19 мая 2011
Обновлено 17.05.2023

Горячая линия: железо

Горячая линия: железо - изображение обложка

Железный гуру Дмитрий Горячев разбирает письма читателей, дает советы, размышляет о состоянии индустрии, подмечает интересные тенденции и задает неудобные вопросы представителям разных компаний

• • •

У меня трехлетняя PlayStation 3 и компьютер, набитый вчерашними топовыми комплектующими. Однако на консоли игры идут как надо, а на ПК вылетают и тормозят! Приставки, что, настолько мощнее ПК? Я того и гляди перестану играть на компьютере! Не вкладывать же в него каждый год полторы тысячи долларов — это целая библиотека игр на консоли!

Говорить, что консоли мощнее топовых ПК, некорректно. Тут дело в другом: консоли работают куда эффективнее ПК. Несмотря на потроха пятилетней давности (ведь железо PlayStation 3 не меняется с ноября 2006-го!), приставки до сих пор выдают отличный уровень графики.

Дело в начинке, но не в ее производительности. В консолях одного поколения железо всегда одинаковое, поэтому программисты, зная, с чем работают, могут заставить игру общаться с графическими ускорителями, процессором и другими устройствами напрямую. Компьютеры, в отличие от приставок, состоят из множества железок самых разных модификаций от самых разных производителей. Вот как угадать, что за «топовые комплектующие» вы набили в свой корпус? Какая у вас материнская плата, что за видеокарта, процессор, на какой частоте они работают? Вариаций — миллион! А писать отдельный код под каждую из возможных конфигураций слишком дорого.

Поэтому создатели компьютерных игр вынуждены работать с предустановленными интерфейсами программирования приложений (API), которые предоставляет им операционная система. Самый известный такой интерфейс — DirectX от Microsoft. Он выступает посредником между программами и железом. Игре достаточно послать команду в DirectX, а уж он расшифрует ее и передаст имеющимся на компьютере комплектующим, какими бы они ни были. Схема отлично работает! За одним лишь исключением: команды игры не оптимизированы под конкретное железо, а потому практическая скорость работы далека от идеальной.

Есть ли выход? Долгое время считалось, что для ПК никакой альтернативы нет. Но сейчас, благодаря многолетней работе с приставками, некоторые разработчики научились очень хорошо оптимизировать код. Кроме того, ПК-рынок сейчас не такой разношерстный, как раньше. Два производителя процессоров, два производителя видеокарт, и б о льшая часть их продукции — лишь варианты одной и той же архитектуры. По сведениям компании AMD , крупнейшие студии (например, DICE , разрабатывающая Battlefield 3 ) уже давно просят дать им возможность полностью контролировать железо.

Таких студий пока очень мало, но они уже есть — и они хотят задействовать весь потенциал ПК. В чем же дело? Похоже, что в Microsoft : без ее помощи с мертвой точки не сдвинуться. Недавно из-за этого даже случился небольшой скандал. Представитель AMD Питер Хадди намекнул было, что DirectX — это бревно на пути ПК-прогресса. Мысль здравая. Но журналисты тут же растрезвонили: «AMD говорит, что Microsoft больше заинтересована в консольном рынке и специально тормозит развитие ПК!», и AMD пришлось пойти на попятный, оправдываясь, что она всего-то считает нужным донести до общественности все точки зрения.

• • •

Подскажите, как оптимизировать работу Windows 7? Я в ней ничего не понимаю. Читал про программы-твикеры, но их так много-о-о…

Оптимизация Windows 7 затрагивает три стороны работы ОС — стабильность, скорость, функциональность. Но прежде, чем приступать к экспериментам, следует четко понимать, зачем вам это нужно.

Примите как данность, что повысить стабильность работы вам не удастся, зато загубить систему неправильными настройками и даже полностью ее убить — легко.

Увеличить быстродействие шансы тоже невелики. Если у вас тормозят игры, то никакими оптимизациями это не исправить — скорее всего, дело в недостаточной мощности видеокарты, слабеньком процессоре или нехватке оперативной памяти. Вы можете чуточку разумнее использовать ресурсы, но выигрыш, который от этого получите, будет не заметен невооруженным глазом. С трудом отключите с десяток левых служб — и добьетесь огромного прироста производительности в 0,002%. Оно вам нужно?

Остается функциональность, и в этом направлении действительно стоит поработать. Но не нужно радостно кликать на все кнопки сразу, едва скачав твикер. Твикеры — это утилиты для ювелирной настройки операционной системы, которые позволяют изменить труднодоступные, а то и вовсе скрытые параметры ОС. Догадываетесь, почему они скрыты? Точно! Потому что неграмотные пользователи могут испортить все одним кликом.

Взявшись за функционал Windows 7, действуйте системно. Составьте список того, что вас действительно раздражает в настройках по умолчанию, и целенаправленно им занимайтесь. В исступлении перегрызаете провод мыши каждый раз, когда средство контроля пользовательских учетных записей (User Account Control, UAC) запрашивает у вас разрешение на запуск программы? Отключите его! Но помните, что это здорово подорвет защиту системы.

К удивлению многих, список необходимых улучшений обычно получается очень коротким. Львиную долю изменений (облегчение интерфейса, оптимизация файла подкачки и т.д.) можно произвести, используя штатные средства ОС. Ну а если вам все-таки позарез нужен твикер, то скачайте Sunrise Seven , бесплатный и мощный. Главное, не перестарайтесь!

• • •

Новости из Японии страшно читать — у них второй месяц не прекращаются подземные толчки, а уж про «Фукусиму-1» и говорить нечего! То и дело слышу о переносах игр. Sony, Nintendo, SEGA, даже Microsoft жертвуют миллионы на восстановление экономики… Как эта катастрофа скажется на нашей индустрии?

К сожалению, Японию действительно продолжает трясти. Однако дела в стране куда лучше, чем можно было бы предположить! Например, всех поверг в изумление тот факт, что после землетрясения и цунами выжил японский интернет. Из строя вышло шесть магистральных каналов связи, но интенсивность передачи данных упала всего на 10-15% (а ожидали, что на Востоке будет интернет-коллапс!). Ларчик просто открывался: в Японии чрезвычайно плотная сетевая архитектура, множество резервных каналов связи, и когда из строя вышла значительная часть оборудования, то нагрузка быстро перераспределилась.

Но многие беды у японцев еще впереди. Сколько резервных каналов ни проложи, без энергии не будет работать ни один сервер, ни один домашний компьютер. Из-за аварий на «Фукусиме-1» в стране сильная нехватка электричества, которая заставила японцев перейти в режим жесткой экономии. Уже сейчас идут плановые отключения электроэнергии, и это лишь начало! Пик потребления приходится на лето, так что впереди у японцев жаркие дни без кондиционеров и горячего душа, зато с остановившимися лифтами, эскалаторами и веерными отключениями электричества по всей стране. Многие компании, в том числе Sony , планируют на лето закрыть свои офисы или существенно уменьшить количество сотрудников, отправив их в незапланированный отпуск.

Больше всего опасений у нас по поводу Next Generation Portable , запуск которой запланирован на конец этого года. У самой Sony, кажется, уверенности тоже нет: сначала президент американского игрового подразделения Джек Треттон заявил, что компания может отложить релиз, но затем другие представители компании эту информацию опровергли.

Несмотря на удачный старт в конце февраля, всю весну неожиданно плохо продавалась Nintendo 3DS (по крайней мере, проигрывала по продажам старушке PSP). Кроме того, из-за катастрофы Nintendo пришлось отменить широкомасштабные запуски 3DS в Америке и Европе, и на этом японцы, несомненно, потеряли немало денег.

Игровые издатели были вынуждены отложить или даже отменить выход более 30 игр, особенно про апокалипсис и катастрофы (Zettai Zetsumei Toshi 4: Summer Memories, Motorstorm: Apocalypse, Ryū ga Gotoku of the End), временно закрыть сервера некоторых онлайновых проектов — например, FinalFantasy XIV и Final Fantasy XI. Сумму ущерба оценивают почти в $90 млн, но в целом японский игровой рынок пострадал не слишком сильно, и специалисты считают, что он быстро восстановится.

Между прочим, катастрофа в Японии затронула не только Страну восходящего солнца. Так, один из крупнейших южнокорейских издателей, Hangame , вынужден был перенести с апреля на май дорогущий международный съезд Ex 2011. Впрочем, перенос помог несильно: хоть корейцы и уверяли, что у них с радиацией и землетрясениями все в норме, многие приглашенные отказались от полетов в неблагонадежный регион по уважительным причинам.

Рекомендации по составлению вопросов

Двадцать четыре часа в сутки я мысленно с вами — в остальное время со мной можно связаться, написав по адресу hotline@igromania.ru. В теме сообщения сделайте пометку «Горячая линия» или «Совет читателя» — так мне будет легче найти ваше письмо в море спама, приходящего на почтовый ящик.

Если с компьютером возникла какая-то неполадка, подробно расскажите, что происходило с ним до и после: какие программы устанавливались и удалялись, менялись ли комплектующие, скакало ли напряжение и т.д. Не забудьте указать конфигурацию системы и версии установленных драйверов — чем детальнее описана проблема, тем больше вероятность, что мы ее решим.

Обратите внимание, что мы не отвечаем на вопросы, связанные с вылетающими и зависающими играми, контентными патчами, внутриигровыми багами, сохранениями, уровнями сложности. Для всего этого, сами понимаете, есть форумы и служба поддержки.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь