23 апреля 2011
Обновлено 17.05.2023

Okamiden: Chiisaki Taiyo

Okamiden: Chiisaki Taiyo - изображение обложка

Темный лорд Ями — ниппонский символ зла, который спускается на землю в страшных визионерских обличиях. О пришествии смуты в Ниппон небесам сигнализирует дух, живущий в величественном дереве. Тогда на спасение мира отправляется добрый дух во плоти. Когда Ями появился в мире смертных в последний раз, на помощь людям была послана Аматерасу, дух богини солнца в теле бойкой волчицы. Лорда повергли, Аматерасу вернулась на небеса, но совсем скоро на земле появилось новое зло, на этот раз — в форме агрессивного ящера, странной помеси классического азиатского дракона и Змея Горыныча (по сравнению с Ями — жалкой ящерицы). Древо Сакуя вновь отправляет сигнал об опасности добрым божествам, но Аматерасу все нет. Вместо нее появляется волк поменьше, юный Чибитерасу. По всей видимости, сын. По злодею и герой.

Не спешите смотреть на обложку, вы не ошиблись журналом: всю эту крайне важную и полезную информацию о вселенной Okami вам придется держать в голове, если вы вдруг рискнете познакомиться с ее портативным не то сиквелом, не то спин-оффом — Okamiden.

По-волчьи выть

PS2-адвенчуре Okami крупно не повезло. Возможно, из-за того, что ее угораздило выйти в 2006 году, когда на PS2 остались только спортивные сериалы и гитарные симуляторы, а все внимание уже было отдано PS3. Возможно, из-за сложившейся вокруг нее репутации дремучего, даже по японским меркам, артхауса. Как всегда в таких случаях, игра с треском провалилась в продажах, но заслужила сумасшедшие рейтинги прессы, кучу титулов «Игра года», стала натуральным культом и вообще одной из лучших игр на PS2 (и это при дикой конкуренции). Впоследствии ее даже портировали на Wii, где Okami продалась в несколько раз лучше, чем на PS2. Во многом из-за того, что игра была словно создана для моушен-контроллеров. Волчица Аматерасу быстро бегала, высоко прыгала и даже умела драться, но главным инструментом взаимодействия с миром была волшебная кисть, которой в нужных местах предлагалось дорисовать реальность, аккуратно обводя предметы по контуру. А свободное от рисования время было забито геймплейными заглушками: схематичные драки и не менее схематичный квест существовали лишь для того, чтобы довести бедное животное до очередной красивейшей кат-сцены, кадры которой были словно отпечатаны на целлулоиде.

Странная красота игры была вторым (после рисования) поводом любить Okami: стиль игры был похож на помесь современной японской анимации (см. мультфильмы Хаяо Миядзаки) с традиционным азиатским стилем крупных мазков и неким подобием cel-shading’а. Казалось, что игру за вами прямо на ходу дорисовывает тысяча невидимых художников. Ну а во-вторых, японский фольклор — духи, карикатурные домики и злые небесные материи, будто бы сошедшие с древних росписей, — все-таки подкупал: даже если бы в Okami совсем не было геймплея, она могла сойти бы за интерактивный арт-проект (чем, по сути, и являлась). Мы искренне надеемся, что модная тенденция переиздавать еще не старые игры на HD-консолях когда-нибудь докатится и до Okami, тем более что Move и Kinect для нее как раз то что доктор прописал. Но вместо этого Capcom продолжают продвигать игру на платформы Nintendo, выпустив Okamiden для устаревшей Nintendo DS как раз тогда, когда весь мир уже сметает с полок ее преемника.

Главная интрига, связанная с Okamiden, заключалась вовсе не в том, является ли Чибитерасу сыном Аматерасу (авторы по этому поводу хитро водили бровью последние года полтора). Дело в том, что, в отличие от большинства других игр, мир Okami — это не продолжение механики, а основополагающее звено, вокруг которого выстроено все остальное. Поэтому и вопрос, хватит ли ему для нормального существования маленького DS-картриджа, был для фанатов японского артхауса намного интереснее колебания курсов на Токийской валютной бирже.

Но набранная из кого попало внутренняя команда Capcom ( Clover Studio , разработчика оригинала, напоминаем, больше не существует) довольно безыдейно скопировала первую игру. По-профессиональному сухо, точно и умело, но не слишком изобретательно.

Разрушители мифов

Прочитав первый абзац нашей рецензии на Okamiden, вы могли решить, что японская мифология — совершенно особенная, а концентрация дичи и несуразиц там не в пример больше, чем в легендах других народов. На самом деле удивительное и невероятное можно встретить абсолютно во всех древних сказаниях.

Сухая и совсем не пахнет

Согласно германо-скандинавской мифологии, мужчина и женщина появились не из какой-нибудь там глины или прочей банальщины вроде ребра, а из пота. А если точнее — пота великана Имира, которого, если коротко, разорвали на части и создали из его ошметков мир. При жизни Имир был существом непростым: питался он молоком, которое высасывал прямо из сосков ледяной коровы. А чтобы молоко было достаточно питательным, эта самая корова неустанно лизала соленые человекоподобные камни.

Но самые страшные вещи у скандинавов начинаются тогда, когда речь заходит об устройстве мира. По их представлениям, Вселенная представляет собой исполинский ясень Иггдрасиль. На верхушке дерева сидит огромный (и, как уверяют легенды, очень мудрый) ястреб, рядом с ним — четыре оленя и дракон, и посыльным между драконом и ястребом служит скоростная белка.

Пошли в поход

У ацтеков есть любопытная легенда об основании их столицы Теночитлана (сейчас это Мехико). Ацтеки неплохо жили на острове Астлан, но однажды их вождю во сне явились боги, которые сообщили, что на Астлане оставаться нельзя, сюда скоро придет зло, так что готовьте сухпаек и скручивайте палатки. На логичный вопрос, куда же нам идти, боги ответили: «Если увидите орла, сидящего на кактусе и сжимающего в когтях змею, то вы на месте». Вождь Теночу поднял племя на уши, и они отправились в странствие, пока не нашли злосчастного орла.

Казалось бы, тут и сказке конец, если бы не одна подлегенда, своеобразная «альтернативная концовка», которая встречается в ряде источников. Согласно ей, ацтеки блуждали по Америке так долго, что успели нарожать детей и помереть, причем первым отошел в лучший мир сам Теночу, которому боги привиделись в пьяном бреду. Племя избрало нового молодого вождя, но и он не нашел орла со змеей на кактусе. И так еще не одно поколение. Наконец, измученные ацтеки сошлись во мнении, что старина Теночу погорячился, и остановились на первом подвернувшемся месте.

Отцы и дети

Согласно шумерским мифам, раньше мир состоял только из пресной и соленой воды. Чтобы править водами, главный бог Апсу со своей супругой Тиамат создали младших богов, которым не слишком понравилось жить в океане. Младшие долго жаловались Апсу, пока тот, раздраженный, не решил уничтожить своих потомков. Боги узнали об этом и атаковали первыми: бог Энки пробил кулаком живот Апсу и вынул оттуда сушу, воду и огонь. Это были, очевидно, жизненно важные органы, потому что повелитель скончался. Зато ландшафт стал побогаче.

Тиамат не простила озорным детишкам убийство мужа и создала в отместку одиннадцать страшных чудовищ. Младшим божествам и на это нашлось что ответить: они снарядили бога Мардука луком, стрелами, сетью и дубиной, а также одиннадцатью стихиями: семью штормами и четырьмя ураганами. Мардук убил монстров и саму Тиамат, после чего стал небесным царем.

Эскимо

Вы, может, никогда не слышали о мифологии эскимосов, а они люди крайне мнительные и до сих пор с почтением относятся ко всем вещам, описанным в древних легендах, и страшно их боятся. «Боятся» — ключевое слово, потому что добрых духов у эскимосов практически нет и они никому не поклоняются. Причина проста: жизнь среднестатистического эскимоса довольно сурова.

Зато у эскимосов считается, что подо льдами живет могущественный Аглулик, которого надо задабривать обрядами, иначе охота и рыбалка не заладятся. И вот тут начинаются сюрпризы. Например, проводящего обряд шамана в любой момент может сожрать демон Кигатилик; как вариант — беднягу может схватить большой гладкошерстный пес Кеелут и утащить его в подземное царство.

Работа не волк

Все немногочисленные свежие находки Okamiden связаны прежде всего с тем, что маленький Чибитерасу действительно… маленький. Он не такой быстрый и ловкий, поэтому ему часто требуются помощники, которые ездят на волчонке верхом, махают мечом в сражениях, помогают перебираться через мосты и решать пространственные головоломки. Удивительно, но продолжение такой медитативной игры, как Okami, оказалось наиболее интересно именно тогда, когда в кадре кто-то дерется или дергает рычаги. Хотя головоломки тут элементарные, а боевая система очень условная: Чиби методично забивает всех, метая солнечный диск (потом появится и другое оружие, но суть от этого не изменится). При этом на уровнях случаются битвы только с мелкими козявками, а во время серьезных сражений героя телепортируют на специальную арену, которая одна на всю игру.

Секрет прост: даже нехитрая аркада способна очаровать, если она выглядит как Okamiden (которая напоминает при этом каллиграфию V-IV вв. до н.э). Редко какие портативные версии «больших» игр умудряются выглядеть не намного хуже полноразмерного оригинала, но Okami сама по себе игра настолько специфическая, что даже в искалеченном виде по-прежнему завораживает взгляд, превращая разноцветный beat 'em up пополам с адвенчурой во что-то величественное и таинственное.

Чиби дерется, бегает по деревням, выслушивает долгие монологи статистов, а иногда по уши увязает в квестовом болоте на добрых сорок минут. Часто этот процесс разбавляется мини-играми с кисточкой, от которых и ждешь всех основных откровений: все-таки стилус DS в качестве замены кисточки намного удобнее геймпада и даже вимоута.

Но ничего нового в Capcom не придумали. Все изобразительное творчество здесь обставлено так же, как и раньше: перейдя в специальный режим, вы должны за 30 секунд обвести объект по контуру (как вариант — провести линию или нарисовать простую фигуру). Смысла в этом не больше, чем в аналогичных эпизодах из Rayman Raving Rabbids. Почему было сложно хоть как-то увязать махания кисточкой с драками и головоломками — загадка.

Как, впрочем, и то, почему в команде не нашлось места приличному режиссеру. На протяжении всей игры создатели Okamiden подают свою историю про сказочных магов и волчат одним-единственным способом: при помощи беспомощной, бестолковой, непрекращающейся болтовни в духе Dragon Quest. И это в игре, которая лучше всего чувствует себя в полной тишине, ведь здесь, как в Ico или Shadow of the Colossus , вся история — в кадре.

* * *

Мутным был и сам статус Okamiden, который в разное время и разными источниками назывался сиквелом, портом, адаптацией и спин-оффом. На самом деле Okamiden — это такой не слишком затратный способ прощупать почву и понять, что дальше делать с франчайзом. Capcom, очевидно, просто не могут смириться с тем фактом, что владеют правами на одну из самых ярких игр для PlayStation 2, а делать с ними нечего: оригинал продался плохо, а портировать его на HD-консоли — значит гарантированно остаться на бобах.

Но для тех, кто играет на Nintendo DS, Okamiden — это все-таки хорошие новости. Милая, несложная, красивая и чуточку занудная игра — так можно описать практически всю библиотеку Nintendo DS. Поэтому здесь она явно будет своей, особенно для тех игроков, кто уже играл в Okami и знает, что им грозит.


Геймплей: 6

Графика: 8

Звук и музыка: 8

Интерфейс и управление: 7

Дождались? Набор уровней для Okami с молодым волчонком вместо грозной волчицы. Если хотите когда-нибудь увидеть Okami 2, придется раскошелиться на это.

Рейтинг «Мании»: 6,5

«Выше среднего»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь