23 апреля 2011
Обновлено 17.05.2023

Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию

Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию - изображение обложка

Когда мы готовили январское превью « Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию », общались с разработчиками и смотрели на еще не законченную версию игры, небо, казалось, было покрыто алмазами — настолько здорово все выглядело за несколько месяцев до релиза. Красивейшие пейзажи, умопомрачительное внимание к деталям, шикарная летная модель — все говорило о том, что игры серии « Ил-2 Штурмовик » и впредь останутся одной из главных статей российского экспорта за рубеж сразу после нефти, газа, самолетов МИГ-29 и матрешек.

Превью заканчивалось на оптимистичной ноте: «Вряд ли в скором времени мы увидим более достоверный, реалистичный и красивый авиасимулятор. «Битва за Британию» — это уникальнейшая игра ручной выделки. Сделано в России». Последняя фраза, увы, стала роковой.

Кадры решают все

Появившаяся в продаже после семи лет ожидания игра меньше всего была похожа на игру и в первоначальном, непропатченном виде (а именно такая версия досталась и нам, и всем покупателям) была практически неиграбельна.

Главная проблема — ужасная производительность игры. Даже на топовых компьютерах, намного превосходящих рекомендуемые системные требования, она регулярно показывает слайд-шоу с 1-3 FPS, а когда счетчик кадров все-таки выходит на приемлемый уровень (для этого надо доковылять до океана или уткнуться носом в небо, главное — чтобы не было видно земли), легкие подергивания и подвисания все равно превращали пилотирование в адскую муку. И это еще до начала боя. Когда на горизонте появляются немецкие «штуки», а тем более — при попытке открыть по ним огонь, игра превращалась в статичный и совершенно неподконтрольный игроку пейзаж.

После первого патча, который, к слову, случился спустя пять дней после выхода игры, ситуация несколько улучшилась, хотя до идеальной ей еще очень далеко: над землей по-прежнему случаются микрофризы, а воевать в небе Лондона все еще невозможно — игра выдает жалкие 10 кадров в секунду даже на компьютере с процессором Intel Core i5, 8 Гб оперативной памяти и видеокартой GTX 580. Дежурная отговорка про «слабое для такой игры железо» здесь не сработает, ведь выше — только конфигурация с двумя-тремя видеокартами, а SLI и CrossFire игра по иронии судьбы не поддерживает ни в каком виде.

Расстрельная статья

На наши вопросы о «Битве за Британию» отвечает продюсер игры Илья Шевченко.

«Игромания»: Считаете ли вы «Битву за Британию» законченным, готовым к продаже продуктом?

Илья Шевченко: Законченным — конечно, нет. По устоявшейся традиции мы планируем продолжать его совершенствовать и расширять в будущем точно так же, как поступали со всеми нашими продуктами. Многое из того, что мы хотели выпустить в первоначальном релизе, не удалось довести до конца — как, например, модуль динамической погоды, дополнительные самолеты, поддержка DX11, улучшенная поддержка многоядерных процессоров и многое другое.

И, конечно же, мы в курсе недовольства многих игроков производительностью игры. Мы активно работаем с ними над решением этих проблем. Улучшение игры в этом направлении является для нас высочайшим приоритетом.

«Игромания»: Так в чем же причина ее низкой производительности?

Илья Шевченко: Во многом виноваты требования издательcтва Ubisoft сделать игру безопасной для игроков-эпилептиков. Игра изначально разрабатывалась без малейших мыслей об эпилепсии, поэтому при попытке протестировать ее на этот предмет стало понятно, что все аспекты игры не укладывались в норму: пропеллер, стрельба, взрывы, солнце, пролет самолетов мимо камеры, проезд машинок, въезд в ангар, полет на бреющем и так далее.

Так как эпилепсия вызывается быстрым мельканием объектов, а летный симулятор — это в принципе жанр о быстро мелькающих объектах, то вся игра от корки до корки являлась настоящим кошмаром эпилептика. Для того чтобы решить эти проблемы, нам пришлось в очень короткие сроки перелопатить огромное количество графического кода. Тем не менее различных вспышек в игре было слишком много, а времени — слишком мало. Более того, устранение многих вспышек было просто невозможно без кардинального отступления от основного принципа симулятора — исторической верности. Нам бы пришлось отказаться от реалистичного неба, притушить весь огонь, дым, взрывы и т.д. и т.п.

В итоге эпилептический фильтр был сделан примерно за три недели до релиза от полной безысходности. Фильтр попиксельно сравнивает каждый предыдущий кадр с каждым новым кадром. Если пиксели слишком сильно отличаются по яркости, фильтр усредняет новый пиксель до припадочно-приемлемых пределов. Как легко себе представить, этот фильтр задерживает появление каждого нового кадра — и чем больше в нем отличающихся пикселей, тем больше он бьет по производительности. Но сейчас мы все-таки получили разрешение убрать этот фильтр из русской версии игры, что и будет сделано с первым патчем ( наш разговор состоялся еще до выхода патча; после его появления игра отнюдь не стала «летать» ).

«Игромания»: В русской версии игры очень много банальных орфографических ошибок. Команда не укладывалась в дедлайн?

Илья Шевченко: Нет, как ни странно, тексты были переведены (изначально игра создавалась на английском) и лежали в игре долгие месяцы. Сквозь них смотрели все члены команды и многочисленные бета-тестеры. Тем не менее некоторые очевидные ошибки все-таки прокрались в игру. Все тексты мы уже отправили корректору и получили их обратно, они появятся в игре с первым же патчем.

«Игромания»: Какова была роль Ubisoft в тестировании игры?

Илья Шевченко: Французская корпорация не является виновной в том, что игра содержит некоторое количество досадных ошибок. Всю ответственность за игру несу я.

«Игромания»: Можете ли вы что-то посоветовать игрокам, уже купившим игру и недовольным ее работой?

Я надеюсь, что десять лет жизни серии «Ил-2» являются достаточным доказательством того, что мы серьезно подходим к делу и очень ценим мнение поклонников, постоянно улучшая и развивая наши авиасимуляторы. Люди, которые купили «Забытые сражения» в день выхода игры в 2003 году, вспомнят, что релиз-версия тоже была не без проблем, но мы в короткие сроки их решили и сделали игру одной из наиболее успешных во всей серии.

И сейчас мы продолжаем работать над игрой — темп работы остался таким же лихорадочным, которым он был начиная с лета. Так что наш совет фанатам: читайте форумы, следите за происходящим. Я стараюсь находиться в постоянном контакте с покупателями, внимательно выслушивать их критику и пожелания и держать всех в курсе происходящего в команде.

Мне приснилось небо Лондона

Вдвойне обидно становится оттого, что «Битва за Британию» в глубине души — это действительно потрясающий авиасимулятор. Такие игры уже не делают, и вовсе не из-за сокращения рынка PC-игр и ухода всех самых лучших специалистов на консоли. Причина гораздо проще — играют в них те же самые люди, что и десять лет назад, а притока новых летчиков практически нет. Поэтому главной задачей «Битвы за Британию» прежде всего было заставить этих людей пересесть на нее с первой части «Ил-2» и аддонов к ней, в которых фанаты чувствуют себя как дома. И выпуск игры в таком непотребном виде эту задачу очень и очень усложняет.

Отчасти в этом виноваты и сами хардкорные авиасимуляторы, которые десять лет жили по принципу «чем сложнее — тем лучше», а их создатели по умолчанию считали, что все люди на планете прошли начальную авиационную подготовку и знают, откуда у самолета закрылки растут. Даже несмотря на то, что порог вхождения в «Ил-2» гораздо ниже, чем в любую другую игру жанра (хотя после того, как Microsoft Flight Simulator переехал на консоли и стал называться просто Microsoft Fli ght , жанра, как такового, уже не существует), абсолютным новичкам здесь будет сложно — никто не объяснит вам, почему самолеты летают, как они управляются, зачем нужен триммер и что такое магнето. Иными словами, игра почти не способна привить любовь к небу, как, например, Gran Turismo влюбляет в машины и автоспорт благодаря своей дружелюбности (а затем плавно повышает уровень сложности, превращая вчерашнего новичка в гонщика). «Ил-2 Штурмовик» новичков может только оттолкнуть — ведь это практически полноценный летный тренажер, поэтому матчасть нужно знать назубок еще до того, как вы сядете в кабину. На некоторые вопросы отвечает руководство пользователя, но информации все равно катастрофически не хватает. «Битва за Британию» — это игра исключительно для «своих», людей, которые ценят максимальную реалистичность и историческую достоверность.

Конечно, здесь можно летать, отключив все «неудобные» настройки реалистичности, превратив игру практически в аркаду (причем ощущение, что вы управляете настоящим самолетом, ничуть не потеряется). Но в этом случае интерес очень быстро угасает, ведь вся соль «Ил-2» как раз в том, чтобы прочувствовать самолет и выжимать из него максимум возможного, знать его слабые стороны и использовать сильные для получения преимущества над противником. В «аркадном режиме» такого высокого сродства добиться невозможно, а интерфейс и удобство игры ничем не лучше спартанской кабины поршневого истребителя.

Летали, знаем

Ввиду полной невозможности играть в компьютерную «Битву за Британию» мы публикуем здесь воспоминания пилотов, поигравших в ее реальную версию 1940 года.

Лейтенант Джеймс Берд, 21 год, Королевские ВВС:

« Зрелище, открывшееся перед нами, было пугающим и завораживающим одновременно. Сначала мы увидели светящееся облако — это солнце отражалось от хромированных деталей их самолетов, от винтов и стекол в кабинах. Затем наше звено сблизилось с ними, и я смог различить детали. Мне было видно желтые носы «мессершмиттов», в тот момент они показались мне острыми клювами хищных птиц. Казалось, все небо было заполнено немецкими самолетами ».

Лейтенант Тим Флауэрс, 20 лет, Королевские ВВС:

«Когда в казарму явился старший офицер и сказал, что скоро нам предстоит первый боевой вылет, мы были в шоке. В сражение отправляли всех, кто мог управлять самолетом. Еще вчера мы гордились тем, что держимся в воздухе без посторонней помощи, а завтра нам предстояло участвовать в настоящей войне. Я тогда даже не умел толком прицелиться — старался быстрее расстрелять все патроны в сторону врага в надежде, что попаду… Сейчас многие сравнивают характеристики машин того времени, но никто не задумывается о людях, державших штурвал».

Капитан Пол Бримсон, 29 лет, Королевские ВВС:

«Это было во время одной схватки над Саутгемптоном. Мы здорово врезали этим фашистским парным и сбили несколько «штук», но мне сильно досталось. Когда мы повернули назад, я понял, что вряд ли дотяну до аэродрома, и принял решение катапультироваться. Но только тряпка надо мной раскрылась, как налетевший порыв ветра снес меня обратно к городу. Я летел и разглядывал городские улицы, пока не приземлился на крышу какого-то особняка. Позже я узнал, что такое же случилось еще с двумя пилотами нашей эскадрильи. Вечером мы шутили, что у них впервые были осадки в виде авиаторов. Я знаю, это звучит странно, ведь тогда по три-четыре раза в день отправлялись на смерть, но нам нужен был повод, чтобы посмеяться».

Обер-лейтенант Стефан Мунц, 30 лет, люфтваффе:

«…Перед глазами тут же оказалась следующая цель — в трехстах метрах впереди меня, на той же высоте, «спитфайер» заканчивал разворот. Он тоже увидел меня и изменил курс — теперь он двигался прямо на меня. Я обеими руками схватился за штурвал, стараясь сделать так, чтобы самолет двигался плавно и прицел оставался неподвижным. Сквозь него я видел приближающийся истребитель. На мгновение в голове всплыла фраза, которую нам говорили перед каждым вылетом: «От вас ждут победы или смерти…» Мы ударили одновременно, я слышал, как пули застучали по обшивке корпуса, но удача была на моей стороне — обернувшись, я увидел, как мой противник теряет высоту».

Лейтенант Герман Шолль, 25 лет, люфтваффе:

«Это время вспоминается мне одним большим сражением — то над водой, то над морем, то против пары самолетов, то против нескольких десятков… Я до сих пор помню каждый вылет, потому что каждый раз приходилось изобретать что-то новое, предлагать противнику новые ходы. Иначе на той войне было просто не выжить».

Казалось бы, при чем тут Ил-2?

Зато опытные пилоты будут на седьмом небе от счастья. Если на секундочку забыть, в каком виде игра появилась на прилавках, понимаешь, что у нее просто-таки титанический потенциал. Ни один другой авиасимулятор так точно не передает всю романтику эпохи поршневой авиации, когда первостепенную роль играли навыки самого пилота, а не электронная начинка самолета. Только здесь действительно начинают трястись поджилки, когда вам на хвост садится «мессершмитт», и только здесь два-три подбитых самолета за миссию считаются успехом. Ведь для того, чтобы сбить хотя бы одного противника, недостаточно просто совместить прицел вашего пулемета с его фюзеляжем (что само по себе очень трудно). Важно, чтобы пули попали в жизненно-важный узел вражеского истребителя (двигатель, топливный бак или рулевые тяги), а не прошли насквозь через обшивку. Поэтому, когда после изнурительной пятиминутной дуэли дымящийся «мессершмитт» камнем полетит навстречу земле, вы будете чувствовать себя так, как будто только что выиграли Вторую мировую.

Последнее утверждение скорее относится к мультиплееру — он всегда в «Ил-2» был хорош, а войну против компьютерных соперников можно считать своеобразной тренировкой перед настоящими сражениями в онлайне. С игрой поставляется полноценный редактор миссий как для одиночных, так и для многопользовательских сражений. Учитывая преданное (несмотря ни на что) комьюнити, кто-то из модмейкеров, наверное, уже сейчас днями и ночами кропотливо выстругивает из «Битвы за Британию» игру своей мечты.

Одиночная кампания, как несложно догадаться, посвящена битве за Британию 1940 г., одному из самых важных воздушных сражений Второй мировой войны. Авиапарк соответствующий: с немецкой стороны выступают «хенкели», «юнкерсы» и «мессершмитты», а с английской — «спитфайеры», «хоукеры» и «бленимы». Не стоит, наверное, рассказывать о том, что каждая модель проработана до мелочей как внешне, так и по поведению на земле и в воздухе: в случае с «Ил-2» просто не может быть по-другому. Достаточно сказать, что если вы научились заводить мотор у одного самолета, совершенно не факт, что сможете без теоретической подготовки проделать то же самое на другом. К счастью, заучивать, что делает каждая клавиша на клавиатуре, теперь совершенно необязательно: во всех самолетах до последнего винтика смоделирован кокпит со всеми приборами, кнопками и рычажками, которые можно невозбранно подергать и понажимать. То же самое маниакальное внимание к деталям касается и модели повреждений: каждый выстрел обсчитывается отдельно, визуально повреждения отображаются именно там, куда угодила пуля, а от места попадания и типа снаряда зависит конечный результат — будь то небольшой отвалившийся кусочек обшивки или возгорание двигателя.

Нюансов масса, и именно ради них тысячи фанатов авиации сейчас самоотверженно просиживают часы на форумах, пытаясь найти волшебный способ добиться от игры лишних пять кадров в секунду, споря с разработчиками по поводу неправильного состава смеси в карбюраторе или спрашивая у более опытных коллег, как же все-таки запустить двигатель на «спитфайере». Эти святые люди еще не знают, что мир вокруг них уже давным-давно изменился: Crysis 2 выходит на консолях и при этом совершенно не тормозит, а игра, которая требует для нормальной работы десяток патчей, обычно этих патчей не дожидается, вынуждая своих создателей пополнить бездонный океан студий, работающих над казуальными играми для Facebook.

* * *

Авиасимуляторы сейчас переживают, наверное, самые сложные времена за все время их существования — весь жанр состоит из полутора игр, а новых в обозримом будущем не планируется. Нынешнее поколение игроков невозможно заинтересовать историей и авиацией при помощи устаревших игр; «Битва за Британию» свой шанс привлечь новую аудиторию также упустила.

С этим ничего не смог поделать даже Олег Медокс, создатель и главный идеолог «Ил-2 Штурмовик» — недавно он заявил о своем уходе из игровой индустрии. Так что предлагаем считать «Битву за Британию» лебединой песней целого жанра — в нынешнем мире она и так была бы аутсайдером, но это как раз тот случай, когда проигравшему больше некого винить, кроме себя.


Реиграбельностьда

Классный сюжетнет

Оригинальностьнет

Легко освоитьнет

Геймплей: 9,0

Графика: 7,0

Звук и музыка: 7,0

Интерфейс и управление: 6,0

Дождались? Сырой прототип гениального авиасимулятора, который через полгода-год, возможно, обрастет нужными деталями и сможет нормально встать на крыло. Садиться за штурвал раньше этого времени мы не советуем.

Рейтинг: Полуфабрикат

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь