29 августа 2011
Обновлено 17.05.2023

Bastion

Bastion - изображение обложка

В свое время первая часть Mass Effect породила новую волну рассуждений о том, должны ли ролевые игры становиться проще и понятнее (в предыдущий раз провокатором выступила Fable). Понятно, что даже ортодоксальные фанаты механизма, внутри которого все работает по велению магических цифр, хотят, чтобы со стороны их любимая RPG выглядела как не самый плохой слэшер. Именно поэтому в The Witcher 2, последнем бастионе классических ролевых игр для тех, кто моет волосы хотя бы пару раз в месяц, можно кому-нибудь эффектно выколоть глаз клинком. Тем не менее все тот же Mass Effect, который от части к части все больше становится похож на космический шутер (и никто не говорит, что это плохо!), не желает раз и навсегда избавиться от того, что какими-то тонкими нитями все еще роднит его с Baldur’s Gate.

Так что вся идеологическая оппозиция, без устали высмеивающая занудство и штампы RPG, ожидаемо дислоцируется в инди-квартале. Рон Гилберт обсмеял Diablo и все фэнтези разом в Deathspank, дуэт Penny Arcade промышлял короткими ролевыми зарисовками по несколько долларов за эпизод, а у Тима Шейфера, например, была Costume Quest, где авторы вдоволь поглумились над пошаговыми боями.

Дремота

Bastion со стороны можно принять именно за такую игру. Но разница заключается в том, что все вышеперечисленные комедии, по сути, сами унаследовали все то, над чем они посмеиваются. Тот же DeathSpank, при всем его очаровании, является точно таким же стереотипным закликиванием, как и все остальные экшен-RPG, хоть и доводит их идеи до гротескного абсурда. А Bastion, хотя игра эта во многом забавная, ни над кем открыто не гогочет, зато делает кое-какие реальные шаги к предельному удобству и здравому упрощению. Придумал ее, к слову, Грег Касавин, в прошлом — главный редактор GameSpot, после ухода из журналистики продюсировавший Command & Conquer 3: Tiberium Wars и Red Alert 3. Наслушавшись, очевидно, лысых неврастеников и лубочных клоунов, ему захотелось обратиться к чему-то по-буддийски умиротворенному.

Bastion - фото 1

[[BULLET]] Обычно перед появлением новых врагов или каких-то ловушек вам предлагают поучаствовать в тренировке, по результатам которой дарят один из трех артефактов.

Конечно, в глубине души Bastion не лишена философского пафоса, без которого любое инди сейчас воспринимается как нелепая попытка вымогательства — и в первую очередь благодаря тому, что выглядит игра как Braid в изометрии. По миру, пережившему какой-то магический катаклизм, бегает белокурый мальчуган по прозвищу Малыш. После катастрофы его страну раскололо на множество мелких парящих в воздухе островков, населенных металлическими големами, плотоядными кляксами и шарами-убийцами, состоящий из множества мелких квадратиков пол может провалиться в любую минуту, а прямо из-под земли вырастают стрелковые башни. Яркие уровни аккуратно собираются из обломков прямо у вас под ногами, музыка вводит в транс, эффекты будто бы приглушены, и даже во время самой суровой битвы складывается ощущение, что вот-вот впадешь в летаргический сон.

Bastion - фото 2

[[BULLET]] Состоял ли этот мир из кучи разноцветных кубиков до катастрофы, так и не прояснят.

Не дает зависнуть в медитативном состоянии только неумолкающий закадровый комментатор, который действительно следит за тем, что сейчас происходит на экране. Вы бежите к большому залу, а он торжественно чеканит: «И вот Малыш отправился навстречу опасностям». Там вас одним плевком размазывают по полу, и он добавляет: «Хотя его и повалили…» Еще одна смерть — «…повалили дважды». И тут вы, наконец, собираетесь с силами, всех убиваете, получаете свое «все-таки герой смог выстоять против врагов», на радостях несетесь вперед, срываетесь в пропасть, а рассказчик невозмутимо сообщает: «Хотя даже таким героям, как наш, нужно иногда смотреть под ноги». Иногда невидимый сказочник, увы, срывается на рассуждения о роли памяти в нашей жизни или о других ценностях, которые, несомненно, важны для понимания Bastion, но в остальное время все больше веселит.

Крепостное право

Если вы решили, что Bastion и в остальном как-то принципиально отличается от любой другой ролевой игры, то вынуждены вас несколько огорчить. Цель тут — зачищать локации, важную роль в процессе занимает выбор между двумя моделями топоров, Малыш растет в уровнях и собирает кучу барахла, а ради сокровенного «+10 к силе» приходится даже воздавать хвалу богам с непроизносимыми именами.

Bastion - фото 3

[[BULLET]] В бастионе можно не только оставить сюжетно важные предметы, но и пройтись по магазинам.

Но уникальность тут — не в механике, а контексте, в котором она существует. Тот самый бастион, выведенный в заголовок, выполняет здесь роль вашей крепости, откуда вы телепортируетесь на емкие и насыщенные уровни, прохождение которых занимает от семи до десяти минут. Никакой многочасовой беготни по подземельям, никакого сбыта барахла, накопленного за полдня грабежей и убийств, никаких боссов, убиваемых в тридцать заходов, или изнуряющих почтовых квестов тут нет. Все миссии яркие, постановочные и не успевают надоесть. Пальцы не болят, демоны во сне перед глазами не пляшут, а после очередной битвы, кажется, даже мышцы расслабляются.

Если вернуться к размышлениям о судьбе ролевых игр, то Bastion в глобальном смысле им, конечно, не помогает: будь все в мире RPG похожи на эту, нам бы пришлось покупать коврики для групповой медитации, заучивать индийскую мантру «Табла Таранга» и учиться играть на раге. Тем не менее она доказывает, что даже в играх, пятнадцать лет строящихся по принципу «купи больше бутылок и не отпускай кнопку атаки», можно придумать что-то неординарное. И это «неординарное» — вовсе не онлайн-аукцион коллекционной брони.

Реиграбельность:

Классный сюжет:

Оригинальность:

Легко освоить:

Геймплей:

8

Графика:

9

Звук и музыка:

9

Интерфейс и управление:

7

Дождались?

Постановочная ролевая игра без занудства, гоблинов и километров пустынных полей.

Рейтинг «Мании»: 8,0

«Отлично»

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь