19 мая 2011
Обновлено 17.05.2023

Тотальная эмуляция. Как поиграть на PC в игры консолей-аутсайдеров

Тотальная эмуляция. Как поиграть на PC в игры консолей-аутсайдеров - изображение обложка

Помимо эмуляторов популярных платформ вроде Super Nintendo или PlayStation, о которых мы писали в прошлом номере, существуют эмуляторы их менее удачливых собратьев — систем, проигравших войну на 16- или 32-битном фронте в домашней или портативной весовой категории. Мы вновь отобрали для вас лучшие (или единственно возможные) эмуляторы, на этот раз — четырех самых необычных консолей-аутсайдеров: Virtual Boy, 3DO, Jaguar и WonderSwan.

В этом мире другие законы: рядом с названиями эмулируемых игр маячат страшные слова «частичная совместимость» (никто не гарантирует, что процесс не оборвется на самом интересном месте), звук или геймпады поддерживаются плохо и редко. Настройки качества и разрешения картинки? Да что вы, какие настройки! По сравнению с эмуляторами консолей-аутсайдеров даже PCSX2 , эмулятор PlayStation 2 из прошлого номера, кажется законченным продуктом.

Добро пожаловать в чудный новый мир альфа-версий!

История 3D и O

Все знают, что Virtual Boy (1995) — легендарно неудобная в эксплуатации платформа, что после пяти минут использования у потребителя начинает адски болеть голова и что в играх там невозможная красно-черная цветовая гамма.

И лишь немногие реально пробовали играть на этой любопытной 32-битной домашне-портативной консоли и видели, что на самом деле большинство игр там сделано на более чем профессиональном уровне (и их очень мало — полная игровая библиотека Virtual Boy занимает 6 Мб). Быстрый непринужденный геймплей, логичное и отзывчивое управление…

Эмуляторы Virtual Boy умеют сводить на экране оба изображения (можно играть в стереоочках в трехмерный Galactic Pinball или Mario’s Tennis ), но даже и без стереоэффекта на этой системе есть отличные платформеры. Ужасную цветовую палитру можно поменять на более приемлемую, при игре без стереоочков голова не раскалывается, да и вообще — запуск Nintendo 3DS доказывает, что идея-то была хорошая.

Если вы счастливый владелец Macintosh, нужно качать эксклюзивный для «Маков» эмулятор ViBE ( Bannister.org/software/vibe.htm ). Он сравнительно активно поддерживается разработчиками (последняя версия v1.0b12 — за май 2010 года), тут очень удобный интерфейс, можно подключить геймпад и играть в режиме полного экрана.

Приверженцам PC придется воспользоваться Red Dragon ( RDragon.vr32.de ). Эмулятор не обновлялся с 2004 года, что очень заметно по интерфейсу, здесь нет звука (!) и поддержки геймпада, зато список полностью поддерживаемых игр на порядок больше, чем у ViBE: из 22 выпущенных на Virtual Boy проектов не работают только 3D Tetris , Red Alarm , Virtual Golf и Virtual Lab.

В целом вывешенным на сайте разработчиков спискам поддерживаемых и неподдерживаемых игр лучше не доверять, полагаясь на собственный опыт (и это касается не только эмуляции Virtual Boy!). На том же ViBE Space Squash или Teleroboxer из первого списка худо-бедно работают, в то время как Panic Bomber из второго не уходит дальше загрузочного экрана, а 3D Tetris и Red Alarm вообще не запускаются. Waterworld (да, по мотивам фильма) функционирует и на том, и на другом эмуляторе, но в колыхании красных треугольников, по замыслу разработчиков символизирующих пиратские гидроциклы, трудно разобрать, где жуткие глюки, а где задумка геймдизайнера.

32-битная домашняя 3DO (1993), разработанная фирмой The 3DO Company в соавторстве с Panasonic , известна своей безумной (699 баксов!) ценой и тотальным отсутствием эксклюзивов. Все значительные игры для 3DO были выпущены на других платформах (как правило, на PC) и еще при жизни злополучной системы. Но найти и запустить в наше время PC-версии Captain Quazar или Gex нелегко — проще обзавестись эмулятором 3DO.

Компакт-дисковые рипы для платформы довольно увесистые (300-500 мегабайт), и подавляющее большинство представляет собой FMV-игры под световой пистолет: от вестерна Mad Dog McCree до зомби-шутера Corpse Killer. Хорошо, что в эмуляторе есть поддержка мыши!

Единственный рабочий эмулятор — русско-французский FreeDO , единственная приличная версия — альфа FreeDO v2.1, которую вы найдете не на официальном сайте эмулятора ( FreeDO.org ), а на тематических форумах (аккуратно вбиваем «FreeDO v2.1» в Google). Требуется 3DO-прошивка (берется там же, где и эмулятор), геймпады принципиально не поддерживаются, звукоряд заметно заикается. Но игры работают, идут на полной скорости и даже имеют опции увеличения разрешения и интерполяции изображении (включение каждой отнимает где-то по 20 кадров в секунду у исходных 60).

Лебедь и ягуар

32-битная с 64-битными элементами (тонкий маркетинговый ход) консоль Atari Jaguar (тоже 1993) в основном использовала картриджи, а не компакт-диски. Это нам только на руку — меньше качать.

Разрабатывать игры под Jaguar было очень сложно, новые вещи выходили редко, а то, что все-таки выходило, в лучших традициях Atari отличалось крайней сыростью и отсутствием какого бы то ни было контроля качества. Тем не менее есть возможность своими руками потрогать оригинальный Aliens vs. Predator (да, тот самый , от тех самых парней из нашей любимой Rebellion ), самую лучшую консольную версию первого Doom (увы, игру почему-то портировали без музыки) и Tempest 2000 — настолько удачный гибрид цветомузыкальной ритм-игры и космического шутера, что в честь него назвали целый эмулятор Project Tempest ( PT.emuunlim.com ).

Версия Project Tempest 0.95, как это изящно формулирует разработчик, поддерживает большинство игр для Jaguar, причем «некоторые даже со звуком». Но в одних случаях качество эмуляции далеко от идеального (у Wolfenstein 3D проблемы с картинкой), а в других и от приемлемого ( Defender 2000 подвисает после нескольких секунд геймплея). Геймпад поддерживается — во всяком случае теоретически! — но оригинальный пад у Jaguar был такой обросшей ненужными кнопками монструозностью, что AvP или Tempest ничего не теряют при игре с клавиатуры.

Если о 3DO у вас наверняка сохранились смутные детские воспоминания («Была у богатого друга!»), про Atari Jaguar вы читали в одном из первых игровых журналов, а Virtual Boy, быть может, видели по телевизору, то название 128-битной портативной консоли WonderSwan (1999) не скажет вам абсолютно ничего. Это игровой эксперимент компании Bandai — рекламное дополнение к тамагочи и боевым роботам, которыми японский медиагигант столь активно промышлял на рубеже тысячелетий.

Однако дизайнером WonderSwan выступил изгнанный из Nintendo создатель Game Boy и Virtual Boy Гумпэй Ёкои, так что система получилась очень любопытной. Ее можно использовать как в горизонтальном, так и в вертикальном режиме (за 8 лет до iPhone!), а в библиотеке игр полностью отсутствуют обычные для портативных консолей платформеры и шутеры. Даже красочные карманные файтинги вроде Guilty Gear Petit попадаются редко — большинство игр представляют собой смешанные квесто-стратегическо-ролевые работы по мотивам аниме-сериалов Digimon, Gundam и вселенной Super Robot Wars. Самое удивительное, что выглядят эти «игры по мотивам» ничуть не хуже настоящих аниме-сериалов того времени!

Японский эмулятор Oswan версии 1.73 ( SourceForge.jp/projects/oswan ) — самый вменяемый из рассмотренных в нашей кунсткамере PC-эмуляторов. Вертикальный режим игры и геймпады поддерживаются, со звуком и настройками проблем не возникает. Главный барьер на пути к аниме-сокровищам WonderSwan — языковой: английский текст там встречается примерно в 1% игр.

Virtual Boy

Производитель: Nintendo

Годы активности: 1995-1996

Исходная цена: $179

Причины провала: очень хрупкий корпус и неудачный дизайн, недостаточный уровень развития технологий (ужасные монохромные проекторы!), выпуск откровенно недоработанной системы вопреки желанию ее дизайнера.

3DO Interactive Multiplayer

Производитель: The 3DO Company

Годы активности: 1993-1998

Исходная цена: $699

Причины провала: дороговизна, отсутствие эксклюзивов, конкуренция с PC и дешевыми 16-битными платформами, пришествие Sony PlayStation.

Atari Jaguar

Производитель: Atari

Годы активности: 1993-1996

Исходная цена: $249

Причины провала: отвратительный контроллер, очень маленькая библиотека некачественных игр, дутая 64-битность.

WonderSwan

Производитель: Bandai

Годы активности: 1999-2003

Исходная цена: $59

Причины провала: конкуренция со стороны Game Boy Advance, эксклюзивность для Японии.

* * *

Ну вот и все. Мы не будем считать медиаплеер Philips CD-i за игровую платформу, как это делают создатели эмулятора TinyCDI. Библиотеки консолей Neo Geo CD и Neo Geo Pocket Color полностью дублируют продукцию фирмы SNK для игровых автоматов, а об эмуляторе MAME для аркадных систем мы обязательно расскажем в одном из ближайших выпусков. В общем, за эти два номера вы удачно познакомились с виртуальными версиями всех основных домашних и портативных систем, известных человечеству…

Играть на Jaguar или Virtual Boy не так приятно, как на больших, настоящих платформах. Зато вы с полным правом сможете сказать: да, я видел, я составил собственное мнение. Пусть и с задержкой в 12-18 лет, но все-таки стал частью альтернативной игровой истории.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь