле заметные вспышки вдалеке мигом преобразуются в свист пуль над нашими головами, глаза застилает пыль, каменное крошево и брызги крови — вашей или соседа по укрытию. Не переживайте, вас почти наверняка убьют. А потом — еще и еще, до тех пор, пока вы более-менее не запомните расположение противников и не научитесь грамотно прятаться в кустах. Враги действуют строго по указке сценаристов, чекпойнты случаются мучительно редко, но в случае с этой игрой такие издевательства только добавляют остроты: игрок начинает отчаянно цепляться за жизнь, а заученные назубок точки наступления врага воспринимаются как следствие полученного естественным путем боевого опыта — ведь тренированные бойцы могут заранее определить, откуда, скорее всего, попрут сволочи.

Подрыв танка, зачистка укрепрайонов, истерическое отступление… когда мы шаг за шагом отдаем позиции наступающей Народно-освободительной армии (Red River начинается как операция по освобождению Таджикистана от террористов, но ближе к середине игры, как обычно, случается китайская интервенция), — в ситуации, когда тебя могут убить в любой момент, эти знакомые эпизоды приходится переосмысливать. Codemasters удалось то, что не получилось у Danger Close Games с их тесной и бутафорской Medal of Honor : в новом OFP бывает по-настоящему страшно сталкиваться с врагом лицом к лицу, даже несмотря на то, что здесь до сих пор лечат раны, подержав над головой павшего соратника аптечку.

Как один таджик двух генералов прокормил

У многих жителей России республика Таджикистан ассоциируется прежде всего с дворниками в оранжевых спецовках и передачей «Наша Раша». Чтобы исправить это обидное недоразумение, «Игромания» публикует подборку фактов, призванную показать, что Таджикистан — это не только Сергей Светлаков и Михаил Галустян.

  • Таджикистан — страна с живописной природой. Большую часть страны занимают горы, самая внушительная из которых — пик Исмаила Самани (ранее известный как пик Коммунизма, а также пик Сталина) высотой 7495 м.
  • Официальный сайт посольства Таджикистана в Москве рекомендует несколько видов туризма на территории республики. В частности, сообщается, что большой популярностью у местных жителей пользуются курорты на водных целебных источниках («Гарм-Чашма», «Джиланды», «Ходжа-Обигарм», «Оби-Гарм», «Шаамбары», «Зумрад»).
  • В дни весеннего равноденствия в Таджикистане, как и в большинстве стран с зороастрийским прошлым, отмечают персидский праздник Навруз. В это время в Душанбе проходит одноименный театральный фестиваль. К примеру, на «Наврузе 2011», стартовавшем 6 апреля, можно было увидеть спектакли артистов Национального театра Исламской Республики Афганистан, музыкально-драматического театра Таласской области Киргизии, Чуйского драмтеатра имени Ш. Термечикова, Туркестанского музыкально-драматического театра из Республики Казахстан.
  • Жители Таджикистана по праву гордятся своей историей. Например, в период правления династии Саманидов, определившей исторический и культурный облик таджикского народа, на соответствующей территории проживал знаменитый врач и философ Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (Авиценна), который впервые отделил чуму от холеры и описал проказу в своем труде «Канон врачебной науки». Среди других его произведений — «Трактат об уксусомеде», «Трактат о сексуальной силе» и «Поэма о медицине».
  • Наконец, нельзя не отметить, что генеральный директор ООО «Издательский дом «ТехноМир» Азам Данияров также ведет свою родословную от этого старинного персидского племени. Поэтому тот факт, что журнал «Игромания» до сих пор существует и издается, косвенно является заслугой таджикского народа.

Угрюм-река

Обязательные дурацкие стелс-миссии и прочая мишура тоже будет, не беспокойтесь, но главное достоинство Red River — это именно что более плотная постановка. Разработчики, однако, гордятся совсем другими вещами: например, drop-in-кооперативом на четырех игроков или разделением бойцов на классы. Все это, безусловно, необходимо: возможность позвать в бой друзей нужна, потому что AI-напарники до сих пор тупы, как пододеяльник. Автор этого текста не раз погибал потому, что штатный медик застрял головой в лестнице и не успел остановить кровотечение. В свою очередь, ценность классового неравенства начинаешь понимать, как только в голове более-менее укладывается базовая механика и появляется желание действовать осмысленно: без помощи снайпера очень трудно отстреливаться на дистанции более ста метров, а пулеметчик незаменим, если противник засел в здании. Главный минус в том, что AI-напарники, в отличие от живых игроков, не растут в уровнях и, соответственно, выходят на каждый бой с комплектом снаряжения новобранца.

Эти два пункта (плюс мелкие доработки) чуть ли не единственные нововведения в механике. В остальном Red River — та же самая игра, что полтора года назад. Управляемая песочница: на цель можно заходить с произвольной стороны, но оптимальный маршрут обычно один, и его нужно придерживаться. Те же недостатки: скрипты, которые работают, только если игрок оказался в строго нужном месте, иначе солдаты просто откажутся воевать. Бесполезный AI, особенно у неподконтрольных игроку бойцов — от этих помощи не дождешься никогда, умеют только жалобно звать на помощь по рации и докладывать о потерях (которых запросто может не быть; говорим же, соратники — трусы и дешевые паникеры). В какой-то момент, когда наметанный глаз обнаружит ржавые болты, которыми скреплена игра, она мигом разъедется по швам и превратится в обычный военный шутер, но до той поры…

* * *

До той поры пройдет как минимум четыре-пять миссий. Пожалуй, самых нервных, лютых, пропитанных холодным липким потом и пороховой копотью миссий — впервые за долгое время. Помимо равнодушия к войне, боевые шутеры сегодняшних дней привили нам еще одну мерзкую привычку: мы совершенно разучились удивляться, пресытились дорогими спецэффектами, интеллектуально обрюзгли от того, что разработчики сдувают с нас пылинки, указывают, когда нужно присесть отдохнуть в укрытие, расставляют точки сохранения во всех страшных местах.

По гамбургскому счету Red River — гнусная, жульническая игра, которая под видом сендбокса подает нам театр варьете имени военных действий. Но это самая настоящая война, которую сегодня можно увидеть по ту сторону монитора, — уже потому, что в ней иногда нужно думать и всегда аккуратно целиться, иначе кранты. А для всех, кто даже после этого упрямо не хочет верить в то, что война — это страшно, больно и некрасиво, есть рок-н-ролл в «Хаммерах» и сальные армейские шуточки в эфире.


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьда

Оправданность ожиданий: 80%

Геймплей: 8

Графика: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Тот же Operation Flashpoint, что и в 2009-м, но с более агрессивными боями, кооперативом, прокачкой и злыми таджиками. Как выяснилось, этого вполне достаточно, чтобы поддерживать серию в хорошей форме, — тем более что внятной альтернативы нет и в ближайшем будущем не планируется.

Рейтинг: 8,0

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь