19 мая 2011Особое мнение
Обновлено 30.08.2023

No, I have a life

No, I have a life - изображение обложка

Редактор игрового раздела Георгий Курган — о Assassin’s Creed: Brotherhood, важности кругозора и школьной программе по литературе.

…или вот, скажем, Assassin’s Creed! С одной стороны, вместо сюжета у этой игры — пятнадцать часов ахинеи с элементами Дэна Брауна. С другой — во время прохождения Brotherhood я задал себе такой вопрос: а много ли я раньше знал, например, о роде Борджиа? Знал ли я что-то об итальянской архитектуре эпохи Возрождения (учитывая, что ни разу не был в Италии)? К своему стыду могу сказать, что ответ на оба этих вопроса и еще на десяток аналогичных — отрицательный.

Еще лет десять назад было модно спорить, являются игры искусством или все-таки нет (а кое-кто и до сих пор не успокоился). Правильный ответ на этот вопрос лежит где-то между «совсем не обязательно» и «однозначно нет, подождите еще лет десять». Потому что не знаю как вы, но лично я отказываюсь считать искусством игру, в которой секта наркоманов (все ведь, надеюсь, знают, как проводили досуг настоящие хашишины?) грызется с рыцарским орденом за артефакты инопланетян, чтобы предотвратить катастрофу-2012, а Леонардо да Винчи изобретает деревянный пулемет.

Художественная ценность видеоигр сегодня прямо пропорциональна умению их авторов передирать идеи у кинорежиссеров, писателей, художников и музыкантов. Но это еще не значит, что, играя в игры, нельзя расширять свой кругозор, приобщаться к шедеврам мировой культуры и вообще — расти над собой.

Есть всего одно условие: само желание этого роста. Ведь непосвященные люди считают игры злом не потому, что там бластеры, гной, кровь и сиськи, а потому, что они очевидным образом уводят людей (особенно — подростков) от тех вещей, которыми они и так-то не очень интересуются. Если еще лет тридцать назад альтернативой школьной программе по истории и литературе были пиво, футбол, ПТУ и клей «Момент», то сегодня индустрия развлечений предлагает в миллиард раз больше способов остаться недалеким оболтусом хоть на всю жизнь. И, как это ни печально, существует бесчисленная армия видеоигр, которые этому вольно или невольно способствуют: если уровня эрудиции игрока недостаточно, чтобы отделить художественный бред Ubisoft Montreal от реальных исторических событий, то игра может стать для него отличным источником ереси.

Теперь самое главное: как с этим бороться? Выпрямите спину. Сделайте глубокий вдох. Если хотите — прочитайте мантру «ом мани падме хум». После этого дойдите до книжной полки и возьмите оттуда книгу с фамилией «Пушкин» на корешке. Прочитайте ее целиком, можно в несколько приемов (с перерывами на сон, еду, работу и Super Meat Boy ). Затем возьмите книгу с фамилией «Достоевский». Повторите процедуру.

Ну и так далее. Смотрите Джармуша и Хичкока. Слушайте ABBA, Pink Floyd и The Beatles. Любите Канта. Критикуйте Юнга. Если вы ненадолго отвлечетесь от «Дома 2» и Lineage , то культурных ориентиров тут же найдется масса. Лично я вообще чувствую себя неловко из-за того, что приходится писать о таких очевидных вещах в журнале о видеоиграх, но вместе с этим мне неловко за людей, которые всерьез ведут на форумах дискуссии о том, кто победит — РС или консоли, посвящают бесчисленные часы каким-то сальным ЖЖ-сообществам и смотрят российские ситкомы.

По большому счету в этом нет ничего фатального — в конце концов, как известно, Пушкин тоже жил без Достоевского и не чувствовал себя культурно обделенным. Но если вдруг в описанном выше стереотипе вы узнали себя, то сделайте одолжение — задумайтесь на секунду о том, что ваш организм — это не мясная машина по производству нескольких центнеров фекалий и декалитров соплей и почти наверняка способен создать нечто большее. Тогда игры тут же перестанут казаться искусством, но меньше удовольствия приносить не начнут. А самая прекрасная новость заключается в том, что вам даже не придется играть меньше: необходимое время без труда освободится, как только вы перестанете читать сообщество ne_puzor.

Достоевский Ф.М., «Идиот»

Классический point-and-click-квест, действие которого разворачивается в России XIX века.

Управляя таинственным князем Мышкиным, игрокам предстоит разгадать множество коварных загадок, чтобы вызволить прекрасную Настасью Филипповну из лап холерического гомункула Рогожина.

Лермонтов М.Ю., «Мцыри»

Приключенческий экшен, геймплеем напоминающий Assassin’s Creed , а сюжетом — The Graveyard. Ваш герой, Мцыри, — удалой кавказский горец, накануне пострига бежавший из ненавистного монастыря. По сути это даже не игра, а интерактивный рассказ-зарисовка. Тут ничего не происходит: вы блуждаете по горам, пьете воду из ручья, слушаете птиц, боретесь со снежным барсом… и, что бы ни делали, на исходе третьих суток неизменно возвращаетесь к монастырю. Все предрешено, и единственное, что оставляют вам разработчики — это задуматься о взаимодействии личности и цивилизации, философской проблеме, впервые поднятой в играх на таком уровне.

Германская эпическая поэма «Песнь о Нибелунгах»

Одна из самых важных стратегий за всю историю видеоигр, «Песнь о Нибелунгах» повествует о вражде бургундов и нидерландцев, которых рассорили две прелестных королевы Кримхильда и Брюнхильда. В «Песне о Нибелунгах» есть элементы пошаговой глобальной стратегии, тактические битвы в реальном времени и милые ролики-зарисовки — вот, например, о том, как разгневанная Брюнхильда, из вредности не пуская мужа на ложе, связывает его и вешает на крюк в спальне — чтобы подумал о своем поведении.

Боккаччо Джованни, «Декамерон»

Эротический квест о юных флорентийках и флорентийцах, во время чумы XIV века «благопристойным образом удалившихся в загородные имения и заполнивших досуг всякого рода развлечениями». Серия состоит из десяти эпизодов, каждый из которых повествует об одном дне из жизни добровольных отшельников. «Декамерон» занимателен, но очень уж затянут: сюжеты повторяются от эпизода к эпизоду, и до десятой части, борясь с зевотой, дотягивают лишь единицы.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь