Эти крылья не для скуки. Тестирование игрушечных вертолетов Func HGI-33F и Func HGR-44

Эти крылья не для скуки. Тестирование игрушечных вертолетов Func HGI-33F и Func HGR-44

Тест — Эти крылья не для скуки. Тестирование игрушечных вертолетов Func HGI-33F и Func HGR-44
«…На время тестирования вертолетов квартира автора превратилась в летную академию. В итоге рецензент, отлетавший на Func-вертушках неделю, успешно квалифицировался на роль летчика-любителя и в будущем планирует продолжать обучение трюкам воздухоплавания…»
Игроманияhttps://www.igromania.ru/
Тест
Эти крылья не для скуки. Тестирование игрушечных вертолетов Func HGI-33F и Func HGR-44
Технические характеристики

Тип вертолета: HGI-33F - 3-канальный, HGR-44 - 4-канальный

Тип управления: HGI-33F - ИК-сигнал, HGR-44 - радиосигнал

Гироскоп: есть в обеих моделях

Направления полета: вперед/назад, вверх/вниз, повороты налево/направо, вращение на месте; боковые крены только для HGR-44

Лопасти основного винта: HGI-33F - 18 см, HGR-44 - 24 см

Время полета: HGI-33F - 5-7 минут, HGR-44 - 6-8 минут

Среднее время зарядки: HGI-33F - 40 минут, HGR-44 - 60 минут

Радиус действия пульта ДУ: 8 м

Питание: HGI-33F - 6 батареек АА, HGR-44 - 4 батарейки АА и аккумулятор

Дополнительно: функция боя для HGI-33F, автоматическая система перекоса для HGR-44

Размеры: HGI-33F - 22x18x9 см, HGR-44 - 24,5х14х4 см

Вес: HGI-33F - 90 г, HGR-44 - 95 г

Цена HGI на июль 2011 года: HGI-33F - 3490 рублей, HGR-44 - 2990 рублей

Серия игрушечной техники Func Control для подростков и кидалтов — взрослых детей — знакома нам не понаслышке: в «Игромании» №12/159 мы уже тестировали краш-машинки этого бренда. Теперь же, летом, когда на небе ни облачка, самое время опробовать игрушечные вертолетики.

Насмотревшись на парад, проводимый в День Победы, редакция «Игромании» тоже захотела взбить винтом небо над Красной площадью, разыскала два опытных образца и приступила к изучению их летного потенциала.

Авиаторы нам завещали

Из всего лопастного парка компании Digital Function мы выбрали две старшие модели — Func HGI-33F и Func HGR-44. Они принадлежат одной серии, но управляются разными способами: HGR-44 использует радиосигнал, а два компактных вертолета из набора HGI-33F работают от инфракрасного сигнала. Все особенности моделей зашифрованы в названиях игрушек: «H» — это сокращение от слова «helicopter», то есть «вертолет», «G» подтверждает наличие гироскопа в обеих моделях, «I» и «R» обозначают тип сигнала, а «F» — функцию стрельбы (о ней ниже).

Почетное право быть протестированным первым досталось комплекту HGI-33F. Это самый дорогой продукт Func Control. В наборе два вертолета — они позволяют играть вдвоем и худо-бедно имитировать воздушный бой. В коробке за 3490 рублей спартанский, честное слово, минимум: два маленьких, девяностограммовых вертолетика, два джойстика к ним и руководство по эксплуатации на русском языке.

Комплект рекомендован детям от 8 лет и старше (в отличие от более сложной модели HGR-44, которую советуют давать подросткам от 14 лет). Чтобы управлять HGI-33F, не требуется абсолютно никаких технических познаний, необязательно даже разбираться в авиации.

Лечу куда могу

А вот терпения на то, чтобы собрать и настроить вертолеты, у восьмилетних пацанов хватит едва ли. Перед первым полетом мы провозились с HGI-33F почти час! За это время мы успели сходить в магазин за 12 АА-батарейками (в спартанский комплект они не входят) и зарядить по 6 штук в каждый из джойстиков. Тогда же выяснилось, что вертолеты тоже нуждаются в дозаправке: в каждом джойстике предусмотрен шнур подзаряки, подключаемый к днищу вертолета. Подсоединив игрушку к столь необычному источнику питания, необходимо включить джойстик и дождаться, пока на нем не потухнет зеленый индикатор, и лишь затем — заправить вертолет. Когда все готово, остается лишь перевести в положение «On» переключатели на обоих джойстиках и обоих вертолетах.

Итак, джойстики в руках, вертолеты на стартовой площадке, шасси-лыжи поставлены на ровную поверхность, и... «Боже, они действительно летают! Но уж как-то слишком криво...»

Непослушные, норовящие выйти из-под контроля, свалиться на землю или врезаться в дерево вертолеты способны очень быстро разочаровать. Чтобы научиться управлять девяностограммовым кусочком пластика (хотя в инструкции почему-то заявлен «корпус из металла»), придется потратить немало времени. Органов управления на джойстике всего ничего, но даже через полчаса тренировок вертолет будет лететь туда, куда вам нужно, совсем не по той траектории, по которой вы рассчитываете.

За маневры отвечают две рукояти. Левая, рукоять оборотов, контролирует акселерацию и мощность работы винтов, правая позволяет перемещать вертолет по двум осям. В отличие от джойстика HGR-44, у пультов HGI-33F есть некоторые проблемы с рукоятью оборотов. По крайней мере, у нас сложилось впечатление, будто она понимает только положения «вкл» и «выкл» — ни о какой чувствительности речи не идет. Заставить вертолет висеть в воздухе с помощью этой рукояти очень сложно: игрушка то и дело набирает высоту, а если давление на рукоять чуть ослабить, норовит свалиться на землю.

Зато с помощью правой рукояти мы смогли не только вертеть вокруг оси, но и наклонять нос для полета вперед и назад. При таком наклоне включается горизонтальный хвостовой винт и вертолет летит в заданном направлении.

Также каждый джойстик снабжен верньером гироскопа — прокручивающимся колесиком в центре геймпада, позволяющим настроить чувствительность гироскопа и правильность ориентирования игрушки в пространстве. Смещенный влево или вправо верньер заставляет вертолет бесконтрольно клониться в сторону перекоса. Баланс нужно выравнивать прямо в воздухе — во время полета.

Но самая интересная особенность — это, конечно, режим воздушного боя. Недоработанный, к сожалению.

Под указательным пальцем правой руки на джойстике находится кнопка «Огонь». Даже если включен и работает лишь один из вертолетов, можно нажать эту кнопку и насладиться плохо оцифрованным грохотом выстрела. Правда, единственный динамик расположен не очень удачно — конструкторы отвели ему место в тыльной стороне джойстика, и большую часть времени он прикрыт ладонью или пальцами, которые заглушают звук.

В носовой части каждого из вертолетов расположены инфракрасные датчики-«пушки». Если повернуть один вертолет носом к другому и выстрелить, будет зафиксировано попадание — после трех попаданий поверженный вертолет начнет медленно падать, а проигравший игрок потеряет над ним контроль. На перезарядку «пушки» требуется пять секунд.

Чтобы синхронно работающие вертолеты не конфликтовали, производитель рекомендует использовать разные частоты инфракрасного сигнала. Переключаются они прямо с пульта кнопками «A», «B» и «C».

Время полета без подзарядки составляет 5-7 минут, но и этот недолгий период может сократиться за счет активной стрельбы. Разряжающийся вертолет выглядит немного комично — лопасти винтов крутятся, а оторваться от земли он уже не может. В таком состоянии у вертолета остаются силы лишь на то, чтобы ездить по полу в разные стороны и поднимать пыль.

Краш-вертушки

Между прочим, вертолеты из комплекта HGI-33F не являются близнецами. Они оба могут похвастаться армейской камуфляжной раскраской, но на корпусе одного вертолета доминирует зеленый цвет, а другого — черный. Для лучшей дифференциации раскраска различается и у джойстиков. Удобно!

Для полетов HGI-33F вполне хватит комнаты площадью пятнадцать метров с потолком высотой метра три. Только имейте в виду, что после подобных забав вам придется менять побелку на потолке — вовремя остановить ретиво взлетающий вертолет удается не всегда (мы вас предупредили!). С этой же проблемой мы столкнулись трижды во время пилотирования вертолета HGR-44, который, как вы могли догадаться, честно дочитав до этого места, понравился нам куда больше, чем комплект из двух юрких мини-вертушек.

Вертолет HGR-44 за 2990 рублей — старшая модель линейки Func Control. У него нет инфракрасной пушки, зато есть поддержка четырехканальности: вдобавок к трем базовым действиям (вверх/вниз, вперед/назад, влево/вправо) вертолет HGR-44 способен совершать боковые крены.

Кроме того, вместо ИК-управления вертолет контролируется радиосигналом, а он, как известно, обладает большим радиусом действия и несколько менее чувствителен к погодным условиям, солнечному свету и отражающим поверхностям.

Это по любви

Мы смело называем HGR-44 профессиональным вертолетом для энтузиастов игрового пилотирования. Назвать его просто «игрушкой» не повернется язык. HGR-44 в полтора раза крупнее HGI-33F, щедрее укомплектован и может подзаряжаться от USB-порта. Преимущества HGR-44 не исчерпываются одним лишь наличием крена и радиосигнала. Он также снабжен встроенным пьезоэлектрическим гироскопом, время полета после полной зарядки у него варьируется от 6 до 8 минут, а лопасти основного винта раскидываются на 24 см — против 18 см у младших моделей.

В комплектации HGR-44 также отсутствуют батарейки — не беда, мы опять сходили в магазин и купили еще четыре пальчиковые, уложили их в пульт управления и подключили к нему телескопическую антенну. Далее нам пришлось зарядить встроенный аккумулятор вертолета: мы совместили USB-кабель с комплектным сетевым адаптером и запитали вертолет от энергосети. Среднее время зарядки нового аккумулятора — час.

К сожалению, в руководстве по эксплуатации недостаточно подробно описана процедура включения вертолета, и мы какое-то время искали кнопку включения — а надо было просто шнур от аккумулятора вставить в гнездо на боковой части вертолета! Инструкция об этом умолчала.

После включения пульта понадобилось синхронизировать его с вертолетом. Это заняло несколько секунд, во время которых бортовой фонарь вертолета мигал, устанавливая связь. Когда синхронизация завершилась, фонарь продолжил гореть уже без подмигиваний.

Вертоворот

Мы тестировали HGR-44 в два этапа — на улице и в квартире.

Мощности винта HGR-44 хватает на то, чтобы прижимать к земле траву в радиусе четырех метров от места взлета. Возможно, из-за опасных лопастей доступ к этой модели и разрешен только подросткам с 14 лет. Также достаточно сложно устроен пульт управления: помимо двух программируемых ручек, у него есть кнопки подстройки оборотов и настройки тангажа.

Пугают все эти термины? Зря! Достаточно поднять левую рукоять пульта вверх — и пропеллеры закрутятся. Кроме того, в пульт управления встроен ЖК-дисплей. На нем отображаются высота (за нее отвечает левая рукоять), скорость и направление (они зависят от правой рукояти), а также имеются индикаторы мощности сигнала и заряда батареи.

Зачем-то на дисплей выводится даже напряжение батарей, которое у нас равнялось 6 вольтам. Еще на экране отображается используемый канал («1», «2» или «Автомат») — выбирать его имеет смысл, только если рядом летают два вертолета одной модели. Наконец, на корпусе пульта есть отсек для запасного аккумулятора вертолета.

Моторчик не в состоянии поднять вертолет в воздух мгновенно, после старта «двигателя» ему требуется порядка 3-5 секунд на отрыв от земли. Но ожидание стоит результата — HGR-44 мощный, он способен за три секунды вознестись на высоту до десяти метров. Управлять им также удобно, потому что, не в пример HGI-33F, он способен зависать в воздухе, не смещаясь в какую-либо сторону.

Wait for me

Но прежде, чем вертолет начнет вас действительно слушаться, придется немного поколдовать над балансировкой. Она позволит на лету настраивать тангаж (наклон вперед/назад) и сервомеханизм, отвечающий за крены (наклон влево/вправо). Направление полета тоже может быть отрегулировано дополнительно, через меню. Связанный с балансировкой инструментарий называется автоматической системой перекоса. Именно она позволяет управлять угловым положением лопастей вертолета, регулирующих как угол крена, так и тангаж. Эти настройки в любой момент можно сбросить на заводские с помощью команды «Reset».

Чувствительность вертолета в воздухе потрясающая, этим он похож на контроллер Move для PS3, который откликается на малейшие движения владельца. Пару раз, правда, вертолет глючил и продолжал набирать высоту, хотя мы уже отменили команду.

В отличие от HGI-33F, модель HGR-44 не производит впечатления хрупкой игрушки, которая специально склеивается так, чтобы рассыпаться на запчасти после пары падений. Старший вертолет у нас даже пережил два падения с трехметровой высоты — мы потеряли управление, когда он запутался в ветвях деревьев. Тем не менее руководство пользователя справедливо советует не сажать игрушку со всего маху.

А вообще для закрытых помещений HGR-44 подходит с натяжкой. Чтобы не ободрать мебель и не поранить домашних животных гигантскими лопастями, мы рекомендуем запускать вертолет на открытом пространстве в безветренную погоду.

 

На время тестирования вертолетов квартира автора превратилась в летную академию. В итоге рецензент, отлетавший на Func-вертушках неделю, успешно квалифицировался на роль летчика-любителя и в будущем планирует продолжать обучение трюкам воздухоплавания.

Вертолет для детей постарше нам понравился, комплект из двух мелких вертушек — не очень. А вывод, как обычно, простой: если вам уже исполнилось 14 лет (мы на это сильно надеемся!) и вы всем сердцем любите анимационную ленту «Порко Россо», покупайте HGR-44 и учитесь кружить на высоте. Впечатления от этих полетов — когда задираешь голову и видишь, как вертолетик подчиняется твоим рукам, — просто фантастические.

ПЛЮСЫ:

невысокая цена на обе модели
HGI-33F: возможность играть вдвоем
HGR-44: прочность и отзывчивое управление

МИНУСЫ:

малое время автономной работы
нет противоударной защиты
вертолеты из комплекта HGI-33F неманевренные и особенно хрупкие

Как летают вертолеты?

Несмотря на кажущуюся сложность, на вопрос «Как же оно летает?» ответить очень просто. Все дело в большом несущем пропеллере, который стоит на крыше конструкции. Вращаясь, лопасти винта отправляют весь окружающий воздух под себя, что приводит к созданию тяги и стремительному движению лопастей вверх с последующим поднятием самого вертолета. Этот процесс можно сравнить с плаванием. Когда в воде вы делаете гребок руками, вы как бы проталкиваете свое тело через жидкость и движетесь вперед. С вертолетом то же самое — он проталкивает сам себя через воздух. Только из-за того, что плотность воздуха гораздо меньше плотности воды, на это приходится затрачивать гораздо больше усилий. Поэтому для нужного эффекта производители делают большие винты и увеличивают их скорость вращения.

Однако поднять вертолет в воздух — это полдела. Нужно им еще и как-то управлять, и удерживать его в воздухе в одном положении. Тут все посложнее.

Когда вертолет поднимается в воздух, вращающийся винт начинает раскручивать кабину вокруг своей оси. Тут тоже как в плавании: делаете гребок правой рукой, а вас поворачивает налево, и, чтобы плыть прямо, нужно компенсировать этот реактивный момент и делать гребок второй рукой. То же и с вертолетом. Движение одного винта компенсируется движением второго. Способов реализации несколько.

Первый — ставить маленький пропеллер на хвосте вертолета, который будет работать в противоположную сторону и не давать вертолету крутиться вокруг своей оси. Вертолетами с такой схемой очень сложно управлять, и пользуются ими только профессионалы.

Второй способ — ставить два несущих винта на одной оси. Лопасти будут крутиться в противоположных направлениях, компенсируя реактивный момент вращения. Такая схема называется соосной и используется в подавляющем большинстве игрушечных вертолетов. Главный ее плюс — повышенная устойчивость в полете. Минус — низкая маневренность.

Заставить игрушку лететь вперед/назад можно тоже несколькими способами.

Самый простой — установить горизонтальный винт на хвосте (как у HGI-33F), который, вращаясь, будет наклонять вертолет вперед и перенаправлять воздушный поток от большого пропеллера немного назад (или наоборот).

Более сложный способ — изменять угол наклона лопастей основного винта (угол атаки). Можно сделать так, чтоб воздух от несущего пропеллера шел не строго вниз, а немного назад, и тогда вертолет полетит вперед. Так, к примеру, работает HGR-44.

Следующий маневр — повороты вокруг оси (рысканье). Для этого используется либо хвостовой винт (как в HGI-33F), который раскручивает вертолет, либо изменение скорости вращения соосных винтов.

Ну и последний элемент управления — крен. Чтобы заставить вертолет лететь вбок, пользуются основными винтами, изменяя их угол наклона так, чтобы воздух направлялся в нужную сторону и сдвигал вертолет в выбранном направлении.

Сложности выбора

Вертолетов на радиоуправлении в магазинах столько, что прямо глаза разбегаются. Вот несколько советов, как выбрать подходящую именно вам модель.

Для начала нужно решить, где вы собираетесь летать. Если дома, то лучше всего искать маленькие вертолетики с небольшими несущими винтами. Таким и площадь для полетов нужна небольшая, и скорость у них невысокая, успеете остановить набор высоты до встречи вертолета с потолком.

Дальше необходимо честно ответить на вопрос, насколько профессионально вы управляетесь с вертолетами. Если для вас это первая встреча с летательными аппаратами, то лучше не покупать дорогие и большие модели с кучей возможностей. В неумелых руках они разбиваются гораздо быстрее своих более дешевых собратьев.

Определить, на кого рассчитана та или иная модель, просто. Надо посмотреть, сколько каналов управления у выбранной игрушки. Варианта может быть три.

 — Двухканальные модели. У таких есть только неуправляемый несущий винт и пропеллер на хвосте. Это самые скучные варианты, которые не понравятся даже маленькому ребенку. Такой вертолет может только взлететь и покрутиться вокруг своей оси. О полетах вперед/назад и каком-либо маневрировании не может быть и речи.

— Трехканальные вертолеты — оптимальный выбор. Такие уже могут оснащаться горизонтальным винтом на хвосте или функцией управляемого угла атаки лопастей. Подобные модели не только взлетают и крутятся вокруг своей оси, но и уверенно двигаются вперед/назад. Именно такие вертолеты рекомендуют покупать начинающим пилотам.

— Четырехканальные «стрекозы» — самые продвинутые устройства на рынке. У них добавляется возможность летать вбок, что позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа (к примеру, перевернуть вертолет вверх дном и зависнуть в воздухе). Но надо иметь в виду, что управлять четырехканальным вертолетом значительно труднее, а сложную механику на несущих винтах сломать гораздо легче. Так что брать продвинутые модели нужно, только если вы уверены в своих силах, ну или как минимум потренировались в специальных вертолетных симуляторах.

Затем следует посмотреть на способ связи вертолета и пульта управления. Варианта бывает два. Самый дешевый — инфракрасный (HGI-33F). Это, по сути, как пульт для телевизора: лампочка подает световые сигналы, вертолет их принимает и реагирует. Работает только в условиях прямой видимости. Залетит вертолет за стол — и связь будет потеряна. Гораздо лучше покупать модель на радиоуправлении (HGR-44). Тут препятствия практически не влияют на качество связи, да и дальность действия у радиоволн гораздо выше, чем у ИК-датчиков.

Ну и последний пункт — наличие гироскопа. Не будем вдаваться в механику и просто скажем, что гироскоп придает вертолету дополнительную устойчивость в полете. По сути, это небольшая микросхема, которая регистрирует отклонения от заданного курса и принимает меры по их устранению — к примеру, выправляет движение хвостовым винтом. Начинающим пилотам на модели без гироскопа лучше не смотреть.

Комментарии
Загрузка комментариев