Тотальная эмуляция. Как поиграть на PC в игры консолей-аутсайдеров

Тотальная эмуляция. Как поиграть на PC в игры консолей-аутсайдеров

Спецматериалы — Тотальная эмуляция. Как поиграть на PC в игры консолей-аутсайдеров
«…Помимо эмуляторов популярных платформ вроде Super Nintendo или PlayStation, о которых мы писали в прошлом номере, существуют эмуляторы их менее удачливых собратьев — систем, проигравших войну на 16- или 32-битном фронте в домашней или портативной весово
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Спецматериалы
Тотальная эмуляция. Как поиграть на PC в игры консолей-аутсайдеров

Помимо эмуляторов популярных платформ вроде Super Nintendo или PlayStation, о которых мы писали в прошлом номере, существуют эмуляторы их менее удачливых собратьев — систем, проигравших войну на 16- или 32-битном фронте в домашней или портативной весовой категории. Мы вновь отобрали для вас лучшие (или единственно возможные) эмуляторы, на этот раз — четырех самых необычных консолей-аутсайдеров: Virtual Boy, 3DO, Jaguar и WonderSwan.

В этом мире другие законы: рядом с названиями эмулируемых игр маячат страшные слова «частичная совместимость» (никто не гарантирует, что процесс не оборвется на самом интересном месте), звук или геймпады поддерживаются плохо и редко. Настройки качества и разрешения картинки? Да что вы, какие настройки! По сравнению с эмуляторами консолей-аутсайдеров даже PCSX2, эмулятор PlayStation 2 из прошлого номера, кажется законченным продуктом.

Добро пожаловать в чудный новый мир альфа-версий!

История 3D и O

Напялив стереоочки и уворачиваясь от тычущего в экран стальным кулачищем робота из Teleroboxer, ощущаешь настоящий спортивный азарт. К сожалению, в ViBE эта игра наглухо зависает после первого сражения.

Все знают, что Virtual Boy (1995) — легендарно неудобная в эксплуатации платформа, что после пяти минут использования у потребителя начинает адски болеть голова и что в играх там невозможная красно-черная цветовая гамма.

И лишь немногие реально пробовали играть на этой любопытной 32-битной домашне-портативной консоли и видели, что на самом деле большинство игр там сделано на более чем профессиональном уровне (и их очень мало — полная игровая библиотека Virtual Boy занимает 6 Мб). Быстрый непринужденный геймплей, логичное и отзывчивое управление...

Эмуляторы Virtual Boy умеют сводить на экране оба изображения (можно играть в стереоочках в трехмерный Galactic Pinball или Mario’s Tennis), но даже и без стереоэффекта на этой системе есть отличные платформеры. Ужасную цветовую палитру можно поменять на более приемлемую, при игре без стереоочков голова не раскалывается, да и вообще — запуск Nintendo 3DS доказывает, что идея-то была хорошая.

Mario Clash — отличная аркада-платформер для Virtual Boy в стиле оригинальной Mario Brothers с минимальными покушениями на трехмерность (прилетающие с бэкграунда враги, игра на переднем и заднем плане).

Если вы счастливый владелец Macintosh, нужно качать эксклюзивный для «Маков» эмулятор ViBE (Bannister.org/software/vibe.htm). Он сравнительно активно поддерживается разработчиками (последняя версия v1.0b12 — за май 2010 года), тут очень удобный интерфейс, можно подключить геймпад и играть в режиме полного экрана.

Приверженцам PC придется воспользоваться Red Dragon (RDragon.vr32.de). Эмулятор не обновлялся с 2004 года, что очень заметно по интерфейсу, здесь нет звука (!) и поддержки геймпада, зато список полностью поддерживаемых игр на порядок больше, чем у ViBE: из 22 выпущенных на Virtual Boy проектов не работают только 3D Tetris, Red Alarm, Virtual Golf и Virtual Lab.

В целом вывешенным на сайте разработчиков спискам поддерживаемых и неподдерживаемых игр лучше не доверять, полагаясь на собственный опыт (и это касается не только эмуляции Virtual Boy!). На том же ViBE Space Squash или Teleroboxer из первого списка худо-бедно работают, в то время как Panic Bomber из второго не уходит дальше загрузочного экрана, а 3D Tetris и Red Alarm вообще не запускаются. Waterworld (да, по мотивам фильма) функционирует и на том, и на другом эмуляторе, но в колыхании красных треугольников, по замыслу разработчиков символизирующих пиратские гидроциклы, трудно разобрать, где жуткие глюки, а где задумка геймдизайнера.

Total Eclipse — один из лучших трехмерных космических экшенов, во множестве расплодившихся на консолях после успеха первой серии Star Fox. Почти эксклюзив 3DO: на PC игра не выходила, но была портирована на PlayStation как Total Eclipse Turbo.

32-битная домашняя 3DO (1993), разработанная фирмой The 3DO Company в соавторстве с Panasonic, известна своей безумной (699 баксов!) ценой и тотальным отсутствием эксклюзивов. Все значительные игры для 3DO были выпущены на других платформах (как правило, на PC) и еще при жизни злополучной системы. Но найти и запустить в наше время PC-версии Captain Quazar или Gex нелегко — проще обзавестись эмулятором 3DO.

Компакт-дисковые рипы для платформы довольно увесистые (300-500 мегабайт), и подавляющее большинство представляет собой FMV-игры под световой пистолет: от вестерна Mad Dog McCree до зомби-шутера Corpse Killer. Хорошо, что в эмуляторе есть поддержка мыши!

Единственный рабочий эмулятор — русско-французский FreeDO, единственная приличная версия — альфа FreeDO v2.1, которую вы найдете не на официальном сайте эмулятора (FreeDO.org), а на тематических форумах (аккуратно вбиваем «FreeDO v2.1» в Google). Требуется 3DO-прошивка (берется там же, где и эмулятор), геймпады принципиально не поддерживаются, звукоряд заметно заикается. Но игры работают, идут на полной скорости и даже имеют опции увеличения разрешения и интерполяции изображении (включение каждой отнимает где-то по 20 кадров в секунду у исходных 60).

Killing Time — FPS эпохи первых экспериментов с реальной трехмерностью (здесь можно смотреть вверх и вниз). Планировался как эксклюзив и флагманский шутер 3DO, но в силу низких продаж уже в 1996-м был портирован на PC и Mac.

Классический вольфенштейновский дизайн Aliens vs. Predator: кругом прямые углы и низкие потолки. Черные разводы вокруг Чужих — один из многих недостатков Jaguar-эмулятора Project Tempest.

Лебедь и ягуар

32-битная с 64-битными элементами (тонкий маркетинговый ход) консоль Atari Jaguar (тоже 1993) в основном использовала картриджи, а не компакт-диски. Это нам только на руку — меньше качать.

Terrors — одна из многочисленных визуальных новелл на японском. Играется в вертикальном режиме WonderSwan, все очень красиво оформлено, но даже на просторах интернета не удается отыскать перевод или хотя бы прохождение.

Разрабатывать игры под Jaguar было очень сложно, новые вещи выходили редко, а то, что все-таки выходило, в лучших традициях Atari отличалось крайней сыростью и отсутствием какого бы то ни было контроля качества. Тем не менее есть возможность своими руками потрогать оригинальный Aliens vs. Predator (да, тот самый, от тех самых парней из нашей любимой Rebellion), самую лучшую консольную версию первого Doom (увы, игру почему-то портировали без музыки) и Tempest 2000 — настолько удачный гибрид цветомузыкальной ритм-игры и космического шутера, что в честь него назвали целый эмулятор Project Tempest (PT.emuunlim.com).

Версия Project Tempest 0.95, как это изящно формулирует разработчик, поддерживает большинство игр для Jaguar, причем «некоторые даже со звуком». Но в одних случаях качество эмуляции далеко от идеального (у Wolfenstein 3D проблемы с картинкой), а в других и от приемлемого (Defender 2000 подвисает после нескольких секунд геймплея). Геймпад поддерживается — во всяком случае теоретически! — но оригинальный пад у Jaguar был такой обросшей ненужными кнопками монструозностью, что AvP или Tempest ничего не теряют при игре с клавиатуры.

Если о 3DO у вас наверняка сохранились смутные детские воспоминания («Была у богатого друга!»), про Atari Jaguar вы читали в одном из первых игровых журналов, а Virtual Boy, быть может, видели по телевизору, то название 128-битной портативной консоли WonderSwan (1999) не скажет вам абсолютно ничего. Это игровой эксперимент компании Bandai — рекламное дополнение к тамагочи и боевым роботам, которыми японский медиагигант столь активно промышлял на рубеже тысячелетий.

Однако дизайнером WonderSwan выступил изгнанный из Nintendo создатель Game Boy и Virtual Boy Гумпэй Ёкои, так что система получилась очень любопытной. Ее можно использовать как в горизонтальном, так и в вертикальном режиме (за 8 лет до iPhone!), а в библиотеке игр полностью отсутствуют обычные для портативных консолей платформеры и шутеры. Даже красочные карманные файтинги вроде Guilty Gear Petit попадаются редко — большинство игр представляют собой смешанные квесто-стратегическо-ролевые работы по мотивам аниме-сериалов Digimon, Gundam и вселенной Super Robot Wars. Самое удивительное, что выглядят эти «игры по мотивам» ничуть не хуже настоящих аниме-сериалов того времени!

Японский эмулятор Oswan версии 1.73 (SourceForge.jp/projects/oswan) — самый вменяемый из рассмотренных в нашей кунсткамере PC-эмуляторов. Вертикальный режим игры и геймпады поддерживаются, со звуком и настройками проблем не возникает. Главный барьер на пути к аниме-сокровищам WonderSwan — языковой: английский текст там встречается примерно в 1% игр.

Оригинальный Tempest 2000 с Jaguar, ради которого и затевалась вся эмуляция, работает прекрасно. Потрясающий саундтрек, элементарное управление, в распакованном виде занимает 2 Мб.

Нечто под названием Kidou Senshi Gundam Vol. 1 — одна из лучших пошаговых игр про поединки гигантских роботов, что нам доводилось видеть. Кстати, такое невразумительное название для WonderSwan — обычное дело.

Virtual Boy

Производитель: Nintendo

Годы активности: 1995-1996

Исходная цена: $179

Причины провала: очень хрупкий корпус и неудачный дизайн, недостаточный уровень развития технологий (ужасные монохромные проекторы!), выпуск откровенно недоработанной системы вопреки желанию ее дизайнера.

3DO Interactive Multiplayer

Производитель: The 3DO Company

Годы активности: 1993-1998

Исходная цена: $699

Причины провала: дороговизна, отсутствие эксклюзивов, конкуренция с PC и дешевыми 16-битными платформами, пришествие Sony PlayStation.

Atari Jaguar

Производитель: Atari

Годы активности: 1993-1996

Исходная цена: $249

Причины провала: отвратительный контроллер, очень маленькая библиотека некачественных игр, дутая 64-битность.

WonderSwan

Производитель: Bandai

Годы активности: 1999-2003

Исходная цена: $59

Причины провала: конкуренция со стороны Game Boy Advance, эксклюзивность для Японии.

* * *

Ну вот и все. Мы не будем считать медиаплеер Philips CD-i за игровую платформу, как это делают создатели эмулятора TinyCDI. Библиотеки консолей Neo Geo CD и Neo Geo Pocket Color полностью дублируют продукцию фирмы SNK для игровых автоматов, а об эмуляторе MAME для аркадных систем мы обязательно расскажем в одном из ближайших выпусков. В общем, за эти два номера вы удачно познакомились с виртуальными версиями всех основных домашних и портативных систем, известных человечеству...

Играть на Jaguar или Virtual Boy не так приятно, как на больших, настоящих платформах. Зато вы с полным правом сможете сказать: да, я видел, я составил собственное мнение. Пусть и с задержкой в 12-18 лет, но все-таки стал частью альтернативной игровой истории.

Комментарии
Загрузка комментариев